Языческие Боги древней Руси (13 языческих богов пантеона, списком)

Языческие боги древней Руси

В Древней Руси, в те времена, когда еще не было принято христианство, славяне боготворили потусторонние бестелесные существа. Языческие боги древней Руси, согласно представлениям древних, наделены сверхъестественными возможностями влиять на всё сущее. Они отвечают за все основополагающие принципы человеческого бытия, управляют как судьбой самих людей, так и всем что их окружает.

Каждое божество выполняет определенную, утилитарную функцию. История глубины веков хранит многие десятки имен, из которых нам сейчас известна только часть. Эта часть сохранилась до наших дней благодаря передававшимся из поколения в поколение языческим ритуалам и обрядам, которые с течением времени становились основой обычаев славянского рода.

На иерархической вершине стоит верховный бог, под его началом — боги среды существования всего живого, далее — боги человеческих судеб и обихода людей, внизу пирамиды — боги стихий и сил тьмы.

Языческий пантеон богов славян

Таблица языческие боги древней Руси:

№ п/пИмя божестваПредназанчение
1РОДВерховный бог неба и земли
2ХОРСБог солнца
3ЯРИЛОБог весеннего солнца. Сын Велеса
4ДАЖДЬБОГБог плодородия и солнечного света
5СВАРОГПовелитель Вселенной. Бог неба
6ПЕРУНБог молнии и грома
7СТРИБОГБог ветра
8ВЕЛЕСБог плодородия (скота)
9ЛАДАЖенское воплощение Рода
10ЧЕРНОБОГПовелитель сил тьмы
11МОКОШЬБогиня земли, урожая и женской судьбы
12ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦАВластительница разгула
13МОРЕНАБогиня зла, болезней и смерти

Древний славянский бог Род

Это верховный бог, повелевающий всем сущим во Вселенной, включая всех остальных богов. Он возглавляет вершину языческого пантеона богов. Он творец и родоначальник. Он всемогущ и влияет на весь жизненный круговорот. Он существует повсюду и не имеет ни начала, ни конца. Это описание полностью соответствует представлению о Боге всех теперешних религий.

Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никогда никто не видел, однако он видит каждого. Корень его имени вшит в человеческую речь — в слова, которыми люди интерпретируют (озвучивают) в материальном мире свои главенствующие духовные и материальные ценности. Рождение, родственники, родина, родник, урожай — во всем этом присутствует Род.

Иерархия языческих богов Руси

Под началом Рода все славянские божества и прочие духовные сущности распределены по ступеням, соответствующим их воздействию на житейские дела людей.

Верхнюю ступень занимают божества, управляющие глобальными и общенародными делами: войны и межнациональные конфликты, погодные катаклизмы, плодородность и голод, рождаемость и смертность.

На средней ступени находятся божества, отвечающие за локальные дела. Это покровители сельского хозяйства, ремесел, рыбалки и охоты, семейных забот. Люди уподобляют их лик своему.

Стилобат основы пантеона отведен духовным сущностям, телесным обликом непохожим на человеческий. Это кикиморы, вурдалаки, лешие, домовые, упыри, русалки и многие другие, подобные им.

Славянская иерархическая пирамида на этом заканчивается, в отличие от древнеегипетской, где существовал еще и загробный мир со своими управляющими божествами и законами или допустим боги древней Греции, где основа это многочисленный пантеон богов.

Славянские боги по значимости и могуществу

Бог славян Хорс и его воплощения

Хорс — сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день — желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:

Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.

Мы и в настоящее время соблюдаем традиции древних славян: на Святки гадаем, на Масленицу жарим блины, на Ивана Купала жжем костры и плетем венки.

1. Бог славян Коляда

Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.

Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.

2. Бог славян Ярило

Он же Яровит, Руевит, Яр — солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет — всходы взойдут, где пройдет — травы заколосятся. На голове его — венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой — вожжи. Его время — от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.

3. Бог славян Даждьбог

Он же Купала или Купайла — солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время — от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.

4. Бог славян Сварог

Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря — период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.

