Лесная нечисть: легенды и сказания про лешего

Леший, леший, не чуди…

Леший является известным персонажем, упоминания о котором часто встречаются в мифологии славян. Кто такой леший и чем он занимается?

Женский Интернет-журнал «100 миров» расскажет вам о поверьях об этом загадочном существе, дошедших до наших времен из фольклора наших предков.

← Картинка с сайта drevnerus.ru. Автор рисунка не установлен.

Кто такой леший?

Леший имеет и другие названия – лесовик, лесовой. Как видно из названия, леший представляет собой существо, обитающее в лесу. Таким образом, леший – это дух, являющийся хозяином леса.

Хозяин леса является покровителем всего лесного царства. Легенды про лешего гласят, что этот дух является своего рода королем для всех обитателей леса – леший повелевает животными леса, а также управляет природными силами на территории своих владений. Кроме этого, этот лесной дух управляет также и прочей нечистью, обитающей в лесу, кем становятся самоубийцы или похищенные лешим люди. Образ лешего зачастую связывают с ветром, гуляющим в кронах деревьях – считается, что сильные порывы ветра сопровождают лесного царя, когда он прогуливается по своему королевству.

Согласно поверьям, леший оберегает свое царство и следит за тем, чтобы в лесу все было благополучно. Соответственно, он может покарать тех, кто наносит его лесу какой-то вред. Однако при этом добрым духом назвать лешего нельзя – зачастую он глумится над людьми, появившимися в лесу, без всякой причины. Впрочем, стремление глумиться над людьми забавы ради характерно для многих мифологических персонажей – недаром духи природы являются представителями нечистой силы.

Как выглядит леший?

Не существует единого мнения о том, какую внешность имеет хозяин леса. Считается, что лесовик может иметь не только разный облик, но и разный размер – он может быть как карликом, так и иметь рост высотой с дерево. Есть поверья о лешем, рассказывающие о том, что рост лесного царя зависит от того, где он идет – если он гуляет между деревьями, то становится ростом с них, а если леший идет по траве – становится не выше окружающей травы.

Иногда его можно встретить в виде существа, покрытого ветками и листьями, напоминающего пень или куст. Леший может быть карликом или великаном, ему под силу принимать облик разных животных и птиц, обитающих в лесу, а также кричать на разные голоса, в том числе человеческим голосом. И, конечно, дух леса может принимать и облик человека, оборачиваясь седым стариком, человеком без бровей и ресниц или даже появляться в облике знакомого лесному гостю человека. Однако, поскольку леший является «нечистым» духом, то обычно он имеет небольшие рожки и темную растительность на теле, подобно черту.

Когда леший приближается, то всегда поднимается ветер – по разгулявшемуся в кронах вихрю можно понять, что лесовой находится близко. Считается, что леший идет по направлению дуновения ветра, не оставляет следов, а также не отбрасывает тень.

Чем занимается леший и чем он опасен?

Согласно древним преданиям, леший живет в избе, где занимается бытовым хозяйством, подобно человеку. Он может жить как один, так и в семье – легенды про лешего гласят, что у лесовика может быть жена и дети. При этом этот представитель нечистой силы любит распивать водку и играть в карты, о чем стоит знать человеку, собравшемуся в лес – этими вещами можно задобрить лешего, поднеся ему дар.

Как было отмечено выше, лесной царь охраняет свой лес от злоумышленников, однако он может поиздеваться или даже нанести вред и мирному человеку. Леший может явиться в человеческом облике и маячить у гостя леса перед глазами, отчего человек захочет догнать его – но это не получится. Недаром говорят – «леший водит». Леший, повстречавший в своем царстве человека, может запутать его, сбить с пути, вынудив ходить в лесу по кругу и запутывать дороги, чтобы несчастный не мог выйти обратно.

Но это не самое страшное, на что способен этот представитель нечистой силы. Поверья о лешем рассказывают нам о том, что лесной дух губит скотину из поселений, находящихся недалеко от леса – натравливает на стада лесных хищников или заманивает их в лесную чащу. Кроме этого, леший ворует у людей младенцев, подменивая их на поленья или своих детей, имеющий уродливый внешний вид. Бывает, что леший ворует даже молодых женщин, которые становятся ему женами и рожают от него детей.

Таким образом, хозяин леса является очень опасным существом, способным как безобидно чудить и пакостить, так и всерьез навредить людям.

Можно ли задобрить лешего и как вести себя в лесу?

Считается, что духа леса можно задобрить, чтобы он ну чудил, не пугал и не уводил людей в лес, и даже можно с ним договориться, чтобы он помог – например, указал выход из леса или оказал помощь в охоте.

Древние поверья о лешем учат нас тому, что если человек собирается в лес, то прежде всего ему стоит помолиться, чтобы защитить себя от чар лесного духа. А при входе в лес следует спросить разрешения у лесного хозяина и сообщить ему, чем конкретно ты собираешься заниматься на территории его владений – разрешения следует спрашивать абсолютно на все действия. В ином случае леший будет активно мешать человеку заниматься тем, за чем он пришел – прятать топоры тех, кто пришел за дровами, выводить из строя ружья охотников и всячески пугать.

Кроме этого, при входе в лес нельзя говорить, что идешь в лес ненадолго – это может разгневать или позабавить лесного хозяина, из-за чего у него может возникнуть желание проучить наглеца. Ведь сколько времени провести в лесу – это решать не человеку, а лешему. И не стоит идти в лес, если вы перед этим с кем-то поссорились и вас кто-то проклял – такие слова леший воспринимает всерьез, полагая, что «проклятые» люди принадлежат ему.

