Оформление сада в стиле «Новой волны», все о растениях, составляющих композицию
Голландский дизайнер с мировым именем, Пит Удольф, создал свой стиль ландшафтного дизайна сада, который полностью отличается от своих «коллег». Идея такова, что в саду не должны присутствовать оригинальные декоративные кусты (подстриженные идеальной геометрической формой), различные малые архитектурные формы и прочие украшения для сада. Все что нужно – это растения, изъятые из дикой природы, которые гармонично дополняют друг друга. Название такому стилю он дал тоже необыкновенное – «Новая волна». Главная задача «Удольфского» стиля – придать хозяевам сада полного спокойствия, уюта и свободы при нахождении на садовом участке.
Как добиться максимального эффекта «Новой волны»
Природный садовый стиль
В идее своего стиля Пит Удольф использовал девиз «Максимум эффекта при минимуме затрат». И в правду, для создания природного стиля не нужны особенные экзотические растения, а наоборот, следует использовать простые, многолетние. К ним относятся злаки, многолетники и луковичные. Еще одно «фишкой» такого стиля является то, что сад смотрится потрясающе даже при выцветании всех растений.
Что касается основы композиции, ее составляют «ромашковидные» многолетники, молочаи, кровохлебки, очитки и флоксы. Высота композиции создается с помощью маклейи, катрана и головчатки гигантской. Объем придают злаковые и зонтичные растения.
Преимуществом «Новой волны» является то, что составляющие композиции весьма долговечны, не дорогие и не требуют тщательного ухода за собой. Все что нужно – это мульчирование почвы и удаление самосева.
Игра форм и силуэтов, как основа стиля «Новой волны»
Игра форм и силуэтов «Новой волны»
Главным моментом в создании такого стиля, является не цветовая палитра составляющих композицию растений, а гармоничное сочетание форм и силуэтов растений. Если посмотреть внимательно на примеры оформления «Удольфского» стиля, то видно, что цвета так же подобраны с умом. Не наблюдается ярких цветов, таких как красный, синий, желтый, а наоборот, преобладают постельные оттенки. К таким оттенкам относятся: различные варианты зеленого, липового, серебристо-серого, золотистого и сиреневого. И в правду, сочетание таких оттенков в композиции успокаивает, вдохновляет и расслабляет.
Что касается форм и силуэтов растений, то предпочтение отдается «корзинкам», «зонтикам», «шарикам», «ромашкам» и т.д. Хотя в редких случаях наблюдается присутствие листьев и стеблей.
Из-за того, что создать непрерывную линию цветения такой композиции практически невозможно, именно уникальная форма цветника делает его привлекательным круглый год.
Как уже говорилось, основу цветника составляют многолетники, поэтому их нужно выбирать с не очень крупными цветками, это придаст ощущение легкости. К таким многолетникам относятся: ромашки, эхинацея, астильбы и тысячелетник.
Среди лиственных растений преимущество отдают маклейя, мискантус-ам и бузульник-у. Что касается «зонтиков» и «свечей», то к ним относятся коровяки, наперстянки и посконники.
Визитная карточка «Новой волны» — злаковые. Мягкие зеленые оттенки метелок и листьев-стрелок могут служить плавным переходом от одного вида растений к другому. Даже в зимнее время, сухие стебли злаковых красиво смотрятся из-под слоя снега. Единственная проблема таких растений то, что они со временем вытесняют другие виды растений, поэтому необходимо при создании композиции вкопать вокруг их корневища агроволокно либо кусок жести.
Что касается фона, на котором будут располагаться растения, то необходимо что бы это был сад либо перелесок. В случае если садовый участок маленький и вся композиция размещается в пределах ограждения, не огорчайтесь, можно украсить забор живой изгородью и тогда красота «Новой волны» не станет под вопрос.
Ну и последним нюансом при выборе места для цветника является попадание солнечного света. Если лучи будут накось падать на цветник, вся красота сада не раскроется, поэтому идеальным местом для растений будет юго-западная либо западная часть участка.
Какие растения нужно выбирать для сада в стиле «Новой волны»?
Растения для природного сада
Экзотически растения будут плохим вариантом для природного стиля, потому что за ними нужен тщательный уход (а мы говорили, что преимущество «Новой волны» в простоте ухода) и неприятность того, что растения не приживутся в данных климатических условиях. Поэтому для нас будет оптимальным вариантом поэкспериментировать над комбинацией дикорастущих и культурных растений. Такой прием будет смотреться естественно, удивляя нас своей красотой.
«Ромашковидные» растения
Из названия растений можно понять, как будет выглядеть композиция. Для такой группы растений подойдут хризантемы, эхинацея, ромашка-нивяник, гелениум и т.д. Растения в форме ромашек будут сочетаться со злаковыми и свечеобразными растениями. Высаживаются «ромашковидные» блоками.
«Зонтики»
Такое простонародное название образовалось из-за соответствующей формы соцветия. Популярным примером «зонтиков» являются флоксы. Их цветовая палитра весьма многообразна, начиная от белого и заканчивая темно-фиолетовым оттенком. Флоксы так же хороши тем, что непривередливы к различным климатическим условиям и гармонично сочетаются с любыми видами растений.
Еще один пример «зонтиков» — это тысячелетники. В последнее время появляются новые оттенки соцветий этих растений, такие как золотистый, бордовый, розовый.
Среди других представителей «зонтиков» можно выделить:
«Зонтивковые» следует высаживать группами-картинками, для создания открытого пространства.
Свечеобразные растения
Так же впечатляюще смотрятся в «Новой волне» растения в виде свечек, к которым относятся:
Их тоже следует размещать группами, желательно большими.
Растения «Кисти»
Яркими представителями этой группы растений являются астильба Тунберга, маклейя и астильба пестролистая. «Кисти» очень эффектно смотрятся в массе и помогают гармонично создавать переходы между группами растений, составляющих композицию «Новой волны».
Пуговкообразные и шарообразные растения
Отличие этих растений – высокая «цветоносность». Примеры таких растений это луки, кровохлебки, астранции и мордовники. Красота таких растений осуществляется при малейшем порыве ветра, тогда они покачиваются и создают динамику всей композиции. Не стоит создавать большие группы таких растений, вполне хватит небольшой кучки на всю композицию.