Перун бог грома и молнии

Это бог войны. В своей правой руке Перун держит меч-радугу, в левой — стрелы-молнии. Облака — его волосы и борода, гром — его речь, ветер — дыхание, капли дождя — оплодотворяющее семя. Он сын Сварога (Сварожич), и также наделен грозным нравом. Он покровительствует храбрым воинам и каждому, кто прикладывает усилия к тяжкому труду, дарит им удачу и силу.

Стрибог бог ветра

Он бог над богами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Стрибог — повелитель ветра, ураганов и метелей. Он может быть умилительно добрым и яростно злым. Когда он сердито дует в рог, возникает стихия, когда он добрый, то просто шумит листва, журчат ручьи, завывает ветер в расщелинах деревьев. От этих звуков природы появилась музыка и песни, а с ними и музыкальные инструменты. Стрибогу молятся, чтобы стихла буря, а охотники его просят о помощи в преследовании чуткого и пугливого зверя.

Велес языческий бог богатства

Это бог земледелия и скотоводства. Еще Велеса называют богом богатства (он же Волос, Месяц). Он повелевает тучами. Будучи молодым, он сам пас небесных овец. В гневе Велес посылает на землю проливные дожди. После жнив люди еще до сих пор оставляют ему один собранный сноп. Его именем клянутся в честном слове и верности.

Лада богиня любви и красоты

Богиня Лада, это покровительница домашнего очага. Ее одежды — белоснежные облака, а утренние росы — слезы. В предрассветной дымке она провожает тени усопших в потусторонний мир. Лада — земное воплощение Рода, верховная жрица, богиня-мать, окружена свитой молодых прислужниц. Она красива и умна, смела и ловка, лозой гибка, из ее уст льется звонкая лестная речь. Лада дает людям советы как жить, что можно делать, а чего нельзя. Она порицает виновных и оправдывает ложно обвиненных. Давным-давно на Ладоге стоял ее храм, сейчас ее обитель — небесная синева.

Бог славян Чернобог

Много древних сказаний сказано о нечисти болотной, да не все они дошли до нас. Ведь их покровительствует могущественный Чернобог — повелитель темных сил зла и прихоти, тяжких недугов и горьких несчастий. Это бог тьмы. Его обитель — страшные лесные чащи, пруды затянутые ряской, глубокие омуты и топкие болота.

Он со злобой держит в руке копье и властвует ночью. Подчиненная ему нечистая сила многочисленна: лешие, запутывающие лесные тропы, русалки, затягивающие людей в омуты, хитрые банники, ехидные и коварные вурдалаки, капризные домовые.

Бог славян Мокошь

Мокошь (Макеша), это богиня торговли, подобно древнеримскому Меркурию. По-старославянски мокошь означает «полный кошель». Она расчетливо использует собранный урожай. Еще одно ее предназначение — управление судьбой. Ее интересует прядение и ткачество; прядеными нитями она сплетает судьбы людей. Молодые хозяйки боялись оставлять на ночь незаконченную кудель, веря, что Мокоша пряжу испортит, а с ней и судьбу. Северные славяне считают Мокошу недоброй богиней.

Бог славян Параскева-Пятница

Параскева-Пятница — наложница Мокоши, которая сделала Параскеву божеством, властвующим над разгульной молодежью, азартными играми, попойками с вульгарными песнями и непристойными танцами, а также нечестной торговлей. Поэтому пятница и была в Древней Руси продолжительное время базарным днем. В этот день женщинам не позволялось работать, потому что за неповиновение Параскева могла обернуть непослушницу в холодную жабу. Она в колодцах и подземных ключах отравляла воду. Сегодня эта богиня не имеет никакой власти и практически забыта.

Бог славян Морена

Богиня, властительница зла, неизлечимых болезней и смерти, — это Маруха или Морена. Она насылает на Землю лютые зимы, ненастные ночи, эпидемии и войны. Ее образ — страшная женщина с темным морщинистым лицом с глубоко запавшими маленькими глазами, провалившимся носом, костлявым телом и такими же руками с длинными изогнутыми ногтями. Ей прислуживает недуги. Сама она никогда не уходит. Ее прогоняют, но она является вновь и вновь.

Языческие боги Древней Руси список

Ниже
представлен список богов древней Руси. На Руси была крайне крепка традиция
почитания языческих небожителей, которая сохранилась даже после того, как Русь
официально стала православным государством. Издавна славянами отмечались смены
времен года и фаз солнца, с каждым из этих событий был связан свой языческий
бог, особо почитаемый в это время.

