Ремонт пластика
Ремонт пластика своими руками
Ремонт пластика при помощи промышленного фена – самый оптимальный и надежный вариант. Такой сварной шов не будет уступать по прочности любому другому участку детали, а если с внутренней стороны наварить еще один толстый слой, то получится самый крепкий участок на всей детали.
Может показаться, зачем необходимы другие способы восстановления пластмассы мото и авто деталей, но все не так просто – нужно иметь соответствующие навыки, перед тем как браться за ремонт. Специалисты рекомендуют попробовать на ненужном пластике с трещиной «набить руку», перед тем как браться непосредственно за ремонт пластика детали мотоцикла или автомобиля.
Первая проба покажет, что вы скорее всего просто деформируете деталь или недоварите шов – такие ремонтные работы не принесут никакого результата. Помимо практики встает финансовый вопрос – для проведения таких работ потребуется непосредственно сам фен, с возможностью регулировки подачи воздуха и настройки температурных режимов – такое изделие обойдется примерно в 3-5 тыс. рублей + специальные насадки.
Если такие затраты не пугают рядового пользователя, то можно приступать непосредственно к ремонту пластика своими руками.
Подбираем необходимый материал и инструмент для ремонта пластика
Для выполнения ремонта пластика своими руками, вам понадобятся следующие материалы:
- Промышленный фен. Специалисты рекомендуют использовать модели от именитых брендов, таких как Makita, Bosh, HG и пр. Почитайте отзывы и убедитесь сами – данные модели очень практичны, долговечны и надежны. С ними можно на протяжении нескольких лет спокойно ремонтировать детали из пластика. Некоторые мастера применяют фены для спайки радиодеталей – они идеально подходят для спайки мелки трещин;
- Набор специальных насадок, диаметром от 5 до 8 мм. В большинстве случаев продаются отдельно от самого фена. В зависимости от бренда, могут стоить от 100 до 800 рублей. К примеру, на ту же Makita, одна насадка стоит порядка 600-700 рублей;
- Пластик для припоя. Следует помнить, что пластик должен быть идентичным пластику детали. Его можно приобрести в специализированном магазине или же нарезать самостоятельно, используя старые идентичные детали. Обычно, «магазинный» припой продается в мотках – это удобно и практично.
Для ремонта пластмассы можно использовать дополнительные приспособления, такие как:
- Шлифовальная машинка – потребуется мастеру для шлифовки шва. Покупать ее необязательно, ведь для таких целей идеально подойдет наждачка или набор напильников;
- Несколько зажимов, для фиксации шва. Их можно приобрести в любом строймаркете.
Если все укомплектовано, то можно смело приступать к выполнению работ.
Пошаговая инструкция по ремонту пластика
Рассмотрим ремонт пластмассы пошагово, чтобы стало понятно даже неопытному ремонтнику:
- Изначально следует узнать состав материала, из которого изготовлена поврежденная деталь. Обратите особенное внимание на то, что пластик припоя должен быть идентичен пластику ремонтируемой детали. Учитывая данный фактор, мастера устанавливают необходимую температуру нагрева воздуха – в случае несоответствия припоя и самой детали, один из материалов плохо прогреется и попросту отвалится. Или же случится перегрев и деталь, как и припой «поплывут», что приведет к плачевному результату. Индекс материала (маркировку пластмассовой детали) можно узнать, заглянув за тыльную сторону ремонтируемого компонента. В большинстве случаев, попадается три основных вида пластика: РР (полипропиленовые детали), ABS (изделия из акрилонитрила, бутадиена и стирола), и наконец, РА (детали из полиамида);
- Зачистка детали перед ремонтными работами. Прежде чем начать восстановительные работы, края трещины поврежденной детали необходимо аккуратно зачистить, чтобы избавиться от торчащих зубцов пластика и сколов. Данные манипуляции легко произвести при помощи напильника или наждачной бумаги – специалисты рекомендуют зачищать по 5-10 мм от края разлома с каждой стороны;
- Сборка детали. В случае, если деталь раскрошилась на несколько отдельных кусков, мастеру придется попотеть и собрать деталь на манер пазла. Каждый отдельный элемент придется зачищать по краям и устанавливать на законное место. Чтобы «сборка» не развалилась, всю мозаику крепим при помощи струбцин (похожи на небольшие бельевые прищепки). Стоимость их невелика и их легко можно достать в любом строительном магазине (цена не превышает 70 рублей за 1 шт.);
- Сварочные работы. Берем один пруток (припой), заостряем его кончик и аккуратно прижимаем его к краю очищенного разлома. По мере нагревания, начинаем нагревать припой и пластик. При правильно выставленном температурном режиме и уровне подаче воздуха, начинаем сварочные работы, прогревая прутик и прислоняя его к нагретой детали. Струя воздуха, сама будет прижимать нагретую пластмассу, поэтому руками ничего делать не нужно.
Все, мы закончили выполнение ремонтных работ.
Краткие итоги
Теперь вы знаете как восстановить пластмассовую деталь самостоятельно, не обращаясь к специалистам. После сварочных работ остается только выровнять выпирающую сварку под уровень детали и все. Остатеся только покрасить деталь и установить ее на мотоцикл или автомобиль.
Видео — ремонт пластика своими руками
Как отремонтировать практически любое изделие из пластика
Большинство пластиковых изделий очень легко ремонтируются, но требуется терпение, аккуратность и знание технологии процесса. Основная проблема – ограниченное время фиксации пластмассовых элементов, поэтому кроме теоретических знаний, нужна определенная сноровка.
Необходимый инструмент
Для ремонта пластмассовых изделий не требуется много инструмента:
1. Тепловой пистолет – основной рабочий инструмент, при помощи которого производится размягчение пластмасс. Фен или другое тепловое оборудование не подойдет, так как у них недостаточная мощность и температура теплового потока.
2. Строительный нож для резки пластмасс и подравнивания краев.
3. Стальной шпатель. Используется для придавливания пластика и приглаживания краев.
4. Плоская отвертка используется для тех же целей, что и шпатель. Отвертка позволяет прижать небольшие области по мере необходимости.
Важно! Не нужно использовать паяльник или любой другой горячий предмет для нагревания пластмассы.
