Правила оборота оружия и патронов

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 “О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814
“О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

5 июня 2000 г., 11 марта 2002 г., 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 4 апреля, 5, 30 декабря 2005 г., 26 июля 2006 г., 30 января, 19 мая 2007 г., 10 марта 2009 г., 4 марта 2010 г., 18 мая, 7 июля, 23 декабря 2011 г., 16 апреля, 4 сентября 2012 г., 28 февраля 2013 г., 8 ноября 2014 г., 19 февраля, 6 мая 2015 г., 17 мая 2017 г., 12 мая, 19 декабря 2018 г., 9 февраля, 29 марта 2019 г.

Во исполнение Федерального закона “Об оружии” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст.5681) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации;

Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 24 мая 2018 г. – Постановление Правительства России от 12 мая 2018 г. N 573

3. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации обеспечивать представление в органы внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел) по месту дислокации подчиненных органов и подразделений сведений об утратах или хищениях огнестрельного оружия, обнаружении неучтенного оружия, а также направление для проверки по данным федеральной пулегильзотеки отстрелянных из указанного оружия пуль и гильз с последующим информированием об этом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов.

Порядок, сроки и формы представления этих сведений в органы внутренних дел и в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации в 6-месячный срок утвердить положение о лицензировании производства гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

5. Министерству культуры Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Государственной налоговой службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями в 3-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по регулированию оборота оружия, имеющего культурную ценность.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 24 мая 2018 г. – Постановление Правительства России от 12 мая 2018 г. N 573

6. Установить, что формы лицензий и разрешений, предусмотренных Федеральным законом “Об оружии”, за исключением лицензий, выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

7. Министерству здравоохранения Российской Федерации разработать и утвердить до 1 октября 1998 г. нормы допустимого воздействия на человека поражающих факторов оружия самообороны – огнестрельного гладкоствольного длинноствольного с патронами травматического действия, огнестрельного бесствольного отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства.

8. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

абзац второй утратил силу с 24 мая 2018 г. – Постановление Правительства России от 12 мая 2018 г. N 573

Информация об изменениях:

утвердить по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2-месячный срок криминалистические требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему;

обобщить с участием заинтересованных организаций практику применения федерального законодательства об оружии и представить в I квартале 1999 г. соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации;

разработать и ввести в действие до 2005 года автоматизированную систему учета оружия, имеющегося у юридических лиц и граждан и зарегистрированного в органах внутренних дел.

9. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации на основе норм допустимого воздействия на человека поражающих факторов оружия самообороны, а также криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему ввести в действие до 1 января 1999 г. государственные стандарты на указанные нормы и требования.

9.1. Утратил силу с 24 мая 2018 г. – Постановление Правительства России от 12 мая 2018 г. N 573

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановление дополнено пунктом 9.2 с 20 февраля 2019 г. – Постановление Правительства России от 9 февраля 2019 г. N 101

9.2. Порядок оформления в аэропортах спортивного оружия и патронов к нему, принадлежащих аккредитованным лицам, доставки спортивного оружия и патронов к нему до многофункционального комплекса “Академия биатлона” при проведении XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

10. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. N 1256 “О мерах по реализации Закона Российской Федерации “Об оружии” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 49, ст. 4772);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 116 “О внесении изменений и дополнений в Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. N 1256 “О мерах по реализации Закона Российской Федерации “Об оружии” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 7, ст. 683);

пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 237-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1118).

11. Федеральным органам исполнительной власти в 2-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом “Об оружии” и настоящим постановлением.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 г. N 1178 г. Москва”О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации”

Комментарии Российской Газеты

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 “О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст. 3878; 2000, N 24, ст. 2587; 2002; N 11, ст. 1053; 2004, N8, ст. 663; N47, ст. 4666; 2005, N 15, ст. 1343; N 50, ст. 5304; 2006, N 3, ст. 297; N 32, ст. 3569; 2007, N 6, ст. 765; N 22, ст. 2637; 2009, N 12, ст. 1429; 2010, N 11, ст. 1218; 2011, N 22, ст. 3173; N 29, ст. 4470; 2012, N 1, ст. 154; N 17, ст. 1985).

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Изменения, которые вносятся в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации

1. Абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

“1. Настоящие Правила в соответствии с Федеральным законом “Об оружии” регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия (далее именуется – оружие) и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.”.

2. Абзац первый пункта 6 изложить в следующей редакции:

“6. Торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (далее именуются – поставщики (продавцы).”.

3. В подпункте “в” пункта 7 слова “на хранение или хранение и ношение соответствующего оружия” заменить словами “на хранение, хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия на стрелковом объекте”.

4. Подпункт “ж” пункта 10 изложить в следующей редакции:

“ж) образовательные организации;”.

а) подпункт “д” изложить в следующей редакции:

“д) экспертам по культурным ценностям, уполномоченным Министерством культуры Российской Федерации, – для проведения государственной экспертизы (историко-культурной или искусствоведческой экспертизы) ввозимого в Российскую Федерацию и (или) вывозимого из Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия, коллекционируемого оружия, имеющего культурную ценность, а также изъятого и конфискованного оружия и патронов, в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации;”;

б) дополнить подпунктами “ж 3 ” и “ж 4 ” следующего содержания:

“ж 3 ) в спортивные организации и образовательные организации в системе одного вида спорта, связанного с использованием огнестрельного оружия, а также спортсменам – членам спортивных сборных команд Российской Федерации для временного использования – общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации по видам спорта, связанным с использованием огнестрельного оружия;

ж 4 ) гражданам Российской Федерации – спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб, в том числе для занятий видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия;”.