Растения – «экраны»
Эта группа растений состоит из злаков. К представителям группы относятся:
- Вейник остроцветковый
- Колосняк песчаный
- Луговик дернистый
- Просо прутьевидное
- Ячмень гривастый
Роль растений – «экранов» — просвечивание композиции на солнце и придание воздушности и легкости «Новой волне».
Степь раздольная: как создать модный цветник в стиле «новой волны»
Когда-то, в незапамятные времена, злаки были просто травой. А о том, чтобы любовно высадить тысячелистник на участке, не могло идти речи. Но случилось странное: в окружении туй и аккуратных кустарников на идеальном газоне, мы вдруг стали скучать по «сорнякам».
Степь раздольная
Cорняки — понятие условное. По сути, это прекрасные стойкие растения, абсолютно адаптировавшиеся к местному климату. Именно поэтому они с дикой силой разрастаются, застилая ковром тощие всходы морковки и редиски. За что и бывают нещадно выдраны (в прямом смысле этого слова). Но вот парадокс: те же сорняки несказанно радуют взгляд на лугу или опушке леса. И мы с удовольствием любуемся на живописные полянки, где они мило соседствуют друг с дружкой. Каждый из них в определенный момент цветет или колосится, и вот уже на клавиатуру компьютера сыплется пыльца из букета ромашек и иван-чая, колокольчиков и вероники, тысячелистника, злаков, пижмы… Погулять в душистых травах — с удовольствием, но посадить (даже не посадить, а просто оставить) это великолепие на участке — нет!
Cорняки — понятие условное
Прорыв в нашем мировоззрении в общемировом масштабе произошел с выходом на сцену голландского дизайнера Пита Удольфа. Природные цветники делались и ранее, но у него получилось очень зрелищно и масштабно: цветники из стойких многолетников с преобладающим «влиянием» злаков, особенно в городской среде, вызвали огромный резонанс. И все бы хорошо, но… Так давайте сегодня поговорим и о «хорошо», и о «но».
Осенние астры (на первом плане) прекрасно сочетаются со злаковыми травами
«Новая волна» — именно такое название закрепилось за этими цветниками. А это именно цветники, потому что они в корне отличаются от природных растительных сообществ. Это, скорее, художественная фантазия на тему степи, прерии, луга. Растения здесь вроде бы и природные, но не совсем. Да, изначально они были луговыми. Но тот же тысячелистник всех цветов радуги, зеленоватая эхинацея или плотный компактный золотарник — уже плод работы селекционеров. Да, высаживаются они, вроде бы, по-природному, но тоже не совсем: красивые однородные куртинки тщательно вычленяются, иногда немного смешиваясь с соседними лишь по краям, иначе не увидишь всей прелести сорта. Да и отбор соседей происходит по принципу взаимодополняемости — фон, силуэт, фактура, форма соцветий, оттенки цвета. То есть природа, но — идеализированная.
Цветник в стиле «новой волны»
Но самое большое заблуждение, что эти цветники не требуют ухода и живут самостоятельно долго и счастливо. Именно так они позиционировались изначально. Однако вскоре выяснилось, что полоть их все-таки приходится, причем с усердием: осторожно пробираться между нежными всходами, чтобы ничего не раздавить (потому что цветник этот хорош только в девственном виде), выпалывать то, что лишнего посеялось (а сеется почти все), и дополнительная забота — не выполоть нужное, не всегда отличимое от прочего. Да, можно мульчировать землю корой или вовсе посадить многолетники в черный геотекстиль. Но хорош же будет в таком виде наш «природный» цветник!
Вот такая из всей этой затеи получилась химера: красивая, но не совсем жизнеспособная, вместо полноценной самостоятельной жизни требующая идеальных условий и постоянной заботы. Так за что же мы все-таки любим «новую волну»? Или весь мир тихо сошел с ума?
Эфемерное облако цветущей щучки, по которому пробегает легкий бриз, внутри — головки декоративного лучка. Море котовника, вероник и шалфеев раскинулось мягкими волнами, среди которых вспыхивают синие ирисы. Капли росы на соцветии трясунки… Гармония и покой, идеальный луг, идеальный мир.
Слева: астильба. Справа: щучка отлично дополняет компанию из монарды, флоксов и тысячелистников
Если вы все-таки задумали сделать нечто подобное на участке, встает вопрос о размерах посадок. Да, конечно, степь полтора на полтора квадратных метра, на первый взгляд, кажется абсурдом. Но поверьте, даже балконные ящики со злаками и шалфеем украсят вашу жизнь! Просто при маленькой площади сокращаем ассортимент растений. А так — чем больше площадь, тем эффектнее получится картинка.
Что дальше? Выбираем подходящее место — открытый солнечный уголок. Именно здесь злаки и цветущие травы покажут себя во всей красе. Почти обязательными будут ромашкоиды: гелениум, эхинацея, мелколепестник и астра осенняя.
Приветствуются растения с интересным контуром соцветия: вертикальные, зонтичные и «шишки». К ним относятся шалфеи, вероники, вероникаструм, валериана, дудник, мордовник, синеголовник, кровохлебка и многие, многие другие.
Синеголовник и кровохлебка
В низине или на влажных участках сажаем ирис болотный, осоки, дербенник, волжанку, лабазник, посконник, фалярис. Если полутень — солируют астильбы, герани, колокольчики, папоротник.
Все эти и многие другие растения вы легко найдете на нашем маркете. Посмотрите подборку растений для цветника в стиле «новой волны» и сравните предложения разных интернет-магазинов.
Сады Трентэм — «Новая волна» в регулярном стиле
Садоводство в Англии – национальная традиция, ставшая визитной карточкой именно туманного Альбиона, и это несмотря на то, что создавать декоративные ландшафты англичан научили соседи – французы и итальянцы. До конца 17 века сады в Англии выглядели как грядки с ароматическими травами, овощами и фруктами. Их выращиванием занимались средневековые монахи при монастырях и практически все простые жители королевства, пополняя таким образом свою продуктовую корзину. Сегодня же многие английские сады, основанные несколько столетий назад, считаются лучшими образцами ландшафтного искусства. И один из них — Сады Трентэм.
Сады Трентэм — регулярный и пейзажный стиль в одном ансамбле. © hbgtp
Справка «Ботанички»:
- Местонахождение: Stone Road Trentham, Stoke-on-Trent, Staffordshire, ST4 8AX;
- Размер: 330 га;
- Возраст: 258 лет;
- Сайт: www.trentham.co.uk
- Особенность: Можно ли совместить «несовместимое? Два очень разных стиля в дизайне сада, строгий «регулярный» и бесшабашный «Naturgarden», слились в единый ансамбль на территории Садов Трентэм. Что из этого вышло, читайте далее.
