Как работает каталитическая грелка?

Каталитическая грелка: инструкция по применению устройства

Что такое каталитическая грелка

Этот прибор представляет собой химическую грелку, предназначение которой заключается в индивидуальном согревании человека при помощи беспламенного окисления паров бензина высокой очистки. За четыре года Первой мировой войны изобретатели Англии, Японии и США создали несколько вариантов жидкостных грелок карманного типа. Для запуска прибора резервуар заполнялся спиртом, который впитывался в вату, после чего устройство прогревалось пламенем спички – в результате этого возникала каталитическая реакция.

Сегодня каталитическая грелка для рук и обогрева других частей тела нашла широкое применение среди любителей туристических походов, рыбалки, охоты, зимних видов спорта. Большую востребованность она приобрела и в условиях, связанных с работой на улице. В Советском Союзе производители выпускали бензиновую грелку ГК-1, которая при полной заправке была способна вырабатывать тепло на протяжении 8-14 часов с температурным показателем до 60 градусов.

Принцип работы каталитической грелки

Устройство каталитической грелки относительно простое, т.к. прибор состоит из корпуса, выполненного из металла, без дополнительных деталей снаружи. По размерам большинство моделей соотносимы примерно с ладонью взрослого мужчины. Внутри корпуса располагается резервуар, а к горловине прикрепляется катализатор. В последнем находится вата, которая пропитывается бензином. Горловина закрывается плотной крышкой, но в ней имеются отверстия, через которые воздух поступает к катализатору.

Принцип работы прибора основывается на выделении тепла, которое сопровождается беспламенным окислением паров бензина в присутствии катализатора. Через специальный каталитический патрон проходят пары бензина. Они подвергаются окислению кислородом на поверхности уже разогретого катализатора, т.е. эти пары сгорают без пламени. Продукты окисления выходят из прибора через вентиляционные отверстия крышки. Одновременно через них к поверхности катализатора начинает поступать воздух, содержащий кислород.

Катализатор (каталитическая сетка) является платиновой деталью, которая имеет вид фитиля – это важнейшая составляющая деталь грелки. Внутри нее находится стальной сетчатый патрон. Чтобы запустить сетку в каталитическом патроне, ее необходимо прогреть на протяжении 10-15 сек., используя пламя, которое не дает копоти, к примеру, зажигалку. Топливо, применяемое для грелки, – это бензины, прошедшие через высшую степень очистки. Использование других типов топлива приводит к быстрой порче сетки – явление называется «отравлением катализатора».

Способ применения каталитической грелки

Повысить эффективность прибора, который подвергся засорению, можно с помощью прокаливания сетчатого патрона вместе с катализатором в муфельной печи или на газовом (некоптящем) пламени. Запомните, что применение индивидуальных каталитических приборов в закрытых помещениях опасно для здоровья, т.к. продукты окисления бензина являются очень токсичными. Использовать грелку каталитического типа необходимо в соответствии с инструкцией:

  1. Поставьте прибор на ровную поверхность. Если погода холодная, то перед запуском прогрейте приспособление – например, можете на 10 мин. поместить его под одежду.
  2. Введите в резервуар с помощью специальной лейки/воронки (есть в наборе) необходимый объем бензина для зажигалок или любой другой вариант, который прошел высшую очистку. Учтите, что заправлять прибор для обогрева автомобильным бензином нельзя.
  3. Лейку обязательно зафиксируйте, используя для этого специальный зажим. Такой подход поможет избежать протекания.
  4. Снимите лейку и на ее место наденьте катализатор.
  5. Убедитесь в полном отсутствии разлитого топлива на корпусе прибора, после чего можете нагреть его спичкой или зажигалкой.
  6. До нужной температуры катализатор нагреется приблизительно за 5-10 секунд.

Для длительной эксплуатации этого карманного приспособления очень важно соблюдать определенные правила ухода. Главное – перед каждой заправкой обязательно нужно вытряхнуть остатки топлива из резервуара. Со временем, когда поверхность устройства загрязнится, прогрейте его в течение 1-2 мин. над пламенем газовой плиты – так вы приведете устройство в прежнее состояние. Благодаря этому грелка снова будет нагреваться до максимальной температуры.

При работе поверхность каталитического прибора способна нагреваться до 60 градусов. Эта температура несколько высока для соприкосновения с телом человека, поэтому в набор помимо устройства, входит и специальный мешочек – в нем и нужно держать прибор. Этот своеобразный чехол необходим и для защиты приспособления от охлаждения, т.к. из-за холодного воздуха его работа может остановиться вследствие недостаточного испарения топлива. Типичные способы использования:

  • греть руки, поместив грелку в рукавицу или держа ее в кармане;
  • сушить обувь, поместив приспособление внутрь ботинка;
  • согреваться ночью, поместив прибор в спальник.