Все славянские боги подразделялись на два лагеря – одни, имеющие
отношение к солнцу, и другие, исполняющие иные функции. К солнечным относились
Хорс, Ярило, Даждьбог и Сварог, бывший по совместительству верховным божеством.
Функциональными являлись Перун, Семаргл, Велес и Стрибог.

Боги древней Руси список:

Сварог – главный бог славянского пантеона, являлся богом огня. Старославянские
глаголы «варить», «сварганить» происходят именно от имени этого божества. Также
Сварог почитался как бог Неба и матерь жизни (с развитием язычества он сменил
пол). Славянский Сварог был аналогичен древнегреческому Зевсу –не только
руководил всем пантеоном, но и дал жизнь большинству остальных богов.

Бог солнца Хорс также связан с множеством исконно русских слов – «хворост»,
«крест», «искра», «хоровод», «круг» и другими, относящимися к огню, кругу и
красному цвету, которые, слившись воедино, дают полный образ солнца.

Бог весны, оживающей природы и зачатия как такового – Ярило был
символом плотской любви. Существуют споры, чьим потомком являлся Ярило –
Сварога или же Велеса, однако, вспомнив, что Сварог менял пол, а Велес – нет,
можно предположить, что Ярило – дитя обоих божеств.

Бог плодородия, силы и яркости солнца, а также правил мироздания –
Даждьбог исполнял желания и просьбы славян, такие как пожелания здоровья и
различных благ. Огненные металлы – серебро и золото – олицетворяли образ Даждьбога
на земле.

Скотий бог, хозяин дикой Природы, властитель всех путей, черный
бог, волшебник и маг, оборотень, покровитель торговли, преподаватель искусств –
Велес обладал наибольшим количеством функций и также являлся богом Случая и
удачи.

Бог смерти Семаргл представлялся славянам в образе объятого огнем
волка с соколиными крыльями. Потустороннее божество также породило много
производных слов – «мерцание», «смрад», «смерть».

Бог-воин, хозяин грома и молнии – Перун был угрожающим и беспощадным
руководителем военной мощи дружины русского князя. В тоже время считалось, что
весной Перун проливает дождь и уносит тучи, чтобы солнце могло пролить свет на
землю и породить жизнь. Такой образ Перуна связывали с творением,
производством, рождением.

Бог ветра Стрибог руководил потоками воздуха. Прислужниками
Стрибога были различные Ветры, Погода (хозяйка теплого воздуха) и Посвист
(хозяин северного ветра). Именно Стрибог сохранился после принятия Русью
православия – к нему (не упоминая имени) обращались, чтобы накликать беду и
засуху.

Одной из немногих женщин в славянском языческом пантеоне была
Берегиня – прародительница всего сущего. Особенно часто к ней обращались в
период уборки урожая. Несложно догадаться, что близкое по звучанию слово
«оберег» произошло от имени этой великой богини и описывает ее главную функцию
– оберегать людей.

Не менее почитаем был бог лесов — Святобор. Подвластные ему
обитатели леса полностью зависели от Святобора – они были обязаны ему и жизнью
и смертью.

Список заканчивает Чернобог

Покровитель Тьмы и Царства смерти – Чернобог – был воплощением
того, кто в русских сказках именовался Змеем или Кощеем. Олицетворение смерти,
зла, уничтожения – Чернобог был символом враждебной человеку половинки мира.
Однако и он удостаивался жертвоприношений – по обычаю перед военным походом или
битвой славяне обращались за помощью именно к нему.

Читайте также:  Домик охотника в лесу

И это далеко не весь список богов древней Руси, полный здесь.

Древние славянские боги: список

Более двух тысячелетий назад ученые древней Греции и Рима знали, что на востоке, между Балтийским морем и Карпатскими горами, живут многочисленные народы со своей религией. Наши предки жили бок о бок с индоиранскими племенами, киммерийцами, сарматами, скифами, викингами, таврами и множеством других народов. Такое соседство не могло не отразиться и на религии славян, так возник пантеон славянских богов. Список довольно внушительный, пантеон подразумевает многообразие, совокупность, множество. Языческая религия возникла не спонтанно, соседство с различными народами оказало на нее большое влияние.