6. Пункт 16 изложить в следующей редакции:

“16. Иностранные граждане по завершении досмотра таможенными органами Российской Федерации вправе передать оружие и патроны, временно ввезенные ими в Российскую Федерацию в целях охоты, участия в спортивном мероприятии, выставке или историко-культурном мероприятии с возможностью экспонирования, юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, оформившим приглашения для участия в соответствующих мероприятиях и (или) заключившим договоры об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, для обеспечения сохранности и транспортировки к месту проведения соответствующих мероприятий оружия и патронов.”.

7. В абзаце первом пункта 21 слово “учреждениям” заменить словом “организациям”, слова “организаций, предприятий и учреждений” заменить словами “организаций и предприятий”.

8. Пункт 22 изложить в следующей редакции:

“22. Приобретение юридическими и физическими лицами дополнительных сменных и вкладных нарезных стволов к охотничьему огнестрельному оружию осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, предусмотренном для приобретения оружия, с последующей регистрацией указанных стволов. При регистрации в органах внутренних дел. дополнительных сменных и вкладных нарезных стволов к охотничьему огнестрельному оружию данные о таких стволах вносятся в разрешения на хранение, хранение и ношение, хранение и использование оружия, к которому указанные стволы приобретены, также допускается переоформление соответствующих разрешений.”.

9. В пункте 30 слова “по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации” исключить.

10. В подпункте “в” пункта 33 слова “на территорию Российской Федерации” заменить словами “в Российскую Федерацию”.

а) слова “на возмездной основе” исключить;

б) слова “по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации” исключить.

12. В подпункте “б” пункта 45 слова “на территорию Российской Федерации” заменить словами “в Российскую Федерацию”.

13. Подпункт “а” пункта 48 дополнить словами “, за исключением оружия, не подлежащего регистрации в органах внутренних дел”.

14. В абзаце втором пункта 56 слова “таможенный режим” заменить словами “таможенную процедуру”.

15. Абзац первый пункта 59 изложить в следующей редакции:

“59. Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.”.

а) в абзаце первом цифру “5” заменить цифрами “10”;

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

“Временное хранение оружия и патронов, ввезенных иностранными гражданами в Российскую Федерацию в целях охоты, участия в спортивном мероприятии, выставке или в историко-культурном мероприятии с возможностью экспонирования, должно осуществляться указанными гражданами в условиях, обеспечивающих сохранность оружия и патронов.”.

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

“62. Ношение и использование оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение, хранение и использование конкретных видов, типов и моделей оружия:”;

б) подпункт “г” дополнить словами “, а также в целях самообороны”;

в) в последнем абзаце слово “могут” дополнить словами “носить и”.

18. Дополнить пунктом 62 1 следующего содержания:

“62 1 . Граждане Российской Федерации, имеющие разрешения на хранение принадлежащего им на законных основаниях оружия, могут использовать его в учебных и тренировочных целях на стрелковых объектах.”.

19. В абзаце первом пункта 63 после слов “на предохранитель” дополнить словами “(при наличии)”.

20. В пункте 64 после слова “Ношение” дополнить словами “и использование”, после слов “а также” дополнить словом “ношение”.

21. В пункте 68 после слов “право на” дополнить словом “хранение,”.

22. Пункт 69 изложить в следующей редакции:

“69. Юридические лица имеют право транспортировать принадлежащие им оружие и патроны на основании разрешений органов внутренних дел, выдаваемых в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Для транспортирования оружия и патронов юридические лица обязаны:

а) согласовать с органами внутренних дел по месту учета оружия и патронов маршрут движения и вид транспорта;

б) обеспечить сопровождение огнестрельного оружия в количестве более 20 единиц и (или) патронов к огнестрельному оружию в количестве более 20 тысяч штук в пути следования охраной в количестве не менее одного человека, вооруженного огнестрельным оружием. Без сопровождения охраной, вооруженной огнестрельным оружием, допускается транспортирование спортивного огнестрельного оружия и (или) патронов к нему спортсменами, тренерами и иными работниками спортивных организаций и образовательных организаций, занимающимися видами спорта либо физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой, которые связаны с использованием спортивного огнестрельного оружия, и назначенными ответственными за транспортирование оружия и (или) патронов;

в) транспортировать оружие в заводской упаковке либо в специальной таре, которая должна быть опечатана или опломбирована.

Спортивные и образовательные организации, осуществляющие свою деятельность в соответствующих видах (виде) спорта, связанных с использованием оружия и (или) патронов к нему, осуществляют транспортирование оружия и (или) патронов к нему на основании копии разрешения на хранение и использование оружия, заверенной в установленном порядке (в случае необходимости с приложением списка номерного учета оружия), а также копии Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и приказа руководителя юридического лица об организации транспортировки оружия и патронов.

Читайте также:  Эхолот для зимней рыбалки: принцип работы и критерии выбора

При транспортировании патронов оборудовать транспортные средства в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями к перевозке опасных грузов.

Оружие при транспортировании должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов.

При транспортировании партий оружия и патронов транспортные средства должны быть технически исправны, исключена возможность визуального обзора груза и свободного доступа к нему посторонних лиц.”.

а) в подпункте “б” слова “и физическими” исключить;

б) подпункты “в” и “г” признать утратившими силу.

24. В абзаце первом пункта 76 слова “таможенный режим” заменить словами “таможенную процедуру”.

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

“77. Граждане Российской Федерации осуществляют транспортирование оружия по территории Российской Федерации в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1000 штук на основании разрешений органов внутренних дел на хранение, хранение и ношение, хранение и использование, на ввоз в Российскую Федерацию соответствующих видов, типов и моделей оружия либо лицензий на их приобретение, коллекционирование или экспонирование оружия.”;

б) абзац третий дополнить словами “, а также в специальной упаковке производителя оружия”.

