Как сделать дренаж из покрышек своими руками: подробное руководство

Как сделать дренаж из покрышек своими руками: подробное руководство

О дренаже есть страница → Грунтовые воды


Заплывшая торфяником канава

Проблема заключалась в заболоченности участка и относительно небольшой канаве на его границе. Весной, а также после продолжительных дождей весь участок превращался в хлюпающее под ногами болото. Канаву поначалу пробовали чистить, но в течении 2-3 месяцев она заплывала опять. Наш участок это бывшее болото с приличным слоем торфа, соответственно эта жижа никакой приличной формы держать не хотела.

В 2013 году (за год до того) по другой стороне участка мы проложили на глубину 40 см, закладывали готовую дренажную трубу диаметром в 100 мм. Результат понравился – часть участка заметно укрепилась, противное чавканье пропало. Верхний конец трубы опустили в болото за участком и тем самым его осушили. Эти улучшения и толкнули нас на дальнейшую мелиорацию.

Идея использовать автомобильные покрышки возникла из желания сделать диаметр дренажной трубы больше и заодно сэкономить на стоимости готовой трубы. Плюс участок мы всё равно хотели поднять, а извлечённый из этой канавы грунт распределить по огороду. Впоследствии эта затея показалась мне слишком трудоёмкой и не такой уж бесплатной, но тут я повторяюсь, страница → Недостатки дренажной трубы из покрышек

Автомобильные покрышки собрались относительно легко, при наличии автомобиля это не стало проблемой. Особенно быстро дело пошло в период массовой замены зимней резины на летнюю – на шиномонтажах нас встречали довольные работники, ещё бы, ведь мы избавляли их от проблемы утилизации. Несколько пугало требуемое количество этого материала, так на наши 30 метров канавы потребовалось 150 покрышек.


На фото бо́льшая часть собранных шин.

Шины сортировались и скручивались по размерам. В нижнюю (выпускную) стороны канавы шли большие размеры (R16 – R17), в начало R14 – R15

Соединялись между собой эти покрышки шурупами-саморезами с широкими шляпками (клопами) длиной в 40 мм. Лучше вкручивались саморезы с острыми, без сверла концами.

Для сжатия боков шин использовалась немного модернизированная плотницкая струбцина. Переделка заключалась в удлинении ручки Сначала края покрышки стягивались этой струбциной, потом шуруповёртом в соединённые бока вкручивался шуруп.


Модернизированная плотницкая струбцина для сжатия краёв покрышек.


Сжатие и крепление краёв покрышек.

Так как шуруп легко срывал собственную нарезку, то с обратной стороны подкладывался кусочек толстого полиэтилена (фото слева). Крепёж обычно выполнялся в трёх местах

При скручивании покрышки накладывались одна на одну. В результате получался столб (фото справа). При закрутке седьмой и восьмой шины приходилось подставлять ящик, чтобы добраться до вершины этой “пирамидки”.


В некоторых случаях покрышка прикручивалась при лежачей трубе

Слишком длинные куски старался не скручивать, так как перемещать их было уже не так просто. Удобным вариантом были трубы из 7-8 шин.


Трубы из покрышек


Фотография раскопанной траншеи

Покрышечные трубы готовились заранее и долго лежали на участке, вызывая любопытство соседей. Ждали сухой поры, когда грунтовая вода уйдёт ниже уровня раскопок.


Крепление труб жестью и саморезами

Стыковка труб осуществлялась жестяными полосами с пробитыми отверстиями и саморезами. Следующая секция укладывалась с прижимом к предыдущей и поверху прикручивались две полосы оцинкованной жести

Несмотря на соединение покрышек саморезами соединение получалось не плотным. Много шин было с разрезами, некоторые изделия из-за конструктивных отличий плохо прижимались друг к другу. Как то из-за наличия этих щелей возникли опасения, что труба со временем заплывет, и было решено окружить её слоем спабонда. Материал непосредственно перед укладкой расстилался на дно траншеи и после стыковки кусков трубы заворачивался сверху.

Засыпалось всё песком до уровня на 10-15 сантиметров выше участка. С учётом того, что песок со временем утрамбуется и провалится под покрышки.

Как сделать дренаж из покрышек своими руками?

Многие владельцы дач часто задумываются о покупке дренажа для своего участка, но когда они узнают цену такой системы, они начинают искать какие-то более бюджетные варианты. И эта проблема является довольно-таки актуальной сегодня, ведь не всегда резонно применять дорогостоящие приспособления, когда существуют незаслуженно забытые древние способы сооружения дренажной системы. К примеру, можно соорудить дренаж из покрышек своими руками. Но при этом стоит понимать, что для реализации задуманного вам понадобиться больше усилий, недели бы вы купили уже готовую систему. Тем не менее, денег на это уйдет минимум.

Кроме этого, прежде всего, нужно также знать, что дренаж, сделанный из использованных шин, подходит лишь в ситуации приличного удаления вашего участка от соседских владений и колодцев. Также эта система должна применяться исключительно для, так называемых, серых стоков. В частности для дождевых вод, стоков из ванны, душевых, стиральной или посудомоечной машины.