Согласно древним приметам, оказавшись в лесу, нельзя шуметь, кричать и обращаться с природой леса небрежно – за шум и неуважение леший может покарать непрошенного гостя. И ни в коем случае нельзя передразнивать звуки леса, смеяться над эхом и тем более свистеть – свистеть в лесу позволено только королю. А если вы услышали в лесу незнакомый голос, то не стоит отвечать на него – это может оказаться клич лешего.

Если вы собираетесь расположиться в лесу на ночлег, то имейте в виду, что леший любит греться у костра, а потому может заглянуть на огонек. И если его что-то выведет из себя, то он затопчет костер и вообще раскидает все в вашем лагере. Кроме этого, легенды про лешего предостерегают, что нельзя разбивать лагерь на тропинке и на перекрестке троп – ночью по этому месту может пройти лесовой или даже целая семья лешего, двигаясь со свадебной или похоронной процессией.

В общем, если вы хотите задобрить лешего, то вам стоит вести себя вежливо в лесу и относиться с уважением ко всему, что вас окружает. И, конечно, можно поднести лешему дары – как уже упоминалось, лесовик неравнодушен к спиртным напиткам.

Что делать, если леший вредит?

Если человеку все-таки довелось столкнуться с агрессией лесного духа, то в таком случае стоит помолиться – как и любой другой представитель нечистой силы, леший испугается упоминания Бога и святых. Кроме этого, на лешего отпугивающим образом действует матерная ругань – согласно легендам наших предков, многих представителей нечистой силы можно отпугнуть именно нецензурщиной. Наверное, мат является для них понятным языком, на то они и «нечистые».

Кроме этого, лешего можно рассмешить – тогда он оставит человека в покое. А если нужно закончить диалог с лешим, то следует произнести то слово, с которого диалог начался (сказать «заднее слово») – таким образом как бы замкнется словесный круг.

Кроме этого, есть мнение, что леший боится собак и кошек, а также может испугаться резкого удара и соли.

Интересно, что на тот случай, если человек попал под чары лешего, есть интересный метод борьбы со злой силой этого духа. Легенды про лешего гласят, что если человек заблудился в лесу, то ему следует раздеться догола, в процессе чего следует кричать, материться и отряхивать одежду ударами об дерево. Затем следует одеться, надев все наоборот: вывернуть одежду наизнанку, поменять местами обувь и т.д., и при этом надо молиться.

Представили картину? Не смейтесь! А то вдруг леший обидится.

Если же в лесу потерялся кто-то из знакомых, то в таком случае нужно подносить лешему дар и просить отпустить человека назад. А если он не понимает по-хорошему – угрожать ему расправой путем магии и молитв. Молитвы в таком случае, кстати, тоже использовать нужно.

Интересно отметить, что ранее люди сами порой приставали к лешему, поскольку считалось, что этот представитель нечистой силы может помочь в различных гаданиях. Однако, учитывая нрав лешего, такие занятия явно являются очень рискованными.

Ну что, дорогие читатели женского Интернет-журнала «100 миров», вам все еще не страшно ходить в лес? Сказки сказками, но кто же знает, что таят в себе густые заросли и темные кроны, в которых тихо шелестит ветер, где по ночам повисает страшная тишина…

Интернет-журнал “100 миров”

Было ли вам интересно познакомиться с легендами про лешего? Не забывайте оставлять комментарии и делиться интересными статьями со своими друзьями!

Если вас заинтересовали поверья о лешем, то вам наверняка понравится статья

Перейти в категорию статей:

Комментарии

Комментариев пока нет

Друзья!

Женский Интернет-журнал «100 миров» поздравляет вас всех с наступающим Новым Годом – годом очаровательной крыски! Год уже стучится в двери и вот-вот зайдет в наши дома.

Дорогие друзья!

Новый Год уже стоит у порога. Тикают последние минутки уходящего года, а праздник уже вот-вот готов заглянуть в наши двери.

Дорогие читатели!

Новый Год уже совсем близко, и уже совсем скоро праздник придет в наши дома, принесет в них счастье и озарит улицы разноцветными огнями.

В разделе «Книги» появился подраздел «Про жизнь»

Любовные романы и детективы, триллеры и ужасы, исторические романы и юмористические произведения – существует великое множество литературных жанров.

Друзья!

Женский Интернет-журнал “100 миров” поздравляет вас с наступлением чудесного времени – сегодня первый день зимы!

Лесная нечисть или боитесь ли вы лешего?

Никто не будет спорить, что именно на охоте существует достаточно высокая вероятность нарваться на разные неприятности: заблудиться, поймать «случайный» выстрел, встретить не вовремя на опасного зверя. Однако, кроме этих, вполне материалистических неприятностей, охотника подстерегают и потусторонние силы. По крайней мере, многие в это верят.

Никто не будет спорить, что именно на охоте существует достаточно высокая вероятность нарваться на разные неприятности: заблудиться, поймать «случайный» выстрел, нарваться не вовремя на опасного зверя. Однако, кроме этих, вполне материалистических неприятностей, охотника подстерегают и потусторонние силы. По крайней мере, многие в это верят.

Леший в лесу

Среди лесной нечисти для охотников самый опасный леший – хозяин лесов и зверей. Облик это существа может быть самый разный – в лесу он ростом с деревья, в траве – такой маленький, что его не видно. Любит прятаться в старых пнях, дуплах.

На встречу с человеком всегда принимает облик невысокого сгорбленного старика с бородой и обязательно зелеными пронзительными глазами.

Одет чаще всего в зипун – такое пальто без пуговиц, причем запахнуто оно всегда на женский манер. В последние десятилетия появились свидетельства, что леший одет в камуфляжный ватник на несколько размеров больше и тоже подпоясанный тканевый пояс.

Есть еще один признак, которым характеризуется лесовик – с практически всегда рядом пара собак. На вид обыкновенные дворняги, не лают, держатся поотдаль. Но охотничьи собаки их очень пугаются и стараются прижиться к ногам хозяина.

