Свое отопление в квартире — закон и судебная практика

Неначисление платы за отопление потребителям, самостоятельно перешедшим на индивидуальное отопление, незаконно

Не так давно мы в нашем блоге рассматривали вопрос о правомерности начисления собственникам платы за отопление при отсутствии радиаторов отопления. Статья на эту тему размещена ЗДЕСЬ.

Практика судов по данному вопросу, впрочем, как всегда, диаметрально противоположно различалась до недавнего времени. Одни суды вставали на сторону Самоделкиных и признавали незаконным начисление платы при отсутствии радиаторов отопления и индивидуальном отоплении, другие – напротив, считали такие действия законными.

Верховный суд РФ в своем определении от 15 марта 2018 г. № 308-КГ18-928 признал незаконным неначисление платежей за коммунальную услугу по отоплению в случае, если граждане самостоятельно отключились от централизованной системы отопления многоквартирного дома (МКД), а также если перешли на автономное отопление.

Хотя ранее в 2014 году ВС РФ уже признал действующим и законным абзац второй пункта 42(1), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила 354), касающийся начисления платы за отопление.

В Решении от 14 января 2014 г. № АКПИ13-1157 ВС РФ сделал следующие выводы:

«…Абзац второй пункта 42(1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В связи с этим является необоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемого положения части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

…Правительство Российской Федерации осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, Правила в оспариваемой части основаны на нормах федерального закона и не противоречат им, прав и свобод заявителя не нарушают. С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют».

Вышеуказанное Определение ВС РФ от 15 марта 2018 г. № 308-КГ18-928 вынесено в рамках рассмотрения дела по обжалованию ресурсоснабжающей организацией (далее – РСО) – АО «Донэнерго» предписания органов государственного жилищного надзора (далее – ГЖН), которое вынесено по коллективной жалобе жителей многоквартирного дома в городе Ростов-на-Дону, недовольных тем, что отдельные потребители, перешедшие на индивидуальное газовое отопление, не платят за отопление на общих основаниях, так как РСО им не начисляет платежи на согласно Правилам 354.

В результате проведенной проверки орган ГЖН вынес предписание ресурснику произвести перерасчет и начислить всем потребителям плату за коммунальную услугу по отоплению на основании Правил 354.

Доводы РСО в защиту своей правовой позиции следующие: оплата тепловой энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии. Начисление платы собственнику жилого помещения, оборудованного системой газового отопления, которому услуга фактически не предоставляется, приводит к двойному начислению платы за один и тот же вид коммунальной услуги. Кроме того, РСО выдано также предписание прокуратуры, в соответствии с которым начисления, производимые РСО за не потребленную услугу собственниками спорных помещений признаны незаконными.

Даже странно было ожидать от РСО такой правильности и соблюдения прав потребителей, хотя, без предписания прокуратуры они вряд ли стали бы такими праведниками.

Однако суды всех инстанций признали вынесенное предписание Государственной жилищной инспекции законным и обоснованным.

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 16 января 2018 г. по делу № А53-13387/2017 (им оставлено в силе решение АС Ростовской области от 01.09.2017 г, постановление 15 ААС от 31 октября 2017 г. № 15АП-15222/2017):

«…Пунктом 40 Правил 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 42 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил 354 в редакции, действовавшей в спорный период, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В силу части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Исходя из этого, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем законодательством не предусмотрена возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198.

При вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не освобождает граждан, не использующих центральное отопление, от оплаты тепловой энергии системы отопления многоквартирного дома.

Кроме того, освобождение собственников таких помещений от оплаты коммунальной услуги за отопление на общедомовые нужды с учетом отсутствия возможности раздельного учета влечет за собой увеличение размера платы для собственников иных помещений.

На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания».

В своем Определении по делу ВС отметил:

«… Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 30, 39, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», учитывали правовую позицию, выраженную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198, и исходили из того, что жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.

Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом, использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели – обслуживанию и поддержанию всего объекта (в рассматриваемом случае – многоквартирного жилого дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима).

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

Таким образом, учитывая вышеизложенное и основываясь на рассмотренном Определении ВС РФ, можно сделать вывод о том, отказ от централизованного и переход на автономное теплоснабжение возможен только при наличии проекта реконструкции внутренних инженерных сетей и внесении на основании Закона о теплоснабжении № 190 (п. 15 ст. 14) соответствующих изменений в схему теплоснабжения. Теперь остается надеяться, что судебная практика и в различных регионах придет наконец-то к единообразию.

Отметим, что компания “Бурмистр.ру” разработала уникальную CRM-систему, которая позволит автоматизировать работу управляющей компании или ТСЖ.