Содержание:
Революция в садоводстве Англии
Начало конца эпохи «английских овощных садиков» положил создатель Версаля Андре Ленотр, приехавший по приглашению английской знати в страну, чтобы создать несколько парков и садов для королевских особ Англии. А уже через каких-нибудь полстолетия местный ландшафтный архитектор Ланселот Браун совершил революцию в отечественном садоводстве, разработав концепцию английского ландшафтного сада в том виде, в котором она существует и сейчас.
За свою долгую творческую жизнь он создал около двух сотен садов и парков, многие из которых удалось сохранить до наших дней почти в первозданном виде. Сады Трентэм — одна из его многочисленных работ. Правда, она за свою долгую жизнь претерпела очень много кардинальных изменений.
Сады Трентэм за свою долгую жизнь пережили очень много изменений. © Katrina Underwood
История Садов Трентэм
Их история начиналась в 1759 году с пейзажного парка. Он был разбит Ланселотом Брауном по берегам озера протяжностью приблизительно 1,5 км (сегодня здесь растут красочные луговые посадки летников, двулетников и многолетних цветов). В то время озеро, как и 330 га земли будущих садов, принадлежали английскому герцогу. Много позже, в 1833 году другой садовник-архитектор Чарльз Барри разбил в уже существующем парке, так называемые Итальянские цветочные сады – образец ландшафтного сада в регулярном стиле. К сожалению, в начале 20-го века имение пришло в запустение и было продано. Парк со ста пятидесятилетней историей стал общественным достоянием, что, разумеется, не пошло ему на пользу.
Только сравнительно недавно, в 2004 году в детище Ланселота Брауна вдохнули новую жизнь известнейшие ландшафтные дизайнеры современности – Том Стюарт-Смит из Великобритании и Питер Удольф из Голландии. Англичанин воссоздал в более современном виде верхнюю часть старого Итальянского цветочного сада, а голландец по-своему интерпретировал нижнюю его часть.
Работы Питера Удольфа – Заливной луг у реки и Флористический лабиринт
Нужно отметить, что голландскому архитектору достался для работы весьма проблемный участок. Дело в том, что местная река, ежегодно разливаясь, покрывает водой довольно большие территории сада. Поэтому задача Питера Удольфа состояла еще и в том, чтобы подобрать такие растения для цветников этой зоны, которые смогут стойко выдерживать регулярные наводнения и быстро восстанавливать свою декоративность в увлажненной почве.
Он с честью с этой задачей справился, выбрав подход в стиле минимализма: внушительные насаждения невысоких сортов молинии разбавил пестрыми вкраплениями цветов, уважающих влагу. Здесь и астранция, и астильба, ирисы и купальницы, лилейники и горец стеблеобъемлющий.
Свой флористический лабиринт Питер Удольф создал на 55 сотках, примыкающих одной стороной к Заливному лугу, а другой — к итальянскому саду Стюарта-Смита. Его детище представляет собой 32 шикарных цветника в стиле садов природного типа, которые разделяют между собой узкие дорожки из газона и гравия.
Как и все работы голландского ландшафтного архитектора, они декоративны всегда – с ранней весны до глубокой зимы, когда проводится их основная обрезка.
Но если вам повезет оказаться в Садах Трентэм в конце лета или в самом начале осени, вы увидите цветники Удольфа в самый пик их декоративности. В это время этот участок действительно напоминает лабиринт — среди высоченных мискантусов, лабазников и посконников легко потеряться.
Особое удовольствие доставляет прогулка по лабиринту до любого из двух огромных газонов в разных концах сада. Это своеобразные прекрасные площадки, где можно полюбоваться и поизучать самые разнообразные, но всегда эффектные и гармоничные сочетания цветовых композиций Удольфа. В выходные на газонах много отдыхающих. Они устраивают здесь небольшие пикники, «переводя дух» после прогулок по окрестностям.
Флористический лабиринт Питера Удольфа. © Katrina Underwood
Итальянский сад в интерпретации Тома Стюарта-Смита
Регулярный сад, созданный в верхней части старого Итальянского сада английским ландшафтным архитектором, пожалуй, самый «нерегулярный» из всех «регулярных». Классика садового искусства – итальянский сад, где точеные формы туй и геометрически строгие самшитовые бордюры играют первую скрипку, наполнен беспорядочными и хаотичными цветниками, свойственными садам «Новой волны», но никак не итальянским.
Работа Удольфа окружает новый итальянский сад со всех сторон, растения, подобранные для цветников последнего — чисто «удольфовские», но при этом его регулярный стиль остается регулярным. «Буйные» клумбы и рабатки не сливаются с миксбордерами соседнего сада за счет строгих линий, которые создают самшитовые бордюры.
Внутри там хаотично растут рудбекия и хаконехлоя, посконник и вейник, щучки и горец стеблеобъемлющий. Кроме декоративных трав и злаков, свойственным садам «Новой волны», архитектор поселил внутри строгих бордюров теплолюбивые многолетники: георгины, гайлардию, эониумы и гладиолусы. Как и подобает в садах итальянского стиля, здесь много старинных вазонов. В них дизайнер высадил алую бегонию, подчеркивающую тон ярких многолетних цветов.
Итальянский сад Садов Трентэм — самый «не регулярный» из всех регулярных. © Gardenvisit
А что, кроме растений?
Ежедневно эту жемчужину английского садоводства посещают сотни туристов со всего мира, и уже много лет Сады Трентэм остаются излюбленным местом отдыха англичан. Они приезжают сюда за свежим воздухом и запахом разнотравья, чтобы полюбоваться прекрасными видами и совершить неспешные и спокойные прогулки. Здесь также проходят интересные представления и сезонные ярмарки.
На территории садов есть торговый центр, в 77-ми деревянных домиках которого размещены магазины, кафе, рестораны и закусочные. Здесь можно купить не только растения и товары для садоводства, но и много других полезных мелочей для жизни. И все это – в теплой и радостной атмосфере английской деревни. Так что, если будете в старой доброй Англии, загляните сюда обязательно!
А пока посмотрите еще фото Садов Трентэм в нашей фотогалерее.