26. Раздел XIII дополнить пунктом 77 1 следующего содержания:

“77 1 . Иностранные граждане по завершении досмотра таможенными органами Российской Федерации вправе самостоятельно передвигаться с временно ввезенным в Российскую Федерацию и принадлежащим им оружием и патронами к месту проведения охоты, участия в спортивном мероприятии, выставке или историко-культурном мероприятии на основании приглашений для участия в соответствующих мероприятиях и (или) договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (в случае участия в охоте), заключенного с юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, и копий разрешений органов внутренних дел на временный ввоз в Российскую Федерацию соответствующего оружия, заверенных указанными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Транспортировка иностранными гражданами ввезенного в Российскую Федерацию в целях охоты и участия в спортивных мероприятиях оружия до места проведения соответствующего мероприятия осуществляется в запирающихся кейсах.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, пригласившие иностранных граждан в Российскую Федерацию для участия в соответствующих мероприятиях и (или) заключившие договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (в случае участия в охоте), обязаны в течение суток уведомить органы внутренних дел по месту проведения охоты, спортивного мероприятия, выставки или историко-культурного мероприятия о прибытии в Российскую Федерацию иностранных граждан с оружием и патронами.”.

27. В пункте 81 слова “таможенный режим” заменить словами “таможенную процедуру”.

28. Наименование раздела XV изложить в следующей редакции:

“XV. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов”.

29. В абзаце первом пункта 84 слова “на территорию Российской Федерации” заменить словами “в Российскую Федерацию”.

30. Пункт 85 изложить в следующей редакции:

“85. Без проведения сертификации (обязательного подтверждения соответствия) в Российскую Федерацию могут ввозиться (вывозиться) оружие и патроны:

а) имеющие сертификаты соответствия или декларации о соответствии, за исключением оружия, ввозимого после ремонта;

б) перемещаемые по территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

в) временно ввозимые юридическими и физическими лицами в целях охоты, участия в спортивных мероприятиях, выставках и историко-культурных мероприятиях.”.

31. В пункте 85 1 :

а) в абзаце третьем слова “Перемещение наградного оружия через таможенную границу Российской Федерации” заменить словом “Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наградного оружия”;

б) в абзаце четвертом после слов “вправе вывозить” дополнить словами “принадлежащее им на законных основаниях гражданское и”.

32. В абзаце первом пункта 86 слова “на территорию Российской Федерации” заменить словами “в Российскую Федерацию”.

33. В пункте 87 слова “таможенным законодательством Российской Федерации, а после помещения их под таможенный режим” заменить словами “таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а после помещения их под таможенную процедуру”.

34. Пункт 89 изложить в следующей редакции:

“89. Ввозимые в Российскую Федерацию или вывозимые из Российской Федерации оружие и патроны подлежат обязательному таможенному досмотру при совершении в отношении оружия и патронов таможенных операций.”.

а) слова “производству таможенного оформления” заменить словами “совершению таможенных операций в отношении”;

б) слова “на территорию Российской Федерации” заменить словами “в Российскую Федерацию”.

36. Раздел XV дополнить пунктом 90 1 следующего содержания:

“90 1 . Временный ввоз в Российскую Федерацию и обратный вывоз из Российской Федерации оружия и патронов, к нему, принадлежащих иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в целях охоты, участия в спортивном мероприятии, выставке или историко-культурном мероприятии, осуществляется на основании приглашения для участия в соответствующих мероприятиях и (или) договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства и соответствующего разрешения, выданного органами внутренних дел приглашающей организации, с указанием в нем персональных данных об иностранном гражданине, а также марки (модели) и номера оружия, владельцем которого он является.”.

Новое в правилах оборота оружия

Несмотря на имеющуюся информацию в «РОГ» и в других охотничьих СМИ об изменившихся правилах оборота оружия, вопросы продолжают поступать к нам в редакцию и автору.

Основным документом, регулирующим оборот оружия в РФ, являются «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему» (постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814) (далее — Правила). Последний раз в них вносили изменения и дополнения в феврале 2013 г.

Были также внесены правки в Правила в соответствии с изменениями ФЗ «Об оружии», внесенными в него в июле 2013 г., марте, апреле и июле текущего года.

О возможности применять длинноствольное охотничье оружие в целях самообороны. Ажиотаж начался после прочтения не самих Правил, а скорых, написанных не правоохранителями или юристами сообщений.

Действительно, в пункт 62 Правил было внесено дополнение, где сказано о возможности гражданам, имеющим необходимую лицензию, носить оружие в целях самообороны. Договорились даже о том, что теперь длинноствольное охотничье оружие разрешили носить в целях самообороны повсюду на улицах города, в метро и других местах. Потребовались разъяснения МВД РФ, чтобы страсти поутихли.

Чтобы этого не случилось, авторам скороспелых комментариев надо было бы заглянуть в ФЗ об оружии.

Часть первая статьи 24 этого закона разрешает применение оружия, находящегося на законном основании у граждан, в том числе и охотничьего длинноствольного и холодного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Было бы глупо, имея дома охотничье ружье, при возможности не использовать его в этих целях. Но в статье 6 этого закона установлено, что гражданам запрещено ношение в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортировки указанного оружия.

О приобретении и регистрации юридическими и физическими лицами сменных и вкладных нарезных стволов к охотничьему огнестрельному оружию.

В разделе — приобретение оружия и патронов уточнен пункт 22, где установлено, что данные о таких стволах вносятся в разрешения на хранение, хранение и ношение, хранение и использование оружия, к которому указанные стволы приобретены. Допускается и переоформление соответствующих разрешений.