Подготовка к ремонту
Прежде всего, нужно очистить изделие, которое подлежит ремонту. Бензобак я снял и промыл большим количеством проточной воды внутри и снаружи. Также я использовал моющее средство для посуды, ветошь и жесткую щетку для удаления всех загрязнений. Внутри полоскал до тех пор, пока не исчез запах бензина.
Для окончательной очистки и обезжиривания рабочей поверхности я использовал изопропиловый спирт. Особенно удачным оказался тот факт, что бутылка из-под спирта оказалась из такой же пластмассы, что и мой бензобак. Поэтому, чтобы использовать бутылку для изготовления латок, пришлось остатки спирта перелить в другую емкость.
Подготовка заплаток для проведения ремонта
В моем случае ремонт осложнялось тем фактором, что повреждение было на углу, поэтому заплатка должна огибать дырку с двух сторон. Для этого из бутылки я вырезал угловой элемент с таким расчетом, чтобы был хороший напуск со всех сторон отверстия.
Также нужно удалить все пластмассовые заусенцы и другие шероховатости вокруг поврежденного участка, чтобы заплата прилегала как можно плотнее.
Наложение заплатки из пластмассы
Самый ответственный момент – равномерный и правильный нагрев рабочей области и заплаты. Цель – размягчить пластик и сделать его достаточно мягким и эластичным, но сохранить форму и не дать растечься. Здесь важно соблюдать следующие правила:
- Удерживать пистолет на расстоянии от разогреваемой детали.
- Водить тепловой струей по поверхности детали, чтобы она равномерно прогревалась по всей площади.
- Пластик не должен плавиться и течь, а тем более, дымить или гореть.
Размягчив часть заплаты так, что пластик стал выглядеть мокрым, я приложил ее на участок ремонта и стал прогревать ее дальше, одновременно разглаживая и прижимая шпателем приложенную к бензобаку часть. По мере прогревания и размягчения пластмассовой заплаты, прижимал ее шпателем, чтобы она плотно прилипла к поверхности бака.
Совет! При приглаживании заплаты важно не переусердствовать с усилием, так как можно продавить размягченный пластик и сделать еще хуже, чем было.
Когда заплата полностью приклеена, деталям нужно дать самостоятельно остыть, не прикладывая для этого дополнительных усилий (не опускать в воду).
Проверка
После остывания я набрал в бак воды, чтобы проверить отсутствие протечки – все было нормально, даже если надавливать в области заплатки.
Напоследок хочу привести несколько простых правил для проведения успешного ремонта пластиковых изделий:
- Для такой «пайки» пластмассы нельзя использовать горячие инструменты (паяльник и так далее), так как это приведет к расплавлению пластмассы и нарушению эластичности материала.
- Рабочая поверхность и заплатка должны быть абсолютно чистыми и обезжиренными.
- Ремонтируемое изделие и заплата должны быть изготовлены из одного вида пластика. Это обеспечит максимальную эффективность ремонта, так как различные пластмассы имеют свой температурный предел размягчения и текучести.
- Нагревать нужно постепенно, чтобы материал не плавился. Если вы видите дым – значит, вы делаете что-то неправильно!
Обратите внимание! Будьте готовы, что с первого раза может не получиться и придется накладывать еще одну заплату большего размера, чтобы она перекрывала предыдущую. Это может понадобиться также в том случае, если выбранный для заплаты пластик слишком тонкий.
Чиним пластиковые детали сами — 3 простых способа
В современных автомобилях огромное количество пластиковых деталей. Это и бампер, и решетка радиатора, всевозможные крепежи, заглушки и емкости. Рано или поздно пластик изнашивается и трескается. Что-то приходится менять, но кое-что можно и починить. ЗР рассказывает и показывает, как это сделать.
Производители любят относительно дешевый, податливый и легкий пластик. И у автовладельцев есть причина его полюбить — детали из этого материала очень хорошо ремонтируются. А значит, нет необходимости регулярно разоряться на замену поврежденных деталей.
Прежде чем мы расскажем, как починить пластмассовые изделия, обратим внимание на некоторые их особенности. Сегодня производители используют различные виды пластиков, в том числе АБС-пластик, полипропилен, полиуретан, поливинилхлорид и другие. Все они обладают разными свойствами, поэтому перед началом ремонта нужно обязательно выяснить, с каким материалом вы имеете дело. Маркировка вам в помощь — она есть на любой детали. Пытаясь сварить две детали из разного пластика, вы впустую потратите время: соединение, например, полипропилена с АБС-пластиком будет непрочным, а значит, крайне недолговечным.
Вернемся к ремонту и расскажем, как починить пластмассовые детали с помощью клея и путем пайки. Перед нами — поврежденная запчасть. Приступим!
Решение 1. Склеивание
Такой способ ремонта довольно простой. Для него понадобится специальный клей, у нас — дихлорэтан, он наиболее доступный и прекрасно клеит АБС-пластик. Также будет нужна кисточка, лучше — синтетическая. Она удобна тем, что после первого использования склеенные затвердевшие волоски можно подрезать, а оставшуюся их часть нагреть, волоски распушатся, и кисть вам еще послужит.
Итак, берем кисть, смачиваем в дихлорэтане, наносим его на склеиваемые части или детали — сначала на одну, потом на другую. Состав лучше положить в два слоя, так как первый, предварительный, начнет активно разъедать пластик. Прикладываем части друг к другу, прижимаем и ждем. Сохнет дихлорэтан довольно долго, до шести часов. Проявив терпение, получаем целую деталь!
Решение 2. Пайка
По сути, сварить пластиковую деталь в месте повреждения можно двумя способами — используя фен и пластмассовый стержень либо паяльник и латунную или медную сетку. Но для начала расскажем об устройстве, с помощью которого мы будем проводить работы.
Обычно для пайки используют мощные большие фены (их еще называют техническими). Но работать ими неудобно: такие фены громоздкие, тяжелые и прогревают большую поверхность. Поэтому мы предпочли простую паяльную станцию с паяльником и легким компактным феном. Стоит она недорого, в районе 3000 рублей — цена может варьироваться в зависимости от комплектации. Входящий в набор припой, используемый для ремонта радиодеталей, нам не понадобится.
Способ 1. Ремонт с помощью фена и стержня
Снимаем фен со станции. Выставляем необходимую для пайки АБС-пластика температуру 300 °C. По ходу выполнения работ температуру стоит регулировать, если пластик будет плавиться слишком сильно или, наоборот, недостаточно.