Производители каталитических грелок

Конечная стоимость устройства для обогрева зависит от страны-производителя и фирмы. На рынке встречаются модели отечественного производства, корейского, китайского и др. Качественные модели стоят от 1,5-2 тысяч рублей и выше. Их отличие от дешевых аналогов заключается не только в качестве изготовления, но и расходе топлива – они более экономные и при этом выделяют меньше запаха бензина при эксплуатации. К известным производителям грелок, которые широко применяются рыбаками, охотниками и любителями путешествий, относятся:

ZIPPO

Грелки от ZIPPO способны выделять тепло на протяжении 12-ти часов. Они применяются для согревания рук и тела человека. Тепло выделяется без горения за счет окисления паров бензина. Сетка (катализатор) выполнена из стекловолокна. Отличным приобретением может стать модель Handwarmer High Polish Chrome. Прибор будет полезным на рыбалке, прогулках, в походах и просто в холодное время года, например, автовладельцам, которым иногда приходится выполнять ремонт машины на морозе:

  • название: Zippo Handwarmer 40365 High Polish Chrome;
  • цена: 2295 р.;
  • характеристики: размеры – 66х13х99 мм, вес – 73,7 г, производитель – США, есть пожизненная гарантия от производителя, оригинальная подарочная упаковка;
  • плюсы: долговечность, дает мягкое устойчивое тепло в течение 12 часов;
  • минусы: стоит дорого.

Грелки ZIPPO являются настоящим спасением для продавцов, которым приходится простаивать зимой за прилавком. Еще один отличный вариант от этой компании:

  • название: Zippo 40363 Pink;
  • цена: 2090 р.;
  • характеристики: размеры – 51х15х74 мм, вес – 51, сталь с розовым матовым покрытием, держит тепло около 6 ч, гарантия – 2 года;
  • плюсы: компактные размеры, надежность;
  • минусы: высокая стоимость, держит тепло меньше аналогов;

KOVEA

Корейским производителем каталитических приборов для обогрева является KOVEA (Ковея). Эта компания уже несколько десятков лет занимает одно из лидирующих места на рынке таких грелок. Качество ее продукции не вызывает сомнения. Отличительная черта грелок KOVEA заключается в эргономичном дизайне. Помимо этого, в стандартный набор часто включается удобная сумочка для грелки. Модель VKH-PW05M Pocket Warmer M идеально подходит для обогрева рук, ног и чтобы сушить ботинки и рукавицы:

  • название: VKH-PW05M;
  • цена: 1740 р.;
  • характеристики: вес – 100 г, полная заправка – 24 г, расход топлива – 1 г/ч, время сохранения температура – до 24-х часов, есть удобный мягкий чехол, заправочная воронка.
  • плюсы: долго держит тепло, приемлемая стоимость;
  • минусы: нет.

Еще один каталитический прибор от KOVEA – VKH-PW04S Pocket Warmer. Прибор способен разогреваться до 70 градусов:

  • название: VKH-PW04S Pocket Warmer;
  • цена: 1830 р.;
  • характеристики: вес – 60 г, время работы – 10 ч, заправочная емкость – 12 мл, есть удобная воронка-дозатор для заправки;
  • плюсы: долговечная, удобная;
  • минусы: недолго сохраняет тепло.

Следопыт

Этот тип каталитического прибора представляет собой изделие российского производства, идеально подходит для людей, которые работают в сложных климатических условиях, увлекаются зимними видами спорта, туристов и т.п. Для питания необходимо покупать высокоочищенный бензин. Средняя температура работающего прибора составляет 42-50 градусов – регулировка осуществляется за счет подачи воздуха:

  • название: Следопыт PF-GHP-P01;
  • цена: 842 р.;
  • характеристики: вес – 79 г, габаритные размеры – 70х100х14 мм, объем резервуара – 30 мл, материал – сталь, время работы – до 16 ч, расход жидкого топлива – 2 мл/ч;
  • плюсы: доступная стоимость, длительный срок работы;
  • минусы: нет.

Видео

Отзывы

Николай, 34 года Недавно приобрел отличный каталитический прибор для обогрева Kovea VKH-PW05M, который обошелся мне в 1787 р. Изделие выполнено из качественного металла. Понравилось, что продолжительность работы до 24 часов и в комплекте есть воронка-дозатор для заправки. Правда, объем относительно небольшой – 24 мл. Стоимость показалась высокой.

Артем, 43 года Для туристических походов вместе с командой заказали несколько грелок для рук Следопыт. Выделю относительно низкую стоимость (850 р.), большой объем 30 мл, относительно малый вес. Грелка способна поддерживать тепло до 16-ти часов, что идеально для походов. К плюсам отнесу и компактные размеры. Отрицательных сторон не заметила.

Сергей, 33 года Долго выбирал подходящую грелку каталитического типа, в итоге отдал предпочтение Kovea Pocket Warmer. Преимуществами считаю легкость, надежность, эффективность. Стоит хоть и дорого, но считаю, что качество изготовления и длительный эксплуатационный срок полностью соответствуют стоимости. Недостатков не обнаружил.

Каталитическая грелка на охоте: плюсы и минусы

В мороз на охоте, да без грелки – это испытание. Поэтому опытные охотники всегда что-нибудь согревающее с собой припасают. Не только внутреннее, наружное, ибо изнутри в сильный мороз конечности не согреешь, а отморозить их «легче пареной репы».

фото: Андрея Кашкарова

Из общения охотников:

– Извините, это у вас католическая грелка?

– Мужик, отстань, Христа ради, грелка православная!

На охоте или рыбалке, да еще в мороз, самое слабое место – почти у всех – ноги.