Схема и этапы строительства дренажа из авто шин

Итак, этот процесс является довольно-таки простым и не затратным. Для постройки такого дренажа нужно всего лишь подготовить от 5 до 7 старых покрышек одного размера. Сперва нужно спилить все обода этих покрышек, дабы в будущем иметь возможность очищать дренаж. А для отводящих труб можно брать самые простые канализационные трубы более 100 мм в диаметре.

После подготовки материала, важно определить самое подходящее место для дренажа. Затем на этом месте вырываем яму квадратной формы с объемом более чем два диаметра выбранных покрышек. Важно оставить место по бокам для засыпки песком. На самое дно нужно выложить песок толщиной более 500 мм. На песок выкладываем гравий слоем в 300 мм.

И уже после всего этого можно переходить к установке автомобильных шин. То свободное место, что осталось между покрышками и землей нужно полностью засыпать песком вместе с гравием. По самой верхней шине проводится труба из ПВХ. Все это накрывается люком или деревянным щитом.

Важно также понимать, что уровень фильтрации со временем будет становиться слабее, в силу этого нужно применять специальные бактерии для таких случаев, которые восстановят эту функцию.

Плюсы и минусы дренажа из покрышек

Первым делом хотелось бы поговорить именно о достоинствах такой системы. В частности к ним можно отнести:

  • совсем небольшие затраты;
  • простота используемых материалов;
  • довольно неплохой результат и простота строительства;
  • долговечность конструкции при условии правильного выполнения всех этапов работ.

Но, естественно, без недостатков также никак не обойтись:

  • во время веселых паводков может быть полное заполнение дренажа;
  • вследствие плохой герметичности может произойти загрязнение грунтовых вод;
  • нужно точно подобрать место расположения такой системы;
  • после 20 лет использования покрышка может разложиться.

Таким образом строительство дренажа своими руками из такого материала , как использованные автомобильные покрышки вполне подойдет для дачных участков с небольшой загруженностью. Для этого не нужно обладать какими-то особыми навыками и не нужно покупать дорогостоящие материалы. Вся работа выполняется буквально за 2 дня.

Дренаж из покрышек своими руками

Для возведения дач отводятся наихудшие земли, непригодные для производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому владельцы дач обречены заниматься дополнительным благоустройством оставшейся им земли. Часто, такие участки расположены в заболоченной местности.

То тут, то там, на участке попадаются застойные лужи, не просыхающие неделями. Посаженные растения вымокают, деревья гибнут. Извести такую беду можно только одним способом: устроить дренаж из покрышек своими руками. Выпускаемая промышленностью дренажная система-это дорогое удовольствие, а дачная деятельность, это, конечно, хобби. Но, хобби не должно становиться разорительным. В конце концов, мужское рукоделие-это тоже хобби, приносящее не только удовольствие, но и экономию денежных средств.

Дренаж из автомобильных шин

Чтобы сэкономить деньги, можно изготовить дренаж из покрышек своими руками. Предварительно нужно выяснить, не нарушит ли строительство такой дренажной системы санитарных норм, и не приведёт ли такое действие к конфликтам с соседями?
Дренаж из автомобильных шин предназначен только для технических стоков. К примеру, для ливневых вод, слива из ванны, стока от мытья посуды или стирки. Процесс несложен и малозатратен.

Для сооружения дренажа требуется от пяти до семи старых покрышек одинакового размера. Предварительно спиливают обода, чтобы, иметь доступ для очистки устройства в будущем. В качестве отводящих труб подойдут канализационные, диаметром более 1 дм.

Начало постройки стартует подготовкой ямы для дренажа, размером, превышающим более, чем в два раза диаметр покрышек. Необходимо предусмотреть, чтобы сбоку оставалось место для засыпания песком.

Чтобы дренаж из покрышек хорошо проводил воду, дно ямы на полметра засыпают песком, сверху добавляют гравий, слоем около 30 см.

На подготовленную поверхность укладывают шины, как на фото, а промежуток между ними заполняют смесью песка и гравия. В верхней покрышке укладывается труба.

Дренаж из покрышек своими руками готов. Сооружение накрывается деревянной крышкой или канализационным люком.
К достоинствам построенного дренажа следует отнести простоту, долговечность, дешевизну материалов. Недостатками могут быть переполнение дренажной ямы во время ливней или паводков, а также возможное загрязнение грунтовых вод.

Дренажная труба из автомобильных шин

Если на дачном участке необходимо провести мелиоративные работы, нет желания тратиться на покупку дренажной трубы, то можно соорудить дренаж из покрышек своими руками. На каждый погонный метр дренажной трубы требуется пять шин. Собрать требуемое количество шин несложно: работники шиномонтажей будут рады отдать старые покрышки, чтобы не тратиться на их утилизацию.

Шины сортируются по размеру. В нижнюю сторону канавы надо помещать шины большего размера. Покрышки скручиваются между собой саморезами. Оптимальной длиной «труб» является столб из семи или восьми покрышек.

Укладку труб следует проводить в сухое время, когда грунтовые воды уйдут.