О хранении охотничьего оружия.

Практически ничего не изменилось. Первая часть пункта 59 Правил изложена в такой редакции: «Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов, либо в деревянных ящиках, обитых железом.

Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

О ношении и использовании оружия. В этот пункт в основном внесены уточняющие правки. Он дополнен новым пунктом 62.1, установившим, что граждане РФ, имеющие разрешения на хранение принадлежащего им на законных основаниях оружия, могут использовать его в учебных и тренировочных целях на стрелковых объектах.

Фото Антона Журавкова

Регламентируя ношение огнестрельного длинноствольного оружия, прежняя редакция пункта 63 разрешала его носить в расчехленном состоянии, со снаряженным магазином или барабаном, поставленным на предохранитель. А если предохранителя нет? Проблемы это, естественно, создавало. Теперь, добавив слова «при наличии», конечно же, предохранителя, это устранено.

Напоминаю, что в этом пункте также установлено, что досылание патрона в патронник разрешается только при необходимости применения оружия либо для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

В ходе проведения охоты или спортивных мероприятий заряжание оружия осуществляется в порядке, определенном соответствующими правилами. Правила охоты (Приказ МПР России 512) устанавливают запрет на нахождение в охотничьих угодьях с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора (п. 53.1).

И здесь все ясно. Есть, конечно, исключения, оговоренные в Правилах.

Так, при осуществлении охоты в целях регулирования численности волка, шакала, лисицы это запрещение может не действовать. Но только в случае, когда в соответствующем разрешении на их добычу указаны регистрационные номера конкретных транспортных средств, с использованием которых планируется осуществление охоты.

О транспортировке и перевозке оружия и патронов.

В отношении охотников (пункт 77) новым является разрешение перевозить не 400, а 1000 патронов.

Дополнен и последний абзац этого пункта положением о том, что транспортирование принадлежащего гражданам оружия осуществляется не только в чехлах, кобурах или специальных футлярах, а также в специальной упаковке производителя оружия.

Правила оборота гражданского и служебного оружия на территории РФ

Правила оборота гражданского и служебного оружия на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации.

Ввоз на территорию Российской Федерации оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий, в т. ч. приобретенных, полученных в дар, по наследству или в качестве награды, производится юридическими лицами и гражданами Российской Федерации после проведения сертификации органами по сертификации, аккредитованными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок ввоза гражданского, служебного длинноствольного гладкоствольного оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий в целях сертификации устанавливается Федеральной таможенной службой, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Без проведения сертификации через таможенную границу могут перемещаться оружие и патроны:

  • а) имеющие сертификаты соответствия;
  • б) ввозимые производителями оружия или патронов в целях проведения исследований или испытаний либо использования в процессе производства;
  • в) перемещаемые по территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • г) предназначенные для коллекционирования или экспонирования при предъявлении лицензии на коллекционирование или экспонирование;
  • д) временно ввозимые юридическими и физическими лицами в целях охоты или участия в спортивных мероприятиях.

Ввоз в Российскую Федерацию наградного оружия и патронов, полученных гражданами Российской Федерации на основании наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, осуществляется по разрешениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, выдаваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не допускается ввоз в Российскую Федерацию в качестве наградного оружия боевого длинноствольного либо специального оружия, предназначенного для выполнения боевых и оперативно-служебных задач подразделениями специального назначения, оружия, позволяющего вести огонь очередями, а также оружия и патронов к нему, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации.

Перемещение наградного оружия через таможенную границу для проведения ремонта (реставрации) и обслуживания, участия в спортивных мероприятиях, охоте, экспонировании осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации на постоянное жительство в другие страны, вправе вывозить наградное оружие при наличии документа посольства (консульства) соответствующего иностранного государства в Российской Федерации, подтверждающего возможность ввоза такого оружия, на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации.

Транзит через территорию Российской Федерации оружия и патронов в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется их владельцами либо перевозчиками, имеющими соответствующую лицензию таможенных органов Российской Федерации, на основании разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Транзит оружия и патронов, а также их доставка в определенное таможенными органами место осуществляются при условии их таможенного сопровождения либо перевозки оружия и патронов таможенным перевозчиком.

Оружие и патроны после уведомления таможенных органов Российской Федерации об их ввозе (вывозе) и представления таможенным органам в месте доставки должны находиться на складах временного хранения, учрежденных в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, а после помещения их под таможенный режим таможенного склада — на определенных Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации таможенных складах, порядок функционирования которых устанавливается Федеральной таможенной службой и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Оружие и патроны, находящиеся под таможенным контролем и не прошедшие сертификационных испытаний, подлежат возврату таможенному органу Российской Федерации в 2-недельный срок со дня вынесения решения органом по сертификации, аккредитованным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Ввозимые на территорию Российской Федерации или вывозимые из Российской Федерации оружие и патроны подлежат обязательному таможенному досмотру при осуществлении таможенных операций.

Требования по осуществлению таможенного контроля и производству таможенных операций ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых из Российской Федерации оружия и патронов устанавливаются Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Правила оборота гражданского оружия. Планируемые изменения

В связи с последними трагическими событиями, депутаты Госдумы планируют ужесточить порядок оборота оружия.

В этом материале мы рассмотрим действующий в настоящий момент порядок приобретения, хранения и ношения оружия гражданами нашей страны, с учетом требований российского законодательства. А также планируемые законодателем изменения.

По данным МВД России, по состоянию на май 2013 года, владельцами оружия являются более 5 млн граждан. У них на руках находятся 6,2 млн единиц гражданского оружия, в том числе более 729 тыс. единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения. Вместе с тем, как показывает статистический анализ данных за 2013 год, наблюдаются негативные тенденции, связанные с серьезным ростом преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел. Количество таких преступлений в сравнении с 2012 годом возросло на 64,4% (с 354 до 583).