На втором месте грудь. Когда начинают замерзать ноги, чувствуешь, что замерзаешь весь.

Даже руки можно быстро согреть простыми упражнениями, а вот ноги, особенно ступни без снятия обуви – нет.

Поэтому пока ноги в тепле, общее состояние охотника комфортное.

Охотники-практики хорошо осведомлены, что даже после пары часов активного движения, когда ноги обуты в сапоги или утепленные ботинки (при любой погоде) ноги и носки не бывают сухими. Они всегда влажные, хотя бы немного.

Читайте также:  Консервы из карася в домашних условиях: рецепты с фото

И эта влажность передается обуви, которую согреть на морозе или при большой влажности, не вынимая ног довольно трудно.

Почти невозможно: согреть и тем более просушить влажные ботинки даже при незначительной отрицательной температуре -10° С на улице без специальных приспособлений не получается.

Поэтому ни о какой просушке обуви зимой за ночь речи быть не может. Если вы ночуете в палатке (в спальном мешке), снимаете обувь для ее подсушки, чтобы она не замерзла, опытные коллеги кладут ее вместо подушки под голову.

Кроме ног (ступней и икр) одни из полезных мест «приложения» грелки — область солнечного сплетения, на грудь или в район спины. Для этого грелку (в чехле) удобно подвязать на шнурок, надетый на шею.

Если замерзли ноги, или грудь, отогреться одной каталитической грелкой непросто, лучше, чтобы их было три (две в сапоги.

Практический пример

Каталитические грелки я закладываю в каждый сапог, в специальный чулок -вставку (по одной), и ответственно скажу, что, когда однажды на охоте в Вологодской области температура упала в течение дня на 10 градусов – от 20 до -30° С, и это спасло мне ноги.

Закладывать рекомендую там, где икры. В результате ногам тепло, кровь поднимается наверх и все тело не мерзнет.

Каталитическая грелка вообще известна многим охотникам – это прибор для индивидуального, локального согревания без помощи открытого огня, тепло вырабатывается посредством химической реакции с окислением паров бензина высокой очистки.

Продукты окисления выходят из прибора через вентиляционные отверстия крышки. Устройство каталитической грелки относительно простое, т.к. ее корпус состоит из тонкой нержавеющей стали без дополнительных и сложных деталей. Внутри корпуса располагается резервуар, а к горловине прикрепляется катализатор.

В последнем находится стекловолокно, которое пропитывается бензином. Горловина закрывается плотной крышкой, но в ней имеются отверстия, через которые воздух поступает к катализатору.

Катализатор в зависимости от модели может иметь разную форму и состав, у меня вариант титанового сплава, напыленные на стекловолокно.

Это волокно некоторые называют ватой, что не вполне верно. В современных каталитических грелках часто встречается катализатор, имеющий вид фитиля – это важнейшая деталь грелки. По инструкции разжигаем катализатор в течение 20-30 сек, на это одна «длинная» охотничья спичка.

фото: Андрея Кашкарова

Прикасаться спичкой к катализатору нежелательно. В инструкции записано: «перед началом работы (запуска грелки в режиме отдачи тепла) необходимо прогреть корпус на протяжении 10-15 сек., используя открытый огонь, не дающий копоти».

Выключается охлаждением грелки принудительным снятием чехла или, как вариант, снятием металлического кожуха, полной изоляцией от воздуха. Грелка прекращает отдавать тепло инерционно.

Корпус каталитической грелки изготовлен из нержавеющей стали, состав грелки: крышка, насадка с катализатором, и бачок. В бачке, уложенная слоями, не совсем обычная «вата», а асбестовая пакля.

Старожилы-охотники утверждают, что в советских грелках типа ГК-1 использовалась не стекловолокно с напылением, а платинированная металлическая сетка. Но как не жалко на это дело было тратить платину?

К же в современном «бюджетном» решении с использованием стекловолокна есть смысл: для химической реакции используется бОльшая поверхность реагирования, чем в сетке с напылением в старой ГК-1.

Впрочем, у ГК-1 много своих положительных отличительных черт, о которых мы поговорим ниже.

Для запуска процесса нужно провести небольшую подготовительную работу. Согреть, хотя бы в руках, корпус грелки до +30-35 градусов. Следующим шагом – прогреть катализатор, и сразу после этого укутать (или спрятать за пазуху) каталитическую грелку.

Непосредственно на холоде это сделать трудно. Температура катализатора опустится, и процесс заглохнет.

Для запуска и поддержания процесса вокруг катализатора нужно совсем небольшое количество воздуха (кислорода), поэтому нормальное рабочее положение грелки — в дышащем чехле и за пазухой, в кармане одежды или в спальном мешке.

Для эффективной работы (максимальный нагрев в моей практике с замером профессиональны термометром DVT зафиксирован до 70° С) вполне хватает незначительного – до 5% содержание кислорода в воздухе рядом с катализатором.

После того, как катализатор согрелся, отдача тепла грелки быстро набирает силу за несколько минут.

Итак, пары бензина подвергаются окислению кислородом на поверхности уже разогретого катализатора, сгорают без пламени. Одновременно через них к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород.