Разогреваем с помощью фена стержень так, чтобы он стал мягким и почти начал плавиться, то же делаем и с поврежденным участком на детали. Ответная часть обязательно должна быть хорошо разогрета, иначе сцепление будет плохим, а получившееся соединение непрочным. Если пластик ремонтируемой детали вздувается, значит, процесс идет правильно.
Способ 2. Ремонт с помощью паяльника и сетки
Для выполнения этой работы мы поставили на паяльник плоскую насадку. Стандартным острым наконечником неудобно прижимать сетку. К слову о ней. Можно использовать латунную или медную сетку — крупную либо с мелкоячеистой структурой. Кусочек латунной сетки размером примерно 250х200 мм стоит около 250 рублей. Более крупная сетка обойдется дешевле, ее также можно использовать, но будьте готовы потратить больше времени.
Для начала выровняем и зафиксируем поврежденный участок, чтобы поверхность не играла в процессе ремонта. Для этого соединим в некоторых местах края трещины, подплавив их паяльником, и дадим остыть. После этого прикладываем сетку и начинаем ее впаивать. У нас не очень мощный паяльник (около 45 Вт), поэтому мы выставляем максимальную температуру, чтобы процесс шел быстрее.
Начинаем утапливать сетку в пластмассу. Получается армированная поверхность, аккуратная и довольно красивая. Подобным способом удобно соединять трещины, например на бампере. Работа легкая и относительно простая. Главное — следить, чтобы сетка была полностью впаяна. Когда все готово, даем пластику остыть. Проверяем. У нас получилось достаточно прочное соединение. Поверхность слегка гуляет, потому что мы не закрепили части с внешней стороны. Чтобы получить более жесткое соединение, здесь можно припаять стержень, после чего удалить излишки пластика и покрасить деталь.
Ремонт пластмассовых деталей — процесс кропотливый, но относительно простой и бюджетный. При этом можно выбрать наиболее удобный способ починки и, потратив некоторое время, не тратить лишние деньги.
Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на techsreda@zr.ru.
Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.
Ремонт пластиковых деталей автомобиля: советы специалистов
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Как отремонтировать пластиковый бампер
- Какими способами ремонтируют кузовной пластик авто
- Как вернуть красоту пластиковым деталям внутри авто
- Чем можно замазать сколы, царапины и трещины в салоне машины
Пластик, возможно из-за своей относительной дешевизны и одновременно неприхотливости, в последнее время стал очень востребованным материалом в производстве автомобилей. Его активно используют в создании деталей салона, а так же внешних комплектующих: бамперов, решеток радиатора, тюнинговых обвесов и проч. В сравнении с металлом, пластик — гораздо более ломкий материал, поэтому практически каждому владельцу машины рано или поздно приходится выполнять ремонт пластиковых деталей автомобиля. Об этом и пойдет речь в статье.
Ремонт пластиковых деталей кузова автомобиля
Постепенно изнашиваются, стареют, трескаются и ломаются любые части кузова и комплектующие внутри салона авто, изготовленные из пластмассы. Это самые хрупкие элементы машины, поэтому ремонт пластиковых деталей автомобиля — актуальная тема для каждого, у кого есть транспортное средство.
1. Методы реставрации пластика.
Реставрировать поврежденные пластмассовые элементы авто можно по-разному. Проще всего их склеить: для этого требуется минимум времени и материала. Еще один распространенный способ ремонта пластиковых деталей автомобиля своими руками — спайка. Процесс более сложный, для выполнения которого нужен специальный паяльник по работе с пластиком. Чтобы шов в месте спайки получился аккуратным, необходим некоторый опыт в выполнении подобной работы: с первого раза хорошо может и не получиться.
Кроме этих способов есть и другие, пользующиеся не меньшей популярностью, с помощью которых можно отремонтировать дверные ручки, бамперы или пластиковые части салона автомобиля:
- Старые, истершиеся элементы перетягивают кожей или кожзаменителем.
- Покрывают поврежденное место грунтовкой, а затем — краской.
- Разогревают пластиковый элемент, а затем шлифуют предназначенным для этого инструментом.
- Специальной маскирующей пленкой заклеивают область повреждения, предварительно тщательно подобрав ее по цвету.
2. Склеивание пластика, разломанного на две части.
Это простой популярный способ ремонта пластиковых деталей автомобиля.
Если возникла необходимость склеить сломанную часть, подготовьте следующие материалы:
- Специальную выравнивающую грунтовку, после которой можно красить или наносить крем.
- Эпоксидный клеевой состав.
- Куски стекловолоконной ткани нужного размера.
- Правильно подобранную по зернистости наждачную бумагу. Для больших поверхностей берется более грубая шкурка и наоборот.
При ремонте пластиковых деталей автомобиля путем склеивания очень большое значение имеет выбранный состав, который должен быть устойчив к температурным скачкам, высокой влажности, тряске и морозу.
Две части пластикового элемента, которые нужно соединить, намазывают клеем, и совмещают. Вытекшие капли быстро вытирают стекловолоконным материалом. Затем запчасть должна полежать спокойно несколько часов.
Если место склеивания хорошо просохло, а на пластике все еще видны следы повреждений, эти места покрывают грунтовкой и красят, если нужно.
3. Грунтовка и покраска вмятин на пластике.
Вот набор инструментов и материалов, которые понадобятся в процессе ремонта пластиковых деталей автомобиля:
- специально предназначенный для покрытия пластиковых поверхностей лак;
- наждачная шкурка (зернистость Р 1200);
- тщательно подобранная по цвету краска;
- грунтовка, чтобы выровнять дефекты поверхности;
- инструмент, необходимый для снятия крепежей и демонтажа поврежденных комплектующих.
Перед началом ремонта пластиковых деталей автомобиля своими руками первое, что нужно сделать, — это открутить треснувший или деформированный, изношенный элемент. Чтобы не повредить его сильнее во время демонтажа, лучше применять для этого специальные инструменты.
Когда пластиковая конструктивная составляющая автомобиля, подлежащая ремонту, уже снята, необходимо хорошо протереть ее от возможных загрязнений и обезжирить. На данном этапе очень важно подобрать раствор, который не повредит поверхность, поэтому прежде, чем обезжиривать весь элемент, проверьте действие жидкости на его обратной стороне, протерев и выдержав примерно в течение получаса. И только после того, как вы убедились, что состав не разъедает и не портит пластиковую поверхность, можно использовать его по всей площади.