Сады Трентэм — фотогалерея
А какие известные во всем мире сады видели вы, наши читатели? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях к статье или на нашем Форуме.
Идеи «Новой волны» для дачного участка: неповторимый дизайн в сотворчестве с природой
Знаете ли вы, о чем мечтает среднестатистический горожанин, проживающий большую часть своей жизни среди бетонных стен и асфальта? Естественно, что он мечтает оказаться ближе к природе.
Если выбраться в лес или горы не всегда получается, то создать уголок естественной природы у себя на даче или вокруг загородного дома не так уж и сложно собственными руками.
Пит Удольф и его стиль «Новая волна»
Можно много говорить о том, какому стилю лучше отдать предпочтение: деревенскому или регулярному, модерну или английскому. У каждого из этих стилей найдутся свои приверженцы. Но большинство из нас устали от строгих геометрических линий и форм, стриженных под линейку деревьев и кустиков. Поэтому с каждым годом природный стиль становится все популярнее и популярнее.
В чем же идея и новизна этого стиля? В чем его привлекательность?
«Удольфианские» композиции совершенно не похожи на традиционные миксбордеры и клумбы. Глядя на них, получаешь ощущение полной гармонии, покоя и свободы – именно того, чего желает наша душа.
С первого взгляда создается ощущение, что рука человека не прикасалась к растениям – настолько органично они сочетаются. На них можно смотреть бесконечно. Они завораживают, как волнующаяся под ветром гладь воды или пестрящий цветами луг.
Максимальный эффект при минимуме затрат
Пит Удольф достигает такого поразительного эффекта, используя минимум растений, причем, очень простых, многолетних, тех, которые встречаются нам на каждом шагу. Это луковичные, многолетники, злаки. Он отдает предпочтение тем, которые хороши не только во время цветения, но и после него.
Основу композиции составляют «ромашковидные» многолетники, флоксы, молочаи, очитки, кровохлебки.
Высоту цветника задает головчатка гигантская, маклейя и катран. Гипсофилы, злаки и зонтичные растения придают композиции объемность и воздушность.
Цветники Удольфа привлекательны еще и тем, что созданные композиции долговечны, не требуют кропотливого ухода, больших затрат времени, сил и денег. Уход за ними заключается в корректировке формы, удалении самосева. Борьба с сорняками сведена до минимума – после высадки растений, почву вокруг них мульчируют. Дорогостоящую кору можно заменить скошенной газонной травой.
Игра формы и силуэта – основа стиля «Новая волна»
Основной принцип стиля «Новая волна» состоит в том, что предпочтение отдают форме и силуэту растения, а потом уже цвету. Если говорить о цветовой палитре растений, то она довольно таки сдержанная: дизайнер выбирает пастельные тона, что придает «удольфианским» цветникам естественность и благородство. Преобладают всевозможные оттенки зеленого, голубовато-синего, серебристо-серого, лилового, сиреневого, золотистого. Яркие цвета: желтый, оранжевый и красный практически отсутствуют.
Если внимательно присмотреться к цветникам «Новой волны», главный их секрет состоит не в контрасте цветовой палитры, а в контрасте разных форм соцветий: «корзинок», «метелок», «свечек», «шариков», «зонтиков», «ромашек». Хотя стебли и листва — их форма тоже играет свою немаловажную роль.
Понятно, что создать непрерывно цветущую композицию из одних непривередливых многолетников весьма и весьма затруднительно. Но никто перед собой такой задачи и не ставит. Умело сочетая контраст формы и силуэта, можно получить замечательный эффект в период между цветением отдельных многолетников в миксбордере.
За основу цветника выбирают многолетники с не очень крупными цветками, они создают ощущение легкости. Это астильбы, эхинацеи, тысячелистники, ромашки. Их высаживают довольно большими группами.
Акценты расставят растения с эффектной листвой: бузульники, мискантусы, маклейи, а также растения в форме «свечи» и «зонтика» — коровяки, наперстянки и посконники.
Их тоже высаживают по несколько штук вместе, задавая композиции определенный ритм и гармонию, связывая все растения цветника в единое целое.
Злаковые в цветниках «Новой волны» — это отдельная тема. Они являются визитной карточкой этого стиля. Мягкие зеленые тона листьев-стрелок и ажурные метелки смягчают переход в миксбордере от одного цвета к другому, декорируют неприглядные места цветника (после отцветания луковичных, к примеру). Их сухие стебли красиво смотрятся даже зимой под шапками пушистого снега.
Единственное предостережение, о котором стоит упомянуть: многие виды злаковых довольно агрессивные. Чтобы через некоторое время они не вытеснили другие растения, высаживая их, стоит вкопать вокруг корневища кусок жести или агроволокно.
Как для любого цветника, так и для цветника в стиле «Новой волны», важную роль играет фон. Идеальный вариант – вид на сад или перелесок. Пейзаж будет казаться совершенно естественным. Но если участок небольшой, и куда не кинешь глазом, упрешься взором в забор?
Нет проблем – создаем кулисы из живой изгороди: туи, ели, боярышник, снежноягодник или девичий виноград отлично подойдут для этой цели.
Огромное значение имеет правильное размещение цветника относительно солнечного освещения. Косые лучи садящегося солнца раскроют всю его красоту. Поэтому самое лучшее место для цветника Удольфа – западная или юго-западная часть участка.
Выбираем растения для цветника в духе «New wave»
Многие ландшафтные дизайнеры, учитывая современные тенденции, которые направлены на сохранение природы, отдают предпочтение не растениям-экзотам, а тем растениям, которые характерны для данной местности.
Поэтому в наших садах тоже можно увидеть смелые эксперименты со смешением дикорастущих и культурных растений в одном цветнике. Хотя на первый взгляд они выглядят слегка хаотичными и «неприлизанными», все же они покоряют нас своей естественной красотой, успокаивают сердце и душу мягкостью очертаний, плавностью линий.
Форма растения говорит сама за себя и объединяет рудбекию, эхинацею, ромашку-нивяник, монарду, гелениум, хризантему и другие многолетние растения с цветками в форме ромашки. Растения-«ромашки» отлично сочетаются с метелками злаковых и растениями в форме «свечей». Все растения-«ромашки» высаживаются в цветнике блоками.