По давним преданиям лешие очень плохо уживаются друг с другом, и в одном лесу хозяйничает один леший. Причем это право он отвоевывает в жесточайшей борьбе – тогда в лесу случаются страшные бури, буреломы, летают валуны. Потом на семь лет победитель становится полноправным хозяином леса, а после этого опять к нему сунутся претенденты.

Бурелом – место битвы двух леших

Встретить лешего зимой невозможно – в первых числах ноября он скрывается «в преисподнюю», где, скорее всего, впадает в спячку и вылезает на белый свет весной, вместе с медведями.

Легенды и сказания про леших

Как твердят народные сказы, все до единого лесные звери и птицы – полная собственность лешего. Они его боятся и покорны, как домашний скот. Существует такой пересказ, зафиксированный документально управителем Ветлужского уезда (теперь Новгородская область). В одно время без видимых на это причин все белка из вятских лесов начала мигрировать (такое больше не наблюдалось никогда ни до того, ни после) в одном направление – многотысячные стаи пробирались через леса, шли деревнями, плыли через реки. Когда обратились за пояснениями этого странного поведения к ведунам, оказалось, что вятский лесовик проиграл всех своих белок в карты своему вологодскому коллеге и по карточному долгу отправил их к нему. И действительно, все белки были обнаружены в вологодских лесах. Но, как оказалось, такое явление не уникально – периодически люди становились свидетелями, как леший гнал куда-то своих медведей или волков, а то заставлял жуков-рогачей собраться в огромную шевелящуюся гору.

Читайте также:  Скрадок для охоты на уток своими руками

Встречи с лешим

Для человека встреча с лешим может быть очень неприятной. Леший любит шутить – встречается человеку, идет с ним, ведет беседы, а сам заводит в чащу или болото. Потом сам исчезает, а в лесу долго слышен его хохот и свист. Или еще любимая шутка лешего: в каждом лесу есть ориентир – сухое или поваленное дерево, огромный валун, ручей, по которому люди ориентируются, чтобы не заблудиться. Так вот леший может взять и переставить на время совершенно в другое место и когда кто заблудится – водить его чащобами и пугать страшными воплями.

Есть такой способ вырваться из этой мороки – раздеться полностью догола, вывернуть все наизнанку и одеть так одежду.

Тогда леший теряет власть над человеком. Но при этом нельзя упустить из рук ни один предмет одежды, а то леший его тут же утащит – все надо крепко держать, хоть в руках, хоть подмышками, да хоть зубами.

Месть лешего

Очень плохо рассердить лешего – тогда охоту он испортить начисто. Помимо обычных фокусов с запутыванием, леший может даже натравить злого зверя на неудачливого охотника или сделать ему любую порчу. Поэтому с лешим конфликтовать не надо, его зверей обижать тоже.

Знающими людьми рекомендуется перед началом охоты оставить в лесу на большом пне подношение лесовику – краюху хлеба, блины, табак, стопочку водки.

Любую еду надо щедро солить или еще лучше – оставлять соль в коробочке. Если охота большая, то, по законам леса, первую добычу оставляли лешему. А еще существует специальный охотничий заговор, оберегающий человека от проделок лешего.

Как вестись правильно при встрече с лешим

При случайной встрече с лешим надо знать, как вести себя правильно. Лешему тоже бывает скучно и он просто ищет встречи, чтобы немного поболтать и бывает, что в лесу охотнику или грибнику встречается странноватый старик с зелеными глазами и парой собак. Он напрашивается в попутчики и по дороге начинает травить разные байки, чаще всего страшные. Нельзя прерывать старика, историю надо выслушать, но в глаза стараться не смотреть. Очень располагает лешего небольшой презент – чай, сахар, поделиться своей едой. Если попросит что-либо (обычно, это еда, водка или курево) – дать обязательно. Так леший останется довольным и сам скоро уйдет и больше тревожить не будет.

Леший – реальное фото

Ходят также легенды и благодарности леших. Один охотник нашел в лесу раненого, связанного своим собратом, лешего. Он его освободил, накормил, обработал раны. В благодарность леший все жизнь помогал этому человеку и на охоте, и переносил его домой после трудного перехода, и спас его от смерти во время службы армии.

Как найти лешего в лесу

Ест люди, которые специально вызывают лешего на договор – про успех на охоте или найти заблудившийся скот. Сделать это достаточно просто: нарубить молодых березок или осинок, разложить их кругом так, чтобы верхушки были направлены в середину круга. Затем надо снять с себя крест (это обязательно), положить на землю за кругом, войти в центр и громко крикнуть: «Дедушка!». Леший тут же появится, но только если человек никогда не обижал его подданных или не отзывался неуважительно о нем самом.

Просить можно только одну просьбу и пообещать за это плату: ту же соль, табак, водку или еду – он сам скажет что.

Сегодняшние лешие более цивилизованные – детей не крадут, в чащобы заводят редко. Даже читать умеют – есть свидетельство охотника, который видел, как леший сидел на пне и читал газету. При этом шел дождь, но газета была полностью сухой. Верить в эти сказки или нет – дело ваше. Но, в любом случае, проявляйте уважение к лесу и многие неприятности обойдут вас стороной.

Охотничий костюм «Леший»

Лесная нечисть или боитесь ли вы лешего?


Никто не будет спорить, что именно на охоте существует достаточно высокая вероятность нарваться на разные неприятности: заблудиться, поймать «случайный» выстрел, нарваться не вовремя на опасного зверя. Однако, кроме этих, вполне материалистических неприятностей, охотника подстерегают и потусторонние силы. По крайней мере, многие в это верят.

