Военная электростанция УД2 А64 характеристика армейской электростанции

Армейские электростанции: надежность, неприхотливость, брутальность

Для военных нужд обязательно иметь под рукой постоянный источник электрической энергии, поскольку в военное время магистральные линии электропередач выводятся из строя в первую очередь. А в отсутствии электричества невозможна нормальная работа всех систем жизнеобеспечения и связи.Во время военных действий войсковые подразделения не должны оставаться без связи, поэтому на балансе каждой воинской части имеется автономная армейская электростанция, способная в случае повреждении централизованной линии электропередач обеспечить нужды подразделения в электрической энергии.

Современные армейские подразделения широко применяют для своих нужд различные электрические агрегаты и электростанции, среди которых военные электростанции бензиновые и дизельные аппараты. В случае возникновения необходимости эти автономные источники питания всегда способны обеспечить электрической энергией, а современные технологии позволили создать агрегаты, которые удовлетворяют всем требованиям и нуждам современной армии.

Армейские бензиновые электростанции: особенности

Подобные автономные электростанции обладают универсальностью, которая заключается в том, что они способны в течение длительного времени обеспечивать бесперебойное снабжение электроэнергией регулярных армейских подразделений. Пока что ничего более надежного придумано не было. Также армейские электростанции могут применяться для нужд населения в случае перебоев с поставками электрической энергии.

Одной из особенностей, определяющих универсальность передвижных электростанции, является возможность их применения в режиме параллельной цепи и любыми другими источниками получения электрической энергии. Надежность и военная направленность подобных агрегатов обуславливается рядом положительных сторон, среди которых можно выделить следующие возможности:

  • мобильность, поскольку все узлы станции монтируются на жесткой раме, установленной на передвижной платформе, и могут работать прямо на ней;
  • низкий уровень издаваемого шума;
  • простота эксплуатации и обслуживания;
  • возможность автоматического запуска и отключения;
  • наличие дистанционного управления станцией. Армия всегда получала на вооружение только новинки, поэтому возможность включать или отключать БГУ посредством простого мобильного телефона существует пока у военных.

Различные виды военных электростанций

Наиболее распространенной электростанцией, которая в течение длительного времени находилась на вооружении советской армии, является такая модель как АБ-4, обладающая следующими техническими характеристиками.

Характеристика бензиновой военной электростанции АБ4

Армейская электростанция АБ4 представляет собой работающий на бензиновой двигателе генератор, основным предназначением которого было обеспечение бесперебойного питания мощной радиостанции Р-140м. «Сердцем» данной электростанции является надежный и простой в эксплуатации двигатель УД-25, обладающий мощностью в 8 л.с., а за выработку электроэнергии отвечает генератор типа ГАБ-4-Т. Эта модель генератора способна обеспечивать выработку 4 киловатт энергии и имеет на выходе три фазы.

Особенностью электростанции является возможность не только ручного запуска, а также пуска в автоматическом режиме, что было новшеством во времена создания агрегата, который был разработан в конце 70-ых годов для нужд военных.

Военная электростанция УД2, характеристики которой зависит от модификации применяемого двигателя, является отличным источником питания, способным обеспечить не только нужды воинского подразделения, но также применяться для гражданских целей.

Плюсы применения бензиновых электростанций

Несмотря на развитие современной электрической техники, генераторы, выпускаемые для удовлетворения потребностей армии, отличается надежность и широта применения. Использовать подобные генераторы возможно в различных областях человеческой деятельности:

  • проведение воинских учений и маневров;
  • ликвидация последствий стихийных бедствий;
  • туризм;
  • освещение автомобильных стоянок или гаражных кооперативов;
  • снабжение энергией авиационных подразделений.

При неоспоримых плюсах, бензиновые электростанции проигрывают другим агрегатам, используемым для выработки электрической энергии. Дизельная военная электростанция, характеристика которой практически не отличается от бензиновых разновидностей, отличается большим количеством плюсов. Самым главным достоинством является экономичность при высокой вырабатываемой мощности. Дизельное топливо стоит дешевле бензина и более безопасное с точки зрения пожарной безопасности. Некоторые модификации электрических генераторов, работающих на дизельном топливе способны выдавать до 100 кВт энергии, что вполне хватит для освещения палаточного городка.

Резюмируя, можно отметить, что вне зависимости от вида потребляемого топлива, армейские электростанции — это безотказные и надежные агрегаты, которые прослужат верой и правдой в течение длительного времени без серьезных поломок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Техническое описание и инструкция по эксплуатации оба. 140. 065 То

Главная > Инструкция по эксплуатации

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

АГРЕГАТЫ БЕНЗИНОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Техническое описание и инструкция

Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации распространяется на агрегаты бензоэлектрические унифицированные переменного тока, в дальнейшем именуемые агрегаты: АБ-2-О/230-М1, АБ-2-Т/230-М1, АБ-4-О/230-М1, АБ-4-Т/230-М1, АБ-4-Т/400-М1 и предназначено для изучения устройства и осуществления правильной эксплуатации агрегатов.

Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации состоит из:

а) технического описания;

б) инструкции по эксплуатации.

В техническом описании изложены технические характеристики и сведения об устройстве и принципе работы агрегатов.

В инструкции по эксплуатации приведены указания по технике безопасности, сведения и правила по эксплуатации агрегатов.

Примечание. Поскольку конструкция агрегатов постоянно совершенствуется, возможны незначительные отступления от рисунков и текста данного технического описания и инструкции по эксплуатации не влияющие на понимание принципа действия устройства агрегатов, его работоспособность и эксплутационные качества.

При изучении и эксплуатации агрегатов необходимо дополнительно руководствоваться следующими документами:

1.Правила техники электробезопасности при эксплуатации электроустановок.

2. Инструкция « Установка агрегатов в объектах 1БА.643.102 Д »

3.Эксплуатационные документы, поставляемые с агрегатом (состав комплекта эксплуатационных документов указан в формуляре агрегата).

1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

1.1.1. Полное наименование — агрегаты бензоэлектрические унифицированные переменного тока типов АБ-2-О/230-М1, АБ-2-Т/230-М1, АБ-4-О/230-М1, АБ-4-Т/230-М1, АБ-4-Т/400-М1.

1.1.2. Агрегаты предназначены для использования в качестве автономных основных или резервных источников электроэнергии переменного тока.

1.1.3. Условия эксплуатации:

а) температура окружающего воздуха, °С…

от плюс 50 до минус 50

для тропического исполнения, °С……….

от плюс 50 до минус 10

б) относительная влажность окружающего воздуха, %.

до 98 (при температуре до плюс 25°С) (для тропического исполнения – при температуре до 35°С)

в) высота над уровнем моря, м…………….

г) атмосферные осадки……………………..

дождь, снег (только для агрегатов с кожухом)

д) транспортирование автотранспортом со скоростью не более, км/ч:

-по шоссейным дорогам………………….

-по грунтовым дорогам ………………….

е) углы крена и дифферента, град…………..

ж) запыленность воздуха, создаваемая автотранспортом при движении по сухим грунтовым дорогам.

Примечание . Допускается работа агрегата на высоте над уровнем моря до 3000 м со следующим снижением мощности:

1.2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

1.2.1. Основные параметры и характеристики агрегатов приведены в табл. 1.