Говоря о зонтиках, прежде всего, имеем ввиду форму соцветия. Простым примером являются флоксы – их можно увидеть в каждом бабушкином палисаднике. Палитра этих цветов очень богатая: от дымчато-белого до темно-фиолетового цвета. Флоксы неприхотливые многолетники, они прекрасно себя чувствуют в любом климате, отлично сочетаются со многими растениями.
Достойное место на наших клумбах заняли тысячелистники. В последние годы появились сортовые тысячелистники с пышными соцветиями не только белого цвета, но и розового, золотистого, бордового. Классикой жанра считают ландшафтные дизайнеры очитки. С их декоративностью и неприхотливостью трудно поспорить.
«Дикие» пижма и дудник – это вообще вариант, не требующий никаких финансовых затрат и дополнительных усилий по выращиванию. Растения «зонтики» тоже высаживаем группами-картинками. Они создают ощущение открытого, свободного пространства.
Яркими представителями этой группы считаются наперстянка и шалфей. В наших цветниках они частые гости.
Великолепные вероникаструмы, роскошные вероники в период цветения напоминают канделябры с огнями ярких свечей. К растениям-«свечам» можно отнести чистец шерстистый, некоторые виды полыни, лобелию.
Многие из нас считают коровяк сорным растением. Но, как вертикальный акцент, он в цветнике просто незаменим. Хорошо прижились и весьма популярные у нас бузульники с высокими и красивыми цветоносами. Как и в случае с «ромашками» и «зонтиками», высаживаем «свечи» тоже большими группами.
К числу фаворитов растений этой группы можно отнести астильбу Тунберга и астильбу пестролистую, а также маклейю и волжанку. Оправдают себя некоторые виды василистника. Лабазник и золотарник, разрастаясь, будут менять рисунок цветника, придавая ему элемент новизны.
«Кисти» отлично смотрятся в массе. Они помогают создавать плавные переходы, смягчая границы межу отдельными группами растений, входящих в композицию.
Эти растения, как правило, отличаются высокими цветоносами. Ярким представителем «шаров» являются луки. Весьма распространенные у нас синеголовники, кровохлебки, мордовники и астранции.
Малейшие дуновение легкого ветерка заставляет их покачиваться. Это придает всей композиции своеобразную динамику. Высаживают растения «пуговки и шары» тоже группами, но небольшими.
В эту группу растений входят злаки. Они, как ажурные занавески, просвечиваясь на солнце, добавляют цветочной композиции легкости, воздушности и загадочности. Чаще всего роль занавески выполняет вейник остроцветковый, луговик дернистый, колосняк песчаный, ячмень гривастый, просо прутьевидное и многие другие.
Имея представление о перечисленных растениях, и правильно скомпоновав их, можно без больших усилий создать цветник в стиле «Новая волна».
И, когда в саду заколышется море трав, сольются в единую композицию все цветы и листья, заискрятся на них капельки дождя, вы полной мерой сможете ощутить свое единение с природой.
Этот симпатичный участок, который держит в тонусе семейный бюджет и все мышцы моего тела, благоустраивался не один . Далее
Сад в последнее время все чаще становится неотъемлемой частью каждого дачного или приусадебного участка и предметом особой . Далее
Вдохновляющие фото дизайна зимнего сада в доме – результат тщательного планирования и правильного подбора растений. Например, для . Далее
Восточная культура имеет особую связь с природой, поэтому китайский сад – нечто большее, чем вариант дизайна. Это . Далее
Прованс – это изысканный стиль милых французских деревушек, ставший за последние годы невероятно популярным во всем мире. . Далее
Любой вид восточного искусства обращен к эстетике аскетизма – его роскошь не в изобилии, а в тщательном . Далее
Ландшафтный дизайн садового участка – это возможность выразить свое «я» с помощью цветочных насаждений, рисунка дорожек и . Далее
Цветники «Новой волны» в Беларуси: приемы, методы создания, ассортимент
Новая волна (НВ). Это собственно технология создания образа природного луга или прибрежной растительности. Она включает в себя такие основные элементы как приемы проектирования размещения растений, подбор посадочного материала с учетом особенностей его поведения и условий, в которых он будет произрастать, использование достаточной плотности посадки и соответствующую подготовку почвы. В данной статье коснемся ее первых двух составляющих.
Автор статьи ландшафтный дизайнер Наталья Макаревич
Цветники «новой волны»: Приемы проектирования расположения растений
Сразу хочется оговориться, что «Новая волна» молодое направление в создании посадок, поэтому устоявшихся традиций и конечных правил еще нет. Рассмотрим то, что уже наработано ландшафтными дизайнерами разных стран.
Для удобства в работе, определим понятия. Условно, все посадки по способу комбинирования растений можно разделить на две большие группы- монопосадки и смешанные посадки. Вторая группа, в свою очередь, делится на более мелкие подгруппы: блочные посадки и матричные посадки. Блочные посадки могут быть реализованы моноблоками или, опять же, смешанными блоками.
С монопосадками все ясно – это заполнение посадочного пространства одним видом растений.
Смешанные посадки сложны, интересны и дают больше возможностей для выражения замысла дизайнера. При работе над смешанными посадками, обычно, оперируют такими понятиями как блок и матрица.
Итак, блок. Под блоком понимают некий определеный набор растений. Как уже говорилось выше, это может быть моноблок (содержит только один вид растений) или смешанный блок (набор из нескольких видов растений).
Моноблок — групповая посадка, состоящие из растений одинакового вида или сорта. Знаменитый «дрифт» Гертруды Джекил – моноблок. Его преимущества:
— моноблоки позволяют ярко выразить текстуру листвы, что иногда теряется в более беспорядочных посадках;
— впечатление от цвета и формы растения создается практически сразу. Образ растения – эту необъяснимую сумму габитуса, формы листвы и окраски цветов – можно по-настоящему оценить, когда оно выращивается в одновидовом блоке.
Но последнее преимущество может стать и недостатком, если растение повреждается вредителями или оно неряшливо выглядит после цветения.
Посадку, основанную на моноблоках, можно сделать интересней несколькими простыми способами:
— использовать блоки разных размеров;
— повторять ключевые блоки для создания ощущения ритма;
— использовать различные формы блоков;
— большие группы можно разнообразить разрозненными растениями, которые то тут, то там видны в массе (используя как отдельные растения, так и небольшие группки).