Читайте также:  Сколько дней утка может сидеть на яйцах: детальный фото- и видеообзор

Кроме того, отмечается рост числа потерь гражданского оружия, впоследствии являющегося потенциальным орудием преступлений. Так за 2013 год гражданами России утрачено 6080 единиц оружия (рост 53,1% по сравнению с 2012 годом).

Наряду с негативной статистикой, в последнее время участились случаи незаконного применения оружия против обычных граждан, влекущее серьезные ранения и зачастую их гибель, что в свою очередь вызывает широкий общественный резонанс и общую обеспокоенность населения.

Все это ведет к логичному желанию нормотворцев внести изменения, направленные на ужесточение порядка оборота гражданского оружия.

Действующий порядок оборота гражданского оружия

Рассмотрим порядок приобретения, хранения и ношения оружия гражданами России, в соответствии с нормами, действующими по состоянию на февраль 2014 года.

Оборот оружия в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ “Об оружии” (далее – закон об оружии) и рядом подзаконных актов.

В соответствии со ст. 2 закона об оружии, разделяют три вида оружия, в соответствии с целями его использования соответствующими субъектами:

  • гражданское;
  • служебное;
  • боевое стрелковое и холодное.

Граждане могут владеть и использовать на законных основаниях оружие, относящееся к виду гражданского оружия.

Гражданское оружие может быть использовано гражданами РФ в целях самообороны, занятий спортом и охоты, а также культурных и образовательных целях (ст. 3 закона об оружии).

На гражданское оружие наложена часть конструктивных ограничений, а именно:

  • должна быть исключена возможность ведения огня очередями;
  • емкость магазина не должна превышать 10 патронов (не распространяется на спортивное оружие);
  • дульная энергия не должна превышать 150 Дж, при выстреле из огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия патроном травматического действия и 91 Дж, при выстреле из огнестрельного оружия ограниченного поражения;
  • оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

В свою очередь гражданское оружие подразделяется на следующие виды:

  • оружие самообороны:
    • огнестрельное длинноствольное гладкоствольное, в том числе с патронами травматического действия;
    • огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолеты, револьверы, огнестрельные бесствольные устройства отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия (далее – ОООП);
    • газовое оружие (пистолеты, револьверы и механические распылители);
    • электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.
  • спортивное оружие:
    • огнестрельное с нарезным стволом;
    • огнестрельное гладкоствольное;
    • холодное клинковое;
    • метательное;
    • пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;
  • охотничье оружие:
    • огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;
    • огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
    • огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
    • пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;
    • холодное клинковое;
  • сигнальное оружие;
  • холодное клинковое, предназначенное для ношения с казачьем формой и российскими национальными костюмами;
  • оружие, используемое в культурных и образовательных целях:
    • оружие, имеющее культурную ценность;
    • старинное оружие;
    • копии старинного оружия;
    • реплики старинного оружия;
    • списанное оружие.

Правом на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского ОООП, спортивного, охотничьего, сигнального и холодного клинкового оружия обладают граждане достигшие 18 лет, получившие лицензию на приобретение конкретного вида оружия (ст. 13 закона об оружии).

Лицензия на приобретение оружия выдается органами внутренних дел по месту жительства заявителя. Заявитель для получения лицензии на приобретение оружия обязан представить заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией. А также оплатить государственный сбор в размере установленном постановлением Правительства РФ от 08 июня 1998 года № 574 “О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий и разрешений, предусмотренных Федеральным законом “Об оружии”, а также за продление срока их действия”.

Лицензия на приобретение оружия не выдается:

  • не достигшим возраста 18 лет (субъектами РФ минимальный возраст может быть снижен, но не более чем на два года);
  • не представившим медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией;
  • имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно;
  • отбывающим наказание за совершенное преступление;
  • совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;
  • не имеющим постоянного места жительства;
  • не представившим в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки навыков безопасного обращения с оружием;
  • лишенным по решению суда права на приобретение оружия;
  • состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

Лица впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское ОООП, газовое оружие или охотничье пневматическое оружие обязаны пройти подготовку в целях приобретения знаний и навыков безопасного обращения с оружием. Данное требование не распространяется на граждан, уже имеющих разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания, либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию.

До принятия решений о выдаче лицензий по месту жительства заявителя проводится проверка обеспечения условий сохранности оружия и выявления обстоятельств, препятствующих сохранности оружия.

Для соблюдения гражданами условий сохранности оружия требуется наличие запираемых на замок сейфов, металлических шкафов, ящиков из высокопрочных материалов или деревянных ящиков, обитых железом (п. 59 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Правила оборота оружия)).

Лицензия на приобретение оружия выдается сроком на шесть месяцев, в течение которых лицо может приобрести конкретный вид оружия в единственном экземпляре.

В случае если лицензия не реализуется она подлежит сдаче обратно в лицензирующий орган, по окончании срока ее действия.

После приобретения газового, сигнального, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами, огнестрельного, ОООП и охотничьего пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж владелец обязан зарегистрировать его в органах внутренних дел по месту жительства в течение двух недель с момента его приобретения (ст. 13 закона об оружии).

В случае изменения места жительства гражданин Российской Федерации обязан в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия.

Особенности соблюдения гражданами условий хранения оружия

Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия (п. 59 Правил оборота оружия).

При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, сотрудниками органов внутренних дел выясняются:

  • соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия;
  • наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом (п. 188 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288).