Первородные боги славянской мифологии (список)

Род является творцом всего мира, прародителем богов и началом жизни всего. Берегини-Рожаницы — его помощницы, покровительницы детей и стариков, молодоженов. Хранители домашнего очага. Берегиня-Рожаница, в свою очередь, тоже имела помощников — это домовой, банник, овинник. Символом богини является утица.

Рода считают богом плодородия, также славяне считали, что Род посылает души на землю, когда рождается ребенок. Второе имя Рода — Стрибог, представляет субботу, которую сегодня называют родительским днем.

Белобог

Добрый бог с множеством имен, его также называли Светич, Святовит. Белобог давал плодородие землям и душам людей. Представлялся в виде белого всадника, разгоняющего тьму, принимающего законы добра и света.

Символами Белобога являются рог, меч и лук. Праздником бога считают день осеннего солнцестояния, в этот день ему в дар преподносили сладкие пироги.

Велес

Велеса считают хранителем старины, покровителем животных. Чаще всего бог представляется в образе медведя. Велес был особо почитаем, как и все древние славянские боги. Список его знаний неисчерпаем, он обладает мудростью предков, зверей. День поминовения усопших — его праздник. В последнюю ночь октября наши предки провожали умерших родичей.

Мякошь

Какие существовали женские славянские боги? Список имен возглавляет богиня Мякошь, жена Велеса, богиня земли. Покровительствует плодородию, это богиня судьбы и колдовства. Ее также считают проводницей между миром живых и миром мертвых. Богиня помогает хозяйкам, передает умение вырастить и воспитать детей, трудиться в саду, поле, в доме, раскрывает знахарские тайны, учит разбираться в травах.

28 октября считают ее праздником (по христианскому календарю Параскева пятница), в этот день Мякошь защищает хозяек и жен. Одним из символов богини является головной убор с рогами, дерево ее — осина.

Кродо

Второе имя бога — Крът, предок Сварога, повелитель жертвенного огня. Покровительствует священным и жертвенным местам. Кродо представляли в образе Мороза, холод и тьма следуют за ним, считали, что бог несет за собой смерть.

Сварог

Какие они, мужские боги славянской мифологии? Список возглавляет Сварог, пожалуй, самый известный из всех языческих богов. Его считают пращуром, прародителем. Это бог солнца, который дал людям речь, знания.

Этот мудрый бог представляется сидящим в колеснице, в окружении предков, умных зверей и птиц. Сварог находится во всем вокруг, его можно слышать и видеть, осязать.

Даждьбог

Первый сын Сварога — Даждьбог. Дает тепло и свет, жизненную силу. Покровитель света и тепла. Повелевает дождями, дает живительную влагу и плодородие. Днем Даждьбога считают воскресенье, камень его — яхонт, а металл — золото. Русичи считали себя потомками Даждьбога, в каждом доме непременно висел знак божества — Солнцеворот.

Были и добрые и терпеливые славянские боги. Список венчает богиня Лада, покровительница любви и семейного благополучия, она оберегает домашний очаг. Символом богини являются лебедь и голубь, эти птицы ассоциируются у нас с верностью, нежностью, лаской. Время богини Лады — весна, время пробуждения духов природы, русалок, водяных, леших.

Морена

Морена происходит от слов «марево», «мара», «морок». Богиня холода, зимы, снегов. Несет лютый холод, мрак, смерть. Но не так страшна эта богиня, она олицетворяет собой суровую русскую зиму, которая как бы проверяет людей на прочность. Символами Морены являются Луна, рысь и сова.

Очень трепетно относились наши предки к вере, неотделимы от повседневного быта были славянские боги и их значение. Список богов весьма многообразен, их тяжело разделить по старшенству. Каждый был важен, с каждым они жили бок о бок, потому что боги были как бы символами природы, стихии и были неотделимы от жизни людей.

Ярило

Бог молодости и плодородной земли, повелитель солнца. Некоторые считают его одним из лиц бога Велеса, в его весенней ипостаси. Его месяц — март, день недели — вторник. Символ — железо, камни — гранат, рубин, янтарь.