Стыковку труб проводят полосами жести, в которых пробиты отверстия для саморезов. Для герметичности, трубу рекомендуется обмотать агроволокном. Естественно, материал расстилается на дно траншеи перед укладкой шинных труб. Всё сооружение засыпается песком с запасом, на 15 см выше окружающей почвы в рассчёте на то, что грунт со временем осядет.

Выгребная яма из автомобильных шин

Привыкший к городскому комфорту дачник может обустроить на своём участке выгребную яму автомобильных покрышек. Монтаж такой ямы прост, но перед установкой надо взвесить все доводы за и против.

Читайте также:  Не отключается станция насосная: причины и способы наладки

За –это простота и дешевизна проекта.

  • минимальное расстояние от колодцев и скважин, в том числе соседских, должно быть не менее 30 м.;
  • яма быстро разгерметизируется и появятся неприятные запахи;
  • срок службы не более 15 лет.

Старые автомобильные покрышки — хороший материал для устройства выгребной ямы и дренажа на дачном участке.

Бюджетный дренаж из старых шин: как организовать осушение участка своими руками

Грядки, залитые водой после каждого дождя, превращаются в болото? Собрать приличный урожай с огорода, где грунт перенасыщен водой, не получится. Решение проблемы – дренаж. Если на участке планируется строительство дома для постоянного проживания, лучше проектировать дренажную сеть еще до начала стройки. Но на даче, которая используется только в качестве места для пикников и сезонного выращивания овощей, обустраивать полноценные системы дорого и нерационально. Попробуем разобраться, как сделать бюджетный дренаж из покрышек своими руками так, чтобы сэкономить на трубах и колодцах, и превратить унылый заболоченный участок в здоровый зеленый сад.

Содержание

Дренажная система на дачном участке: правила организации ↑

Нужен дренаж: вместо грядок – озеро

Самый простой способ убрать излишек влаги – сделать несколько дренажных веток из подручных материалов с выводом в приемник. Для работы лучше выбрать период, когда количество осадков и уровень грунтовых вод – на минимуме: летом или в начале осени. А планировать схему дренажной разводки необходимо в сезон обильных дождей или таяния снега – весной.

Неудачно выбранное время: работы остановлены из-за дождей

Функции водоотводящих сетей: зачем нужен дренаж ↑

Кроме осушения почвы, грамотно проложенный дренаж из старых шин способен решить несколько проблем:

  • Остановить процесс размывания верхнего плодородного слоя грунта.
  • Понизить уровень влаги в глубинных слоях грунта.
  • Отвести потоки дождевой воды от грядок.
  • Предотвратить болезни деревьев, декоративных растений.

Планирование схемы каналов и точек сбора воды ↑

Чтобы система работала исправно, необходимо правильно выбрать траектории дренажных линий, определить глубину, место слива. Самый простой метод – наблюдение. Во время ливня обратите внимание на направление потоков – естественные линии стока воды помогут определить правильные линии для дренажных каналов.

Простая схема разводки дачного дренажа

При планировании системы учитывают рельеф участка: ветки располагают таким образом, чтобы начало траншеи находилось в верхней точке, а сток – в самом низком месте. Кроме линейных отводов, есть смысл обустроить точечные водоприемники. Точки сбора рационально установить в небольших по площади естественных впадинах, где застаивается вода – обустройство точечного дренажа из покрышек займет меньше времени.

Чтобы правильно определить глубину, нужен простой анализ состояния грунта. Если уровень грунтовых вод постоянно высокий, а порода – тяжелая, со слабой проницаемостью, придется копать глубокие траншеи:

  • До 1 метра глубиной в зоне высадки фруктовых деревьев.
  • До 70 см – в местах обустройства грядок.
  • До 50 см – по периметру участка, по ходу дорожек.

Траншеи и открытые линии ↑

Каналы, выкопанные на глубину более полуметра, считаются глубинными. Траншеи для регулировки уровня грунтовых вод оборудуют дренажной обоймой: трубой с перфорацией в обсыпке из щебня и геотекстильной обертке. Заменить покупные материалы можно подручными средствами:

Вместо готовых труб – покрышки

  • Старые шины разного диаметра выполнят функцию дренажной трубы.
  • Вместо щебня используют битый старый кирпич, гальку, керамзит, куски пенопластовых листов.

На геотекстиле желательно не экономить: полотно защитит дренаж от заиливания и разрушения плотной глиной.

Поверхностные каналы, глубиной до 50 см, оставляют открытыми, или оборудуют обоймой так же, как и глубинные траншеи. Вместо цельных колес в качестве трубы устанавливают куски (сегменты) покрышки. Засыпные материалы, которые нужны для дренажа, – песок и щебень.

Приемные дренажные колодцы ↑

Стекающую по дренажным каналам влагу нужно отвести от осушаемой зоны и организовать точку слива. Если поблизости есть пруд, придорожный ров, то сброс воды осуществляют без строительства дренажного колодца. На самом участке обустраивают дренажные приемники – емкости без дна, установленные на гравийную или щебневую подушку. Вода из каналов после слива в колодец дополнительно очищается засыпным фильтром и отводится в грунт.

Вариантов обустройства стенок дренажного колодца – несколько:

  • Готовые пластиковые или бетонные изделия.

Заводской пластиковый резервуар

  • Самодельные дренажные колодцы. Материалы для сборки – покрышки или старые пластиковые бочки, кирпич.