Хранение оружия и патронов их владельцами в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц (п. 59 Правил оборота оружия).

Владельцы оружия могут хранить его в местах временного пребывания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность.

Следует обратить внимание, что в декабре 2013 года в Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” были внесены поправки, которые позволяют гражданам России не регистрироваться по месту пребывания, если их место жительства находится в том же субъекте (ч. 3 ст. 5).

Согласно ст. 2 вышеуказанного закона местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Таким образом, возникает вопрос: как смогут правоохранительные органы проверить соблюдение владельцем условий хранения оружия временно проживающего, например, в арендованной квартире, если не будет известен адрес его регистрации по месту пребывания?

Ответа пока на этот вопрос законодательством не предусмотрено.

Другой момент, на который, по нашему мнению нужно обратить внимание – хранение оружия совместно проживающих владельцев, например близких родственников или супругов.

Из смысла положений закона об оружии, в части условий хранения, прослеживается главный принцип – запрет доступа к оружию владельцев и патронам к нему посторонних лиц.

Соблюдая этот принцип, совместно проживающие граждане-владельцы оружия должны обеспечить ограничение доступа к своему оружию другого владельца. Другими словами, например сын и отец, проживающие в одной квартире или доме и являющиеся владельцами оружия, не могут хранить его совместно в одном сейфе, у каждого он должен быть свой, исключающий доступ другого.

Не стоит также забывать и о соблюдении самых элементарных основополагающих правилах хранения оружия. Так например, некоторые “законопослушные” граждане-владельцы длинноствольного гладкоствольного оружия, вопреки действующим нормам, хранят принадлежащее им оружие не в сейфах, а в платяных шкафах, под кроватью и даже за занавеской, и не редко такое оружие хранится в снаряженном виде. Либо ключи от сейфа, в котором хранится оружие, находятся в месте, доступном для третьих лиц. Возможно это объясняется тем, что немалая часть оружия приобретается в целях самообороны и защиты своего жилища, и зачастую, такие владельцы аргументируют свои действия тем, что в случае возникновения ситуации, при которой понадобится применить оружие с целью защиты жизни, здоровья и имущества, любое промедление, связанное с доступом к оружию, может резко ухудшить эффективность его применения.

Данные доводы конечно же, имеют право на существование, но в то же время влекут за собой не только грубейшие нарушения правил хранения оружия, но и могут привести к более серьезным последствиям.

Ответственность граждан за нарушения в сфере оборота оружия

За нарушения правил оборота гражданского оружия предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, за нарушение гражданами правил хранения, ношения оружия ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 до 2000 руб. либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 5000 руб. (ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ).

Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и ОООП влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб. с конфискацией оружия и патронов к нему, либо административный арест на срок от пяти до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ).

Вместе с тем небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия наказывается штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев (ст. 224 УК РФ).

Что может измениться

В настоящее время на рассмотрении во втором чтении в Госдуме находится законопроект № 307135-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия”.

Планируемые поправки внесут изменения в действующий порядок оборота оружия, в частности предусматривается:

  • повышение минимального возраста с которого возможно приобретение ОООП – 21 год (сейчас – с 18 лет);
  • запрет на ношение ОООП в состоянии опьянения;
  • запрет на продажу организациями, имеющими лицензию на торговлю оружием и патронами, составных частей патронов и запасных частей к гражданскому оружию без предъявления гражданами разрешений, предусмотренных законом об оружии (на данный момент существует возможность приобретения без разрешения, что в свою очередь позволяет гражданам самостоятельно снаряжать патроны к незарегистрированному оружию, и изготавливать самодельное оружие посредством использования запасных частей к нему, приобретаемых в торговых сетях);
  • запрет на использование гражданского огнестрельного оружия вне охотничьих угодий и специально приспособленных стрелковых объектов;
  • запрет на ношение оружия в медицинских и образовательных учреждениях и местах досуга и реализации алкоголя;
  • прохождение медицинского освидетельствования только в государственных учреждениях по месту жительства.

В связи с нововведениями, также планируется внести изменения в КоАП РФ и УК РФ, ужесточающие наказание за нарушения правил оборота оружия, например, ввести наказание в виде лишения свободы сроком на два года, в случае небрежного хранения оружия, повлекшее гибель людей.

Кроме того, по данным МВД России прорабатывается предложение об установке запрета на хранение оружия его владельцами по месту жительства, в случае, если совместно с ним проживают лица, страдающие психическими расстройствами поведения, больные алкоголизмом или наркоманией либо лица, в отношении которых осуществляется административный надзор.

Также, согласно МВД России, рассматриваются вопросы о наделении работников частных охранных организаций при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов правами осуществлять осмотр вещей, находящихся при физическом лице, и наблюдение с целью выявления лиц, действия которых направлены на совершение противоправных деяний, с последующим незамедлительным информированием правоохранительных органов в том числе, с использованием технических средств.

Несомненно, в сфере оборота гражданского оружия, с учетом общих тенденций развития оружейного рынка и статистики правонарушений в данной области, назрел момент внесения корректив, направленных как на более детальное регулирование отдельных вопросов, так и на ужесточение ответственности участников оборота.

Без комплексного подхода к решению ряда накопившихся проблем, повышение культуры обращения с оружием и уровня безопасности простых граждан не будет достаточно эффективным. Удастся ли этого достигнуть с помощью готовящихся государством изменений покажет лишь время.

Правила оборота гражданского оружия

Планируемые изменения

Депутаты Госдумы планируют ужесточить порядок оборота оружия.

В этом материале мы рассмотрим действующий в настоящий момент порядок приобретения, хранения и ношения оружия гражданами нашей страны, с учетом требований российского законодательства. А также планируемые законодателем изменения.