Среди лесной нечисти для охотников самый опасный леший – хозяин лесов и зверей. Облик это существа может быть самый разный – в лесу он ростом с деревья, в траве – такой маленький, что его не видно. Любит прятаться в старых пнях, дуплах.
При встрече с человеком всегда принимает облик невысокого сгорбленного старика с бородой, обязательно с зелеными пронзительными глазами.
Одет чаще всего в зипун – такое пальто без пуговиц, причем запахнуто оно всегда на женский манер. В последние десятилетия появились свидетельства, что леший одет в камуфляжный ватник на несколько размеров больше нужного и тоже подпоясанный тканевым поясом.
Есть еще один признак, которым характеризуется лесовик – практически всегда рядом с ним пара собак. На вид обыкновенные дворняги, не лают, держатся поотдаль. Но охотничьи собаки их очень пугаются и стараются прижиться к ногам хозяина.
По давним преданиям лешие очень плохо уживаются друг с другом, и в одном лесу хозяйничает один леший. Причем это право он отвоевывает в жесточайшей борьбе – тогда в лесу случаются страшные бури, буреломы, летают валуны. Потом на семь лет победитель становится полноправным хозяином леса, а после этого опять к нему сунутся претенденты.

Встретить лешего зимой невозможно – в первых числах ноября он скрывается «в преисподнюю», где, скорее всего, впадает в спячку и вылезает на белый свет весной, вместе с медведями.
Как твердят народные сказы, все до единого лесные звери и птицы – полная собственность лешего. Они его боятся и ему покорны, как домашний скот. Существует такой пересказ, зафиксированный документально управителем Ветлужского уезда (теперь Новгородская область). В одно время без видимых на это причин все белка из вятских лесов начала мигрировать (такое больше не наблюдалось никогда ни до того, ни после) в одном направление – многотысячные стаи пробирались через леса, шли деревнями, плыли через реки. Когда обратились за пояснениями этого странного поведения к ведунам, оказалось, что вятский лесовик проиграл всех своих белок в карты своему вологодскому коллеге и по карточному долгу отправил их к нему. И действительно, все белки были обнаружены в вологодских лесах. Но, как оказалось, такое явление не уникально – периодически люди становились свидетелями, как леший гнал куда-то своих медведей или волков, а то заставлял жуков-рогачей собраться в огромную шевелящуюся гору.

Для человека встреча с лешим может быть очень неприятной. Леший любит шутить – встречается человеку, идет с ним, ведет беседы, а сам заводит в чащу или болото. Потом сам исчезает, а в лесу долго слышен его хохот и свист. Или еще любимая шутка лешего: в каждом лесу есть ориентир – сухое или поваленное дерево, огромный валун, ручей, по которому люди ориентируются, чтобы не заблудиться. Так вот леший может взять и переставить его на время совершенно в другое место, и, когда кто заблудится, водить его чащобами и пугать страшными воплями.

Есть такой способ вырваться из этой мороки – раздеться полностью догола, вывернуть все наизнанку и одеть так одежду.

Тогда леший теряет власть над человеком. Но при этом нельзя упустить из рук ни один предмет одежды, а то леший его тут же утащит – все надо крепко держать, хоть в руках, хоть подмышками, да хоть зубами.

Очень плохо рассердить лешего – тогда охоту он испортит начисто. Помимо обычных фокусов с запутыванием, леший может даже натравить злого зверя на неудачливого охотника или сделать ему любую порчу. Поэтому с лешим конфликтовать не надо, его зверей обижать тоже.

Знающими людьми рекомендуется перед началом охоты оставить в лесу на большом пне подношение лесовику – краюху хлеба, блины, табак, стопочку водки.

Любую еду надо щедро солить или еще лучше — оставлять соль в коробочке. Если охота большая, то, по законам леса, первую добычу оставляли лешему. А еще существует специальный охотничий заговор, оберегающий человека от проделок лешего.

При случайной встрече с лешим надо знать, как вести себя правильно. Лешему тоже бывает скучно, и он просто ищет встречи, чтобы немного поболтать, и бывает, что в лесу охотнику или грибнику встречается странноватый старик с зелеными глазами и парой собак. Он напрашивается в попутчики и по дороге начинает травить разные байки, чаще всего страшные. Нельзя прерывать старика, историю надо выслушать, но в глаза стараться не смотреть. Очень располагает лешего небольшой презент – чай, сахар, поделиться своей едой. Если попросит что-либо (обычно это еда, водка или курево) – дать обязательно. Так леший останется довольным и сам скоро уйдет, и больше тревожить не будет.

Ходят также легенды и благодарности леших. Один охотник нашел в лесу раненого, связанного своим собратом, лешего. Он его освободил, накормил, обработал раны. В благодарность леший всю жизнь и помогал этому человеку на охоте, и переносил его домой после трудного перехода, и спас его от смерти во время службы армии.
Есть люди, которые специально вызывают лешего на договор – про успех на охоте или найти заблудившийся скот. Сделать это достаточно просто: нарубить молодых березок или осинок, разложить их кругом так, чтобы верхушки были направлены в середину круга. Затем надо снять с себя крест (это обязательно), положить на землю за кругом, войти в центр и громко крикнуть: «Дедушка!». Леший тут же появится, но только если человек никогда не обижал его подданных или не отзывался неуважительно о нем самом.

Просить можно только одну просьбу и пообещать за это плату: ту же соль, табак, водку или еду – он сам скажет что.

Сегодняшние лешие более цивилизованные – детей не крадут, в чащобы заводят редко. Даже читать умеют – есть свидетельство охотника, который видел, как леший сидел на пне и читал газету. При этом шел дождь, но газета была полностью сухой. Верить в эти сказки или нет – дело ваше. Но, в любом случае, проявляйте уважение к лесу и многие неприятности обойдут вас стороной.