Индивидуальное отопление квартиры в многоквартирном доме

В однокомнатной квартире многоквартирного дома 5 лет назад установлено индивидуальное отопление. С приходом новой тепловой компании (РГК-ТУЛА) появились неясные цифры в квитанциях за отопление. В графе индивидуальное потребление суммы незначительные, но аккумулируются в крупную. В графе общедомовое потребление нули.ООО”РГК-ТУЛА” регулярно присылает напоминания о долге опираясь на Постановление Правительства РФ№354 и Решения Верховного Суда РФ№АКПИ13-1157 и №АКПИ15-198. Законно ли их требование и начисления? Стояки заменены на полипропилен и имеют теплоизоляцию. Индивидуальное отопление ставилось не просто так: в холодные месяцы температура в квартире опускалась до 4. градусов, но в ней никто не жил. Соседи все годы плакали, жаловались на плохое отопление – бесполезно!

В этом году сделан капремонт с заменой инженерных сетей, и установкой отопления в подъезде (свои 36 лет я там отопления не помню). У меня нет долгов по ЖКХ, но с этими начислениями я не согласен. Согласен оплачивать общедомовое потребление в части отопления подъезда, но никак не квартиры, учитывая, что индивидуальное отопление у меня работает круглый год!

Ответы юристов ( 2 )

  • 10,0 рейтинг
  • 7503 отзыва эксперт

Сергей, добрый вечер! Да, судебная практика, в том числе на уровне Верховного суда в части споров между жителями МКД и ТСО/УК при вопросе об оплате тепловой энергии при установленном индивидуальном отоплении складывается не в пользу жителей. Это связано с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг, утв. постанолением Правительства РФ №354 п. 40 которых гласит, что

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

это в свою очередь связано с особенностью предоставления данной услуги т.к. собственник помещения в мкд в любом случае несет бремя расходов на содержание общего имущества в мкд и даже с индивидуальным отоплением от этого не уйти поскольку действующий порядок не предусматривает разделения объемов на потребление тепла в квартире и на общедомовые нужды в отличие от воды и электроэнергии, например. На этом основании суды при обжаловании выставленных счетов УК или ТСО отказывают. В приведенных актах Верховного суда оспаривались как раз положения Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе приведенного выше п. 40, суды в удовлетворении требований о признании их недействующими отказали

Читайте также:  Крыльцо деревянного дома + фотогалерея

1)Предположим, я ставлю у себя индивидуальный прибор учета тепла. Т.к.тепла из стояка я не трачу, прибор будет показывать 0. каков будет расчет. Что я буду оплачивать в части индивидуального потребления?

2)Газ, как энергоноситель для создания тепла я оплачиваю в 5-6 кратном размере в отопительный сезон по сравнению с соседями, не имеющими индивидуального отопительного котла. Это никто учитывать не будет.

3) 2 юриста (капля в море) на Вашем портале заявляют, что человечество, оспаривающее свое лидерство на мировой арене, осваивающее космос и природу материи не в силах вывести «формулу», по которой можно раздельно рассчитать и обосновать индивидуальное и общее потребление такого ресурса как тепло. Вместо того, чтобы указывать на несовершенство законодательства, следует совершенствовать его, будучи образованными и подкованными в этой сфере. Проблема же есть. Иначе-сливайтесь с общей биомассой!

«формулу», по которой можно раздельно рассчитать и обосновать индивидуальное и общее потребление такого ресурса как тепло.

Сергей, а при чем тут юристы данного портала позвольте спросить? Они какое отношение имеют к нормативным актам в соответствии с которыми производится расчет платы за отопление в многоквартирном доме?

Газ, как энергоноситель для создания тепла я оплачиваю в 5-6 кратном размере в отопительный сезон по сравнению с соседями,

так Вы и потребляете его в данном объеме ведь, а поскольку так получилось, что живете Вы не в индивидуальном доме а в многоквартирном, от оплаты расходов на отопление дома пропорционально доле в праве на общедомовое имущество рассчитываемое пропорционально площади занимаемого жилого помещения по действуют нынешние Правила предоставления коммунальных услуг никуда не деться. Тут только можно предложить оспорить данную норму (о недопустимости разделения платы за отопление в помещении и на общедомовые нужды) на предмет соответствия конституции, не так давно КС признал неконституционным неучет показаний индивидуальных приборов при отсутвии хотя бы одного ИП в мкд, см.
Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П

но не стоит забывать, если Вы говорите что перешли на ИО 5 лет назад что согласно уже действовавшей на тот момент ч.15 ст.14

Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ
«О теплоснабжении»

Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домахс использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

  • 7,6 рейтинг
  • 2485 отзывов

Могу согласиться с Вами в том, что указанная ситуация, мягко говоря, не совсем справедлива и Ваше возмущение мне понятно, но есть и формальная (на сегодняшний день) сторона дела. Действительно, действующее правовое регулирование порядка оплаты отопления в доме, где не все квартиры оборудованы индивидуальными приборами учёта тепла, предполагает расчёт стоимости потреблённой теплоэнергии не по показаниям приборов, а по формулам, установленным в приложении к указанному Вами Постановлению Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года, которые предусматривают учёт показателей по площадям помещений в доме в целом и средние показатели по расходу теплоносителя, т.е. платить Вы должны и за общедомовое имущество также. В упомянутом Вами решении Верховного Суда РФ от от 14 января 2014 г. N АКПИ13-1157 сказано так:

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

Полагаю, что в этой цитате в сжатом виде как раз и отражен существующий подход к данной проблеме, который складывается не в пользу потребителей.