Рекомендуем
Сильные вмятины при ремонте пластиковых деталей автомобиля маскируют с помощью шпаклевки. Масса должна хорошо просохнуть, а затем поверхность выравнивают наждачной бумагой.
Шлифовка дает лучший результат, если при работе шкуркой выполнять круговые движения. После такой обработки место ремонта готово к покраске.
Краски в торговых сетях представлены либо в емкостях, предназначенных для распылителя, либо сразу в баллончиках по 0,2 либо 0,5 л.
Лучше всего выполнять покраску, расположив ремонтируемую запчасть горизонтально: тогда на поверхности не будет потеков. После высыхания обязательно нужно покрыть ее защитным лаком, очень тонко. Это предотвратит отслаивание краски и ее выцветание на солнце.
4. Перетяжка пластика кожей.
Если поврежден элемент салона, обтянутый натуральной или искусственной кожей, как это бывает в автомобилях класса люкс, обивку на испорченной области следует полностью поменять.
Для ремонта пластиковых деталей автомобиля, обтянутых кожзаменителем или натуральным материалом, потребуется:
- Клеевой состав, подходящий для скрепления пластмассы и кожи.
- Инструмент для отсоединения пластиковых элементов автомобиля.
- Нож, лучше канцелярский.
- Куски кожи или кожзаменителя.
Сначала демонтируйте поврежденную часть и снимите с нее покрытие. Затем выкроите новый кусок кожи нужной формы. Протрите хорошо поверхность, вычистите от загрязнений.
Теперь можно промазать клеем выкроенный лоскут, аккуратно приложить к ремонтируемому элементу и прогладить валиком, чтобы не осталось заломов и морщин.
Прикручивать пластиковую конструктивную составляющую автомобиля на свое место можно только тогда, когда клей полностью просохнет.
5. Подготовка к оклейке пластиковой пленкой.
Ремонт пластиковых деталей автомобиля, на которых появились царапины либо потертости, выполняется виниловой цветной пленкой с самоклеящимся слоем. Чаще всего этот способ применяют в салоне для придания обновленного вида торпеде.
Вот перечень инструментов и материалов, который необходим для проведения ремонтных работ по наклеиванию виниловой пленки на детали салона автомобиля:
- Острый нож, лучше канцелярский.
- Несколько шпателей, больших и маленьких, с пластиковой рабочей поверхностью, которая не порвет и не поцарапает пленку.
- Строительный фен с разными температурными режимами работы.
- Твердый валик, рабочая поверхность которого прорезинена.
Для начала демонтируйте детали, подлежащие ремонту. Затем выкроите куски пленки необходимой конфигурации.
При ремонте пластиковых деталей автомобиля с помощью виниловой пленки, перед тем, как их оклеивать, поверхность конструктивного элемента следует обязательно обезжирить.
Прикладывать пленку липкой стороной нужно очень аккуратно, начав с одной стороны, и как можно сильнее натягивая с другого конца. Так постепенно двигаться от края детали автомобиля к ее середине и далее.
Когда элемент полностью покрыт пленкой, нужно удалить оставшиеся воздушные пузыри. Это делают с помощью фена и валика: обрабатываемую поверхность нагревают, а затем разглаживают.
Рекомендуем
Ремонт пластиковых деталей салона автомобиля
Внутри салона на пластмассовых элементах рано или поздно появляются царапины, потертости и прочие изъяны. Если своевременно не проводить ремонт пластиковых деталей автомобиля, через какое-то время на местах дефектов могут возникнуть даже значительные трещины. Чтобы не допускать подобных ситуаций, желательно убирать возможные царапины сразу после их появления, тогда, во-первых, салон будет выглядеть прилично, а во-вторых, позже не придется заниматься более сложным ремонтом.
Чаще всего царапины появляются на поверхности приборной панели автомобиля из-за того, что на пластмассе (не только в этой области, но и на других деталях) нет противоударного покрытия. Поэтому пластиковые элементы легко царапаются от соприкосновения с другими предметами, например, в моменты открывания и закрывания дверей, от любых механических воздействий в процессе эксплуатации. Возникающие при этом мелкие дефекты легко исправимы, для этого даже не нужно снимать деталь с места ее крепления.
Часто поверхности теряют свой первоначальный цвет под воздействием солнечного света. В таких случаях без капитального ремонта пластиковых деталей автомобиля уже не обойтись.
Избавиться от царапин в авто можно по-разному:
- Незначительные изъяны можно убрать, разогрев проблемное место феном или даже зажигалкой.
- Существуют специальные салфетки и полотенца, специально предназначенные для удаления мелких царапин и дефектов.
- Для маскировки более глубоких повреждений используют автомобильные карандаши из воска.
- Специальные абразивные гели и полироли применяют для ликвидации дефектов с глянцевых деталей.
- Что касается более серьезных повреждений, вроде трещин или сколов на приборной панели и в других местах, то для их устранения придется провести капитальный ремонт пластиковых деталей автомобиля.
Изъяны на элементах машины с рифленой поверхностью невозможно устранить ни полировкой, ни воздействием температур, их остается только заменить.
1. Восстанавливающие карандаши и салфетки.
Специальные салфетки, восковые карандаши, полотенца из микрофибры — это средства для быстрого и легкого удаления мелких повреждений с пластмассовых элементов автомобиля. Следует знать некоторые особенности работы с ними:
- Полотенца либо салфетки эффективны лишь для устранения незначительных изъянов.
- Для маскировки серьезных царапин и сколов существуют восковые карандаши, которые весьма эффективны и есть в продаже в любом автомагазине. Воск наполняет поврежденное место, делая его гладким и придавая эстетичный вид. Но следует иметь в виду, что дешевые китайские подделки не дают желаемого эффекта, поэтому, если хотите получить хороший результат, покупайте хоть и более дорогие, но действенные оригинальные мелки.
- Если ремонт пластиковых деталей автомобиля предполагает закрашивание, то постарайтесь тщательно подобрать цвет карандаша, чтобы он не отличался от оттенка торпеды. Иначе оставшиеся следы будут смотреться некрасиво.
2. Использование фена.