Источник.

Самая опасная нечисть из славянской мифологии.

Описание: крупный лесной кот. Единственное физическое отличие, выдающее магическую природу зверя, скрыто в подушечках пальцев: когти у него из железа.

Образ жизни: Баюн встречается в лесу, обычно — «на дубе том» или на железном столбе. Как правило, ходит по цепи и заговаривает зубы всем встречным-поперечным.

Способности: Добычу учёный кот усыпляет мурчаньем. Против человека может попытаться применить магию, но только для самообороны. Баюн разумен, хотя умеет ли он говорить или просто сыплет выдернутыми из сказок цитатами наобум — ещё никто толком не разобрался.

Происхождение: Происхождение Баюна загадочно. Самое странное его качество — любовь к железу. Прочая нечисть боится этого металла, как огня, а у кота мало что железные лапы, так ещё и необъяснимая любовь к железным столбам.

Опасен? Для человека этот усатый фольклорист почти не опасен. Хотя заболтать может только так. А манул даёт примерное представление о возможностях Баюна в ближнем бою.

Прозвища: лесовик, хозяин.

Описание: Обычно леший описывается как старик в крестьянской одежде наизнанку. Реже «хозяин леса» — волосатое человекоподобное существо. Две «версии» лешего совершенно самостоятельны, и, вероятно, возникли независимо. Сходство лешего с гнилым пнём остаётся на совести современных художников.

Образ жизни: Дом лесного старичка — затерянная в глухом бору избушка. Кормится хозяин леса вымогательством и мелким воровством по деревням. Общества старательно избегает, но молоденьких девушек в своём домике привечает охотно. Лесовики класса «существо волосатое, блохастое» живут, бывает, стаями, а изб не строят вообще.

Читайте также:  Мебель из клена, цветовая гамма и как правильно вписать в интерьер

Способности: Леший-колдун умеет становиться невидимым, контролировать животных, скрывать следы своих лаптей и лишать жертву способности ориентироваться в лесу, заставляя её блуждать в трёх соснах. Мохнатый леший способен лишь испускать леденящие кровь вопли.

Происхождение: В первом случае — озверевший в лесу колдун, во втором — без пяти минут йети.

Опасен? Убить не убьёт, но поблуждать заставит.

Прозвища: водяницы, лесавки, мавки, лоскотухи, лобасты, бродницы, фараонки.

Описание: Русалки — девушки. Причём настолько красивые, что в средние века, говорят, дурнушки специально топились, чтобы воплотиться в речных фей.

Образ жизни: Русалки почти всегда живут группами. Больше ничего о них не известно.

Способности: Русалка, застигнутая врасплох, скрывается в воде (либо на дереве) с такой прытью, что конный не словит. Зато, когда водяниц много (а чаще всего так и есть), словить от них запросто может и конный. Жертву утаскивают в воду. Там над ней проводят многочисленные надругательства. Потом её топят. Если жертва вырывается, то надругательства потом снятся ей ночами (причём не в кошмарах).

Происхождение: Безусловно, русские русалки — духи леса и вод, аналог греческих наяд и дриад. Позже, уже в христианскую эпоху, были предприняты попытки «переклассифицировать» водяниц в нежить, и они стали духами утопленниц. Но для настоящих немёртвых русалки оказались недостаточно злыми.

Опасна? Бесстыжие девки представляют собой постоянную, но не смертельную угрозу для опытного искателя приключений.

Прозвища: анчутка, анцыбал.

Описание: Чёрт выглядит примерно как… чёрт. Кожа тёмная, волосатость повышенная, ноги — козлиные. Свиной пятачок добавляется по вкусу, но, в общем, не характерен.

Образ жизни: Вотчиной чертей считается пекло, но исконный русский анцыбал предпочитает водную стихию. Кланами числом до нескольких десятков рогов черти селятся в болотах, омутах, прудах и прочих водоёмах, не занятых русалками.

Способности: Криками и ложными огнями анцыбал может заманивать путников в топь. Но черти, как правило, слишком простодушны для такой тактики, да она им и без надобности. В отличие от русалок, вынужденных наваливаться кучей, чёрт в одиночку куда сильнее человека.

Происхождение: Черти возникли в результате смешения отечественных языческих болотных духов и также греческих легенд о сатирах. Позже в этот ядрёный коктейль влился ещё и христианский Сатана. Получив статус падшего ангела, чёрт иногда стал наделяться силой буквально космической (мог украсть Луну!).

Опасен? Черти физически сильны, но «в ботву пошли». Любой балда может им головы заморочить.

Прозвища: оплетай, упырь, умрун.

Описание: Упырь выглядит как полуразложившийся мертвец. Образ дополняют длинные когти на пальцах.

Образ жизни: Вурдалаками после смерти становятся злые колдуны. Душа некроманта не может (или не хочет) покинуть тело. Просто так лежать в гробу ему скучно, и труп начинает периодически выходить на променад. За кровушкой.

Способности: Как и всякий низший вампир, активен только ночью. Охотится, как правило, не удаляясь от кладбища. Хитрости и осторожности почти не проявляет. Почуяв жертву, бросается на неё, чтобы загрызть и выпить кровь.

Хотя упырь и является мёртвым некромантом, никакой магией он уже не владеет. Как исключение, некоторые вурдалаки сохраняли способность превращаться в чёрных псов или свиней.

Происхождение: Представления о восставших мертвецах на Руси не содержат оригинальных элементов и практически идентичны поверьям Восточной Европы. Оттуда, вероятно, и заимствованы в христианскую эпоху.

Опасен? Имеет все свойственные нежити слабости. С помощью простейших общедоступных магических приёмов крестьяне обороняются от упырей. И вполне успешно.