1)Предположим, я ставлю у себя индивидуальный прибор учета тепла. Т.к.тепла из стояка я не трачу, прибор будет показывать 0. каков будет расчет. Что я буду оплачивать в части индивидуального потребления?

2)Газ, как энергоноситель для создания тепла я оплачиваю в 5-6 кратном размере в отопительный сезон по сравнению с соседями, не имеющими индивидуального отопительного котла. Это никто учитывать не будет.

3) 2 юриста (капля в море) на Вашем портале заявляют, что человечество, оспаривающее свое лидерство на мировой арене, осваивающее космос и природу материи не в силах вывести «формулу», по которой можно раздельно рассчитать и обосновать индивидуальное и общее потребление такого ресурса как тепло. Вместо того, чтобы указывать на несовершенство законодательства, следует совершенствовать его, будучи образованными и подкованными в этой сфере. Проблема же есть. Иначе-сливайтесь с общей биомассой!

Почему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

28 декабря 2018 года появилось постановление Правительства РФ № 1708, которое внесло изменения в порядок расчётов за отопление в многоквартирных домах, предусматривающий нулевое потребление тепловой энергии в квартире собственника. Рассказываем о том, почему такие изменения были внесены в ПП РФ № 354.

Собственник с индивидуальной системой отопления отказался платить за центральное

В мировой суд г. Таганрога обратился собственник доли в квартире МКД. Он потребовал, чтобы управляющая организация, как исполнитель КУ, сделала ему перерасчёт платы за теплоснабжение, поскольку в его жилом помещении отсутствует центральное отопление.

Установка индивидуального отопления была произведена в 2002 году после получения в домоуправляющей компании технических условий и согласования технического плана. Плата за центральное отопление собственникам квартиры не начислялась.

В 2017 году исполнитель КУ включил в счета собственника плату за теплоснабжение в соответствии с п. 42(1) ПП РФ № 354. Собственник безуспешно обращался в УО с заявлениями и претензиями, прилагая подтверждающие документы об отсутствии в квартире центрального отопления. Спор переместился в суд.

Мировой судья, рассмотрев материалы дела, принял сторону потребителя, установив, что в такой ситуации нарушены его права: истца обязывают платить за услугу, которую он не получает.

Исполнитель КУ отстоял в суде право начислять плату за централизованное отопление

УО подала апелляцию в городской суд, указывая на то, что у неё отсутствуют законные основания не производить начисления за центральное отопление по жилому помещению истца. Её поддержал и поставщик тепловой энергии.

Они настаивали на том, что независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные источники тепла, размер оплаты за КУ по отоплению определяется в едином порядке в соответствии с требованиями ПП РФ № 354, ст. ст. 26, 29, 157 ЖК РФ.

Апелляционный суд согласился с доводами исполнителя КУ, посчитав неверным вывод о том, что услуга по центральному отоплению истцу не предоставлялась. Собственник является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в квартиру, но и в общие помещения жилого дома: подъезды, чердаки, подвалы, стены. К тому же одним из источников теплоснабжения помещений в МКД является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через квартиру.

Переход на индивидуальное теплоснабжение возможен, если законодательством утверждён порядок определения объёма индивидуального и общедомового потребления. Применительно к тепловой энергии в многоквартирных домах НПА такой возможности не предусматривают.

Поэтому фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в МКД не освобождает его собственника от оплаты тепловой энергии, поставляемой в дом централизованно.

Суд также отметил, что согласование перепланировки и переустройства квартиры при установке системы отопления было произведено с нарушениями: не получено разрешение на такие работы в органе местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ). Поэтому решение суда первой инстанции было отменено.

Суды настаивали на обязанности всех потребителей в доме платить за централизованное отопление

Подобная ситуация сложилась и в судебном споре ещё одного собственника квартиры с исполнителем КУ по теплоснабжению. Управляющая организация подала в суд иск о взыскании с потребителя задолженности за отопление его квартиры.

Ответчик пояснил, что не оплачивает КУ, поскольку в его квартире установлен индивидуальный источник тепловой энергии. Срезанные трубы системы отопления дома изолированы и не поставляют тепло в помещение. При этом индивидуальная система обогревает смежные стены, полы и потолки.

1. Система централизованного отопления относится к общему имуществу МКД. Изменить её можно только с согласия всех собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Также разрешение должен дать орган МСУ. Истец не смог предоставить доказательств, что получал такие документы.

2. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату совокупно без разделения на плату за потребление в своём помещении и на общедомовые нужды (абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354). Порядок расчёта платы определён в п. 42(1) ПП РФ № 354. Он не предусматривает отдельного механизма расчёта платы за отопление в доме, некоторые помещения которого отключены от централизованной системы.

Иск исполнителя КУ был удовлетворён. Верховный суд ЧР согласился с выводами первой инстанции и отклонил апелляционный иск потребителя.

Существующий подход к расчётам при индивидуальной системе отопления признан неконституционным

Потребители подали жалобы в Конституционный суд РФ, который объединил их в одно дело с целью проверить конституционность абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, который обязывает потребителей оплачивать фактически неоказываемую им услугу.

1. Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

2. Нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на вытекающих из Конституции РФ принципах определённости, справедливости и соразмерности вводимых ограничений, что применимо к порядку определения объёма потребляемого коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

3. ПП РФ № 354 устанавливает расчёт платы за отопление в домах, где не установлены ОДПУ тепловой энергии, исходя из норматива (абз. 2 п. 42(1) ПП РФ № 354).

4. Рассчитанная с применением норматива плата за централизованное отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Модель построена исходя из презумпции подключения всех помещений в доме к сетям теплоснабжения МКД.

5. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, в том числе оплачивать тепловую энергию (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 39 ЖК РФ).

Читайте также:  Блок-хаус для внутренней отделки, различные виды текстуры на фото

6. Установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства к переустройству помещений не может служить основанием для освобождения потребителя от обязанности платить за КР на СОИ. Это приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений бремени содержания общего имущества

7. В действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды.

Поэтому в соответствии с п. 40 ПП РФ № 354, с собственников помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными источниками тепловой энергии, взыскивается плата за содержание общего имущества и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с другими потребителями.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, КС РФ сделал вывод, что абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не соответствует Конституции РФ. Существующий подход к расчётам за отопление ведёт к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Поэтому КС РФ поручил Правительству РФ незамедлительно внести необходимые изменения в действующее законодательство: необходимо предусмотреть порядок расчёта платы за теплоснабжения в МКД, отдельные жилые помещения в которых переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Управляющим организациям следует принять во внимание новые требования к расчётам за КУ

Управляющая организация, являясь исполнителем КУ по теплоснабжению, должна иметь в виду, что:

1. Конституционный суд РФ потребовал изменить подход к расчётам платы за отопление в МКД, где в установленном порядке собственники смонтировали индивидуальные системы отопления. Такие потребители должны платить только за тепловую энергию, потреблённую в целях содержания общего имущества. Соответствующие изменения должны быть внесены в НПА Правительством РФ.

2. До внесения изменений в ПП РФ № 354 собственники помещений с индивидуальными системами отопления, установленными с получением всех разрешительных документов, должны платить только за тепловую энергию, потреблённую на содержание общего имущества. Расчёт такой платы должен вестись на основе методических рекомендаций по определению объёма потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.

3. Методические рекомендации обязан в кратчайшие сроки утвердить Минстрой РФ.

4. Все неисполненные или частично исполненные судебные решения, вынесенные ранее и основанные на положении абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

28 декабря 2018 года во исполнение сразу двух постановлений Конституционного суда РФ – от 10.06.2018 № 30-П и от 20.12.2018 № 46-П – вышло постановление Правительства РФ № 1708. Оно внесло изменения в ПП РФ № 354, предусмотрев в формулах расчёта нулевой объём потребления тепловой энергии в помещении собственника: как по показаниям ИПУ, так и при установленном автономном отоплении.

Подробнее о ПП РФ № 1708 в следующей статье расскажет наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец. Следите за обновлениями.

Индивидуальное отопление в квартире: как теперь платить

В феврале правительство тихо изменило правила начисления платы за отопление. Изменения касаются тех, у кого в квартире индивидуальный котел. Раньше таким жильцам приходилось платить за услуги, которыми они не пользовались, но два упорных собственника дошли до Конституционного суда и добились справедливости. Завышенных платежей больше не будет.

Это касается именно отопления квартир. За общедомовые нужды по-прежнему придется платить.

Если в квартире есть индивидуальное отопление

Вот что изменилось в начислениях за коммунальные услуги:

  1. Теперь за центральное отопление квартиры можно не платить, если есть индивидуальное.
  2. Платить за общедомовые нужды все равно придется.
  3. При наличии отдельного котла в квитанциях должна быть сумма только за общедомовые нужды, а за отопление квартиры — нет.
  4. Это работает только для котлов, которые установлены по проекту и с разрешениями.
  5. Если котел установили без согласования, придется платить за центральное отопление квартиры, даже если его не используют.
  6. Решения судов о взыскании платы по старой формуле исполнять не нужно.

Поделитесь с теми, у кого индивидуальное отопление. В статье много полезных ссылок о том, как еще можно сэкономить:

Предупредить родных в вотсапе

Кого это касается?

Это касается жильцов, которые установили или хотят установить в своих квартирах индивидуальное отопление, например отдельный котел.