Самодельный дренажный приемник

На перенасыщенных влагой породах устройства одного дренажного резервуара бывает недостаточно. Для сброса больших объемов воды, особенно если на участке есть септик, оборудуют дренажное поле: площадку с дренажным тоннелем для слива. Тоннели изготавливают из пластика в виде полусферических каналов, напоминающих разрезанную вдоль трубу. Самостоятельно канал также можно сделать из покрышек большого диаметра.

Делаем сеть каналов для осушения участка из покрышек: инструкция ↑

Как сделать траншеи для дренажа из шин? Подготовить покрышки: понадобятся старые колеса разного диаметра от 13-дюймов. Кроме шин, придется купить песок для подсыпки и геотекстиль. Для поверхностной канавы дополнительно нужен щебень. Фракция засыпных материалов – крупная или средняя. Мелкий песок и щебневая крошка не подходят для водоотвода: маленькие частицы забивают отверстия полотна.

Покрышки: подойдут любого диаметра

Вспомогательные инструменты и материалы:

  • Соединительные элементы: пластиковые хомуты, саморезы.
  • Куски плотной резины для уплотнения соединений.
  • Дрель – для быстрого пробивания отверстий в резине.
  • Лопаты, кирка, тачка, уровень, пленка, колышки и строительная лента (леска) – для земляных работ.

Подготовка: земляные работы ↑

Чтобы сделать своими руками дренаж из покрышек, сначала нужно разметить траекторию, длину, спланировать глубину и ширину веток. Выбирают линию для обустройства центрального канала. В стороны от главной линии размечают отводы: боковые ветки под углом к центральной.

Схема расположения отводов

В верхних точках отводов ширина канав должна соответствовать диаметру шины с запасом до 20 см. Глубина – диаметр шины плюс до 30 см на подсыпку.

Выкопанная по разметке линия

С учетом того, что по мере приближения к точке соединения с центральной линией будут использоваться шины большего диаметра, глубину и ширину траншеи плавно увеличивают по направлению к главной линии. Чтобы вода стекала быстро, формируют наклон: для боковых веток достаточно перепада в 1 – 2 см на метр.

В таком же порядке выкапывают центральную траншею. Перепад высоты в главной линии должен быть больше, чем в боковых отводах. Оптимальный наклон дна – до 3 см на каждый метр.

Наклон по естественному склону участка

Дно выкопанных каналов выравнивают, проверяют соблюдение наклона. Из песка делают песчаную подушку толщиной до 15 см.

Монтаж дренажа из шин ↑

На песчаную подушку настилают геотекстиль. Оставляют свободные края с учетом высоты покрышек в дренаже. Для дополнительной фильтрации можно засыпать на полотно слой щебня высотой до 15 см.

Готовая дренажная обойма

Сборка трубы из покрышек:

  1. Шины устанавливают друг на друга. Начинают соединение с колес маленького диаметра.

Соединение болтами с гайками

  1. Боковые стенки двух покрышек соединяют хомутами через ранее просверленные отверстия. В качестве крепежа используют саморезы, или гайки с болтами. При таком способе соединения под отверстия подкладывают прокладки из плотной пленки или каучука: старая резина крошится, резьба срывается.

  1. Трубу собирают вертикально, после установки последней шины готовую дренажную трубу укладывают в траншею. Из-за большого веса формируют несколько отрезков, которые соединяют после непосредственно в канале.

Для укрепления конструкции сверху и прочного соединения отрезков используют металлические полоски с высверленными отверстиями. Саморезами крепят полоску к соседним шинам.

Соединение отрезков в канале

Готовую трубу заворачивают в геотекстиль. Края полотна в нескольких местах соединяют изолентой, скобами.

Укладка трубы в канаву

Поверх готовой обоймы насыпают слой песка. Сверху – обратная засыпка грунтом. Целесообразно сделать выступ над готовым каналом из песка и грунта на высоту до 10 см: со временем песок просядет, и выступ сравняется с поверхностью грунта.

Поверхностная линия с отводом из шин ↑

Из покрышек делают и поверхностные отводы дренажа. Для улучшения оттока используют разрезанные на сегменты покрышки.

Схема установки поверхностного дренажа

Обустройство поверхностной линии начинают с укладки геотекстиля и засыпки щебня. Высота щебневой подушки – до 25 см. На подсыпку укладывают части шины внутренней полостью ко дну траншеи. Отверстия, расширяющиеся книзу, выполнят функцию перфорации в заводской трубе: через щели вода свободно просачивается в щебень.

Сверху насыпают еще один слой щебня. Заворачивают и фиксируют края полотна внахлест. Готовую обойму засыпают.

Дренажный колодец: самодельный приемник из покрышек ↑

Чтобы собрать своими руками приемный колодец для дренажа, понадобятся старые покрышки большого диаметра. Оптимальный вариант – прочные тракторные или грузовые шины. Количество изделий просчитывают по высоте запланированного резервуара с учетом высоты дренирующей подушки. Колодцы, оборудованные крышкой из чугуна, устанавливают в качестве точечных водоотводов в местах постоянного скопления воды.