По данным МВД России, по состоянию на май 2013 года, владельцами оружия являются более 5 млн граждан. У них на руках находятся 6,2 млн единиц гражданского оружия, в том числе более 729 тыс. единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения. Вместе с тем, как показывает статистический анализ данных за 2013 год, наблюдаются негативные тенденции, связанные с серьезным ростом преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел. Количество таких преступлений в сравнении с 2012 годом возросло на 64,4% (с 354 до 583).

Читайте также:  Сезон охоты в 2020 году в Ханты-Мансийском автономном округе — сроки проведения, открытие

Кроме того, отмечается рост числа потерь гражданского оружия, впоследствии являющегося потенциальным орудием преступлений. Так за 2013 год гражданами России утрачено 6080 единиц оружия (рост 53,1% по сравнению с 2012 годом).

Наряду с негативной статистикой, в последнее время участились случаи незаконного применения оружия против обычных граждан, влекущее серьезные ранения и зачастую их гибель, что в свою очередь вызывает широкий общественный резонанс и общую обеспокоенность населения.

Все это ведет к логичному желанию нормотворцев внести изменения, направленные на ужесточение порядка оборота гражданского оружия.

Действующий порядок оборота гражданского оружия

Рассмотрим порядок приобретения, хранения и ношения оружия гражданами России, в соответствии с нормами, действующими по состоянию на февраль 2014 года.

Оборот оружия в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ “Об оружии” (далее – закон об оружии) и рядом подзаконных актов.

В соответствии со ст. 2 закона об оружии, разделяют три вида оружия, в соответствии с целями его использования соответствующими субъектами:

боевое стрелковое и холодное.

Граждане могут владеть и использовать на законных основаниях оружие, относящееся к виду гражданского оружия.

Гражданское оружие может быть использовано гражданами РФ в целях самообороны, занятий спортом и охоты, а также культурных и образовательных целях (ст. 3 закона об оружии).

На гражданское оружие наложена часть конструктивных ограничений, а именно:

должна быть исключена возможность ведения огня очередями;

емкость магазина не должна превышать 10 патронов (не распространяется на спортивное оружие);

дульная энергия не должна превышать 150 Дж, при выстреле из огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия патроном травматического действия и 91 Дж, при выстреле из огнестрельного оружия ограниченного поражения;

оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

В свою очередь гражданское оружие подразделяется на следующие виды:

огнестрельное длинноствольное гладкоствольное, в том числе с патронами травматического действия;

огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолеты, револьверы, огнестрельные бесствольные устройства отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия (далее – ОООП);

газовое оружие (пистолеты, револьверы и механические распылители);

электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства.

огнестрельное с нарезным стволом;

пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

холодное клинковое, предназначенное для ношения с казачьей формой и российскими национальными костюмами;

оружие, используемое в культурных и образовательных целях:

    оружие, имеющее культурную ценность;

    копии старинного оружия;

    реплики старинного оружия;

    Правом на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского ОООП, спортивного, охотничьего, сигнального и холодного клинкового оружия обладают граждане достигшие 18 лет, получившие лицензию на приобретение конкретного вида оружия (ст. 13 закона об оружии).

    Лицензия на приобретение оружия выдается органами внутренних дел по месту жительства заявителя. Заявитель для получения лицензии на приобретение оружия обязан представить заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией. А также оплатить государственный сбор в размере установленном постановлением Правительства РФ от 08 июня 1998 года № 574 “О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий и разрешений, предусмотренных Федеральным законом “Об оружии”, а также за продление срока их действия”.

    Лицензия на приобретение оружия не выдается:

    не достигшим возраста 18 лет (субъектами РФ минимальный возраст может быть снижен, но не более чем на два года);

    не представившим медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией;

    имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно;

    отбывающим наказание за совершенное преступление;

    совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

    не имеющим постоянного места жительства;

    не представившим в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки навыков безопасного обращения с оружием;

    лишенным по решению суда права на приобретение оружия;

    состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

    Лица впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское ОООП, газовое оружие или охотничье пневматическое оружие обязаны пройти подготовку в целях приобретения знаний и навыков безопасного обращения с оружием. Данное требование не распространяется на граждан, уже имеющих разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания, либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию.

    До принятия решений о выдаче лицензий по месту жительства заявителя проводится проверка обеспечения условий сохранности оружия и выявления обстоятельств, препятствующих сохранности оружия.

    Для соблюдения гражданами условий сохранности оружия требуется наличие запираемых на замок сейфов, металлических шкафов, ящиков из высокопрочных материалов или деревянных ящиков, обитых железом (п. 59 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Правила оборота оружия)).

    Лицензия на приобретение оружия выдается сроком на шесть месяцев, в течение которых лицо может приобрести конкретный вид оружия в единственном экземпляре.

    В случае если лицензия не реализуется она подлежит сдаче обратно в лицензирующий орган, по окончании срока ее действия.

    После приобретения газового, сигнального, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами, огнестрельного, ОООП и охотничьего пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж владелец обязан зарегистрировать его в органах внутренних дел по месту жительства в течение двух недель с момента его приобретения (ст. 13 закона об оружии).

    В случае изменения места жительства гражданин Российской Федерации обязан в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия.

    Нюансы соблюдения гражданами условий хранения оружия

    Принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия (п. 59 Правил оборота оружия).

    При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, сотрудниками органов внутренних дел выясняются:

    соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия;

    наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом (п. 188 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288).

    Хранение оружия и патронов их владельцами в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц (п. 59 Правил оборота оружия).

    Владельцы оружия могут хранить его в местах временного пребывания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность.