Рисунок 1, 2. «Maximilianpark, Хамм, Германия, фрагмент посадок с использованием моноблоков»
Смешанный блок
Очевидно, что природное сообщество — это и отдельные растения, и их множества в различных сочетаниях. Стремясь в своих цветниках создать образ близкий к природному мы приходим к смешанным блокам. Суть смешанного блока вытекает из его названия. Но подходы к его наполнению и размещению растений могут быть разные.
В работе Дэна Пирсона для парка Tokachi Millennium блоки тщательно составлены, их размер и внутреннее расположение растений постоянно. Готовые блоки тиражируются на большую площадь.
Рисунок 3, «Парк Tokachi Millennium, Хоккайдо, Япония. Пример блока для зоны А»
У Пита Удольфа смешанные блоки, могут иметь одинаковый качественный состав, но отличаются размером и, соответственно, количественным составом. Размещение растений – как случайное, так и проектируемое. Для большей вариабильности он производит замены внутри блоков, например от блока к блоку для одного вида использует разные сорта.
Другая составляющая работ Удольфа в том, что его блоки для больших площадей часто состоят из перемешанных моноблоков. В каждом из них может быть от 5 до 11 представителей одного вида растений (в зависимости от масштаба посадки), и таким образом, у Удольфа смешанный блок для больших территорий – это фактически сочетание малых моноблоков.
Рисунок 4, «Piet Uodolf, Ichthushof, Rotterdam, Нидерланды, фрагмент плана посадок с использованием смешанного блока
При работе смешанными блоками есть один немаловажный нюанс. Чтобы посадки не выглядели как беспорядочное месиво, они должны включать в свой состав структурные растения — растения, которые хорошо держат форму. Поскольку, если полагаться только на цвет (фазу цветения), существует риск, что посадки превратятся в аморфную массу, как только это цветение закончится. Чтобы этого не случилось Удольф и его предшественники рекомендуют, чтобы посадки включали около 70% структурных растений (тех, которые обеспечивают отчетливую визуальную структуру на протяжении всего вегетационного периода и еще бы хорошо смотрелись зимой) и 30% растений-«наполнителей» (часто скорее бесформенные, выращиваемые в основном для обеспечения красочности в начале сезона).
Метод процентов
Это еще один способ проектирования смешанных посадок. Этот метод может быть использован как для определения состава смешанного блока, так и для цветника в целом.
Его суть состоит в том, что изначально определяется качественный состав посадки, а затем – количественный, в процентном соотношении между видами внутри посадки. А затем уже, исходя из площади посадки и площади, занимаемой отдельно взятым растением, рассчитывается общее количество растений каждого вида. Размещение растений не проектируется.
Рисунок 5 «Метод процентов. Пример рассчета количества растений для блока из трех видов»
Возникает вопрос, а как же растенния расположить на местности?
Британский ландшафтный дизайнер Nigel Dunnett решает эту задачу следующим образом. Он называет такой подход к созданию посадок «своим стандартным методом».
При проектировании у Nigel Dunnett есть посадочный план только для деревьев и кустарников. Для посадки многолетников он определяет состав и количество растений, как было описано выше. Кроме того, формулирует правила расстановки для каждого вида, например:
— использовать единичные растения или небольшие группы;
— в дрифтах или определенной формы;
— с краю посадки или ближе к центру
Растения не устанавливаются все сразу — за один проход устанавливается один вид по всей площади посадки. Это позволяет отследить равномерность распределения данного вида. И так вид за видом.
Матрица
Матричные посадки представляют собой массив из одного или ограниченного количество видов растений. В него встроены либо самостоятельные элементы, либо блоки (размером от небольшого до среднего) других, обычно более эстетичных видов.
При создании матричных посадок, удобно использовать следующую классификацию растений: основные – это те, которые оказывают, так сказать, «основной эстетический удар» и матричные – растения создающие фон для основных растений и хорошо скрывающие поверхность почвы. Такие растения должны быть визуально неброские, с мягкой окраской и без бросающихся в глаза форм. И всегда хорошо выглядеть или, как минимум, опрятно.
В качестве матричных растений можно использовать одновременно несколько видов. Если различные матричные растения имеют похожий внешний облик, то их лучше не смешивать хаотично, а распологать в виде дрифтов. Это дает возможность оценить их различия, и в тоже время позволяет создать переплетения и тонкие узоры.
Для плавного перехода от одного матричного растения к другому можно использовать градиентный способ, а можно еще добавить и третье матричное растение, заполнив им буферную зону, между двумя первыми.
Злаки и злакоподобные травы –растения вне конкуренции для использования в качестве матричных растений. Предпочтение отдается кустовым злакам (форма роста – кочка), либо куртинным видам, которые растут плотно или медленно. Многие из таких трав очень долгоживущие и стабильные, с «закрытым» пищевым циклом. Они достаточно конкурентоспособны, подавляют рост сорняков, но не конкурируют с цветковыми многолетниками настолько активно, чтобы угрожать им уничтожением.
Рисунок 6. «Piet Uodolf. Nantucket Island, США. Фрагмент плана с использованием матричной посадки»
Связи
Растения, которые виднеются то тут, то там по всей посадке, можно определить как рассеянные(повторяющиеся) растения. Их назначение – связать посадку в единое целое, придать ритм и динамику.
Поэтому есть смысл в том, чтобы эти растения четко отличались от остальной части посадки, обладали ярко выраженными индивидуальными особенностями и в случае отмирания (обрезки), они должны «исчезать» из посадки упорядоченно, по очереди.
Марина Крячко, ландшафтный дизайнер из Харькова, изучая планы посадок Пита Удольфа, выделила основные приемы размещения повторяющихся растений, которые представлены на схеме ниже.
Рисунок 7. «Связующие элементы в смешанных посадках»
Ассортимент растений для цветников «Новой волны», апробированный в условиях Беларуси
Устойчивость любой посадки определяется ее составом, плотностью и количеством труда, необходимого для ее поддержания в декоративном состоянии в течении длительного периода времени.
Для климатической зоны, в которой расположена наша страна, список устойчивых растений несколько уже, чем для стран, откуда пришла к нам «новая волна», но достаточный, чтобы создавать красивые и устойчивые посадки.
Не претендуя на полный список , перечислю некоторые из растений, вполне себя зарекомендовавшие в наших условиях. Вдаваться в описание видов и их морфологию в рамках этой статьи мы не будем.