С помощью фена также можно легко провести ремонт пластиковых деталей автомобиля своими руками. Прежде чем нагревать поврежденный элемент, следует протереть его от грязи и пыли, а затем обезжирить. И только после этого начинать обработку феном, включив его на максимум. При этом не торопитесь, следите за тем, как ведет себя пластик под воздействием высокой температуры. Все изъяны и повреждения должны разгладиться.
Если видите, что пластмассовая поверхность никак не реагирует, значит, необходимо поднять температуру обработки и держать фен на более близком расстоянии к детали. Имейте в виду, что слишком перегретый пластик может деформироваться еще сильнее, для исправления глубоких дефектов такой способ не подходит.
3. Полироли и гели.
Убрав царапину, хорошо заполируйте место, на котором она была. Особое внимание следует уделить этому процессу, если дефект был на глянцевой поверхности. Отполировать и навести лоск поможет наждачная бумага или машинка для шлифовки. При использовании машинки не работайте на максимальных оборотах. Это может привести к перегреву пластмассы и ее искривлению, устранение которого обойдется недешево.
При проведении ремонта пластиковых деталей автомобиля с помощью специальных гелей и полиролей тщательно подходите к выбору этих средств. Чтобы не нанести еще больший вред обрабатываемой поверхности, нужно использовать составы, предназначенные для работы именно по пластмассе.
Схема действий должна быть следующей: вымыть, высушить и обезжирить место, подлежащее ремонту. Наложить чуть-чуть средства и полировать до тех пор, пока поверхность не станет блестеть, как новая.
Данный метод подходит лишь для борьбы с мелкими незначительными царапинами и изъянами.
4. Устранение повреждений зажигалкой.
Огнем тоже можно вполне успешно убрать некрупные царапины и дефекты с поверхностей пластиковых элементов автомобиля. Просто проведите пламенем зажигалки в нужном месте, дождитесь, когда пластмасса остынет, и вытрите сажу кусочком ваты со спиртом. Если вы сделаете все правильно и аккуратно, вы увидите, что изъян устранен.
Это очень простой способ ремонта пластиковых деталей автомобиля своими руками, требующий, однако, большой внимательности. Постарайтесь не испортить обшивку огнем или не допустить пожара.
5. Капитальный ремонт пластика.
Перечисленными несложными способами можно исправить лишь мелкие дефекты пластмассовых комплектующих машины. Что же касается более серьезных повреждений в виде трещин, сколов, выгоревших областей, то все это не устранить без капитального ремонта пластиковых деталей автомобиля (панели приборов и проч.).
Схема действий для этого процесса следующая:
- Элемент, подлежащий обработке, следует снять с места крепления.
- Хорошо его почистить, обезжирить и наполировать.
- Пройтись грунтовкой по крупным дефектам в виде сколов либо трещин.
- Отшлифовать ремонтируемую область.
- Покрыть краской и оставить до полного высыхания.
- Нанести лак, лучше в несколько слоев.
- Провести окончательную полировку для придания поверхности глянцевого вида.
Часто конструктивные составляющие внутри машин выполнены из прозрачного пластика, который довольно быстро покрывается большим количеством некрупных царапин, сколов, приобретает потертый и непрезентабельный вид. При проведении ремонта пластиковых деталей автомобиля следует принимать во внимания некоторые важные моменты:
- Прежде чем начинать восстановительные процедуры, сделайте тщательную влажную уборку внутри машины. Иначе грязь и пыль в салоне может стать причиной появления еще большего количества потертостей и царапин.
- Область обработки нужно хорошо промыть и протереть обезжиривающим составом.
- Устранять дефекты стоит с применением машинки для шлифовки.
- Полировка проводите специальными составами, полиролями, гелями, пастами, предназначенными именно для работы с пластиком. При этом не следует наносить слишком много средства.
Важно! Полирующие средства, разработанные для восстановления кузовных деталей автомобиля, не подходят для проведения работ внутри салона. Ими можно лишь нанести вред поверхностям.
Приборная панель и другие составляющие салона, покрытые сколами, царапинами, трещинами и иными дефектами, смотрятся очень неэстетично. При этом эффективный ремонт пластиковых деталей автомобиля можно провести своими руками, стоит лишь учитывать некоторые нюансы при выполнении работ, чтобы ничего не испортить.
Как починить сломанные изделия из пластика
Огромное количество повседневных вещей, которые мы используем, сделаны из разных полимеров, которые большинство людей просто выбрасывают, когда они сломаются. Узнав, как исправить сломанный пластик, я превратился в заядлого паяльщика, и готов поделиться с вами историей спасенных вещей.
Мои победы
Посмотрите на количество вещей, которые могли быть просто выброшены, и которые я спас от этой участи, вернув им второй шанс:
- очки;
- стулья;
- ковши;
- кухонные контейнеры;
- игрушки;
- ручки шкафов и холодильников;
- щетки для волос;
- плечики;
- сандалии;
- автомобильные детали;
- электронные шкафы;
- бейджи и многие другие предметы.
Список бесконечен. Итак, давайте узнаем, как их можно сварить, а для этого мне нужно рассказать вам о технике пайки, которая подходит для большинства случаев.
Техника пайки
В большинстве случаев вам понадобятся только:
- Паяльник. Простой с плоским наконечником, используемый в электронике с оловянным припоем.
- Респиратор. Для защиты органов дыхания от пластмассовых газов (вытяжка для удаления паров — лучшее решение).
Если ваш пластик тонкий, отсутствует кусок, или его необходимо сделать герметичным для жидкости или восстановить безопасность электроприборов, вам также может потребоваться:
- Одноразовые пластиковые полоски.
- Скрепка или проволока.
- Суперклей, паяльные зажимы или другой способ удерживать детали на месте, которые вы их свариваете.
Важно! Некоторые пластики под воздействием солнечных лучей ломаются довольно легко и рушатся сами по себе. В этих случаях сварка не поможет.
Подготавливаю паяльник
- Модели с регулятором температуры. Существует много типов паяльников и паяльных станций. Помимо обычных классических, есть ряд моделей, у которых можно установить желаемую температуру. Если пластик слишком сильно нагреть, он может потерять свои первоначальные свойства, ослабеть и сломаться. Также воздействие высоких температур вызывает образование токсичного дыма.