Если в вашей квартире индивидуальное отопление, которое было раньше или появилось недавно, или вы только думаете о таком переходе, то эти изменения — для вас: они касаются организационных вопросов и денег. Помогите разобраться близким, у которых в квартире свой котел: они могут платить меньше, чем раньше.

В чем была проблема с индивидуальным отоплением?

В основном в многоквартирных домах центральное отопление. Где-то с оплатой по нормативам, где-то — по счетчикам, но тепло поступает по трубам из общей котельной. Жильцы платят за отопление своей квартиры и общих помещений в доме.

Но еще есть довольно много квартир, где проведено индивидуальное отопление. То есть собственники отключились от центральной системы и установили свою. В их квартиры не поступает тепло из общей котельной. Например, они отапливают квартиру газом и платят за газ, а не за горячую воду в батареях. Кто-то из собственников сразу купил такую квартиру, кто-то сам установил котел, а кто-то перевел нежилое помещение в жилое. У таких жильцов были проблемы с оплатой.

Как было раньше. Отопление оплачивают по тем правилам, что установило правительство. В правилах написано, что платить нужно за отопление своей квартиры и помещений общего пользования. При этом разделения нет. Нельзя платить только за свою квартиру, а за общие нужды не платить.

В итоге те собственники, что топили квартиру своим котлом, должны были выплачивать и суммы, которые бы им начисляли за центральное отопление. При этом услугу они фактически не получали. Кто-то пытался не платить, но долги копились, и их потом взыскивали. Люди ходили по судам, чтобы доказать: «Мы не должны платить за то, чем не пользуемся». Но управляющие компании, поставщики и суды разводили руками: «Такие правила установило правительство, пока они действуют, мы ничего не можем сделать». Разделить отопление нельзя, отдельной формулы нет.

Каждый раз жильцам квартир с индивидуальным отоплением приходила квитанция, в которой была указана сумма за центральное отопление — их квартиры и общедомовых нужд. Разделить ее было нельзя, отказаться от части начислений тоже. Фактически жильцы квартир со своими котлами платили за отопление чужих квартир или отдавали больше денег, чем стоило тепло на весь дом.

Два таких собственника решили добиться справедливости. Они ходили по судам, но бесполезно: убрать начисления не вышло. Тогда они пошли в Конституционный суд — требовали признать само условие об общих начислениях незаконным. И признали.

Если в квартире индивидуальное отопление, платить за центральное не придется

Конституционный суд объяснил, что правила расчета платы за отопление не учитывают разделения на квартирные и общедомовые нужды. Если жильцы установили свой котел, они все равно обязаны платить за центральное отопление квартиры, а это нечестно. Значит, правила противоречат Конституции и их надо менять.

Все, кто установил в квартирах котлы, больше не должны платить за центральное отопление своего жилья. А решения судов о том, что с них надо взыскивать долги и начислять им суммы как всем, исполнять не нужно.

Правительство обязано изменить свои правила так, чтобы жильцам с котлами в квартирах не начисляли суммы за центральное отопление. И правительство уже изменило формулы.

Теперь при начислении платы за отопление по нормативам из общей площади будут вычитать площадь тех квартир, где установлены котлы. А их владельцам не будут начислять плату за центральное отопление. Те, кто хотел сэкономить с помощью индивидуального отопления, наконец смогут это сделать. А те, кто сразу получил квартиру с отдельным котлом, больше не будут ходить по судам в поисках справедливости.

Плату пересчитают только за те квартиры, где котлы стоят с проектами и законно

В некоторых квартирах котлы для индивидуального отопления установлены самовольно. Жильцы не делали проект и не получали согласований. Например, они установили котел не для экономии, а потому что тепла от центральных батарей не хватает. Или его слишком рано отключают, в доме тонкие стены, а в семье маленькие дети. Для таких квартир изменения не сработают: об этом есть оговорка в выводах Конституционного суда и формулах расчета.

Не платить за отопление можно, только если соблюдены все требования к переустройству, есть разрешения и все согласовано.

Платить за общедомовые нужды должны все

В жилых домах нужно отапливать не только квартиры, но и общие помещения. И это придется делать всем жильцам независимо от того, как они обогревают свои квартиры. Поэтому плату за общедомовое отопление будут начислять даже владельцам индивидуальных котлов.

Для таких начислений есть несколько формул: по нормативам, по счетчикам, в течение года или только зимой. Можно платить управляющей компании или поставщику по прямому договору. Но отказаться от оплаты общедомового отопления невозможно: Конституционный суд эту обязанность ни для кого не отменял.

Вот подборка полезных статей о том, как правильно платить за отопление в квартире, чтобы не потратить лишнего:

Установка индивидуального отопления в квартире по закону

В современных городских квартирах есть все необходимое для комфортного проживания: отопление, канализация, водоснабжение и водоотведение. С точки зрения конструктивных особенностей, централизованная система отопления — удобна. Но, имеются и недостатки, побуждающие людей искать альтернативные способы обогревания помещения в холодное время года.