Одной полной заправки (48 мл – заливается через мерную воронку) хватает на 5-7 часов эффективной работы с температурой 60-70° С. Затем температура понижается. В эффективном режиме, проверенным мною эмпирически, расход очищенного бензина составил примерно 6 мл на 1 час работы.

По истечении этого времени расход бензина еще более уменьшается, пропорционально и тепловой отдаче устройства. Теплотворная способность бензина 44 мДж на 1 литр, при плотности 0.71. Из этого следует, что расход с последующие часы работы с меньшим тепловым эффектом составит примерно 1 мл в час.

Или иначе – мощность грелки может соответствовать значениям в диапазоне 12-25 Вт. Итак, принцип работы ясен: пары бензина подвергаются окислению кислородом на поверхности уже разогретого катализатора, сгорают без пламени.

Одновременно через них к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород. Даже исходя из этих расчетных цифр, а практика всегда вносит свои коррективы в расчет, становится ясно, что перед нами лишь локальный инструмент с небольшим тепловым эффектом, применять который для более серьезных вещей, как-то подогрев масляного поддона авто или даже сушки мокрой обуви нецелесообразно.

Если эксплуатация грелки закончена – греть ничего не нужно — достаточно охладить грелку, или снять катализатор на пару минут для охлаждения и прекращения химической реакции. При этом остаток бензина остается неиспользованным.

Но надеяться на остаток не советую, так как он имеет тенденцию к испарению. Если грелка полежала несколько дней с таким остатком, придется ее заправить снова. Вот почему не рекомендую заправлять каталитическую грелку заранее, и иметь 100-200 мл. очищенного бензина с собой – «про запас».

К «минусам» каталитических грелок любой модели относится «тяжелый старт», в том числе возможность случайно опалить руку, если с нее не испарился попавший при заправке грелки бензин, и неудобство эксплуатации в закрытых помещениях, поскольку некоторое время после начала эксплуатации имеется характерный запах продуктов окисления.

В сравнении познается истина. К слову, у каталитической грелки Zippo гарантированный ресурс катализатора всего 70 поджигов, а катализатор «старой советской» ГК-1 хватает намного, служит он в 10 раз дольше.

Катализатор — это наиболее ответственная и, кстати, съемная, заменяемая часть каталитической грелки любой модели. Это химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не расходующееся в процессе реакции.

Эффективные альтернативные варианты

Еще один вариант согревания – это химическая грелка, реализованная сегодня промышленным способом и имеющая вид пакета со спецсоставом: соль, алюминий, медный купорос, древесные опилки.

Такую «конструкцию» можно сделать и самому, добавив воды; единственный минус — медный купорос, которым можно отравиться. Этот состав напоминает современный пакетик «Теплоид», о котором РОГ неоднократно писала.

Там присутствует соль, медный купорос, алюминий и цинк. Если сей состав смешать с металлом и водой, то происходит нагрев. Если цинка или алюминия достаточно, может произойти «гейзерный» выброс горячей жидкости.

Одноразовый фирменный «Теплоид» действует без – на реакции с кислородом (воздухом), при небольшой стоимости, бывает разного размера, и рассчитан соответственно на разное время (3-6-12 час).

«Минус» такого способа локального обогрева в том, что «Теплоид» имеет ограниченный срок годности: если полежит без дела полгода, его эффективная работа не гарантирована.

Поэтому рекомендую их приобретать не про запас, а непосредственно «свежими» перед самым зимним охотничьим сезоном.

Как еще можно согреться без открытого огня?

Тема довольно обширная и вариантов много. Но из самых простых и доступных – локальный нагрев рук или участка тела с помощью мощного электрического фонаря.

Некоторые современные светодиодные фонари с линзой дают настолько мощный световой поток, что, преобразовавшись в тепло, он прожигает дырки в жилетках и бушлатах – при длительном применении.

Многоразовые солевые грелки на ацетате натрия свободно продаются в аптечной сети. Есть грелки с электронагревателем, но это уже другая история.

Что делать?

Современная китайская грелка, какое бы названием она не имела, на практике работает нестабильно – может жарить под +50°, или быть еле теплой. Такие результаты зависят от нескольких факторов: от качества бензина, длительности предварительного разогрева, от доступа воздуха в режиме отдачи тепла, износа или загрязненности катализатора и др.

Среди грелок, которые продаются в России по относительно небольшой цене – до 1000 рублей в качестве покрытия катализатора используется тонкое титановое напыление, в то время, как наилучший результат по надежности, долговечности и, главное, теплоотдаче дает та грелка, где не экономили на катализаторе, и делали его из титанового сплава.

Мой совет: для охоты в морозное время заранее ищите старую советскую каталитическую грелку (формой как у губной гармошки) с титановой сеткой типа ГК-1. За такую не жалко и заплатить.

Немного хуже, на мой взгляд, китайская модель Kovea, причем корпус у нее такой же, как у модели Zippo. Причем уместно взаимно заменять катализаторы у этих моделей. Модель Kovea в розницу стоит в полтора раза дороже «зипповской» модели.

Мой вывод: все, что сегодня свободно продается в сегменте каталитических грелок не стоит профессионального внимания. Их можно применять, подстраховываясь от мороза при относительно длительном пребывании на охоте.