Описание: Великан из русских сказаний. Рост нигде точно не указывается. Иногда волот «с гору», а иногда — просто выше обычного богатыря. Велики разночтения и в описании внешности: от человеческой до грубо вытесанной из камня. Бывают как добрыми, так и злыми. Или очень злыми.

Образ жизни: Волоты живут в горах и никогда не спускаются на равнину. Земля не носит этих гигантов: сойдя с камня, они тут же проваливаются в неё — кто по пояс, кто по шею, а кто и навовсе.

Происхождение: Вера в гигантов, якобы многочисленных в прошлом, в патриархальных обществах была распространена повсеместно. Подпитывали её как общие соображения (безграничное почтение к предкам предполагало, что каждое следующее поколение хуже и слабее предыдущего), так и находки огромных костей доисторических животных. Образ каменного волота в русском фольклоре явно испытал влияние скандинавских сказаний о троллях.

Опасен? Мало этих великанов, а гор — и того меньше. Всё-таки мы не в Гималаях, а в России…

Описание: Таинственный зверь. Обычно изображается как смесь единорога с мамонтом.

Образ жизни: Индрик живёт под землёй, на поверхности появляется только ночью. Любит яблоки.

Способности: Разговаривает с людьми, властвует над животными, мгновенно переносится в пространстве и исполняет желания. То есть владеет магией высшего порядка.

Происхождение: В основе легенд об Индрике могут лежать найденные в мерзлоте останки мамонтов. Но Индрик — не мамонт, хотя и без таёжных слонов в его роду тоже не обошлось. Скорее, это шерстистый носорог, вымерший, как есть основания полагать, не раньше X века. Позже образ заимствует черты европейского единорога, постепенно сливаясь с ним.

Опасен? Чрезвычайно мощный противник: помимо естественного вооружения, обладает полубожественной колдовской силой. Хотя вроде и заклинаний боевых у него нет. Но проверять, легко ли завалить Индрика-зверя, что-то нет желающих!

Описание: Общепринятая реконструкция Яги как старушки — божьего одуванчика далека от истины. Легенды, описывая Ягу, все, как одна, сходятся во мнении, что она едва помещалась в собственную избу.

Образ жизни: Ягу можно найти в лесу, в избушке на курьих ножках. Сделать это нетрудно, потому что на самом деле избушка со всеми её двумя ножками ходить всё равно не умеет. Сказки всё это.

Способности: Любимое оружие старушки — большая лопата, которой она подхватывает воина в полном облачении (иногда даже с конём) и засовывает в печь.

Кроме этого, Яга располагает рядом артефактов небоевого назначения (в зависимости от времени года и везения героев — от гуслей-самогудов до клубка с gps-навигатором) и, как хозяйка леса, обладает властью над животными. В описаниях Яги и лешего-колдуна много общего. Оба — хозяева леса и различаются только по половому признаку.

Происхождение: Лесная волшебница — нежить наполовину (потому что у нее только одна костяная нога), а её дом — портал между мирами живых и мёртвых. Требование «поворотиться к лесу задом, а ко мне передом» открывает вход со стороны живых. «Живая», а значит, «добрая» половина Яги иногда даже помогает людям. Правда, после этого обычно просыпается вторая половина бабушки: та, которая любит «покататься, поваляться, живого мяса поевши».

Опасна? Да, только арсенал маловат. Много ли с одной метлой навоюешь?

Описание: Достаточно велик, чтобы нести в когтях человека. Хвост, тело и все головы (числом от одной до дюжины) у змея, как легко догадаться, змеиные.

Любопытно, что, хотя Горыныч и летает, о наличии у него крыльев прямо не сказано. Возможно, русские драконы использовали тот же механизм полёта, что и китайские.

Образ жизни: Логово Змея, как правило, в горах — потому он и Горыныч. Но по воздуху эта рептилия способна покрывать огромные расстояния и потому может быть встречена везде. Подобно большинству других драконов, русский Змей питает труднообъяснимый интерес к знатным девицам.

Способности: Змеиное пламя не превращает человека в пепел, а лишь обжигает. Измотав жертву, дракон вынужден либо приземлиться, чтобы пустить в ход зубы, либо схватить её когтями, поднять воздух и сбросить на камни.

Происхождение: Мифы о драконах есть почти у всех народов. Возможно, среди предков русского Горыныча затесалась Лернейская гидра. Отсюда и многоглавость.

Опасен? Несмотря на то, что русский дракон по технико-тактическим характеристикам многократно превосходит иностранные аналоги, убить его всё-таки можно.

1. Кощей Бессмертный.

Прозвища: царь Кащей. Можно просто — Чернобог.

Описание: Обычно Кощей выглядит в полном соответствии со своим именем: это «костяк», скелет. Но не всегда.

Образ жизни: Женат! Кощей — женат! Это всё и объясняет. И злость, кипящую сверх меры, и плохие манеры, и любовь к зверствам… Прочее типично. Живёт во дворце, в Тридесятом царстве, самозваным царём коего и является. Чахнет над златом. Ворует девиц. И это при живой жене, заметьте! Настоящий злодей.

Способности: Кощей — великий, эпический колдун, способный опустошать целые страны. В рукопашной, как и все боевые маги, почти непобедим. Превратить врага в лягушку для него тоже не вопрос.

Происхождение: Принято считать, что Кощей — это павший после христианизации Руси Чернобог, властитель ночи, зла и безумия. Стоит Кощея и его супруга Мара — богиня болезней и смерти. Ей мы, не называя по имени, оказываем почтение до сих пор. Пресловутая чёрная фигура с косой или серпом, олицетворяющая смерть, — Мара собственной персоной.