Мне очень импонирует классификация растений по сроку жизни растений, которую предлагает Piet Uodolf. Итак,
Особые долгожители
Анемона японская (Anemone japonica)
Горец растопыренный (Aconogonum divaricatum)
Горец изменчивый (Polygonum polymorpha)
Волжанка двудомная (Aruncus dioicus)
Посконник пятнистый (Eupatorium maculatum)
Амсония табернемонтана (Amsonia tabernaemontana)
Настоящие многолетники
Астра ново-английская (Aster novae-angliae)
Астра ново-бельгийская (Aster novi-belgii)
Астра кустарниковая (Aster dumosum)
Астра бокоцветковая (Aster lateriflorus)
Астра крупнолистная (Aster macrophyllus)
Василистник, виды и сорта (Thalictrum)
Дербенник, виды и сорта (Lythrum)
Душевик котовниковый (Calamintha nepeta)
Зопник Рассела (Phlomis russeliana)
Зопник клубненосный (Phlomis tuberosa)
Молочай Грифитта (Euphorbia griffithii)
Молочай многоцветный (Euphorbia epithymoides)
Морозник, виды и сорта (Helleborus)
Лабазник, виды и сорта (Filipendula)
Лилейник, виды и сорта (Hemerocallis)
Лунник оживающий (Lunaria rediviva)
Калимерис надрезанная (Kalimeris incisa)
Колокольчик точечный (Campanula punctata)
Клематис борщевиколистный (Clematis heracleifolia)
Кермек широколистый (Limonium gerberi)
Тысячелистник таволговый (Achillea filipendulina)
Многолетники до 10 лет
Колокольчик молочноцветковый (Campanula lactiflora)
Тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium)
Колокольчик гломерата (Campanula glomerata)
Колокольчик карпатский (Campanula carpatica)
Гипсофила метельчатая (Gypsophila paniculata)
Пенстемон наперстянковый (Penstemon digitalis)
Теллима крупноцветковая (Tellima grandiflora)
Шалфей мутовчатый (Salvia verticillata)
Многолетники до 5 лет.
Ваточник мясо-красный (Asclepias incarnata)
Наперстянка ржавая (Digitalis ferruginea)
Наперстянка желтая (Digitalis lutea)
Кораставник македонский (Knautia macedonica)
Все ниже перечисленные злаки можно смело отнести к категории настоящие многолетники. По особенностям роста и поведению в течении сезона их делят на две группы – теплосезонные и холодосезонные.
Злаки теплосезонные
Просо прутьевидное (Panicum virgatum)
Хаконехлоя большая (Hakonechloa macra)
Вейник коротковолосистый (Calamagrostis brachytricha)
Молиния тростниковая (Molinia arundinacea)
Мискантус китайский (Miscanthus sinensis)
Бутелуа боковая (Bouteloua curtipendula)
Сподиопогон сибирский (Spodiopogon sibiricus)
Злаки холодосезонные
Щучка дернистая (Deschampsia cespitosa)
Овсец вечнозеленый (Helictotrichon sempervirens)
Вейник остроцветковый (Calamagrostis acutiflora)
Сеслерия голубая (Sesleria caerulea)
Осока мускингуменская (Carex muskingumensis)
Заключение
Анализируем, сажаем, наблюдаем, делаем выводы и опять сажаем – это очень увлекательно! Желаю успеха!
Источники информации
Сад «новой волны»: гармония злаков и многолетников
Каждый выбирает стиль сада по своему вкусу. Кому-то по душе английский сад с традиционным газоном, кому-то нравятся классические цветники и миксбордеры. Но всё больше людей отдают своё сердце саду «новой волны», где бушуют травы, где природный живописный беспорядок настолько тонко и незаметно упорядочен человеком, что многие начинают сомневаться, что этот сад рукотворный.
Работа основателя «Новой волны» в садовом дизайне Пита Удольфа — сад рядом с галереей Houser and Wirth в Сомерсете
«Новая волна» в садовом дизайне не такая уж и новая: этой идее около 30 лет. Тогда её основатель, голландец Пит Удольф (Piet Oudolf), приобрёл свою ферму Хуммело (Hummelo) и начал создавать сады, где господствовали естественность, гармония форм соцветий, разнообразие злаков и многолетников.
В настоящее время сады Пита Удольфа, а также сам стиль, получивший название New wave («новая волна»), или Natur garden («естественный сад»), ‒ самое популярное направление ландшафтного дизайна, а их автора называют самым влиятельным садовником современности. Появились понятия: удольфианский сад, удольфианский цветник, удольфианские растения.
Принципы сада «новой волны»
Основной принцип такого сада ‒ это использование злаков и многолетников, характерных именно для той природной зоны, где будет расти сад, и максимальное использование той природной базы, которая уже есть на местности: взрослые деревья и кустарники, холмы или понижения рельефа.
Порой это самые обычные цветы и травы, которые мы привыкли видеть вокруг себя: они есть в нашем саду или на соседнем лугу. Но они так удачно скомпонованы, высажены куртинами, им подобран выигрышный фон и удачные «спутники», что можно только удивляться, как мы сами не замечали, сколько неприхотливой красоты скрыто в самых простых растениях, таких как таволга, полевая герань, иван-чай или шалфей.
Прогулочная зона High Line в Манхеттене авторства Пита Удольфа. Основаная идея — рукотворное единение города и дикой природы
Сад четырёх времён года
Сад «новой волны» призван радовать нас 12 месяцев в году. Тут важен баланс, сколько видов и в какой период цветут одновременно. Наш сад всегда будет в цвету, если мы будем соблюдать пропорцию: посадим 30% растений, цветущих весной, 40% ‒ цветущих летом и 30% ‒ осенью.
Ставка делается именно на многолетние растения, которые цветут с июня по сентябрь: или отцветут весной и «пропадут из виду», как луковичные, или, как злаки, сохранят свою декоративность даже сухими. Этот сад красив всегда.
Весной тон зададут многолетние первоцветы и луковичные, которые можно не выкапывать на зиму. Это примула, садовая незабудка, дицентра, крокусы, мускари (или мышиные гиацинты), пролески, нарциссы, рябчики.
Летом им на смену придут пионы, таволга, хосты, флоксы, а осенью ‒ астры и хризантемы. И всё это великолепие будет цвести на фоне моря трав и злаков.
А потом наступит зима. И мы будем любоваться метёлками злаков и засохшими соцветиями, укрытыми снегом.
Правило 70/30
Растения принято делить на «тесто» и «изюм».