Да, иногда приходится пользоваться хотя бы чем-то, за неимением лучшего, поэтому надеюсь, что представленные сведения о моем практическом опыте согревания ног и груди в морозную погоду с помощью нескольких каталитических грелок одновременно будут полезны коллегам.

Читайте также:  ТОЗ 99, ТТХ самозарядного карабина, стрельба из мелкашки, калибр винтовки, ствол, магазин и цевье, модификация

ликбез от дилетанта estimata

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

воскресенье, 7 апреля 2019 г.

Грелка каталитическая

Грелка каталитическая — химическая грелка, предназначенная для индивидуального согревания человека за счёт беспламенного окисления паров бензина высокой очистки, например, Нефрас С2 80/120 или спирта 95—97% в присутствии катализатора.

По размерам каталитическая грелка напоминает обычную зажигалку в металлическом корпусе. Большие модели по размеру сопоставимы с крупным мобильным телефоном.

  • греть руки, поместив грелку в рукавицу или держа ее в кармане
  • сушить обувь, поместив приспособление внутрь ботинка
  • согреваться ночью, поместив прибор в спальник

Обратите внимание! После использования от каталитической грелки исходит запах бензина. Одежда и вещи, находящие рядом с каталитической грелкой, могут пропахнуть бензином.

Устройство и принцип работы каталитической грелки

Грелка состоит из резервуара, заполненного ватой, насадки с сетчатым патроном, в котором помещен катализатор, и крышки с вентиляционными отверстиями.

Грелка каталитическая ГК-1 со снятой крышкой.
Виден каталитический патрон

Принцип работы грелки основан на выделении тепла при беспламенном окислении паров бензина в присутствии катализатора. Пары бензина из резервуара проходят через уже разогретый каталитический патрон, где окисляются кислородом воздуха (сгорают без пламени) на поверхности разогретого катализатора. Продукты окисления выходят в вентиляционные отверстия крышки. Одновременно через вентиляционные отверстия крышки к поверхности катализатора поступает воздух, содержащий кислород.
Каталитическая сетка (катализатор) имеет вид фитиля и находится внутри стального сетчатого патрона, сделана из платины — это самая важная деталь грелки.

Катализатор грелки каталитической

Для запуска сетку в каталитическом патроне прогревают в течение 10-15 секунд, используя пламя, не дающее копоти (например, зажигалку).

Топливо для грелки — бензины высшей степени очистки. Использование других типов топлива приводит к быстрой порче сетки – явление называется “отравлением катализатора”.
Хорошо подходит для этих целей бензин для зажигалок или некоторые сорта нефрасов: C2-80/120 (“Калоша”) или С3-80/120. Использование других видов топлива может привести к быстрой порче каталитический сетки (явление называется «отравление катализатора»), что скажется на её эффективности. Повысить эффективность засорившегося катализатора зачастую можно путём прокаливания сетчатого патрона с катализатором внутри на некоптящем (газовом) пламени или в муфельной печи.

Способ применения каталитической грелки

  1. Поставьте каталитическую грелку на ровную поверхность.
  2. Снимите крышку каталитической грелки
  3. Снимите катализатора грелки
  4. Введите в резервуар с помощью специальной лейки/воронки (есть в наборе) необходимый объем бензина для зажигалок или любой другой вариант, который прошел высшую очистку.
    Не заправляйте грелку топливом по край. Между катализатором и верхней границей уровня топлива должно оставаться неменее 1 см.
    Учтите, что заправлять прибор для обогрева автомобильным бензином нельзя.Лейку обязательно зафиксируйте, используя для этого специальный зажим. Такой подход поможет избежать протекания.
  5. Снимите лейку и на ее место наденьте катализатор.
  6. Убедитесь в полном отсутствии разлитого топлива на корпусе прибора
  7. Поверните каталитическую грелку в горизонтальное положение, после чего можете нагреть его спичкой или зажигалкой в течении 10-15 секунд. Если погода холодная, то перед запуском прогрейте приспособление – например, можете на 10 мин. поместить его под одежду.
    До нужной температуры катализатор нагреется приблизительно за 5-10 секунд.
  8. Оденьте крышку каталитической грелки
  9. Поместите грелку в мешочек

Чтобы остановить процесс нагревания, снимите крышку грелки и аккуратно, при помощи плотной ткани снимите катализатор. Осторожно! Он очень горячий! При контакте с кожей возможен ожог! После остывания установите его на место. Теперь грелкане будет работать, пока вы не разогреете катализатор снова.

Товары для туризма и активного отдыха

  • Стойки для зимних удочек
  • Подставки для мормышек
  • Стойки для кивков
  • Стойки для ледобуров
  • Подставки для поплавков
  • Стойки для катушек
  • Стойки для подсачеков
  • Стойки для тубусов
  • Стойки для удилищ
  • Стойки для моторов
  • Скачать каталог
  • О компании
  • Оптовикам
  • Франшиза
  • Контакты
  • Каталитическая грелка принцип работы

    22 Августа 2016

    Грелка каталитическая «Следопыт» – рациональное решение проблемы тепла и комфорта

    В холодное время года, на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях используют различные источники тепла. Для этой цели компактные переносные горелки подходят как нельзя лучше. Однако, открытое пламя создает пожароопасную ситуацию и может стать причиной ожога. Намного проще и удобнее использовать компактные обогревательные приборы, в которых выделение тепла происходит за счет экзотермической реакции.