Мощность номинальная, кВт

Напряжение номинальное, В

Частота номинальная, Гц

Частота вращения номинальная, об/мин

Время работы без дополнительной заправки топливом, не менее, ч

Время непрерывной работы, ч

Габаритные размеры, мм, не более:

Габаритные размеры с дополнительным оборудованием-кожухом мм, не более:

Масса (без топлива, масла, дополнительного оборудования, ЗИП, кг, не более

Масса дополнительного оборудования – кожуха, кг, не более

1.2.2. Агрегат обеспечивает возможность местной регулировки напряжения в пределах от 95% номинального до номинального при любой нагрузке от холостого хода до номинальной с коэффициентом мощности от

1.2.3. При изменении нагрузки от холостого хода до номинальной с коэффициентом мощности от 0,8 до 1,0 выходное напряжение агрегата автоматически поддерживается в пределах ±4% от среднерегулируемого.

Примечание. Среднерегулируемое напряжение — полусумма наибольшего и наименьшего значений напряжения, полученных при изменении нагрузки и коэффициента мощности в указанных пределах.

1.2.4. Разность между наибольшим и наименьшим значениями установившейся частоты выходного напряжения агрегата при изменении нагрузки от холостого хода до номинальной не превышает 2 Гц.

Примечание: Частота выходного напряжения агрегата в зависимости от нагрузки может иметь одно из следующих значений:

не более 52,5 Гц — при холостом ходе;

не менее 49,5 Гц— при номинальной нагрузке.

1.2.5. Агрегат обеспечивает работу с перегрузкой на 10% от номинальной мощности в течение одного часа при температуре окружающего воздуха не выше плюс 35°С. Общее количество часов работы с перегрузкой не должно превышать 10% от гарантийной наработки приводного двигателя агрегата. При перегрузке снижение частоты не должно превышать 2% от номинального значения, изменение напряжения агрегата не должно превышать ±5% от установленного значения.

1.2.6. Нормы расхода топлива и смазочных материалов приведены в табл. 2.

Расход топлива при номинальной нагрузке, кг/ч, не более

Расход масла (на доливку), кг/ч, не более

1.3. СОСТАВ АГРЕГАТА

1.3.1. Агрегат состоит из следующих основных частей: двигателя, генератора, блока аппаратуры, блока приборов, топливного бака, рамы, каркаса, аккумулятора.

В состав агрегата входит одиночный комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей, необходимый для нормальной эксплуатации агрегата.

1.3.2. Агрегат может быть укомплектован дополнительным оборудованием — кожухом.

1.4. УСТРОЙСТВО И РАБОТА АГРЕГАТОВ

1.4.1. Устройство агрегата

1.4.1.1. Общий вид агрегатов АБ-2-О/230-М1, АБ-2-Т/230-М1 представлен на рисунках 1 и 2, агрегатов АБ-4-О/230-М1, АБ-4-Т/230-М1, АБ-4-Т/400-М1 на рисунках 3 и 4.

1.4.1.2. Двигатель с переходником 1 и генератор образуют единый блок, укрепленный болтами на опорах рамы. Фланцевое соединение двигателя с генератором показано на рисунке 5.

Передача крутящего момента от двигателя к генератору производится при помощи упругой соединительной муфты. Соединительная муфта состоит из полумуфты и вентилятора и расположенной между ними резиновой прокладки 3. Полумуфта 2 крепится к маховику двигателя, вентилятор 4 крепится на валу генератора.

На корпусе генератора укреплен блок аппаратуры. Зажимы для присоединения к агрегату кабеля нагрузки расположены на блоке аппаратуры и закрываются крышкой. Под зажимами установлена клица для механического крепления кабеля нагрузки, на которой имеется шпилька с барашком для присоединения провода заземления инструмента.

Рис. 1 Общий вид агрегатов АБ-2-О/230-М1 и АБ-2-Т/230-М1

Рис. 2 Общий вид агрегатов АБ-2-О/230-М1 и АБ-2-Т/230-М1

1 – генератор; 2 – кожух; 3 – двигатель; 4 – рама; 5 – каркас

Рис. 3 Общий вид агрегатов АБ-4-О/230-М1, АБ-4-Т/230-М1 и АБ-4-Т/400-М1

1 – топливный бак; 2 – блок приборов; 3 – блок аппаратуры; 4 – подставка под аккумулятор

Рис. 4 Общий вид агрегатов АБ-4-О/230-М1, АБ-4-Т/230-М1 и АБ-4-Т/400-М1

1 – генератор; 2 – кожух; 3 – двигатель; 4 – рама; 5 – каркас

На корпусе блока аппаратуры укреплен блок приборов.

Над генератором расположен топливный бак, с помощью скоб укрепленный на корпусе генератора.

На раме агрегата крепится аккумулятор.

Для защиты двигателя от воздействия атмосферных осадков и механических повреждений агрегат снабжен кожухом, который устанавливается на каркасе.

Каркас крепится к раме агрегата болтами.

1.4.2. Устройство составных частей агрегата.

В качестве приводного двигателя в агрегатах АБ-2-О/230-М1 и АБ-2-Т/230-М1 применен бензиновый двигатель УД-15Г, а в агрегатах АБ-4-О/230-М1, АБ-4-Т/230-М1 и АБ-4-Т/400-М1 – бензиновый двигатель УД-25Г.

Технические данные и описание конструкции двигателей приведены в техническом описании и инструкции по эксплуатацию двигателей.

Рис. 5 Соединение двигателя с генератором

1 – переходник двигателя; 2 – полумуфта двигателя; 3 – резиновая прокладка; 4 – вентилятор

Общий вид генератора представлен на рисунке 6.

Направление вращения ротора генератора – против часовой стрелки, если смотреть со стороны контактных колец.

Генератор состоит из следующих основных сборочных единиц: статора (якорь), ротора (индуктор), подшипниковых щитов и вентилятора.

Статор состоит из корпуса 21 и запрессованного в него пакета активной стали 10 с обмотками 14. В пазы пакета статора заложены две обмотки – силовая и дополнительная.


Рис. 6 Общий вид генератора

1 – скоба крепления выводных концов; 2 – панель; 3 – полюс; 4 – радиатор; 5 – вентилятор; 6, 9, 16, 17 – крышки подшипников; 7 – подшипник 206; 8, 29 – подшипниковые щиты; 10 – пакет стали; 11 – зажим; 12 – крышка; 13, 24 – балансировочные кольца; 14 – обмотка статора; 15 – щеткодержатель; 18 – подшипник 204; 19 – контактные кольца; 20 – катушка возбуждения; 21 – корпус; 22 – винт крепления полюса; 23 – шпилька; 25 – диск; 26 – стопорная шайба; 27 – гайка; 28 – постоянный магнит; 30 – болт крепления крышек подшипника

В верхней части корпуса 21 находится отсек для размещения блока выпрямителей. Ротор выполнен с двумя явновыраженными полюсами 3, на которых расположены катушки возбуждения 20. Выводы катушек подведены к контактным кольцам 19.

Между полюсами, в поперечной оси ротора, размещены два постоянных магнита 28. Ротор устанавливается в подшипниковые щиты 8 и 29 на двух подшипниках 7 и 18.

Подшипниковые щиты выполнены из алюминиевого сплава и имеют окна для прохода охлаждающего воздуха. В щитах имеются стальные втулки, которые служат для посадки подшипников. В щите со стороны контактных колец крепится палец с двумя щеткодержателями. У генератора агрегата типа АБ-4-О/230-М1 в щите устанавливаются два пальца со щеткодержателями. Необходимое давление на щетку обеспечивается спиральной пружиной и нажимным пальцем. Подшипниковые щиты крепятся шпильками, проходящими вдоль корпуса генератора.