Шины: герметичный материал для стенок колодца

Выбор места установки и рытье котлована ↑

Углубление должно находиться в естественной впадине или в самом низком месте на краю участка.

Копка котлована под приемник

  • Глубина определяется, исходя из особенностей грунта и уровня воды в нем. Желательно, чтобы сброс происходил на глубину до 1,5 — 2 м. При таком углублении нет риска замерзания жидкости.
  • Диаметр котлована равен диаметру шины с добавлением до 30 см по окружности для изоляции и подсыпки.
  • Вход центральной линии должен находиться в верхней трети приемника.

Выкопанное углубление обязательно проверяют на вертикальность стенок: покрышки нужно установить строго вертикально друг на друга. Дно должно быть ровным.

Песчаная подушка на дне

На утрамбованную почву засыпают и уплотняют песок. Толщина песчаного слоя – 15 – 20 см. Сверху – слой щебня крупной фракции. Чтобы подсыпка не размывалась, целесообразно установить несколько крупных камней, а сверху – щебень. Вместо щебня допускается укладка речной гальки или камня.

Читайте также:  Технология монтажа полипропиленовых труб своими руками

Сборка колодца из старых колес ↑

На подготовленное основание укладывают первую шину. Выбирают способ соединения. Для герметичной фиксации используют цементный раствор.

Соединение шин хомутами из пластика

Устанавливая поочередно шины, выводят высоту на запланированный уровень. В нижней части, на первой покрышке, можно заблаговременно сделать узкие прямоугольные прорези для отвода воды на подсыпку.

Врезка в верхней части колодца

В верхнем кольце делают отверстие под трубу из центральной линии. Вокруг стенок делают обсыпку из щебня, кусков пенопласта. По внешнему диаметру утрамбовывают глину или заливают раствор.

Приемник для поверхностного отвода

Так обустраивают не только приемные дренажные емкости, но и точечные приемники в местах, где нет естественного оттока воды, а линия отвода не запланирована. При установке точечного дренажного слива на верхнюю покрышку необходимо установить защитную решетку: купить готовую или сварить из металлических прутьев, арматуры.

Точечный приемник с крышкой

Тоннель вместо фильтрационного поля ↑

Из покрышек можно сделать не только линейный дренаж или приемник, но и оборудовать полноценное фильтрационное поле. Такой способ отвода устраивают на участках, где повышенный уровень грунтовых вод и сложный состав породы не дают возможности организовать сброс в колодец.

Схема тоннеля: готовые пластиковые конструкции можно заменить разрезанными шинами

Поле представляет собой площадку, углубленную на полметра, с щебневой засыпкой. Вместо колодцев – труба из половин покрышек, сложенных вплотную друг к другу в форме тоннеля. Поступающая из линии вода просачивается через щебневую подсыпку в грунт.

Видео: дренаж из старых шин в сложном торфяном грунте ↑

Наглядная инструкция, как осушить сложный участок с помощью простейшего дренажа из покрышек.

Организация самодельных дренажных обойм и колодцев – временное решение проблемы. Таким способом можно отвести влагу из огорода или с дачного участка. Если планируется стройка, а грунт перенасыщен влагой, участок – со сложным рельефом, потребуется проектирование серьезной системы дренажа. Комплексная защита состоит из нескольких отдельных сетей: пристенного, глубинного, пластового дренажа, и, естественно, системы поверхностного осушения. Сооружение дренажа планируют до начала работ и проводят монтаж во время строительства.

Сливная яма из покрышек своими руками: пошаговая инструкция по обустройству

Желание добавить городской комфорт в дачную жизнь побуждает многих дачников, да и владельцев загородной недвижимости, заниматься обустройством водопровода на собственном участке. Но полноценная работа водопровода невозможна без канализации, не так ли?

Оказывается, смастерить автономную канализацию можно самостоятельно из подручных материалов. Одним из популярных самодельных сооружений является сливная яма из покрышек, применяемая для сбора и фильтрации стоков. Устройство и монтаж конструкции очень просты, но эффективность и безопасность эксплуатации системы достигается только при строгом соблюдении технологических норм.

В этом материале мы расскажем о том, как выбрать место под выгребную яму, и что необходимо при этом учитывать. Также, здесь вы найдете пошаговую инструкцию по сооружению выгребной ямы из автомобильных шин. Материал сопровождается схемами по обустройству и видеороликами с советами экспертов по сооружению сливных ям.

Устройство и принцип действия отстойника

Выгребная яма – простейший вариант обустройства автономной канализации. С появлением высокоэффективных септиков и локальных систем очистки применение сливных сборников в частных домохозяйствах и коттеджных поселках снизилось. Однако среди дачников этот способ вывода сточных вод остается востребованным.

Наиболее бюджетная и легкая в исполнении система локальной канализации основывается на применении старых автопокрышек. В этом случае стенки сливного сборника укреплены резиновыми шинами, днище у резервуара отсутствует.

Основание поглощающего, или иначе фильтрующего варианта – дренажный слой из щебня и песка. Устойчивость конструкции достигается за счет веса самих автопокрышек, земельной обсыпки и накопленных сточных вод.