    Каталитическая грелка, принцип работы которой прост, изобретение не новое, проверенное временем. Первые такие приборы работали на бензине, спирте или авиационном керосине. Катализатором реакции выступала хромовая зелень или оксид кобальта. Изначально обогревательное устройство предназначалось для нужд армии, но со временем получило большую популярность. Каталитическая грелка обладает множеством преимуществ, среди которых:

    • Экономичный расход топлива;
    • Удобство и простота использования;
    • Надежность в работе;
    • Долгий срок службы;
    • Абсолютная безопасность.

    Сегодня этот мини обогреватель охотно используют туристы, рыболовы, спортсмены альпинисты и все, кому по долгу службы приходится находиться на свежем воздухе при низких температурах.

    Конструкция и принцип действия

    Работа прибора осуществляется за счет реакции выделения тепла при окислении углеводородов, в данном случае бензина или спирта, в присутствии катализатора. Топливная жидкость пропитывает вату и начинает испаряться, проходя через каталитический патрон. Водород окисляется кислородом воздуха на поверхности катализатора. Так называемая «реакция поверхностного горения» не дает открытого пламени, но выделяет достаточное количество тепла. Поверхность грелки нагревается до 50 градусов. Топливо при этом разлагается на безопасные неорганические соединения, углекислый газ и воду.

    Беспламенная каталитическая грелка состоит из следующих элементов:

    1. Топливный резервуар с прослойкой из гигроскопичного вещества;
    2. Колпачок с отверстиями для воздуха;
    3. Головка с катализатором, помещенным внутрь сетчатого патрона.

    Малая каталитическая грелка напоминает обычную зажигалку в металлическом корпусе. Большие модели по размеру сопоставимы с крупным мобильным телефоном. Устройство имеет небольшой вес и эргономичную форму, что делает его использование комфортным. Грелку можно легко поместить в карман или рукавицу, под одежду.

    Заправка каталитической грелки

    При первой заправке в топливный резервуар грелки заливают бензин, предварительно отсоединив головку с катализатором. При заправке используют специальную леечку, которая входит в комплект. Если прибор используется вторично, необходимо предварительно удалить остатки неизрасходованного топлива. Наполнение производится до легкого увлажнения гигроскопичного слоя. Как правило, для модели малой емкости, хватает 1,5 объема лейки. Бензин не должен попасть на корпус или переполнить топливный резервуар. Залив необходимое количество жидкости, устанавливают на место горловину. Регулировать продолжительность рабочего цикла можно, заправляя в грелку нужное количество бензина (из расчета 2 мл на 1 час).

    Бензин используется только высокой степени очистки, тот который обычно применяется для заправки зажигалок. Это не прихоть производителей, а насущная необходимость. Обычное горючее с автозаправки содержит большое количество примесей, которые вызывают загрязнение катализатора. Говоря доступным языком, сгорая, такой бензин будет чадить. Асбестовое волокно, пористый материал, который легко впитывает мельчайшие частицы сажи и копоти. Поскольку поверхность, на которой протекает реакция окисления, сокращается, уменьшается и количество выделяемого тепла. Грелка попросту перестает выполнять свои функции.

    Как правило, известные производители выпускают под своей маркой жидкость для заправки каталитических грелок. К примеру, российский «Следопыт» предлагает бензин высокой степени очистки во флаконах объемом 500 мл. Удобнее всего сразу приобрести такую емкость, чтобы долгое время к этому вопросу не возвращаться. В качестве топлива так же подойдет технический спирт 97% или бензин, используемый для зажигалок, сортов С2-80/120 или С3-80/120.

    Правила использования каталитической грелки

    Для начала химической реакции окисления необходимо создать нужную температуру на поверхности катализатора. С этой целью каталитическую грелку сначала подогревают в руках, а затем прокаливают в пламени 10-20 секунд. Важно использовать источники пламени, которые не дают копоти. Закончить работу обогревательного прибора так же очень просто. С этой целью катализатор отделяется от топливного резервуара и оставляется до его полного охлаждения.

    Грелка каталитическая комплектуется мешочком, который служит для более комфортного пользования нагревательным прибором, а так же его хранения. При обогреве рекомендуется размещать грелку в непосредственной близости к телу или в спальном мешке. При переохлаждении химическая реакция замедляется, и обогреватель перестает выделять необходимое количество тепла.

    Полезные советы

    Осуществить запуск каталитической грелки на открытом воздухе порой бывает сложно. Спички и одноразовые зажигалки коптят и гаснут на ветру. Лучше всего для этой цели подойдет турбогорелка или мини газовый резак. Они дают стойкое направленное пламя, что позволяет прогревать патрон с катализатором до нужной температуры.

    Катализатор не принимает участия в реакции окисления, а значит и не расходуется. Но он загрязняется продуктами горения. Очистить поверхность можно двумя способами: замочив катализатор в спирте на несколько часов или прокалив над пламенем горелки. С целью профилактики этиловый спирт можно время от времени использовать в качестве топлива.