Общий вид блоков аппаратуры агрегатов однофазного тока приведен на рисунках 7 и 8, а агрегатов трехфазного тока на рисунках 9 и 10.

Блок аппаратуры представляет собой корпус из листовой стали, в котором размещена аппаратура управления, регулирования и защиты электрической части агрегата, а также устройство для подзарядки аккумуляторной батареи. Блок аппаратуры закрывается шторкой с жалюзи. На внутренней стороне шторки укреплен щиток – монтажная электрическая схема агрегата. Шторка крепится к корпусу с помощью двух замков и двух болтов.

Читайте также:  Пневмопистолет (нейлер) для гвоздей

В верхней части задней стенки корпуса укреплены зажимы для подключения монтажных проводов и блок сопротивлений. Под зажимами расположена скоба, предназначенная для подсоединения «корпусного» провода блока приборов и провода 80 индикатора. В нижней части задней стенки корпуса имеется отверстие по диаметру щита генератора. Крепление блока к генератору осуществляется болтами.

Рис. 7 Блок аппаратуры (агрегат однофазного тока)

1 – панель с зажимами для подключения нагрузки; 2 – ручка «Регулировка напряжения»; 3 – блок сопротивлений; 4 – блок подзарядного устройства; 5 – клица для механического крепления кабеля нагрузки

Рис. 8 Блок аппаратуры (агрегат однофазного тока)

1 – проходной конденсатор (фильтр радиопомех) 2 – выключатель нагрузки; 3 – зажимы для подключения монтажных проводов; 4 – розетка для подключения переносной лампы; 5 – держатель предохранителя

Рис. 9 Блок аппаратуры (агрегат трехфазного тока)

1 – панель с зажимами для подключения нагрузки; 2 – ручка «Регулировка напряжения»; 3 – блок сопротивлений; 4 – блок подзарядного устройства; 5 – клица для механического крепления кабеля нагрузки

Рис. 10 Блок аппаратуры (агрегат трехфазного тока)

1 – тепловое реле защиты генератора; 2 – выключатель нагрузки; 3 – зажимы для присоединения монтажных проводов; 4 – розетка для подключения переносной лампы; 5 – держатель предохранителя

Блок приборов (рисунке 11) выполнен в виде корпуса из листовой стали, на панели которого размещены:

– вольтметр, амперметр, частотомер и индикатор, контролирующие работу силовой цепи агрегата;

– амперметр контроля тока подзарядки аккумулятора;

– кнопка стартера, лампа и выключатель освещения.

Панель блока приборов закрывается крышкой. На внутренней стороне крышки укреплена табличка – краткая инструкция по обслуживанию электрической части агрегата.

Н
а корпусе расположена скоба, для подсоединения «корпусного» провода.

К стенкам корпуса через амортизаторы прикреплены две скобы, служащие для крепления блока приборов.

Рис. 11 Блок приборов

1 – монтажный жгут; 2 – амортизатор; 3 – корпусный провод; 4 – частотомер; 5 – индикатор; 6 – лампа освещения; 7 – выключатель освещения; 8 – вольтметр; 9 – амперметр контроля тока подзарядки аккумулятора; 10 – амперметр; 11 – кнопка стартера

1.4.2.5. Топливный бак

Топливный бак (см. рисунки 1 и 3) выполнен из листовой стали. В верхней части бака имеется горловина для заливки бензина, закрывающаяся пробкой. Пробка снабжена мерной линейкой для определения уровня бензина в баке. Цифры, нанесенные на мерной линейке, указывают приблизительно объем бака, заполненного бензином, буква П соответствует полному баку.

В нижней части бака вварены два штуцера. В один из них ввернут проходной краник, другой закрыт резьбовой пробкой и служит для слива бензина. Проходной краник соединяется бензопроводом с бензонасосом двигателя.

Рама агрегата (рисунок 12) служит основанием опор двигателя и генератора и упора.

По углам сварной рамы имеются распорки, служащие для фиксации крюков лямок, зацепляемых за поперечные трубы при перемещении агрегата вручную на небольшие расстояния.

На штыри, жестко закрепленные на раме, надеты резиновые амортизаторы. Опоры двигателя и генератора с закрепленными на них крышками амортизаторов установлены на амортизаторы и закреплены через резиновые шайбы на штырях рамы.

На полозе рамы закреплен упор, ограничивающий ход пусковой педали двигателя. Конструкция упора обеспечивает регулировку его положения вдоль оси агрегата.

1 – упор; 2 – опора двигателя; 3 – крышка амортизатора; 4 – резиновая шайба; 5 – штырь; 6 – резиновый амортизатор; 7 – опора генератора; 8 – гибкий проводник; 9 – болт заземления

Опора генератора электрически соединяется со сварной рамой гибким проводником. Под опорой генератора на раме имеется болт для присоединения провода заземления.

Каркас (см. рисунки 2 и 4) представляет собой сварную конструкцию из труб. На двух стойках каркаса имеются петли, которые служат для присоединения кожуха и обеспечивают его перемещение.

Для защиты топливного бака от теплового излучения двигателя к каркасу прикреплен экран.

Кожух (см. рисунки 2 и 4) выполнен из листовой стали. На внутренней стороне поперечной стенки кожуха болтами укреплены четыре щеки для соединения кожуха с помощью двух осей с петлями каркаса. С внешней стороны поперечной стенки скобами укреплены резиновые упоры, ограничивающие ход кожуха при его откидывании.

В кожухе имеются жалюзи и отверстие для выхлопа отработанных газов двигателя. На каркасе кожух закрепляется с помощью двух замков.

Аккумуляторная батарея (см. рисунки 1 и 3), питающая стартер двигателя, устанавливается в поддоне и закрепляется с помощью рамки.

Между рамкой и крышкой аккумуляторной батареи установлена изолирующая прокладка. Крышка крепится с помощью трех барашков. Поддон через амортизаторы крепится к основанию, укрепленному на раме агрегата.

Армейский генератор. Опознание.

Добрый день. Попал в руки такой генератор.

Табличка с моделью не сохранилась. Также нет магнетто.
Помогите опознать девайс.
Интересует его мощность и какое магнетто искать?
В общем интересует как можно больше информации.
Плиз.

добрый день, имею такой же , могу помочь с некоторыми советами. для начала вам нужно глянуть на клеммы подключения сетевого кабеля( они сбоку под крышечкой с надписью “внимание . ” и т.д. ) если там 2 клеммы – это модель АБ 1- О 230 ( то бишь однофазный , самый лучший вариант для такой маломощной модели ИМХО ) , если там четыре клеммы – вам попалась модель АБ 1-Т 230 , трехфазный гена. мощность движка в этих моделях 2 л.с. , магнето М-30Б1, карбюратор К-41. номинальная электрическая мощность 1 кВт, реально же спокойно тянет 1.5 . пользуюсь постоянно на стройплощадке. различаются такие генераторы лишь модификациями движка, но схематически сделаны одинаково. спрашивайте, будем помогать, форумчане , думаю ,вас не оставят )

кстати, вот тут в киеве у вас запчасти продают к таким генам, гляньте:
” >

Огромное спасибо. Завтра буду разбиратся. Всех с Днём Автомобилиста!

massimo31802 написал :
номинальная электрическая мощность 1 кВт, реально же спокойно тянет 1.5 . пользуюсь постоянно на стройплощадке.

а схема управления возбуждением генератора зводская или переделывали? И какой глушитель к такому двигателю хорошо подойдёт, чтоб мог довольно тихо работать?