- Модели с плоским наконечником. Для пайки пластика лучше всего использовать плоский наконечник. Но если его нет, можно сплюснуть уже имеющийся. Сделать это можно предварительно обстучав его молотком, а затем сдавив в тисках.
Подготавливаю дополнительный материал
Ваш пластик слишком тонкий или имеет отверстия? Тогда необходимо использовать пластмассовые детали для добавления материала в оригинальный пластик. Лучший вариант — взять полоски из пластика того же типа, который вы свариваете.
Но если такой возможности нет, на фотографиях выше показаны простые решения данной задачи:
- вырезать из тонких пластиковых деталей, таких как бутылки с шампунем, бутылочки для животных и т.п.;
- использовать пластиковые застежки-молнии или пластиковые хомуты для проводки;
- снять ободок с ПЭТ бутылок.
Усиливаю детали
Несмотря на то, что в процессе ремонта будут сделаны очень прочные пластиковые сварные швы, в некоторых случаях даже небольшое постоянное напряжение может снова сломать отремонтированный предмет.
Чтобы избежать этого:
- Скрепляю наиболее нагруженные участки с помощью металлических скоб строительного степлера.
- Припаиваю перпендикулярные усилители из пластика.
- Усиливаю швы с помощью толстой проволоки.
- Накладываю усилители из алюминиевой фольги от пивных банок.
Фиксирую детали
Если есть трудности при пайке, то необходимо надежно зафиксировать свариваемые детали. Для этого можно использовать специальные паяльные зажимы или суперклей, чтобы временно соединить их на место перед пайкой.
Защищаю органы дыхания
Вот несколько советов, чтобы избежать пагубного воздействия дыма:
- Использовать респиратор.
- Проводить пайку на уровне головы и выше (дым будет уходить вверх, минуя органы дыхания).
- Использовать любой вентилятор в качестве вытяжного.
- Используя паяльник с регулятором нагрева, при появлении дыма следует уменьшить температуру.
- В качестве альтернативы паяльнику с регулятором вы можете подключить вилку к регулятору напряжения, чтобы уменьшить мощность и температуру наконечника.
Перчатки и очки:
- Перчатки могут защитить вас от ожога — некоторые паяльники достигают температур около 600 °C.
- Не забудьте защитить линзы пластиковых очков от случайного нагрева с помощью термостойкого прозрачного покрытия. Лучше всего использовать очки со стеклянными линзами.
Приступаю к пайке
Секрет успешного ремонта состоит в том, чтобы расплавить пластик в месте слома так, чтобы обе расплавленные части соединились вместе, буквально сварив себя. Вот как я это делаю:
- Помещаю наконечник паяльника в место разлома.
- Немного подталкиваю его вперед, чтобы образовать расплавленную пластиковую массу вдоль разлома.
- Повторяю это снова за последней сформированной частью, чтобы сделать другую массу рядом с предыдущей.
- В результате получается хороший сварной шов, напоминающий швы, образуемые при сварке металлов.
Когда неподвижные части слишком тонкие или для восполнения какой-либо недостающей части я обычно добавляю больше пластика:
- Помещаю пластиковую полоску поверх детали, которая будет закреплена.
- Прогреваю паяльником до момента, когда спаиваемые детали и полоска начинают плавиться.
- Вдавливаю полоску в разлом и веду паяльник дальше по месту сварки.
- При необходимости добавляю металлические усилители, чтобы сделать пайку сильнее. Делать это нужно в тот момент, когда пластик расплавлен — вдавливаете металл, пока он не войдет в пластик.
Важно! Не забудьте проверить другую сторону, чтобы убедиться, что металл не прошел насквозь через пластик. Если это произошло, придется покрыть и другую сторону пластиком.
Отделка. После выполнения сварного шва иногда хочется его облагородить, чтобы сделать менее заметным. Для этого паяльником прохожусь сверху, сглаживая наплывы.
Тестирование. Вначале даю изделию остыть, а затем приступаю к тестированию сварных швов. Хороший способ проверки — использовать в экстремальных ситуациях, например, сесть на стул, а может быть, и прыгать немного.
Вот перечень моих испытаний за последнее время:
- Пластиковый ящик, который был на некоторых снимках выше, показал себя довольно слабым. Простое падение с малой высоты сломало его, поэтому мне пришлось переделывать работу 4 раза, добавив 8 металлических усилителей, пока ящик не стал достаточно крепким.
- Крышка для кухонной емкости из ПЭТ. Эту поломку удалось исправить за 1 раз — я не смог сломать ее с помощью рук.
- Трубка из ПВХ, также стала очень сильной после того, как она была исправлена, даже проводя с ней жесткие тесты.
Совет! Что делать, если во время теста шов снова лопнул? Сделайте работу заново, но добавив больше металла и пластика, расплавьте его глубже.
Ремонт автомобильного пластика
Приветствую Вас на сайте kuzov.info!
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
В этой статье рассмотрим как осуществляется ремонт автомобильного пластика. Разберёмся, какие виды пластиков применяются при изготовлении автомобиля и какие способы ремонта можно применить для их восстановления.
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
В современном автомобиле пластик применяется достаточно широко. Чаще всего это бампера, тюнинговые обвесы, фальшь-радиаторные решётки. Также пластик на некоторых автомобилях применяют и при изготовлении некоторых панелей кузова, а бывает и внешней части кузова целиком. И, конечно же, пластик применяют в изготовлении элементов салона транспортного средства.
p, blockquote 3,0,0,0,0 –>
Существует более 50 видов пластика, которые используют в автомобилестроении. Каждый вид имеет свои характеристики и особенности в ремонте. Подробнее о видах автомобильного пластика можете прочитать в статье “Виды автомобильных пластиков”.
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
Бампера чаще других панелей кузова получают повреждения. Изначально их функция и сводится к восприятию и гашению удара. Сейчас сам пластиковый бампер больше выполняет декоративную роль.