Опасен? Напрочь бессмертный, бесстрашный и неуязвимый. Со всякими Василисами изменяет жене — самой Смерти! — прямо у неё на глазах. Главный злодей всего русского пантеона. Без сомнений, без допусков, без вариантов…

Славянская мифология

Мифология:

Славянская мифология / Нечисть

Леший

Леший — хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Частый персонаж русских сказок. Другие названия: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок и даже лес. Место жительства духа — глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь.

Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

Происхождение

Был на земле только Бог и дьявол. Бог сотворил человека, и дьявол попробовал сотворить, но сотворил не человека, а чёрта, и как он ни старался, ни трудился, все же не мог сотворить человека, все у него выходили черти. Бог увидел, что дьявол уже сотворил нескольких чертей, рассердился на него и велел Архангелу Гавриилу свергнуть сатану и всю нечистую силу с неба. Гавриил свергнул. Кто упал в лес — стал леший, кто в воду — водяной, кто на дом — домовой. Вот почему их зовут по-разному. А они все бесы одинаковы.

— Дилакторский П. Из преданий и легенд Кадниковского уезда Вологодской губернии // Этнографическое обозрение. М., 1899. № 3

В одном из сказаний манси (малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры) говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их «мэнквами» (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: «В воду человек упадет — тонет, жарко станет — из него вода выступает».

Рождаются лешие также от брака чёрта с земной ведьмой, иногда от людей, совершивших тяжкое преступление или погибших без креста на шее и т. п. В некоторых регионах леший считается дедом чёрту и прозывется «чёртов дед».

Нередко в представлениях народа леший носит уже двойственный характер: он является то сильным, страшным духом, то простым народным чёртом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть.

Внешний вид

Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним показаниям, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем. Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан. В лесу леший показывается гигантом, голова которого достаёт верхушки деревьев, а на полянах он едва выше травы. «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро, едва соследимо и всегда без шапки», часто с огромной дубиной в руках. Описывается как остроголовый, с клиновидной головой и мохнатым, с волосами зачесаными налево. Этому лесному духу приписывают способности к оборотничеству, поэтому он может показаться и в виде дикого зверя. Живуч, но может быть убит из ружья. По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую. Согласно некоторым северным сказам с виду леший похож на человека, только кровь у него темная, а не светлая, как у людей, потому его и зовут ещё «синеобразным».

Читайте также:  Охота в Новосибирске — карта охотугодий

Образ жизни

Некоторые лешие живут одиноко, другие — семьями, причем строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Жилище лешего — бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния). Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более. Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору. На русском Севере отмечено выражение «леший ступал» о том, что плохо сделано.

Леший — властитель над лесными зверями. Всего более он любит медведя, и когда сам пьёт вино, до которого большой охотник, то потчует непременно и медведя. Последний караулит лешего, когда тот опьянённый ляжет спать, и оберегает его от нападения водяных. По данным К. Д. Логиновского, собранных в Забайкалье, «за услуги леший от людей требует платы в виде угощения водкой».

Леший, по желанию, перегоняет белок, песцов, зайцев, полевых мышей из одного леса в другой. По поверью украинцев, полисун, или лесовик, гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга. Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина» Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лошадь чует лешего раньше, чем всадник или возница и может внезапно остановиться или в страхе броситься в сторону. Леший враждует с собаками, прирученными человеком, хотя иногда имеет собственных собачек, маленьких и пёстрых.

Лешим также очень нравится петь, порой долго и во всё горло (подобно буре), аккомпанируя себе хлопанием в ладоши.

По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, и поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший также любит прятаться в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и «дурачиться» для них — самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях ему дали название «зыбочник» (от зыбка, люлька). Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.

Народные поверья

В народном месяцеслове «Купальская ночь» на 7 июля считалась временем, когда активизируется и проказит всякая нежить, в том числе и леший. А в ночь под «Агафона Огуменника» (4 сентября), по-поверью, лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и сёлам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства. Для охраны гумен поселяне выходили к загородям, вооружёнными кочергой с тулупами, вывороченными наизнанку. Также особым «срочным днём» лешего считалось 27 сентября (Воздвижение), день, когда лешаки сгоняли в особые места лесное зверьё и попадаться им на пути было опасно. «На Ерофея» же, – как считали крестьяне, — «лешие с лесом расстаются». В этот день (17 октября) дух проваливается под землю (вырывая её на семь пядей), где зимует до весны, но перед зимовкой лешие беснуются, «дурят в лесах»: бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, разгоняют зверей по норам и свирепствуют. Суеверные русские мужики и бабы в этот день в лес не ходили: «Леший — не свой брат: переломает все косточки не хуже медведя». Впрочем, не все лешие исчезают на зиму; в некоторых местностях им приписываются зимние вьюги.

Нрав и повадки

Отношение лешего к людям — большей частью враждебное. Он старается заплутать путника в лесу, переставляя с умыслом с одного места на другое дорожные знаки или сам перекидываясь деревом, которое служит приметой; иногда он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, незаметно отводит путника от дороги; иногда он плачет как ребенок или стонет, как умирающий, в чаще леса, чтоб заманить туда сострадательного мужика и защекотать его насмерть, сопровождая действие громким смехом. От шуток лешего люди нередко сходят с ума. По поверью, записанном в Олонецкой губернии, каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. В Архангельской губернии думали, что леший, если пастухи успеют задобрить его, пасет деревенское стадо. Охотники также приносили лешему подношение в виде краюшки хлеба или блина, которое клали на какой-нибудь пень. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречались обращения и к лешему. На знакомство с лешим отваживаются одни колдуны. В Новгородской губернии знающие секрет пастухи, нанимают лешего на службу пасти стадо и охранять его от зверей. Выдает свое присутствие «уканьем». При приближении человека они хохочут, бьют в ладоши, а если увидят женщину, то норовят затащить ее к себе. Часто ворует себе в жёны девушек. Отличительной особенностью такого рода сожительства было то, что, как правило, детей от леших рожали редко. В некоторых местностях Тульской губернии рассказывали, как девушки сами убегали в лес, а через несколько лет возвращались с кучей денег. Случается, что леший подходит к кострам дроворубов погреться, хотя в этих случаях имеет обыкновение прятать своё лицо от огня.