да вот как купил с армейских складов (обошелся очень дешево, в чем его огромное преимущество перед китайцами), так он и работает, т.е. в электрическую схему не вмешивался. поставил счетчик моточасов- каждые 50 часов наработки желательно менять масло; вместо ручки запуска установил шкив сверевочкой (шморгалка )) намного удобнее стало заводить ; в разрыв топливного шланга поставил какой-то маленький ВАЗовский топливный фильтр, а то однажды карбюратор меня очень подвел , засорившись ; гена довольно тяжелый , как и все военное, приделал колесики, теперь катаю , а не таскаю; ну и последнее , что меня интересует так же , как и steppe – глушитель, вот до него как раз руки еще не дошли ,а он необходим жизненно, ибо тарахтелка монструозная )) . steppe, если у вас есть возможность, то ,конечно, лучше поэкспериментировать с разными типами.если бы гена был стационарным- нашел бы дешевый готовый вариант и вывел через стену на улицу, а так я, скорее всего, буду самодельный ставить ,съемный. готовых вариантов под рукой нет. возьму маленький* корпус от огнетушителя, вварю две трубочки просверленных, будет подобие резонатора, вот как здесь:

У меня есть такой:

только что его вытащила из под кучи хлама, (ещё даже не почистила и не покрасила). Этот бензогенератор 59 года выпуска был куплен в восмидесятых годах пошлого века (папа купил с рук) за 50 советских руб и немного поработал на даче, когда там не было проводки, и после этого не использовался. Тогда двигатель заводился и работал хорошо, только шумно с таким глушителем трещал (на до что-то доделывать), а его звадская схема возбуждения генератора тогда, толи плохо справлялшась со своими функциями, толи была неисправна, помню, что я тогда временено накручивала к нему электронный заменитель на тиристорах, щас эта времянка с внешним подключением на соплях не сохранилась. Налаживать и расфуфыривать этот бензогенераторный экспонат предполагаю следующей весной в хорошую тёплую погоду. Может быть на базе такого генератора получится собрать самоходную бензогенераторную электротачку (вроде миниэлектротрактора), а то тяжёлый, чтоб с таким энергоагрегатом гулять без самохода.
А на каком бензине он может работать? И как смазка двигателя организована?

двигатель этот двухтактный,смазка поршневой системы осуществляется маслом, кот добавляется в бензин. спроектирован был под 66-й,72-й и 76-й марки. 66-й и 72-й уже лет 15 не видел, сняты с производства , заправляю его 80-м (тот же 76) . топливная смесь приготавливается в пропорции 25 : 1 , то бишь на 1 литр бензина добавляется 40 мл масла для двухтактных двигателей . причем вояки порадовали : не нужно искать рюмку ,чтобы отмерять масло, для этого используется крышка бензобака, к ней изнутри прикреплен мерный стаканчик, на 1 литр бензина – 1 стаканчик масла.
для смазки редуктора* рекомендуется минеральное масло 10W-30 . на фотке я отметил цифрами , какие пробки необходимо открутить. для начала нужно слить старое масло – сливная пробка 1, наливная пробка- 2 . после того, как масло сольется полностью, пробки не закручиваются, а сразу наливается новое, льется до тех пор , пока оно не покажется из сливного отверстия. все, теперь обе пробки можно закручивать. замена масла в редукторе каждые 50 моточасов.

неплохо бы вам еще и свечу сразу заменить на новую и промыть полностью всю топливную систему

Да, в первую очередь буду разбирать и перебирать и чистить весь двигатель (надо посмотреть на внутренности). Пока только (как есть без разборки) крутанула за ручку – на ощюпь крутится без существенного трения и верхнюю мёртвую точку упруго проходит.
А на сколько крат там редуктор и сложно ли вывести вал двигателя наружу напрямую?

во 2-м посте этой темы arhont давал ссылку, и у вас , и у тамошнего автора темы Bender Radrigezа , одинаковые модели с кнопкой самовозбуждения генератора, по этому вопросу попробуйте связаться с ним. у него на фотке , кстати, показан редуктор со снятой крышкой и виден вал двигателя. вопрос теперь, как его вывести наружу для отбора мощности! в этих делах я не силен, и если бы я делал “самоходную бензогенераторную электротачку” , я бы пошел немного по другому пути: вот тут на фотке представлен электротельфер, коим я обладаю
* * *
*при электрической мощности около киловатта (наш гена ее легко потянет ) тельфер поднимает груз около 200 кг, пульт управления позволяет вращать вал в обе стороны, частота вращения 1 обсек. таким образом варим раму для гены, ставим ее на колеса, берем тельфер ,наш гена будет сам его питать, убираем барабан с тросом , подсоединяем вал тельфера к колесной оси нашей тележки, вторую ось делаем поворотную ( ну мы же не хотим передвигаться только по прямой линии , надо беречь соседские заборы ))) и вуаля! заводим гену, нажимаем кнопочку и тележка едет сама . это вариант если бы у меня был еще один такой тельфер ))

вот тут есть инструкция по двигателю 2сд-в с карбюратором к-26, по-видимому, такой, как у steppe
” >
там же можно скачать инструкцию 2сд-м1 с карбюратором к-41, как у driver53

massimo31802, а где конкретно покупал генератор. хочу приобрести такой же из-за частых отключений электричества в гараже. потянет ли он компрессор 1,1кВТ? там же вроде стоит счетчик моточасов. предлагают такой генератор за 1.000.000. брать или не брать?

наработка 12 м/ч. 1969 года.

Если это рос. рублей – лучше новый генератор Honda, на гарантии, возьмите
А если это белорусские 100 баксов – то лучше Вы ничего не купите, однозначно

Да, это наши зайцы.

massimo31802 , Где брал счетчик моточасов и как он подключается?

давайте по порядку ))

я его брал именно за 100 баксов , и эти деньги он окупил уже многократно ( с его помощью построен коттеджик в чистом поле за денежку ).
счетчик брал вот тут
” > , было два штуки , один до сих пор висит на продажу . питание 220в, берете два проводка с клемм генератора и просто подсоединяете к счетчику. все. как только заводите гену- счетчик мотает часы.
если вам предлагают однофазник , то 1.1 кВт потянет легко.он и проектировался на долговременную нагрузку в 1кВт .мой тянет запуск 2-х киловаттной болгарки (ради интереса включал ). 3-х фазного такого гену я бы не брал.
в общем , решитесь покупать – спрашивайте , учитывая полугодичный опыт практически ежедневного использования ,могу немного рассказать об особеннностях

недавно менял масло и понял,что немного напутал с пробками в посте от 31,10,2011
выкладываю исправленный:
1- контрольное отверстие
2- наливная пробка
3-сливная пробка
наливать масло следует , пока оно не польется из контрольного отверстия

еще бывает такой генератор на постоянный ток 36 вольт, так что смотрите, чтоб вам не всучили такой вариант ))

Добрый день, massimo31802. Спасибо за информацию. Ты брал себе тоже BZ-2? Можешь выложить фото своего гены? Хочу посмотреть как ты сделал шморгалку и где поставил счетчик моточасов. Гену предлагают с воинских складов. Уверяют что мощность 1кВт, 220В. И еще : как ты связывался с продавцом счетчиков? А масло ведь раньше в бензин лили обычное моторное. А ты какое льешь?