    Следует обратить внимание, что в декабре 2013 года в Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” были внесены поправки, которые позволяют гражданам России не регистрироваться по месту пребывания, если их место жительства находится в том же субъекте (ч. 3 ст. 5).

    Согласно ст. 2 вышеуказанного закона местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

    Таким образом, возникает вопрос: как смогут правоохранительные органы проверить соблюдение владельцем условий хранения оружия временно проживающего, например, в арендованной квартире, если не будет известен адрес его регистрации по месту пребывания?

    Ответа пока на этот вопрос законодательством не предусмотрено.

    Другой момент, на который, по нашему мнению нужно обратить внимание – хранение оружия совместно проживающих владельцев, например близких родственников или супругов.

    Из смысла положений закона об оружии, в части условий хранения, прослеживается главный принцип – запрет доступа к оружию владельцев и патронам к нему посторонних лиц.

    Соблюдая этот принцип, совместно проживающие граждане-владельцы оружия должны обеспечить ограничение доступа к своему оружию другого владельца. Другими словами, например сын и отец, проживающие в одной квартире или доме и являющиеся владельцами оружия, не могут хранить его совместно в одном сейфе, у каждого он должен быть свой, исключающий доступ другого.

    Не стоит также забывать и о соблюдении самых элементарных основополагающих правилах хранения оружия. Так например, некоторые “законопослушные” граждане-владельцы длинноствольного гладкоствольного оружия, вопреки действующим нормам, хранят принадлежащее им оружие не в сейфах, а в платяных шкафах, под кроватью и даже за занавеской, и не редко такое оружие хранится в снаряженном виде. Либо ключи от сейфа, в котором хранится оружие, находятся в месте, доступном для третьих лиц. Возможно это объясняется тем, что немалая часть оружия приобретается в целях самообороны и защиты своего жилища, и зачастую, такие владельцы аргументируют свои действия тем, что в случае возникновения ситуации, при которой понадобится применить оружие с целью защиты жизни, здоровья и имущества, любое промедление, связанное с доступом к оружию, может резко ухудшить эффективность его применения.

    Данные доводы конечно же, имеют право на существование, но в тоже время влекут за собой не только грубейшие нарушения правил хранения оружия, но и могут привести к более серьезным последствиям.

    Ответственность граждан за нарушения в сфере оборота оружия

    За нарушения правил оборота гражданского оружия предусмотрена административная и уголовная ответственность.

    Так, за нарушение гражданами правил хранения, ношения оружия ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 до 2000 руб. либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.

    Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 5000 руб. (ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ).

    Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и ОООП влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 руб. с конфискацией оружия и патронов к нему, либо административный арест на срок от пяти до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ).

    Вместе с тем небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия наказывается штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев (ст. 224 УК РФ).

    Что может измениться

    В настоящее время на рассмотрении во втором чтении в Госдуме находится законопроект № 307135-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия”1.

    Планируемые поправки внесут изменения в действующий порядок оборота оружия, в частности предусматривается:

    повышение минимального возраста с которого возможно приобретение ОООП – 21 год (сейчас – с 18 лет);

    запрет на ношение ОООП в состоянии опьянения;

    запрет на продажу организациями, имеющими лицензию на торговлю оружием и патронами, составных частей патронов и запасных частей к гражданскому оружию без предъявления гражданами разрешений, предусмотренных законом об оружии (на данный момент существует возможность приобретения без разрешения, что в свою очередь позволяет гражданам самостоятельно снаряжать патроны к незарегистрированному оружию, и изготавливать самодельное оружие посредством использования запасных частей к нему, приобретаемых в торговых сетях);

    запрет на использование гражданского огнестрельного оружия вне охотничьих угодий и специально приспособленных стрелковых объектов;

    запрет на ношение оружия в медицинских и образовательных учреждениях и местах досуга и реализации алкоголя;

    прохождение медицинского освидетельствования только в государственных учреждениях по месту жительства.

    В связи с нововведениями, также планируется внести изменения в КоАП РФ и УК РФ, ужесточающие наказание за нарушения правил оборота оружия, например, ввести наказание в виде лишения свободы сроком на два года, в случае небрежного хранения оружия, повлекшее гибель людей.

    Кроме того, по данным МВД России прорабатывается предложение об установке запрета на хранение оружия его владельцами по месту жительства, в случае, если совместно с ним проживают лица, страдающие психическими расстройствами поведения, больные алкоголизмом или наркоманией либо лица, в отношении которых осуществляется административный надзор.

    Также, согласно МВД России, рассматриваются вопросы о наделении работников частных охранных организаций при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов правами осуществлять осмотр вещей, находящихся при физическом лице, и наблюдение с целью выявления лиц, действия которых направлены на совершение противоправных деяний, с последующим незамедлительным информированием правоохранительных органов в том числе, с использованием технических средств.

    Несомненно, в сфере оборота гражданского оружия, с учетом общих тенденций развития оружейного рынка и статистики правонарушений в данной области, назрел момент внесения корректив, направленных как на более детальное регулирование отдельных вопросов, так и на ужесточение ответственности участников оборота.

    Без комплексного подхода к решению ряда накопившихся проблем, повышение культуры обращения с оружием и уровня безопасности простых граждан не будет достаточно эффективным. Удастся ли этого достигнуть с помощью готовящихся государством изменений покажет лишь время.

    При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательна активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.aferizm.ru .
    При воспроизведении материалов сайта в печатных изданиях обязательно указание на источник заимствования: Aferizm.ru.

    Copyright © А. Захаров 2000-2019. Все права защищены. Последнее обновление: 27 декабря 2019 г.
    Сайт в Сети с 21 июня 2000 года

    Ссылка на основную публикацию