Принцип работы поглощающей ямы:

  1. Сточная жидкость по трубе поступает в емкость.
  2. Тяжелые, твердые взвеси оседают на поверхности «подушки» из щебня.
  3. Полуочищенная вода просачивается сквозь дренажный слой и проходит вглубь грунта.
  4. Накопленный ил периодически откачивается из резервуара.

Для повышения качества фильтрации и ускорения дренажа стоков внутри резервуара из автопокрышек устанавливается пустотелая перфорированная труба.

Целесообразность сливного сборника из автопокрышек

Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.

Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:

  1. Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
  2. Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.

Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.

«Кустарное» очистное сооружение для канализации имеет ряд негативных факторов, ограничивающих его применение:

  1. Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
  2. Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
  3. Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
  4. Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% – этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
  5. Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.

Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.

Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.

Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:

  • объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
  • уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
  • выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.

Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.

Выбор места под сливную яму

При строительстве сливной ямы следует ориентироваться на нормы, изложенные в СанПиН 42-128-4690-88. Документ четко определяет допустимые границы размещения канализационной системы на участке.

Дополнительные, но не менее значимые, ограничения по отдалению резервуара с нечистотами:

  1. Дистанция до водопроводных труб зависит от направления движения грунтовых вод. Приблизительно определить направление можно по уклону рельефа. При устремлении вод от сливной ямы минимальное расстояние между обозначенными объектами – 40 м, в противном случае – не меньше 25 м.
  2. До ближайшего колодца или глубинной скважины с питьевой водой должно быть 50 м и больше. На практике соблюсти эту норму очень сложно. С разрешения СЭС эта дистанция сокращается до 30 м.
  3. Расстояние до открытого водоема – минимум 30 м.
  4. Дистанция между деревьями, кустарниками и выгребной ямой – 4 м. Такой же параметр определен для проезжей части.
  5. Отдаленность очистной установки от соседнего участка – около 3-х метров.

Оптимальное расположение ямы – в низине участка по направлению грунтовых вод. Чтобы снизить вероятность проникновения в жилье неприятного запаха емкость с нечистотами сооружается с подветренной стороны, подальше от дома.

При планировке надо обеспечить беспрепятственный доступ очистительной техники к выгребному резервуару.

Технология сооружения выгребной ямы из шин

Ниже представлен пошаговый инструктаж по созданию сливной ямы с дренажной скважиной. Материал обустройства поглощающего колодца – старые шины.

Процесс устройства сливного сооружения из старой автомобильной резины включает ряд традиционных этапов:

Колодец из шин своими руками для сада: пошаговое руководство + фото

Нередко проблемой на дачном участке становится отсутствие канализации. Просто и эффективно можно решить эту задачу, обустроив септик. Причем используют для него самые неожиданные материалы. Пример такого варианта – колодец из покрышек своими руками.

Плюсы и минусы колодцев из покрышек

На деле шины применяют для сооружения колодцев разного вида, однако канализационные устройства пользуются самой большой популярностью. Причина тому – характеристики шин и свойства самой резины.

  1. Низкая стоимость – наиболее важный фактор при выборе материала. Для обустройства колодца нужны старые изношенные шины, а такие можно приобрести в шиномонтажной мастерской по низкой цене, попросить у знакомых или соседей, найти на улице.
  2. Средний срок эксплуатации колодца из покрышек составляет 15–20 лет, что довольно много. Декоративный вариант прослужит еще дольше.
  3. При вспучивании или умеренных подвижках грунта колодец из колес своими руками не повреждается, так как упругость материала позволяет последнему переносить небольшие деформации без потери качества. Однако при сильных подвижках нарушается герметичность конструкции. Поэтому дважды в год ее следует проверять и герметизировать швы.
  4. Сооружение из покрышек любого рода выполняется своими руками. Это сокращает расходы по оборудованию дачного участка. Кроме этого, шины имеют одинаковые размеры и форму, что позволяет с легкостью рассчитать нужное количество, уложить правильно.

Конечно, у такого рода сооружения есть и недостатки.

  1. Ремонтировать такой септик или дренаж невозможно, необходимо полностью заменить конструкцию.
  2. Резина испытывает воздействие агрессивной среды. Со временем материал растворяется и появляется не самый приятный запах резины.
  3. Обустраивать колоды из покрышек возможно лишь в тех случаях, когда глубина залегания грунтовых вод составляет не менее 5 м.

Глубина настоящей скважины с питьевой водой достигает 9 м. В этом случае покрышки тоже можно использовать, но конструкцию следует усилить, чтобы предотвратить обвал стенок.

Виды колодцев из шин

Из покрышек своими руками можно соорудить самые разные конструкции для отвода и хранения воды.

Читайте также:  Ремонт в санузле: сколько сохнет плитка на полу, когда можно ходить

Колодец из покрышек для дачи – глубина шахты его не превышает 9 м, хотя чаще достигает 3 м. Однако для полива сада или огорода, для купания или мытья посуды она вполне пригодна. Сооружение колодца из покрышек своими руками занимает минимум времени. Однако здесь очень важно тщательно мыть и обрабатывать шины с тем, чтобы вода оставалась чистой.