Читайте также:  Как сделать обрешетку под гипсокартон на стену: профиль стеновой, размеры и как крепить, какая нужна

сегодня на дачу съезжу – сфоткаю разные ракурсы.
насчет счетчика: регистрируешься на той странице, тыкаешь кнопку “купить сейчас” , потом тебе на почтовый ящик приходит мобильный продавца, отзваниваешься ему- подтверждаешь покупку, договариваешься о пересылке в ваш город. человек он был нормальный , я думаю он вполне вам отправит почтой, это стоит пару тысяч

в бензин я добавляю вот такое масло “лукойл мото 2т”, его же наливаю в воздушно-масляный фильтр
” >
а в редуктор заливаю минеральное 15W-30
фотки чуть позже, обработать надо

с покупкой счетчика разобрался. какая высота гены. влезет ли он в багажник кадета хэтчбек? а что пишет книга про масло?

по паспорту высота 535 мм, а про масло книга пишет :от плюс 50 до минус 10 — SAE 30
от минус 10 до минус 30 соответственно SAE 20 .
после минус 10 я вообще не работаю на улице , поэтому и заливаю тридцатое масло

да ,кстати, масса его под 70 кг, ну там в зависимости с кожухом или без, полнй бак или почти пустой. короче плюс-минус. но металла в него вояки не пожалели , металл там честный , а не ” китайский секретный сплав фольги с картоном” , так что будете закидывать в кадет – берите помощника, дабы не покоцать чего-нить ненароком. хотя не знаю ,может у вас в роду Жаботинские были , так ваы его одной левой ? мы с дядькой в фургон его только вдвоем затаскиваем. я к нему раму на колесиках сварил, так он уже под 80 весит ))

Спасибо. Буду пробовать один. Ну что это за вес всего то 70 кг. Жду фотки

ну вот он собственно в кожухе :

а вот без

счетчик моточасов крупным планом, сидит в баночке из под кофе:

помните как в мультике гена читал книжку “как завести друзей ?” )))заводим!
на заводной вал надеваем шкив, блин влага попала на него ((, потом обработаю от ржавчины

берем шморгалку и наматываем на шкив
от она ))

декомпрессионную иглу на головке цилиндра выворачиваем на полоборота

воздушную заслонку на воздушно-масляном фильтре закрываем :

поплавок на карбюраторе утапливаем и держим , пока из-под него не польется бензин :

дергаем за шморгалку : )

как только движок взревет , быстренько заворачиваем иглу на место до упора и открываем заслонку фильтра :

ах, да ! есть два способа глушить движок:
1-й неэкономичен ,ибо по РЭ следует перекрыть топливный краник, и движок потом сам заглохнет, выработав весь бензин в карбюраторе. минуты 3 будет тарахтеть и 50 граммов бензина на ветер
2-й способ : нажать вот эту кнопочку на магнето и удерживать, пока движок не встанет

спасибо за проведенный инструктаж. завтра и я буду брать.

на здоровье )
на самом деле проверить моторесурс таких военных движков нереально, неизвестно что с ним делали в части,
но пусть вас не пугает тот вид гены, кот. вам представят . мой был полностью покрыт слоем ржавчины, чистил, обрабатывал, красил . за год краска опять немного слезла, опять ржавчина появилась, на работоспособности никак не сказывается.
сразу советую:

  1. залить новое масло в редуктор и в маслофильтр
    1. промыть бачок и краник парой литров бензина- обязательно в бачке найдется грязь, кот. потом может забить карб.
    2. поставить новую свечку и иметь запасную, зазор я выставляю где-то 0.6 -0.7 мм,
      перед каждым запуском свечку выкручиваю и очищаю электроды от нагара, протираю их, чтоб были сухими
    3. и таки рекомендую вам тоже поставить бензофильтр, у меня какой-то вазовский, около 10 рублей стоит, сбережете кучу нервов и карбюратор
    4. масло для двухтактных двигателей фирмы ” нафтан”, не рекомендую , свечка довольно сильно засирается
    5. есть модификации движков со встроенной шморгалкой, тогда порядок заводки такой , как я вам нарисовал. если заводить ручкой – пару пунктов меняются местами
      в общем, кýпите – пишите

чуть не забыл : магнето там контактное, периодически контакты обгорают, и их приходится чистить надфилем.

Передвижные военные электростанции

Электростанции по назначению подразделяются на следующие типы: военные осветительные, зарядные, силовые и инженерные.

Передвижные военные осветительные электростанции предназначены для освещения военных объектов в полевых условиях, а также для питания различных потребителей переменным током напряжением 220 В и частотой 50 Гц.

Типаж электротехнических средств предусматривает выпуск осветительных электростанций мощностью 2,4, 8, 16 и 30 кВт.

Электростанции мощностью 2 и 4 кВт выпускаются в двух исполнениях.

В первом исполнении они не имеют определенного транспортного средства, а электроагрегат и имущество размещается в ящиках и брезентовых мешках и перевозятся на любом транспортном средстве. Во втором исполнении в комплект электростанции входит одноосный прицеп соответствующей грузоподъемности.

Электроагрегаты и имущество электростанций мощностью 8 и 16 кВт размещаются в кузовах-фургонах.

Рис. 195. Военная осветительная электростанция ЗД-16-Т / 230-1РАО в кузове-фургоне К1.4320

В состав осветительных электростанций входят:

унифицированный бензиновый (дизельный) электроагрегат однофазного (трихфазного) тока напряжением 230 В и частотой 50 Гц;

– Комплект осветительных средств;

– Комплект кабельной сети;

– Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей;

– Комплект укладочных средств;

– Прицеп (кузов-фургон на автомобиле);

– Комплект эксплуатационной документации.

Условные обозначения серийных осветительных станций соответствуют действующим техническим условиям. Например: ЗСБ-2х-М1 – электростанция бензиновая, мощностью 2 кВт, военная, осветительная, первой модификации.

Технические характеристики осветительных электростанций

Мощность номинальная, кВт

Напряжение номинальное, В

Электроагрегат (силовая электростанция)

Расход топлива, кг / ч

Количество светильников, шт .: – С отражателем

Количество одновременно включенных

Мощность электроламп, Вт

Общая длина кабельной сети, м

Длина магистральной сети, м

Количество ящиков с имуществом, шт.

Количество чехлов для кабельной сети

Габаритные размеры, мм:

Общая масса, кг – с имуществом на прицепе ТАПЗ-755

– С состоянием в укладке

Военные зарядные электростанции предназначены для подзарядки и проведения контрольно-тренировочных циклов щелочных и кислотных аккумуляторных батарей различного назначения в полевых и стационарных условиях. Типаж электротехнических средств предусматривает такой ряд мощностей: 0,5; 1,0; 4, 8; 16 и 30 кВт. Наиболее распространенными с бензиновые электростанции мощностью 0,5; 1,0 и 4 кВт.

Электроагрегаты и имущество зарядных электростанций мощностью 0,5 и 1,0 кВт размещаются в ящиках и могут транспортироваться любым транспортным средством.

Зарядные электростанции мощностью 4 кВт выпускаются в двух исполнениях. В первом исполнении электроагрегат и имущество электростанции размещаются в одноосном прицепе, который буксируется автомобилем грузоподъемностью до 3 т. Во втором исполнении комплект электростанции упакован в ящики и может перевозиться любым транспортным средством.

Военные силовые электростанции предназначены для питания различных потребителей переменным трехфазным током напряжением 230 или 400 В и частотой 50 и 400 Гц и используются как основные или резервные источники электроэнергии передвижных военных объектов. В частях и подразделениях инженерных войск основном применяются силовые электростанции мощностью 30, 60 и 100 кВт для питания электропотребителей военных лесопильных рам, средств добычи и очистки воды и тому подобное.