    Грелка для рук прибор долговечный, но вот всякие мелочи вроде леечки, имеют обыкновение теряться. В этом случае заправить грелку можно при помощи одноразового шприца. Кстати, он намного удобнее, поскольку создает давление, благодаря которому жидкость быстрее проходит через слой ваты. На нем так же есть мерные деления, чтобы не ошибиться с нужным количеством

    Каталитическая грелка это компактное безопасное устройство, которое позволит чувствовать себя комфортно в любую стужу, убережет от переохлаждения, обморожения, простуды. Она не займет много места в рюкзаке или бардачке автомобиля, но в экстремальных условиях может спасти не только здоровье, но и жизнь.

    Читайте также:  Клещ у собаки: что делать и как он выглядит

    Каталитическая грелка для рук и тела. Практические советы по применению.

    Каталитическая грелка интересна тем, что ее можно использовать много-много раз. При активном использовании грелки хватает на несколько лет. Грелки бывают разных форм и цветов, но принцип у всех каталитических грелок одинаковый. Для тех, кто никогда не пользовался каталитической грелкой — эта статья будет очень полезной, а те, у кого уже есть, смогут найти для себя полезные советы про продлению «жизни» грелки.

    Итак, что такое каталитическая грелка и как она работает — это небольшого размера девайс, который разбирается на три части: резервуар, колпачок с катализатором и крышка.Грелка выделяет тепло при беспламенном окислении паров бензина при наличии катализатора. Из резервуара выходят пары бензина и проходят через колпачок с катализатором, где и происходит окисление на поверхности уже разогретого катализатора при температуре чуть выше 100 градусов, с передачей тепла на корпус грелки.

    Как заправлять каталитическую грелку и какой использовать бензин для заправки.

    Когда люди слышат про бензин, у всех возникает вопрос, а на сколько это может быть сложно заправлять грелку? На самом деле грелку очень легко и аккуратно можно заправлять. Бензин для грелки подходит любой, но рекомендуется пользоваться только очищенным. Во-первых, он не воняет! Во-вторых, если пользоваться обычным бензином, то этим вы значительно сократите «жизнь» вашей грелки. Мы используем для грелки самый дешевый из очищенных бензинов — это бензин «Калоша». Его можно купить в любом хозяйственном магазине и стоит он около 20грн.
    В комплекте к грелке идет специальная леечка для удобной заправки. Чтобы аккуратно заправить каталитическую грелку, мы решили пользоваться шприцом, тогда шансны пролить бензин или испачкать руки минимальные. Можно шприцом бензин налить в лейку, а можно сразу в резервуар грелки, кому как удобно. Но если на руки попал бензин, то страшного ничего нет, просто помойте руки с мылом.

    Как рассчитать, на сколько часов заправить каталитическую грелку

    Если вам не нужно, чтобы грелка грела целый день, а только несколько часов, то вы должны заправлять грелку из расчета 1мл на 1 час работы. И добавьте для запаса несколько дополнительных мл.
    Если вы хотите, чтобы грелка работала целый день, то заправляйте ее полностью. Как разобраться, что грелка полная? В резервуаре вы увидете ватку, она нужна для того, чтобы задерживать бензин. Капая на ватку бензин, переодически переворачивайте резервуар. Когда резервуар будет полным, ватка уже не сможет удерживать бензин и вы увидете, как с резервуара капает бензин. Если при переворачивании резервуара из него бензин капает, значит вы заправили грелку полностью. Подождите, пока бензин скапает и закрывайте грелку.

    Если вы первый раз используете грелку, то катализатор необходимо «запустить».

    Перед началом работы абсолютно новой грелки катализатор необходимо «запустить» для лучшей работы. Для этого нужна зажигалка, лучше всего турбо-зажигалка. Берем аккуратно колпачок с катализатором плоскогубцами (за неимением можно ножницами) и хорошо прокаливаем с двух сторон на огне. Если у вас не нашлось зажигалки, это можно сделать над кухонной плитой, но делать это необходимо очень аккуратно, чтобы не испортить катализатор. Не рекомендуется делать это на костре, так как вы закоптите катализатор и сократите ему «жизнь».
    Перед следующим использование нет необходимости прокалывать катализатор, достаточно 10 секунд подержать над огнем зажигалки.

    А что дальше делать?

    После проделанной операции мы надеваем колпачок с катализатором на резервуар, сверху крышку. Для лучшей работы погреем в руках резервуар и через пару минут мы уже чувствуем тепло. Дальше мы можем положить грелку в карман или в рукавицу, положить в чехол и повесить на шею.

    Какая температура нагревания грелки?

    Грелка может нагреваться до 60 градусов, но в этом случае ее стоит держать в чехле, который в комплекте. Температура нагревания каталитической грелки зависит от окружающей среды. Если на улице лютый мороз, то в вашем кармане грелка будет примерно греть 45-ю градусами. Главное давайте грелке кислород. Если вы положете в варежки грелку, то переодически вытаскивайте ее оттуда, иначе она потухнет.
    Если вы берете с собой грелку, захватите к ней и зажигалку. В случае, если грелка потухнет вы менее, чем за минуту ее снова включете.

    Как «выключить» грелку?

    Когда прекращается кислород, грелка перестает работать. Вы можете закрыть доступ к кислорду на несколько минут и грелка потухнет. Либо можно снять колпачок с катализатором и он моментально потухнет. Только осторожно, колпачок горячий!