Септик канализационный. Аналог выгребной ямы, в которой накапливаются стоки, а затем их откачивают. Вариант с покрышками обойдется заметно дешевле, чем бетонное сооружение, хотя и уступает ему по долговечности. Зато правильная и однородная форма шин в качестве составляющих элементов намного облегчает монтаж. Более того, из покрышек можно собрать всю канализационную систему, обслуживающую дачу – наружную ее часть.

Дренажный – приспособление для отвода грунтовых и ливневых вод в канализацию. Размещение зависит от характера дачного участка. Таким образом удается избежать подтопления жилого дома или хозяйственных построек.

Декоративный колодец из покрышек – имитация настоящего сооружения, заполненная землей. По сути, это форма цветника из шин, но с дополнительными декоративными элементами наподобие опор, с имитацией вала и навеса.

Строительство любого варианта из покрышек занимает намного меньше времени, чем сооружение колодца из бетонных колец или выкладка кирпичом. Кроме этого, даже при использовании шин очень большого размера не требуется тяжелая техника.

Как сделать колодец из колес для сада

Колодец из шин для сада своими руками сооружают по одинаковой схеме:

  • выкапывание траншеи соответствующей глубины;
  • подготовка – укладка песка, щебня, возможно, обработка стенок;
  • укладка покрышек и их обработка;
  • завершающие мероприятия.

В категорию последних операций входят самые разные действия: сооружение крышки, например, входящей трубы, закладка стенок щебнем и тому подобное.

Декоративный колодец из шин своими руками

Такого рода сооружение может послужить забавным элементом детской площадки или сада. Сделать из колес декоративный колодец совсем несложно. Для этого нужны 3–7 шин одинакового размера, опорные стойки из дерева, доски и кровельный материал для колодезного навеса, краска и инструменты.

Порядок действий следующий.

  1. На 1 этапе нужно определить, как именно устанавливать опоры: внутри автомобильной шины, снаружи или прямо в покрышках. Затем измеряют диаметр шины или просто укладывают ее на землю, и очерчивают контур. По этой линии делают канавку глубиной до 10 см. Размечают места установки опор, выкапывают для них ямы в 50 см. Если опоры устанавливают в шины, то из них предварительно вырезают отверстия под стойки.
  2. В лунку устанавливают покрышки стопкой. Прорези, если они есть, должны совпадать.
  3. Через отверстия или рядом, устанавливают опоры в ямы, засыпают землей и утрамбовывают, можно залить бетоном. На дно укладывают несколько крупных камней или гравий, чтобы придать устойчивость сооружению. Для навеса из бруса собирают каркас, а затем обшивают его досками или кровельным материалом – черепицей, шифером, ондулином. В этом качестве можно использовать те же покрышки, вернее, их фрагменты.
  4. Колодец из шин внешне совершенно непригляден. Чтобы декоративный колодец на приусадебном участке из автопокрышек действительно стал привлекательным, его окрашивают специальной резиновой краской. Чаще всего покрышки расписывают, чтобы они условно, но воспроизводили кирпичную кладку любого цвета. Можно встретить другие варианты, например, корпус из шин покрывают слоем декоративной штукатурки.

Колодец можно засыпать землей и высадить в него цветы или даже ягоды, наподобие клубники. Иногда конструкцию используют как летнюю площадку для комнатных растений: выносят горшки и располагают их на закрытом люке. Можно подвесить горшок с цветами на колодезный «вал» – это тоже выглядит привлекательно.

Канализационный колодец из покрышек своими руками

Чтобы колодец для канализации из покрышек служил долго и не требовал замены каждые 3 года, необходимо правильно выбрать место для него, подобрать оптимальную конструкцию и при выполнении работ тщательно герметизировать.

Различают несколько основных видов септика.

  1. Колодец с фильтрующей системой имеет самое простое устройство. На дно ямы укладывают щебень, стенки формируют покрышки. В грунт отсюда попадает только вода, а твердые частицы удерживает щебень. Такой колодец можно использовать только для отвода относительно чистой воды: из умывальника, ванной. Стоки с фекальными массами сюда сбрасывать нельзя.
  2. Вариант с отстойником и фильтрующим колодцем предполагает сооружение двух шахт, выложенных покрышками. Сначала стоки попадают в отстойник, где на дно осаживаются твердые и тяжелые массы. Затем по сообщающейся трубе жидкие и легкие отходы перетекают колодец с фильтрующей системой. Здесь фильтром служит слой песка и щебня и в грунт опять-таки попадает чистая вода.

Соорудить систему своими руками сложнее, однако такой вариант куда эффективнее. Откачку нужно производить намного реже, поскольку стоки фильтруются дважды.

Колодец с фильтром и дренажной трубой – не самый удачный. От первой конструкции ее отличает только дренажная труба, по которой из септика выходит очищенная вода. Тяжелые фракции оседают на слое из песка и щебня. Система довольно быстро выходит из строя, поэтому встречается редко.

Колодец из старых покрышек сооружают своими руками по следующей схеме.