Силовые электростанции мощностью 10 и 30 кВт монтируются на одноосных прицепах, остальные электростанций – на двухосных прицепах соответствующей грузоподъемности.

В состав силовых электростанций входят: электроагрегат; комплект кабельной сети; комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей электростанции и прицепа; автомобильный прицеп; запасное колесо прицепа; канистры с маслом и запасные баки с горючим; комплект технической документации.

Автоматизированные силовые электростанции мощностью 100 и 200 кВт монтируются на автомобильных прицепах с закрытыми кузовами. В их состав, кроме перечисленных выше составляющих, входят:

– Силовой распределительный щит и шкаф автоматического управления;

– Пульт дистанционного управления;

– Отопительно-вентиляционной установки, которые обеспечивают поддержание температуры в кузове в пределах 8 ° . 40 ° С;

– Электрические печи для обогрева кузова во время технического обслуживания;

– Аккумуляторные батареи для питания системы автоматики и выпрямители для их подзарядки.

Условные обозначения серийных военных силовых электростанций соответствуют действующим техническим условиям. Например: ЭСД-30-Т / 400-А1РП (ЭД30-Т400-1РП) – электростанция дизельная, мощность 30 кВт, напряжение 400 В, частота 50 Гц, автоматизированная за первой ступенью, радиаторная система охлаждения, на прицепе под капотом.

Технические характеристики военных силовых электростанций предоставлены в таблице.

Передвижные инженерные электростанции предназначены для обеспечения выполнения следующих инженерных работ:

– Разработка грунтов (бурение шпуров в горных, тяжелых и мерзлых грунтах и т.д.);

– Механизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих работ при строительстве и восстановлении мостов, дорог, возведение фортификационных сооружений;

– Заготовка строительных материалов, подрыв стен, сооружений или иных объектов;

– Резка и сварка металлических элементов и конструкций при ремонте техники, строительства и инженерно-спасательных работ.

Технические характеристики силовых электростанций

Электроагрегаты АБ1-230-В и АБ1-Т230

Общие сведения

Электроагрегаты мощностью 1 кВт предназначены для использования в качестве основного источника электропитания различных потребителей однофазным и трехфазным переменным током напряжением 230 В частотой 50 Гц.

Структура условного обозначения

АБ1-230-В и АБ1-Т230-В:
АБ – электроагрегат бензиновый;
1 – мощность, кВт;
230 – переменный однофазный ток напряжением 230 В;
Т230 – переменный трехфазный ток напряжением 230 В;
В – воздушная система охлаждения.
Климатическое исполнение элекроагрегатов приведено в табл. 1.

Типоисполнения электроагрегатаКод по ОКПОбозначение конструкторской документацииКлиматическое исполнение
АБ1-230-В
АБ1-Т230-В
33 7451 2208
33 7451 2307
ИДБП.561121.001
ИДБП.561131.001
УХЛ
АБ1-230-В
АБ1-Т230-В
33 7451 2209
33 7451 2308
ИДБП.561121.001-01
ИДБП.561131.001-01
Экспорт
УХЛ
АБ1-230-В
АБ1-Т230-В
33 7451 2211
33 7451 2309
ИДБП.561121.001-02
ИДБП.561131.001-02
Экспорт
Т*

*Эксплуатация и хранение электроагрегатов предусматривается только
в сухом тропическом климате.

Высота над уровнем моря до 4000 м.
Температура окружающего воздуха от минус 50 до 50°С.
Относительная влажность воздуха до 98% при 25°С для исполнения УХЛ и 35°С для исполнения Т.
Скорость воздушного потока у поверхности земли до 50 м/с.
Запыленность воздуха – 0,5 г/м 3 при работе на стоянке с периодической очисткой воздушного фильтра в течение не более 24 ч и 2,5 г/м 3 при работе в движении с периодической очисткой воздушного фильтра в течение не более 4 ч.
Воздействие атмосферных осадков: росы, тумана, инея.
Воздействие соляного тумана и плесневых грибов – для электроагрегатов исполнения Т.
Наклон относительно горизонтальной поверхности до 10° на стоянке; при движении по пересеченной местности при установке на наземном транспортном средстве наклон к горизонтальной поверхности относительно продольной оси 15° и относительно поперечной оси 28,5° на время (не более 1 мин), необходимое для преодоления препятствия.
Группа механического исполнения М30 по ГОСТ 17516.1-90.
Номинальная мощность электроагрегатов обеспечивается при температуре окружающего воздуха до 40°С, барометрическом давлении до 89,9 кПа (674 мм рт.ст.), относительной влажности воздуха до 98% при температуре 25°С, при частоте выходного напряжения 49,5-50,5 Гц.
Электроагрегаты в части требований безопасности соответствуют требованиям “Правил устройства электроустановок”, “Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей”, “Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей”, утвержденных Госэнергонадзором, ГОСТ 12.2.007.0-75.
Электроагрегаты имеют приборы для постоянного контроля изоляции.
Сопротивление электрической изоляции отдельных разобщенных силовых цепей напряжением 230 В между собой и по отношению к корпусу электроагрегатов в нормальных климатических условиях испытаний по ГОСТ 15150-69 должно быть, МОм:
3,0 – в холодном состоянии изоляции.
1,0 – в горячем состоянии изоляции (после работы в установившемся номинальном режиме).
0,5 – при относительной влажности воздуха 98% при температуре 25°С, при 35°С (тропическое исполнение) и более низких температурах без конденсации влаги.
Уровень звука, создаваемый электроагрегатами в режиме номинальной нагрузки на расстоянии 1 м от наружного контура, не превышает 91 дБА.
Электроагрегат соответствует требованиям технических условий ИДБП.561121.001 ТУ.

Основные технические данные электроагрегата приведены в табл. 2.

Номинальная мощность, кВт

Номинальное напряжение, В

Номинальный ток, А

Номинальная частота
тока, Гц

Частота вращения, мин -1

cos j (при индуктивной нагрузке)


Вместимость топливного бака, л

Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/(кВт·ч) [г(л.с.·ч)], не более

Длительность непрерывной работы при номинальной мощности, ч, не менее:

без дозаправки топливом
с дозаправкой топливом

Часовой расход топлива, г/ч

Габаритные размеры, мм

Масса сухая, кг:
с ЗИП
без ЗИП

В состав электроагрегата входят: двигатель, генератор, блок с аппаратурой, каркас, топливный бак. Общий вид электроагрегата приведен на рис. 1. Двигатель и генератор соединены в единый блок, закрепленный через амортизаторы на каркасе. Генератор крепится к фланцу картера двигателя шпильками. Передача крутящего момента от двигателя к генератору с помощью упругой соединительной муфты.