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
Пластмассовые детали, в частности, бампера можно восстановить практически из любого повреждённого состояния. Стоит лишь учитывать рентабельность ремонта. Бампера получают такие повреждения, как деформации, трещины, разрывы, полный отрыв сегмента. Давайте рассмотрим методы, которые используют для восстановления.
p, blockquote 6,0,0,0,0 –>
Применяют нагрев, сваривание, склеивание, армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения.
p, blockquote 7,0,0,0,0 –>
Нагрев применяют для восстановления формы деформированной части бампера, выправления вмятин. При нагреве пластик становится более податливым и при лёгком воздействии принимает первоначальную форму.
p, blockquote 8,0,0,0,0 –>
Ремонт автомобильного пластика свариванием
Сваривание пластика происходит с помощью специального фена с насадкой и пластиковых прутков. Фен должен иметь регулировку температуры и силы выдуваемого горячего воздуха. Прутки – это, по сути, припой для сваривания пластика. Они должны быть того же состава, что и ремонтируемый пластик. Сваривают между собой части от расколовшейся детали, заваривают трещины. Если всю процедуру делать по технологии, то шов получается очень прочным и эластичным. Подробно о технологии сваривания можно прочитать здесь.
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
Стоит оговориться, что качественная сварка возможна только пластиков, являющихся термопластами. Это пластики, которые практически не меняют своих свойств при нагреве и последующем охлаждении. То есть при нагреве становятся мягкими, податливыми, а при охлаждении твердеют. Распространённые виды термопластиков имеют следующие названия и обозначения:
p, blockquote 10,0,0,0,0 –>
- полипропилен ( PP , PP / EPDM , TEO )
- полиэтилен ( PE , РЕ, PE-LD , PE-LLD )
- сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола ( ABS , ASA , АВС)
- полибутилентерефталат ( PBT , PBTP )
Тип пластика указывается с обратной стороны бампера.
p, blockquote 11,0,0,0,0 –>
Ремонтируемая деталь должна быть чистой, чтобы не было примесей, препятствующих свариванию частей детали.
p, blockquote 12,0,1,0,0 –>
Если деталь собирается и сваривается из нескольких частей, то нужно зафиксировать свариваемые сегменты. Это можно сделать при помощи струбцин, прихватить в нескольких местах паяльником, использовать липкую ленту.
p, blockquote 13,0,0,0,0 –>
Краску вокруг будущего шва нужно счистить. Если сваривается трещина, то её нужно засверлить на концах тоненьким сверлом. Это остановит дальнейшее распространение трещины. Шов нужно расшить буквой V. Если толщина пластика 5 мм и больше, то нужно сделать канавку под пруток для сварки и с лицевой и с тыльной стороны. Если же толщина пластика менее 5 мм, то нужно расшивать и сваривать с лицевой стороны детали.
p, blockquote 14,0,0,0,0 –>
Канавку под пруток можно делать гравером (бормашинкой) со специальной насадкой, также делают и паяльником. В случае с паяльником нужно не пережечь пластик иначе он теряет свои свойства.
p, blockquote 15,0,0,0,0 –>
Кончик прутка затачивается для удобства начального расположения в канавке, и под углом 45 градусов к поверхности шва начинаете его помещать в канавку шва, при этом воздействуя горячим воздухом фена с насадкой. Воздух должен в основном попадать на пруток. При надавливании на пруток и воздействии горячего воздуха он начнёт ложиться в канавку, формируя шов. Далее, шов с лицевой стороны шлифуется наждачной бумагой с крупным абразивом (p80, p100), так, чтобы шов был на одном уровне со всей поверхностью. Если пластик проваривается с обеих сторон, то на тыльной стороне шов можно не шлифовать, так соединение будет более прочным.
p, blockquote 16,0,0,0,0 –>
Ремонт автомобильного пластика склеиванием
Склеивание является распространённым методом ремонта автомобильного пластика. Если использовать зарекомендованные марки клеев и правильно применять технологию склеивания, то соединение получается очень надёжным. Кроме того, склеивать можно детали, которые плохо свариваются или не поддаются свариванию вообще.
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
Клеи для ремонта пластмассовых автомобильных деталей — это по большей части высокомолекулярные соединения, которые после затвердевания превращаются в полимерный материал. Чтобы добиться качественного соединения, нужно использовать двухкомпонентные составы. Таким образом, можно и склеить разрыв и заполнить клеящим составом неровности шва.
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
Для примера можно привести зарекомендовавшую себя технологию склеивания фирмы 3M , а также другую популярную технологию фирм HOSCH , POWERPLAST и их аналогов.
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
3M FPRM
p, blockquote 20,0,0,0,0 –>
FPRM — Flexible Parts Repair Material, переводится как ремонтный материал для эластичных деталей. Это ремонтный клей-шпатлёвка, который представляет собой двухкомпонентную смесь. Кроме склеивания им можно заполнять повреждения как обычной шпатлёвкой, после чего шлифовать. В комплект входит два тюбика, либо двойной картридж, при смешивании компонентов которых получается тот самый клей-шпатлёвка.
p, blockquote 21,0,0,0,0 –>
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
Перед применением нужно тщательно отмыть все загрязнения, разделать трещины и склеиваемые края под V‑образную форму. С лицевой стороны накладывается специальная алюминиевая лента 3М, которая предварительно зафиксирует склеиваемое место и не даст клею вытечь с обратной стороны. Перед склеиванием пластиков с обозначением РР, РР/ЕРDМ, ТРО на ремонтное место распыляется активатор адгезии. Для упрочнения шва с тыльной стороны дополнительно приклеивается стеклоканва 3М, имеющая клеевой слой. Те же процедуры нужно проделать и с лицевой стороны склеиваемой детали.
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
Клей легко наносится и не стекает с вертикальных поверхностей. Примерно через 20 минут происходит склеивание, а также готовность к обработке неровностей шлифованием. Склеенное место получается прочным и эластичным.
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
Клеевые наборы HOSCH , POWERPLAST , RapidFix …
p, blockquote 25,1,0,0,0 –>
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
Это двухкомпонентные клеи для профессионального использования. Составляющими клея являются два компонента, которые дополняют друг друга – порошок (мелкодисперсионный сварочный гранулят) и жидкий компонент.