Можно ли установить автономное отопление в квартире?

Жильцы многоквартирных домов часто задумываются о том, чтобы отказаться от государственного тепла. Но можно ли установить автономное отопление в квартире?

Для этого государство должно выдать ряд разрешений. Обустройство индивидуального отопления в квартире регулируется рядом законов и нормативно-технических актов:

  • ФЗ «О теплоснабжении»;
  • Статьи 26 и 27 Жилищного кодекса;
  • Постановление Правительства №307.

Сложность ситуации состоит в том, что разрешение на индивидуальное отопление в квартире можно получить только с согласия органов местного самоуправления. Мнения соседей также берутся в учет, а это десятки и сотни людей. Муниципалитеты идут навстречу жильцам, если те ссылаются на Федеральное законодательство и представляют доводы в необходимости подключения индивидуального отопления.

Что заставляет жильцов пойти на этот шаг?

Каждый раз при повышении тарифов на отопление ряд жильцов задумываются перейти на автономное обогревание. Несмотря на немалые расходы для осуществления подобного переустройства жилья, вложенные деньги возвращаются уже в скором времени.

Но, кроме завышенных тарифов, существуют и другие причины для перехода на автономное отопление:

  • неоправданно высокая стоимость услуги по обогреванию помещения;
  • отопление — некачественное, его недостаточно для поддержания комфортной температуры в жилище в холодное время;
  • необходимость в использовании дополнительных источников тепла, что повышает расходы на оплату услуг;
  • из-за неудобного расположения квартиры, требуется больше тепла (например, квартира угловая или расположена на первом этаже);
  • зависимость от сроков начала и конца отопительного сезона. Осенью жильцы мерзнут, а весной страдают от жары и при этом еще и платят за услугу;
  • потребность поддерживать комфортную температуру в помещении в любое удобное время;
  • желание платить только за фактически потребляемое тепло;
  • при необходимости уехать из города, автономное отопление просто отключается, без необходимости платить за услугу, которой не пользовался.

Достоинства и недостатки индивидуального отопления

У процедуры перехода на автономное отопление есть как преимущества, так и недостатки. Их стоит рассмотреть подробнее, чтобы взвесить все «за» и «против», и принять решение.

Преимущества:

  • Экономия. Жильцы, перешедшие на автономное газовое отопление, заявляют о том, что их расходы на обогрев квартиры сократились примерно в 7 раз;
  • Независимость от установленных сроков начала и конца отопительного сезона;
  • Возможность выставить нужный режим и регулировать температуру на свое усмотрение. Современные системы позволяют установить в настройках временные отрезки, когда температура в помещении будет опускаться (например, все в школе или на работе), и когда будет подниматься на несколько градусов (вечером, ночью, когда все жильцы дома). Это позволяет сэкономить дополнительные денежные средства;
  • Бесперебойная подача горячей воды;
  • Возможность выбрать любые батареи, так как отсутствует вероятность гидроударов.
Читайте также:  Технология утепление фасада минватой под штукатурку: как правильно выполнить монтаж своими руками?

К недостаткам относят следующие:

  • Высокая стоимость оборудования;
  • Зависимость современного оборудования от электропитания;
  • Необходимость монтажа нового отопительного контура;
  • Потребность в обустройстве подходящего вытяжного канала.

Получение разрешения

За получением разрешения на обустройство индивидуального отопления в помещении обращаются в районную администрацию, в частности — в межведомственную комиссию, отвечающую за использование жилищного фонда. Уполномоченные сотрудники рассматривают санкцию и дают ответ в пределах полтора месяца после даты обращения. Там же можно взять список необходимых документов.

Стоит отметить, что получение разрешения разнится в зависимости от того, какой тип автономного отопления вы выберете: электрическое или газовое.

При переходе на электрическое индивидуальное обогревание достаточно:

  • Подать заявление на отказ от централизованного отопления;
  • Получить согласие от уполномоченных органов;
  • Подать письменную просьбу на установку автономного отопления в квартире в районное отделение сети.

Для обустройства газового котла требуется соблюдение ряда требований:

  • Подать заявление в газовое хозяйство;
  • Обратиться в пожарную охрану для получения документа об исправности вентиляции и дымохода;
  • Получить от соседей письменное разрешение на установление индивидуального отопления в квартире. Это важно по той причине, что отказ ряда жильцов от централизованного отопления ведет за собой сбои в системе;
  • Необходимо узнать, в распоряжении кого находятся трубы и батареи. Если за их исправность отвечает домовладение, потребуется испросить разрешение у жильцов. Если ими заведуют государственные службы, подается заявление с просьбой их отключения;
  • Обратиться в городскую теплосеть для получения разрешения на составление и утверждение схемы индивидуального отопления.