Общий вид электроагрегатов АБ1-230-В и АБ1-Т230-В:
1 – двигатель;
2 – блок с аппаратурой;
3 – каркас;
4 – топливный бак;
5 – генератор
На корпусе генератора установлен блок с аппаратурой управления и регулирования, измерительными приборами и другими элементами электрической схеме электроагрегата.
Над блоком с аппаратурой размещен топливный бак.
В электроагрегате использован бензиновый двухтактный двигатель 2СД-М2-БЭ.
Генератор электроагрегата АБ1-230-В – однофазный, электроагрегата АБ1-Т230-В – трехфазный фланцевого исполнения.
Каркас выполнен сваркой из стальных труб Ж 20 мм.
Нижняя часть каркаса имеет опоры, к которым крепятся через амортизаторы двигатель и генератор.
Топливный бак в верхней части имеет горловину для заливки топлива, закрытую металлической резьбовой пробкой, в нижней части бака имеется штуцер с проходным краном.
Блок с аппаратурой электроагрегата представляет собой металлический каркас, в котором установлены измерительные приборы, аппаратура управления и регулирования.
Блок установлен на генераторе через амортизаторы на боковых стенках каркаса. Сверху блок закрыт крышкой.
На лицевой стороне блока с аппаратурой установлены измерительные приборы: вольтметр, омметр, частотомер, амперметр, ручка выключателя нагрузки, ручка регулировки напряжения, кнопка проверки омметра, к контактам которой прикреплен резистор. На правой боковине блока с аппаратурой расположена шпилька для подсоединения заземляющего провода.
На противоположной стороне блока установлена панель с контактными зажимами для подсоединения кабеля нагрузки. Панель закрыта крышкой.
Внутри блока на уголках крепится блок резисторов, состоящий из резистора регулировки напряжения, компаундирующего резистора и добавочного резистора.
Изменение величины сопротивления резистора регулировки напряжения производится с помощью подвижной каретки, перемещаемой ходовым винтом. Ходовой винт резистора регулировки напряжения связан валом с ручкой. Изменение величины сопротивления компаундирующего резистора производится перемещением хомута.
На задней стенке к планке крепятся проходные конденсаторы. Рядом с конденсаторами установлены панели с контактными зажимами для подсоединения проводов, идущих от генератора и элементов блока с аппаратурой.
Электрические принципиальные схемы электроагрегатов АБ1-230-В и АБ1-Т230-В приведены на рис. 2, 3.

Электрическая принципиальная схема электроагрегата АБ1-230-В:
С1, С2 – конденсаторы;
L1 – силовая обмотка;
L2 – дополнительная обмотка;
L3 – обмотка возбуждения;
PA – амперметр;
PF – частотомер;
PR – омметр;
PV – вольтметр;
R – резистор;
RP1 – резистор регулировки напряжения;
RP2 – компаундирующий резистор;
RP3 – дополнительный резистор;
SA – пакетный выключатель;
SB – кнопка;
VD1-VD4 – диоды

Электрическая принципиальная схема электроагрегата АБ1-Т230-В:
С1-С3 – конденсаторы;
L1 – силовая обмотка;
L2 – дополнительная обмотка;
L3 – обмотка возбуждения;
PA – амперметр;
PF – частотомер;
PR – омметр;
PV – вольтметр;
R – резистор;
RP1 – резистор регулировки напряжения;
RP2-RP4 – компаундирующие резисторы;
SA – пакетный выключатель;
SB – кнопка;
VD1. VD6 – диод
Электрические принципиальные схемы содержат: силовые цепи, цепи возбуждения и цепи электроизмерительных приборов.
Силовые цепи электроагрегата включают в себя силовые и дополнительные обмотки генератора L1, L2, выключатель нагрузки SА, конденсаторы С (проходные).
Силовые и дополнительные обмотки однофазного генератора разделены на две части с целью уменьшения радиопомех, создаваемых генератором. С этой же целью в цепь электроагрегата включены конденсаторы.
Цепи возбуждения включают в себя резистор регулировки напряжения RР1, компаундирующие резисторы RР2. RР4, диоды VD, обмотку возбуждения L3.
Обмотка возбуждения генератора L3 питается от дополнительной обмотки через диоды VD.
Чтобы напряжение генератора на выходных зажимах при изменении нагрузки оставалось неизменным, необходимо изменять ток возбуждения посредством компаундирующих резисторов RР2. RР4, изменение тока возбуждения с изменением коэффициента мощности – сдвигом на 90 электрических градусов дополнительной обмотки генератора L2 относительно силовой обмотки L1.
Уровень поддерживаемого напряжения, зависящий от теплового состояния электроагрегата, может быть установлен с помощью резистора регулировки напряжения RР1.
Для контроля и наблюдения за работой электроагрегата в схеме предусмотрены: амперметр РА, предназначенный для измерения тока в цепях электроагрегата, вольтметр РV, предназначенный для измерения напряжения генератора, частотомер РF, предназначенный для измерения частоты тока, омметр РR, предназначенный для контроля сопротивления изоляции электроагрегата. ж В комплект поставки электроагрегатов входят: электроагрегат, комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей и комплект эксплуатационных документов.

Двигатель УД2 – устройство, особенности и техническая характеристика

Стационарные двигатели применяется для привода различных установок – насосов, генераторов и т. д. В СССР таким двигателем стал УД2. Благодаря простой конструкции и легкости ремонта и обслуживания мотор достаточно широко используется в отдаленных районах страны и для привода различной армейской техники. Первые серийные образцы двигателей были выпущены в 1952 году.

Общая схема и характеристики

Стационарные двигатели с воздушным охлаждением УД-2 «Ульяновец» выпускаются на Ульяновском моторном заводе (УМЗ) в течение достаточно продолжительного времени. Конструктивно агрегат представляет собой двухцилиндровый карбюраторный мотор и состоит из следующих основных узлов:

  • Картера, с размещенными в нем кривошипным и распределительным механизмами.
  • Систем смазки и охлаждения цилиндров.
  • Систем питания топливом и зажигания.
  • Система запуска.

Поскольку в качестве топлива используется низкооктановый бензин, то технические характеристики двигателя УД-2 невысоки. Максимальная мощность моторов в зависимости от настройки частоты вращения составляет всего 6…8 сил при объеме цилиндров 0,61 литра. Максимально допустимые обороты при этом не должны превышать 3000 в минуту. Расход топлива при этом достаточно высок и составляет около 370 гр/(л.с.*ч). Согласно инструкции, двигатель УД-2 весит около 72 кг (что является очень большой цифрой) при следующих габаритах:

  • Длина – 0,55 м.
  • Ширина – 0,485 м.
  • Высота – 0,555 м.

Модификации

Двигатели УД2 различались по типу их применения, который отражался в их индексе. Для питания генераторов использовались версии с приставкой «Г». Такие моторы имели электрический стартер и переходный колокол для стыковки с генератором. Система зажигания двигателя УД2-Г оснащалась магнето с постоянным углом опережения зажигания.

Вариант «С» изначально был создан для привода небольших сельскохозяйственных машин и оснащался редуктором и аналогичным версии «Г» магнето. Для небольших плавучих средств изготовлялась версия «В», оснащенная сцеплением и реверсным редуктором. Вместе с мотором поставлялся гребной вал и винт. Интересный факт: двигатель УД2-В первых выпусков имел жидкостное охлаждение. Но поздние версии получили стандартные цилиндры и поставлялись под обозначением ПД-221. Для дорожной техники выпускалась версия УД2-Т, имевшая на картере электрический стартер и переходной фланец для установки различных коробок передач. Такие двигатели выпускались под обозначением СМ-12.

После модернизации в 90-е годы все двигатели получили приставку «М» к обозначению. В настоящее время базовый мотор носит обозначение УД2-М1 и выпускается в нескольких исполнениях, имеющих следующие отличия:

  • УД2С-М1 имеет жестко установленный на двигатель редуктор РО-1. Дополнительно агрегат комплектуется 20-литровым баком для топлива.
  • УД2Т-М1 оснащается установленным над двигателем 8-литровым топливным баком, которого хватает на 1,5 часа работы двигателя.
  • УД2СТ-М1 оснащен редуктором РО-1 и 8-литровым баком для топлива.