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
Порошковый компонент
p, blockquote 28,0,0,0,0 –>
Мелкодисперсионный сварочный гранулят — это наполнитель, делающий клеевое соединение более прочным. Также, благодаря мелкодисперсному порошку можно сформировать недостающий элемент. Порошок состоит из оксидов кремния, кальция, алюминия и железа, а кроме этого в состав входят катализаторы, которые увеличивают скорость застывания клеевого состава и увеличивают адгезию.
p, blockquote 29,0,0,0,0 –>
Жидкий компонент
p, blockquote 30,0,0,0,0 –>
Жидкий компонент, который входит в состав клея, является высококонцентрированным цианкрилатным эфиром, который имеет отличное качество склеивания. Производители сократили время схватывания и увеличили силу склеивания за счет добавления усиливающих агентов (особых присадок).
p, blockquote 31,0,0,0,0 –> Клеевой набор Powerplast
Применение
p, blockquote 32,0,0,0,0 –>
Клеевые составы данного типа имеют широкую область применения. Можно применять жидкий компонент клея отдельно от порошка, но при ремонте автомобильного пластика, в частности бамперов, чаще всего применяют оба компонента.
p, blockquote 33,0,0,0,0 –>
Склеиваемые поверхности должны быть чистыми и обезжиренными. При необходимости восстановления крупных повреждений, таких как глубокие выбоины, трещины или отсутствие фрагментов детали, применяется порошковый компонент клея, которым заполняется углубление. Нужно учитывать, что порошок не должен возвышаться больше, чем на 2–3 мм над ремонтируемой поверхностью. При необходимости восстановления большого пространства, лучше это делать в несколько этапов, формируя слой за слоем.
p, blockquote 34,0,0,0,0 –>
После заполнения углубления порошком, его необходимо равномерно пропитать жидким компонентом.
p, blockquote 35,0,0,0,0 –>
При попадании жидкого компонента состава в порошок, мгновенно создается экзотермическая реакция, и состав начинает застывать. Уже через десять минут можно начинать шлифовать и шпаклевать склеенную поверхность.
p, blockquote 36,0,0,0,0 –>
Нужно учитывать, что при работе с данными клеевыми наборами нужно учитывать их токсичность и работать в хорошо проветриваемом помещении и использовать средства защиты тела.
p, blockquote 37,0,0,1,0 –>
При правильном применении получается прочный и эластичный клеевой шов.
p, blockquote 38,0,0,0,0 –>
Из недостатков этих клеевых наборов стоит отметить неудобство применения на вертикальных поверхностях, так как порошковый компонент ссыпается до смешивания с жидким компонентом.
p, blockquote 39,0,0,0,0 –>
Армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения
Армирование сеткой
p, blockquote 40,0,0,0,0 –>
Существует такой метод ремонта автомобильного пластика, в частности бамперов, с помощью впаивания стальной сетки в место трещины или излома. Место ремонта нужно предварительно подготовить. Нужно счистить лакокрасочное покрытие бампера, а также немного сам пластик, сделав небольшое углубление, засверлить трещину на краях, чтобы она дальше не распространялась, всё обезжирить. Далее вырезаете сетку по месту ремонта. Размер сетки должен с запасом заходить дальше краёв трещины или излома в пределах сантиметра. Далее впаиваете сетку.
p, blockquote 41,0,0,0,0 –> набор для ремонта пластика steinel с применением армирующей сетки
Сетка должна быть из нержавеющей стали, чтобы попадание влаги не вызывало коррозии. Также желательно, чтобы сетка не была слишком толстой, так как она должна легко разогреваться и впаиваться. Для впаивания используют промышленный фен со специальной насадкой-утюжком или паяльник со специально расплющенным наконечником. Важно, чтобы сетка полностью покрылась пластмассой. После этого сверху можно ещё наплавить пластик и разгладить, чтобы ремонтная зона была на одном уровне со всей поверхностью. Сверху наплавлять пластик и разглаживать желательно с помощью промышленного фена с регулировкой температуры и силы выдуваемого воздуха с надетой на него специальной насадкой. Можно использовать и паяльник, но важно не пережечь пластик, чтобы он не потерял свои свойства.
p, blockquote 42,0,0,0,0 –>
Мастера кузовного ремонта часто применяют такую технологию. Но есть и её противники. Они считают, что такой ремонт не достаточно надёжен и, что ремонтировать повторно бампер, восстановленный по такой технологии сложнее, чем, к примеру, отремонтированный методом сваривания. Насчёт надёжности такого соединения можно сказать то, что данный метод имеет место быть в арсенале известной фирмы STEINEL (производитель термоинструментов). STEINEL производит и продаёт наборы для ремонта бамперов, в состав которых входит стальная сетка, прутки из пластика и фен со специальными насадками. Перед тем, как внедрять данную технологию, этот метод прошёл испытания. Таким образом, если всё делать правильно и соблюдать все рекомендации, то данный способ ремонта имеет право на существование. Но стоит согласиться, что если вдруг придётся ремонтировать бампер, восстановленный по такой технологии повторно, то при необходимости придётся выплавлять и вытаскивать сетку, чего не скажешь о бамперах, отремонтированных свариванием.
p, blockquote 43,0,0,0,0 –>
Применение специальных скоб при ремонте автомобильного пластика
p, blockquote 44,0,0,0,0 –>
Данный метод ремонта трещин и разрывов автомобильного пластика предполагает использование специального аппарата называемого HotStapler (переводится как горячий степплер). Производится разными известными производителями. Это устройство используется вместе со специальными скобами разной формы. Устройство состоит из генератора тока, на котором находятся регулятор режимов и индикаторов температуры, и рукоятки в которую вставляются скобы для дальнейшего нагрева и применения.
p, blockquote 45,0,0,0,0 –> HotStapler
Регулятор температуры имеет три режима, выставляемые в зависимости от толщины пластика. Скобы идут в комплекте и по необходимости докупаются. Они бывают разных форм, чтобы удобно было применять в разных изгибах автомобильных деталей.
p, blockquote 46,0,0,0,0 –> Скобы для HotStappler’а
Скобы сделаны из нержавеющей стали. Ими можно ремонтировать крепления фар, бампера, решётки, то есть все термопластичные пластики.
p, blockquote 47,0,0,0,0 –>
При ремонте скобу впаивают в пластик и немного поворачивают, после охлаждения торчащие усики обрезают. Скобы можно использовать в качестве прихваток, для придания формы бамперу, разлетевшемуся на несколько сегментов. Главная функция скоб держать шов, а оставшиеся части трещины и неровности нужно разглаживать с помощью фена со специальной насадкой или паяльником.
p, blockquote 48,0,0,0,0 –>
p, blockquote 49,0,0,0,0 –> p, blockquote 50,0,0,0,1 –>