  1. Выкапывают траншею соответствующего диаметра – на 20 см больше от покрышек. Размер септика определяют объемом предполагаемых сточных вод и их характером. Если строят вариант с отстойником, выкапывают 2 ямы и канаву между ними под некоторым углом, так как стоки из отстойника в септик должны идти самотеком.
  2. На дно ямы утрамбовывают слой песка в 20 см, а затем слой щебня в 40 см. В шинах необходимо увеличить внутренний диаметр. Отступив 5 см от протектора, вырезают кольцо. Нож смазывают маслом или мылом, чтобы облегчить работу своими руками. Армирующие волокна перекусывают кусачками. Заготовки обрабатывают битумным лаком, чтобы увеличить их стойкость к агрессивной среде.
  3. Первую шину укладывают на дно. По 4 сторонам покрышки вбивают деревянные бруски длиной, равной высоте колодца. Так предотвращают смещение шин. При укладке между брусками и покрышками дополнительно укладывают куски резины. Следующие элементы размещают стопкой. Между собой скрепляют резиновым клеем.
  4. От дома до септика выкапывают траншею для укладки канализационной трубы. Заводят ее в колодец из покрышек в верхней трети. Монтаж производят под наклоном, поскольку стоки идут в септик самотеком.
  5. Полость между покрышками и земляной стеной засыпают щебнем – он служит водонепроницаемым покрытием. Допускается использование цемента или глины, но с этими материалами своими руками справиться сложнее.
  6. Если строят отстойник и колодец, то между ними укладывают пластиковую трубу. Для нее в шинах на нужном уровне вырезают отверстие. Место крепления герметизируют.
  7. На последнем этапе сооружают люк для колодца из покрышек или деревянный навес.

Дренажный колодец из покрышек своими руками

Дренажную систему обустраивают летом или в начале осени, когда уровень грунтовых вод минимальный. Планировать же разводку следует весной, чтобы иметь возможность пронаблюдать, как и где выходят воды и где накапливаются дождевые стоки.

Обязательным элементом такой системы является дренажный колодец из автомобильных шин. Строительство выполняют по той же схеме, но есть некоторые особенности.

  1. Глубину дренажного колодца из шин рассчитывают с учетом местности. Желательно, чтобы величина составляла 1,5–2 м, чтобы исключить замерзание. Показатель равен диаметру покрышки плюс 30 см по периметру. Яму именно таких габаритов и выкапывают. Центральная линия дренажа должен входить в приемник в верхней его трети.
  2. На дно ямы утрамбовывают 20 см песка, несколько крупных камней, чтобы предупредить размывание слоя, а затем щебень и мелкий гравий толщиной в 40 см. Покрышки укладывают поочередно друг на друга, для скрепления используют цемент. В первой уложенной шине предварительно проделывают прорези для отвода стока на подсыпку. В самой верхней шине или в 2 проделывают отверстие под канализационную трубу.
  3. Полость между стенкой шахты и шинами засыпают щебнем и кусками пенопласта – дренажный колодец важно утеплить. Заливают слой глиной или цементным раствором.
  4. В качестве люка используют металлическую решетку. Можно приобрести готовую или сварить из прутьев своими руками.

Дренажный колодец из шин служит едва ли не дольше других вариантов. Вода здесь не цветет, на резиновых стенках не появляется плесень или слизь. Обычно запах резины нивелируется слоем щебня.

Полезные советы

Обустройство и эксплуатация колодцев разного вида требует выполнения некоторых рекомендаций. Это заметно облегчает работы, продлевает срок службы.

  1. Важно выполнить все требования по размещению колодца. Дренажный располагают в самой низкой точке участка с тем, чтобы вывести воды. Септик размещают на определенной удаленности от дома, хозяйственных построек, сада.
  2. Канализационную систему следует размещать с наветренной стороны, чтобы избежать неприятных запахов.
  3. Чтобы не беспокоиться о переполненности сточной ямы, нужно выбрать шины максимально возможного диаметра. Как правило, конструкция из 5–7 покрышек обслуживает семью из 3 человек, постоянно проживающих на даче.
  4. В канализационный колодец из шин можно вывести не только стоки из дома, но и коммуникации от летнего душа или умывальника.
  5. Колодец для воды из шин стоит оборудовать насосом. Это облегчает полив огорода и сада.
  6. Между собой покрышки рекомендуется скреплять пластиковыми хомутами. Они не боятся влаги и обеспечивают надежное крепление.
  7. Если установлен люк из шины, в нем нужно проделать смотровое отверстие.
  8. Колодец из шин можно обернуть полиэтиленом или рубероидом. Материал обеспечивает полную герметичность: риск попадания неочищенной воды в землю минимален.
  9. Возле колодца стоит посадить какое-либо влаголюбивое дерево – ольху, иву, ракиту. Корни растения впитывают избыток влаги.

Фото колодцев из шин для сада

Утилитарные сооружения – канализационный или дренажный колодец, внешне неприглядны и обычно их маскируют. Дизайн декоративного колодца из шин своими руками может быть очень разнообразным.

Заключение

Колодец из покрышек своими руками соорудить сможет даже начинающий мастер. Назвать шины универсальным материалом, конечно, нельзя. Однако срок эксплуатации дренажного, канализационного или ресурсного колодца достигает 15–20 лет, а это совсем немало. В случае сильных повреждений ремонтировать сооружение нельзя, его полностью заменяют.

Ссылка на основную публикацию