Примерно до середины 90-х годов выпускался двигатель УД2-1МС с электрическим стартером, который поставлялся по армейским заказам для оснащения передвижных электростанций мощностью 4 кВт.

Картер и цилиндры

Основой конструкции двигателя является чугунный картер, состоящий из двух половин. Взаимное расположение половин определяется по установленным на заводе коническим штифтам. Между половинами картера имеется прокладка, которая не позволяет вытекать маслу из двигателя. Половины картера стянуты между собой шпильками.

На верхней половине картера болтами прикручены постели коренных опор коленчатого вала. Нижняя половина картера имеет сливное отверстие, закрытое резьбовой пробкой и люк в боковой части. Люк крепится болтами и служит для обслуживания внутренних деталей кривошипного механизма и для очистки масляного фильтра. На нижней кромке картера имеются четыре прилива для крепления двигателя к раме или фундаменту.

Коленчатый вал

Главной деталью кривошипного механизма является стальной коленчатый вал, установленный в картере двигателя на двух шариковых подшипниках. На переднем конце вала имеется маховик, обеспечивающий равномерность работы двигателя. Маховик изготовлен из чугуна, отбалансирован и имеет особые направляющие лопатки, подающие охлаждающий воздух на цилиндры двигателя.

Рядом с маховиком установлена шестерня для запуска двигателя стартером. Оба конца вала имеют сальники, предотвращающие течь масла из картера. От осевого перемещения вал зафиксирован специальными кольцами, установленными в проточках на картере.

Поршни и шатуны

На двигателе применены двутавровые стальные шатуны с тонкостенной бронзовой втулкой в верхней части. Коренная шейка шатуна имеет заливку баббитовым сплавом марки Б-83. Для регулировки зазора в таком подшипнике крышка коренных подшипников имеет комплект сменных прокладок толщиной по 0,05 мм. По мере износа баббитового подшипника эти прокладки убирают, обеспечивая нормальный зазор.

Поршневая группа мотора оснащается алюминиевыми поршнями. Каждый поршень имеет по два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Конструкция поршня имеет вставки для компенсации термических расширений детали при работе. Для соединения поршня и шатуна используется плавающий поршневой палец, зафиксированный двумя стопорными кольцами.

Система смазки

Смазка двигателя УД2 осуществляется из 4-литровой масляной ванны в картере под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются нижние подшипники шатунов. Для подачи масла используется обычный шестеренчатый насос с приводом от коленчатого вала. Масло поступает в полость внутри коленчатого вала и потом к баббитовым подшипникам. Часть масла из насоса поступает в установленный в картере фильтр тонкой очистки. Очищенное масло стекает обратно в картер. Для контроля давления масла в конструкции двигателя УД2 используется механический датчик. Он представляет собой штифт, который при нормальном давлении масла выдвигается на определенную длину из корпуса.

Благодаря использованию шариковых подшипников в опорах удалось уменьшить протяженность масляных магистралей. Все остальные узлы мотора смазываются разбрызгиванием.

Газораспределение и охлаждение

Двигатели УД2 оснащены четырехтактной схемой газораспределения с нижним расположением клапанов. Привод клапанов осуществляется толкателями от расположенного в картере распределительного вала. В качестве опор вала используются шариковые подшипники. Регулировка клапанов выполняется специальными болтами в конструкции толкателей. Интересный факт: двигатель УД2 оснащен идентичными клапанами для впуска рабочей смеси и выпуска отработавших газов. Такая конструкция значительно упрощает ремонт и снабжение запасными частями. На фотографии хорошо видна система газораспределения двигателя УД2.

Для привода механизма газораспределения применяется шестеренчатая передача. От этого привода получает вращение и регулятор числа оборотов. Выставление фаз осуществляется с помощью меток на шестернях.

Основным элементом системы охлаждения является маховик, исполняющий функции нагнетающего вентилятора. Для регулировки интенсивности потока воздуха в кожухе маховика имеются жалюзи. Кожух направляет воздух к ребрам на цилиндрах и головках. Общий вид воздухозаборника системы охлаждения на фотографии ниже.

Питание

Подача бензина в цилиндры осуществляется карбюратором модели К-16В, имеющим дополнительный привод заслонки от регулятора числа оборотов. Принцип работы регулятора основан на раздвижении балансиров центробежной силой. После достижения определенного предела балансиры доходят до толкателя, который уменьшает обороты мотора. При падении оборотов балансиры возвращаются назад пружинами, и обороты двигателя вновь начинают расти. Параметры регулятора настраиваются под каждый конкретный случай использования двигателя УД2.

Питание карбюратора бензином идет самотеком. Для очистки воздуха карбюратор оснащается масляным контактным воздушным фильтром. Моторы СМ-12 оснащались фильтром со сменным бумажным элементом. Важным элементом конструкции двигателя УД2 является система вентиляции картера. Для этого между клапанной коробкой и воздушным фильтром установлен резиновый шланг, закреплённый зажимами. На фотографии хорошо видны карбюратор и фильтр двигателя.

Зажигание рабочей смеси

Зажигание двигателя УД2 обеспечивается от магнето высокого напряжения марки М-68Б1 с приводом через вал регулятора оборотов. Конструкция магнето включает в себя автоматический регулятор угла опережения зажигания, что обеспечивает надежную и бесперебойную работу двигателя при разных оборотах. По отдельному заказу система зажигания оснащается экраном для снижения радиопомех. На фотографии слева видно магнето.

Для пуска мотора применяется обычный рычажный кик-стартер, с осью на верхней половине картера. На рычаге имеется зубчатый сектор, который входит в зацепление со специальной шестерней на маховике. Такой способ запуска дал двигателю распространенное прозвище «топ-нога». На фотографии хорошо виден кик-стартер.

Самодельная техника

Двигатель достаточно часто используется при создании различных образцов сельскохозяйственной техники. В такой технике большой вес мотора оказывает положительное действие, поскольку обеспечивает небольшой машине устойчивость при работе с различными сельскохозяйственными приспособлениями.

Самодельные трактора с двигателем УД-2 обычно оснащаются коробками передач от классических «Жигулей» или «Москвичей». Для соединения двигателя и коробки изготавливают переходную плиту. На коленчатый вал устанавливают многоручьевой шкив, от которого осуществляется привод генератора и различных вспомогательных узлов. Образец самодельного трактора на фотографии ниже.

В конструкции передних колес также широко используются элементы подвесок отечественных машин. В качестве рулевого редуктора применяют стандартный узел от легкового автомобиля. Некоторые конструкторы осуществляют привод от рулевого вала на редуктор с помощью моторной цепи. Ведущий мост используется от ВАЗ или АЗЛК, с укороченными по желанию конструкторов чулками. Привод от коробки скоростей на мост выполняется обрезанным до нужной длины стандартным карданным валом от «жигулей». Все узлы и агрегаты монтируются на самодельной раме из уголкового профиля или из швеллера. Еще один образец творчества с двигателем УД2.

Некоторые авторы оснащают свои минитрактора с двигателем УД2 различными подъемными механизмами с использованием деталей от подъемников кабин грузовых автомобилей.

Ссылка на основную публикацию
Наименование параметраЗначение параметра для типоисполнений
АБ1-230-ВАБ1-Т230-В
Переменный
однофазный
Переменный
трехфазный
2СД-М2-БЭ
ТУ 37.004.209–83
БВЕИ.525754.001 или
БВЕИ.525754.002
615 ? 360 ? 470