Под властью этого духа находятся все звери в лесу. Любые массовые передвижения животных трактуются как направляемые лешим. Поэтому охотники всячески пытаются задобрить духа, чтобы тот не вредил им на охоте. В Читинской области в XIX веке со слов стариков фольклористами был записан совет о нежелательности ночлега на лесных тропах, поскольку невдалеке кто-то закричит, засвистит и зазвенят колокольчики. Если же разведён костёр, то леший может прибежать и всё разбросать. При этом лучше бежать от этого места со всех ног.

Любимая присказка лешего: «Шёл, нашёл, потерял». Сбивать людей с толку, запутывать их — обычная проделка духа. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться — левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевурнуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса. Кроме того этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые… любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать». Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи, и по бабьи, и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребенком». Зато по народной примете в лесу свистит только леший, а человеку свистеть опасно, так как леший обидится. Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества». Есть мнение, что русская «свистопляска», против которой в древности выступала православная церковь, берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческие времена.

Лешему приписывается также похищение детей:

Но всюду висел на пути, и злы проказы лешего!

Угонит зверя — не найти, в капканы крыс навешает.

А сколько он детей унёс к себе за волок Кайский!

Не от дождей, от горьких слёз промок весь край прикамский.

Лешие заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Иногда лешие уводят детей с собой, причем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11-ти лет, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном.

ЛЕШИЙ – славянская мифология (нечистая сила)

Леший (висел, лесовик, лесовой, лешак, лесник, лесун) — один из интереснейших представителей славянской мифологии. Живут эти существа в дремучем лесу.

Собственно, даже само его название «Леший» происходит от слова «лес» с чуть измененным на старорусский лад произношением.

Иногда лешие живут и на пустырях, но обязательно рядом должна находиться лесная глушь.

В славянской мифологии именно лешему отведена роль духа и хранителя леса. Леший считается хозяином всех деревьев и всего живого в лесу, охраняет его мир и покой от проникновения в него человека. Поэтому и охотники, и лесорубы опасаются встречаться с этим представителем нечистой силы, которая подчиняется только самому богу Яриле и его отцу Велесу.

Выглядеть этот персонаж может по-разному: он является и в образе дряхлого старца, и медведя или очень просто может превратиться в дерево.

Но больше всего леший любит появляться перед людьми в образе косматого страшного старика с бородой, рогами и козлиными ногами.

Одежда, если она присутствует на лешем, будет обязательно одета наизнанку. Существует также поверье, что он обладает свойствами оборотня, поэтому иногда может предстать в образе дикого вепря или волка.

Хотя леший и считался всегда лесным обитателем, но выходить из леса и досаждать людям в их жилищах никогда не брезговал.

Приходя в расположенные вблизи леса деревни, лешие воровали скарб, еду. Подглядывая в окна избы, леший примечал, кто из хозяев не прочитал предобеденную молитву, забыл благословить хлеб насущный либо не произнес молитву перед дойкой коровы или началом сева. Все, не освященное крестным знамением и святой молитвой, леший прибирал к рукам и тащил к себе в лес, где вел самое обычное хозяйство. В жены леший брал деревенскую девушку, заблудившуюся в лесу. Поэтому девушки никогда не ходили в лес в одиночку.

Согласно славянской мифологии, леший живет в лесу только в теплое время года. 17 октября (на Ерофея) леший «с лесом расстается». В этот день он гоняет зверей по лесу, ломает деревья. Успокоившись, леший проваливается под землю, чтобы весной появиться в лесу вновь. Именно поэтому на Ерофея никто не рисковал пойти в лес, боясь встретиться с беснующимся лешим.

Встреча с лешим всегда считалась нежелательной. Эта нечистая сила очень любит морочить человеку голову, сбивать путников с дороги, водя их кругами. Леший может неожиданно появиться перед путником, а может оставаться невидимым, издавая при этом страшные, истошные крики и уханье, цель которых — сбить с толку, одурачить и наблюдать за перепуганным до смерти человеком, пытающимся отыскать правильную дорогу. Если лешему это удается, он истошно смеется и оглушительно хлопает в ладоши, чем наводит на путника еще больший ужас.

В принципе желания навредить человеку, а тем более убить его у леших нет. Своими действиями они лишь пытаются дать понять, кто хозяин в лесу, и заставить путника уважать лесные законы. Однако он умеет платить добром за добро. Так, леший будет очень доволен, если оставить ему на пеньке такую еду, которую невозможно найти в лесу что-нибудь вкусное, например, печенье, пряник и т. д.

Леший любит ветер, именно поэтому люди остерегались свистеть в лесу, чтобы не привлечь нечистую силу.

При встрече с лешим народное поверье рекомендует ни в коем случае не смотреть ему в глаза и не пугаться, ведь он может обойти вокруг неосторожного человека, и тот будет долго метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту.

Однако никакого реального вреда это не нанесет, просто таким образом леший развлекается.

Как правило, это существо при встрече просит у человека что-либо съестное. С ним обязательно надо поделиться, чтобы не обидеть хозяина леса.

Сохранился рассказ одного из очевидцев о встрече с лешим в лесу в Вятской губернии: «Леший попросил у нас чаю, а сахара у нас не было. Тогда леший дал нам всем по несколько кусочков сахара, а себе взял только один кусочек».

Ссылка на основную публикацию