Получив разрешение и справки на руки, переходят к демонтажу старой системы и установки индивидуального отопления в квартире. На практике, для оформления документов и получения разрешения необходимо от 3-х до 6 месяцев.

Газовое хозяйство может отказать в установке котла, если технические характеристики системы не рассчитаны на оказание требуемого давления. В таком случае обращают внимание на другие источники обогрева.

В газовое хозяйство предоставляется техпаспорт и схема с указанием места установки котла. После одобрения выбранного для установки котла и после того, как были обговорены сроки его установки, можно переходить непосредственно к монтажу системы индивидуального отопления.

Право на подключение индивидуального отопления в квартире имеют только работники фирм, поставляющих газ. У них же есть и соответствующее разрешение на подобные работы. Заниматься самостоятельно монтажом системы не рекомендуется во избежание судебных разборок.

Необходимые документы

Установка системы собственного отопления относится к переоборудованию жилого помещения. Список необходимых бумаг включает следующие:

  • Заявление, оформленное по специальной форме;
  • Документы, устанавливающие право на владение жильем: свидетельство о госрегистрации, акт передачи в собственность, договор дарения, документ о праве наследования и др.;
  • Если квартира находится в долевой собственности, заверенные копии на каждого владельца, и заявление с подписями всех владельцев;
  • Копия технического паспорта помещения;
  • В случае с муниципальным жильем необходимо согласие членов семьи нанимателя и жильцов многоквартирного дома. Документ оформляется в виде протокола собрания владельцев квартир;
  • Если дом является архитектурной или исторической ценностью, обращаются в орган, ответственный за охрану памятников архитектуры, который выдает заключение о возможности проведения перепланировки.

Кроме указанной выше, предоставляется и документация технического характера:

  • Проект перепланировки при установке газового котла. Включает газификацию помещения и внесение изменений в систему центрального теплоснабжения;
  • Копия паспорта на электрический котел;
  • Договор, подтверждающий разрешение максимальной мощности, которая превышает возможности котла (электрического);
  • ТУ отключения разводки в квартире от общедомовой отопительной системы;
  • ТУ вентиляции;
  • ТУ подводки газовых сетей.

Итак, где получить необходимые документы жильцу? Сбор требуемых справок может отнять немало времени и сил, так как придется обращаться в различные организации:

  • Чтобы получить разрешение на отключение квартиры от централизованной системы отопления обращаются в городскую теплосеть. Организация выдает отказ в том случае, если снятие радиаторов приведет к сбою в работе оборудования в соседних квартирах;
  • Для получения ТУ на монтаж газовой установки дает служба газа. Обращаются в районное ЖЭО;
  • В проектную организацию обращаются за планом переоборудования. В документе должна содержаться информация о будущей системе, технические решения, расчеты;
  • Далее необходимо согласовать проект перепланировки с организациями, у которых были получены ТУ, с пожарной службой и органами СЭС.

Окончанием официального оформления установки автономного отопления будет получение акта приемки. Документ получается тогда, когда все работы по монтажу новой системы завершены.

Последовательность установки

Некоторые жильцы отказываются от центрального отопления в многоквартирном доме. Желающим установить индивидуальное обогревание придется соблюсти требования к помещению, установленные законодательством:

  • Параметры комнаты: площадь — от 4 кв. м., высота потолка — от 2,5 м.;
  • Размер двери — не менее 80 см в ширину;
  • В помещении должен быть естественный источник света, хотя бы 1 окно;
  • Рядом с котлом запрещено располагать обогревательные приборы или газовую плиту. Минимальная дистанция между ними — от 30 см;
  • Котел устанавливается только на несущей стене;
  • Чтобы закрепить обогреватель на стене, подбирают место. Расстояние от пола — не менее полутора метров.

При проведении индивидуального отопления, необходимо следовать инструкции по обращению с агрегатами. Газовые котлы устанавливают только работники газовой службы.

На практике, провести индивидуальное отопление своими руками можно, но только на завершающем этапе. Это установка радиаторов и подведение труб. А вот монтаж котла, установку вспомогательного оборудования, подведение газа и прокладку стояков доверяют работникам газовой службы, или специалистам, прошедшим у них аккредитацию.

После того как система индивидуального обогрева установлена, ее проверяют на герметичность. Рекомендуемый способ (но и одновременно опасный) — наполнить систему теплоносителем. Если имеется утечка, последствия сразу ликвидируют. В основном утечка происходит в местах соединения секций радиатора или труб.

Как производится расчет платы за отопление для индивидуалов?

Согласно определению Конституционного суда, принятому 20 декабря 2018 года, Правительство РФ утвердило новый порядок расчета по отоплению, начиная с 28 декабря 2018 года.

Постановление касается 2-х категорий собственников жилья: установивших индивидуальные счетчики отопления и индивидуальные котлы для обогревания. Раньше законом не предусматривался расчет оплаты за тепло, если в МКД не у всех собственников были теплосчетчики.