70% ‒ это тесто, ландшафтообразующие растения, структурирующие пространство. Это устойчивые к холоду многолетние цветы, кустарники и злаки, которые радуют глаз с раннего лета до поздней осени.
30% ‒ это изюм, украшения, «вишенки на торте» ‒ цветы, в основном однолетние, с коротким периодом цветения.
Главная тема
Считается, что у сада должны быть настроение, концепция и главная тема. Из базового набора видов растений, которые образуют каркас сада (а их очень много), мы выберем то, что подойдёт именно нам. И это будет наше «тесто», из которого мы будем лепить сад.
Минимальная ширина цветника ‒ предпочтительно 2,5 м, а вот длина может быть любой. Если площадь вашего будущего сада или цветника совсем невелика, будет лучше взять три-четыре вида за основу, но посадить их крупными куртинами. Садовники предпочитают в качестве основных видов шалфей луговой, хосты и астры (например, продолговатолистную астру сорта «октобер скайз»).
Пейзажные удольфианские цветники ‒ это чередование больших куртин растений, повторяющихся через определённое расстояние. Стиль «новой волны» не приветствует много мелких деталей, это скорее крупные мазки художника-импрессиониста.
Поддерживаем «местных производителей»
Очистить и перекопать участок для будущего сада ‒ это не по-удольфиански. Мы постараемся максимально использовать то, что уже создано природой. Важно всё: есть ли деревья или живая изгородь, которые могут стать фоном, насколько пространство открыто или, наоборот, замкнуто. То есть холст для нашей картины уже загрунтован.
Постараемся обойтись без экзотических растений. Местные виды неприхотливы, лучше будут расти, меньше болеть, и наш цветник будет гораздо устойчивее и долговечнее. И, что немаловажно, потребуется меньше времени и сил для ухода за ним.
Естественная «дымка»
Ей отводится почётное место в дизайне сада. Злаки и растения семейства зонтичных, посаженные большими куртинами, создают эффект рассеянного освещения, дымки, морской пены, тумана. На этом фоне любые многолетники смотрятся волшебно.
Ярус имеет значение
Важен общий вид сада. Многоуровневые пейзажи смотрятся лучше, они делают пространство объёмным. Мы постараемся, чтобы в нашем саду были и деревья, и кустарники, и цветники. И внутри самого нижнего уровня цветников сделаем ярусы. Это будут злаки, цветы и травы.
Если площадь сада небольшая, то лучше верхним уровнем сделать кустарники. Это сохранит правильные пропорции сада.
Долой границы
Когда мы приходим на луг, то не видим чётких границ. Нет такого, что вот в этом квадрате растут ромашки, ромашки закончились, начались васильки. Этот природный принцип был взят в сады «новой волны».
Виды растений можно смешать, между куртинами сделать «переходную зону», где будет расти несколько видов. И мы посмотрим, что принёс нам ветер: может быть, некоторые полевые цветы нам и сажать не придётся. Это хорошо, когда в саду процветают и культурные, и дикорастущие виды.
Строго ограничить можно только злаки. При посадке сделаем барьер из агроволокна, пластика или жести, чтобы злаки сильно не разрастались; они агрессивны, и об этом стоит помнить.
Форма важнее цвета
Когда заходит речь о выборе цвета, поклонники садов «новой волны» выбирают натуральные, пастельные зелёные, сиреневые, лиловые, голубовато-синие, серебристые, приглушённые оранжевые и золотистые цвета и оттенки.
Однако решающий фактор вовсе не цвет, а размер и форма соцветий и их сочетание. Что выберем?
«Ромашки»: астры, хризантемы, эхинацея, нивяник, рудбекия. Как и все, высаживаются куртинами или блоками. Выигрышно смотрятся на фоне злаков и «свечек».
«Зонтики»: флоксы, дудник, пижма, тысячелистник, любисток, очиток. Высаживаются куртинами. Кружевные зонтики этих растений создают эффект дымки, придавая цветникам лёгкости. Яркие флоксы могут стать цветовым акцентом композиции.
«Свечи»: иван-чай, наперстянка, шалфей, коровяк, лобелия, дельфиниум. Это вертикальные ориентиры цветника. Как и все, высаживаются значительными по размеру группами.
«Кисти»: астильба, волжанка, таволга или лабазник, золотарник. У этой формы очень мягкие контуры соцветий, они отлично подойдут для создания переходной зоны между разными группами растений.
«Шары»: декоративные луки, кровохлебка, синеголовник, астранция. В отличие от многих других растений, в удольфианском цветнике высаживаются небольшими группами.
«Метёлки»: это злаки ‒ ковыль, вербена, мискантус, пампасная трава, вейник остроцветный, ячмень гривастый, луговик дернистый. Злаки, кстати, считаются визитной карточкой садов «новой волны». Все они будут отличной основой любого цветника. Это лучший естественный фон для любых соцветий.
Как ухаживать за удольфианским садом
К счастью, если мы всё правильно распланировали, а почву замульчировали сразу после посадки растений в грунт, то нам не придётся неустанно бороться с сорняками.
Однако надо корректировать форму куртин, рыхлить почву, поливать и пересаживать растения при необходимости, обрезать, убирать лишнее и самосев.
Обрезка понадобится в таком саду редко. Например, летом, когда отцветут пионы или ирисы. Их увядшие соцветия вряд ли можно назвать декоративными. Или если мы хотим продлить цветение (хризантема) или повторить цветение ещё раз в этом же сезоне (люпины, дельфиниумы). Зимой срезать сухие стебли или соцветия точно стоит, только если их поломал сильный ветер или они «полегли» под тяжестью мокрого снега.
Не случайно в садах «новой волны» предпочтение отдано многолетникам. Большинство из них нужно пересаживать не чаще одного раза в 4-5 лет (дельфиниумы, ирисы). А некоторые из них нуждаются в пересадке лишь раз в 25 лет (пионы, хосты). Пересадку и деление можно откладывать до тех пор, пока растение обильно цветёт и ему хватает жизненного пространства.
Забота требуется любому саду. Но естественные сады, о которых мы говорим, наиболее терпимы к лёгкой неухоженности, они дают свободу для творчества и преподносят массу сюрпризов в процессе своего роста и формирования. Это максимально приближенные к природе рукотворные биоценозы, это скорее разнотравные луга, чем регулярные цветники и газоны. И этим сады «новой волны» и прекрасны.