    Что делать, если уже нет надобности пользоваться грелкой, а бензин остался в резервуаре?

    Необходимо всегда учитывать, что бензин испаряется. Если бензин остался в резервуаре, то за несколько дней (в зависимости сколько его осталось) он испарится. Чтобы он испарялся медленнее, наденьте пищевую (или сторительную) пленку на резервуар, где заливается бензин. Чтобы не дышать испарениями (хоть они и незначитаельные, например, на улице от машин испарения гораздо хуже), положите грелку в чехол, а еще лучше на балкон.

    Что такое:: каталитическая грелка

    Каталитическая грелка – это приспособление, которое предназначено специально для обогрева или же для поддержания определенной температуры механических устройств, человека. Как правило, такая грелка имеет небольшой карманный формат, что очень удобно в любой ситуации.

    Каталитическая грелка – это приспособление, которое предназначено специально для обогрева или же для поддержания определенной температуры механических устройств, человека. Как правило, такая грелка имеет небольшой карманный формат, что очень удобно в любой ситуации.

    Еще в период Первой мировой войны карманные жидкостные грелки были запатентованы американскими, японскими и английскими изобретателями и учеными. Именно эти устройства помогали миллионам солдат не замерзнуть в окопах. Принцип работы грелок несложен: спирт или бензин в качестве топлива проходил процесс беспламенного окисления катализатором, роль которого выполняла платина. Грелка из Японии представляла собой своеобразный портсигар, имеющий специальную платиновую прокладку и набитый внутри ватой. В поверхности корпуса делались отверстия, которые обеспечивали постоянную подачу воздуха к катализатору, а также служили отводом газообразных продуктов горения. Запускалась грелка тогда, когда в резервуар наливался спирт, пропитывающий вату. После этого катализатор нужно было прогреть с помощью горящей спички, чтобы пошла реакция.

    Для начала давайте разберемся в понятии “каталическое горение”. Это процесс окисления топлива кислородом воздуха, который происходит на поверхности катализатора. Между тем, горение осуществляется без шума и без пламени. Сам процесс является безопасным, да и каталитическое сжигание топлива гораздо экологичнее, чище и надежнее, нежели пламенное.

    Каталитические грелки имеют возможность достаточно долгое время работать самостоятельно. Классическое устройство состоит из резервуара, который заполнен волокнистой структурой, насадки с сетчатым патроном, в котором и находится катализатор, а также крышки с отверстиями, обеспечивающими должную вентиляцию.

    В качестве топлива рекомендуется использовать только бензин высшей степени очистки. Бензин для автомобилей заливать в грелку категорически запрещено.

    Инструкция по использованию:

    1. Снимите крышку грелки и отделите фитиль-катализатор от основной части устройства.

    2. Используя мерную воронку, влейте бензин в специальное отверстие для заправки. После того, как грелка будет заполнена, снимите воронку, а грелку переверните и слейте остатки топлива в воронку. Если капли бензина попали на корпус грелки, его нужно тщательно протереть.

    Кстати, время работы каталитической грелки можно регулировать, заправляя ее топливом в расчете 1 мл на 1 час работы.

    3. Теперь на отверстии, куда заливался бензин, установите фитиль-катализатор. Грелка при этом должна находиться в строго вертикальном положении. Пламя зажигалки поднесите к верхней части фитиля и держите над платиновым катализатором в течение 3-5 секунд.

    4. Грелку закройте крышкой и положите в специальный чехол.

    Важно использовать каталитическую грелку именно в чехле – это поможет избежать переохлаждения устройства, а также предостережет Вас от возможных ожогов. В том случае, если Вы возьмете грелку очень холодными, замерзшими руками, то она может просто перестать работать.

    Обычно каталитическая грелка весит 100-150 граммов, а топлива расходует примерно 8-35 граммов за 10 часов работы. Вы можете встретить такие грелки, чьи производители обещают беспрерывную работу в течение 24 часов – это не правда, просто таким образом компания хочет побыстрее сбыть свой товар. На самом же деле, в среднем каталитической грелки хватает приблизительно на 12-14 часов работы (это одна заправка бензином). То, сколько потребляет устройство, зависит по большому счету от особенностей модели и производителя.

    Индивидуальны каталитические грелки и относительно размеров: самая маленькая – 5х8х1 см, а самая большая 7х11х2 см. Однако даже самая большая грелка легко уместится у Вас на ладони.

    Карманная каталитическая грелка просто незаменима в походе, в горах, на пикнике, просто при выезде на природу. Каталитическая грелка в состоянии обогреть не только человека, но даже целую палатку изнутри в условиях зимы. Если у Вас очень замерзли руки, то включенную грелку в чехле можно положить в варежки или даже в ботинки.

    Кроме того, такое приспособление прекрасно справляется с сушкой одежды и других вещей. Например, насквозь мокрый носок высушивается на грелке примерно за 30-40 минут. Грелка отлично поможет просушить промоченную обувь, стельки.

    Исходя из всего этого, можно смело сделать вывод о том, что карманная каталитическая грелка – это вовсе не роскошь, а действительно необходимая вещь.

    Ссылка на основную публикацию