Теперь собственник будет платить отдельно за лично потребленное тепло и отдельно за обогревание общего имущества, включающего подвалы, подъезды и т.д. За общее потребленное тепло оплата будет производиться согласно доли в общем имуществе.

Согласно принятым поправкам в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам №354, изменения внесены и в Жилищный кодекс. Они обязывают при расчете платы за отопление учитывать показания индивидуальных счетчиков тепла.

Итак, все собственники многоквартирных домов, желающие установить индивидуальное отопление, могут не переживать о повышенных тарифах и несправедливом перераспределении платы за тепло.

Стоимость подключения

Для установления автономного отопления необходимо собрать немалую сумму. Стоимость складывается из следующих составляющих:

  • размер квартиры;
  • выбранные материалы;
  • выбранный котел;
  • трубы;
  • схема отопления: однотрубная или двухтрубная.

К примеру, чтобы установить индивидуальное отопление в квартире в Москве, придется потратить минимум 2 000 у. е. Учитывается сложность и объем работ.

Но, впоследствии, экономия при оплате услуг ЖКХ покроет затраты. В долгосрочной перспективе, вы за меньшие деньги создаете в квартире желаемый комфорт.

Верховный суд: согласие теплосетей на отключение квартиры от централизованного теплоснабжения не требуется

Согласие теплосетей на отключение квартиры в МКД от централизованного теплоснабжения не требуется. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматрива я жалобу по делу об аннулировании разрешения на переустройство: местная администрация разрешила собственнику квартиры в МКД демонтировать батареи центрального отопления и установить вместо них электрообогреватели, а городские теплосети, потерявшие клиента, пытались оспорить это разрешение в арбитражном суде

Свое недовольство теплосети обосновывали следующими доводами:

• батареи этой отдельной квартиры являются частью общедомовой системы отопления. Когда собственник этой квартиры снес батареи, он тем самым уменьшил состав общего имущества МКД. А уменьшать это имущество можно только с согласия всех собственников помещений в МКД. Однако этот документ при согласовании переустройства не представлялся;

• спорная реконструкция системы отопления может нарушить теплогидравлический режим здания в целом и тепловой режим соседних помещений. Из-за чего теплосети не могут обеспечить качественное оказание коммунальной услуги по поставке тепла собственникам смежных квартир;

• при разработке спорного проекта переустройства не было учтено, что суммарная мощность отопительных приборов должна быть равна или больше, чем теплопотери (во избежание снижения температуры внутреннего воздуха в соседних помещениях). Кроме того, проект подготовлен без получения технических условий, без согласования с энергоснабжающей организацией и энергонадзором. Значит, проект не соответствует требованиям законодательства;

• на самом деле – фактически – собственник переустроенной квартиры продолжает пользоваться центральным отоплением (за счет теплоотдачи от смежных помещений, а также от магистральных трубопроводов теплоснабжения (стояков), проходящих через спорную квартиру. А денег не платит. Этим он нарушает права и законные интересы теплосетей, которые несут убытки в виде неполученных доходов, которые они могли бы получить при сохранении централизованного теплоснабжения спорной квартиры.

Так называемые суды всех трех инстанций встали на сторону местной администрации, и вот почему:

• закон разрешает переводить квартиру в МКД на автономное отопление, при условии оформления переустройства жилого помещения. Жилищный кодекс устанавливает закрытый перечень документов, который необходимо предоставить для согласования переустройства, и документа о согласии всех остальных собственников в этом перечне нет. Поэтому местная администрация и не могла бы отказать в перепланировке по этому основанию. А главное – батареи в спорной квартире не относятся к общему имуществу МКД, потому что они не обслуживают более одной квартиры и не находятся за пределами квартиры. И не важно, что на этих батареях нет отключающих устройств;

• теплосети не смогли доказать, что спорное переоборудование системы отопления привело к нарушениям в работе инженерных систем и что демонтаж батарей в спорной квартире не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в соседние помещения. Кроме того, никто из соседей на холод не жаловался – в деле нет сведений об обращениях жителей дома о нарушениях теплового режима;

• согласования проекта переустройства с энергонадзором и электросетями и не требуется. СНиП 41-01-2003 и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, на которые сослались теплосети, не распространяются на установку отопительных приборов в жилых помещениях. В то же время разработчик проекта переустройства (специализированная организация) уверяет, что технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий. Обратного не доказано;

• теплосети не смогли доказать, что в спорной квартире сохраняется неоплаченное остаточное теплопотребление от плохо изолированных стояков отопления, межквартирных перегородок и плит-перекрытий. Кроме того, в доме стоит общедомовой счетчик тепла, так что теплосети в любом случае получают оплату за все поставленное в МКД тепло;

• а довод теплосетей о «потере клиента» не свидетельствует о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Требования теплосетей очевидно направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение коммерческой выгоды.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу теплосетей, не увидел в деле нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на его исход, и отказал в передаче спора на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Ссылка на основную публикацию