Перун

Перун — бог войны и грома, повелитель стихий. Гром воспринимали как голос Перуна, молнии — его стрелы. Представляли бога мчащимся по небу в огненной колеснице, с булавой в руках. Наши предки считали, что Перун защищает явный мир от мира невидимого, навьего.

День Перуна — четверг. Его праздник отмечали 2 августа (по православному календарю — день Ильи пророка). Из металлов бог предпочитает олово, камни его — сапфир и лазурит.

Вот, пожалуй, и все основные славянские боги. Список богов второстепенных еще более велик. Хотя сложно назвать их второстепенными. Русь — северная земля с суровым климатом, холодными ветрами и лютыми морозами. А боги у славян олицетворяли силы природы.

Славянские языческие боги: список

Хорс, Хорос — повелитель солнечного диска, соблюдает миропорядок. Изображался в образе солнца. Его днем считают день зимнего солнцестояния — 22 декабря. По представлению славян, в этот день старое солнце завершало свой ход и давало дорогу новому солнцу, как бы открывало начало нового года. Его днем считают воскресенье, металл его — золото.

Были и темные славянские боги. Список, пожалуй, можно перечислять долго, борьба добра и зла происходила всегда. Олицетворение темных сил — Вий, бог подземного мира, владыка грешников. По поверью, Вий имел смертоносный взгляд, ни один человек не мог его выдержать. Представляли его в образе старца с огромными тяжелыми веками, которые он не мог поднять самостоятельно. Легенда о Вие сохранилась в повести Гоголя, позднее по ней был снят фильм.

Коляда

Коляда, сын Даждьбога, воплощает новогодний цикл, это праздничный бог. Символизирует уход старого и приход нового года. Чествовать Коляду начинали 20 декабря, а с 21 декабря начинался праздничный обряд, посвященный богу — Колядки.

Полудница

Были и шутливые, игривые славянские боги, список возглавляет Полудница, богиня славянских мифов. Представала в образе игривого духа. Считали, что она морочит путников, наводит на них морок. Также в обязанности Полудницы входило присматривать за тем, чтобы в полдень никто не работал. Нарушивших запрет она жестоко наказывала, могла защекотать до смерти.

Итак, можно сделать вывод, что боги не были плохими или хорошими. Они были олицетворением природы и окружающего мира, во всех его проявлениях. Каждый бог имел две ипостаси. Так, например, Ярило дарит тепло, согревает землю, но при случае может и наказать (солнечный удар). Морена, хоть и приносит холод и лютую стужу, не едининожды помогала Руси, так, например, холод остановил войска Наполеона в 1812 году, а во время Великой Отечественной войны значительно осложнил движений войск Гитлера. Также можно вспомнить и русскую народную сказку, где Мороз щедро одарил хорошую девочку и наказал плохую. Здесь перечислены далеко не все славянские боги, список составить довольно тяжело. У каждого явления, у каждого аспекта жизни было свое божество, которое отвечало не только за свое пространство, но и за жизнь в целом.

Языческие Боги древней Руси (13 языческих богов пантеона, списком)

Велес — часто отождествляются, однако по источникам у них разные функции:

  • Волос — «скотий бог», покровитель скота [8] . Сменился св. Власием Севастийским.
  • Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии [9]
  • Род и рожаницы — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано» [10]
  • Сварог — возможно, бог-кузнец [11]
  • Сварожич — олицетворённый огонь [12]
  • Боги западных славян

    Мифологические персонажи южных славян

    • Бадняк — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.
    • Божич — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку — «старому богу».
    • Вилы — женские водные духи, сходные с русалками
    • Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием
    • Дабог — мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе
    • Додола или Папаруда — женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.

    Персонажи низшей мифологии

    • Заложные покойники — люди, умершие не своей смертью (утопленники, самоубийцы, опойцы и т. д.), а также погибшие на поле брани [29]
    • Русалки — души «заложных» покойников, живущие в воде [30][29]
    • Мавка — злой дух, русалка
    • Упырь — «заложный» покойник, убивающий людей и пьющий их кровь [31][29]
    • Святочная нечисть — различные жители потустороннего мира, проникающие в этот мир во время Святок, когда открыты ворота между мирами
    • Бес — злой, враждебный людям дух
    • Волколак — колдун-оборотень, способный принимать облик волка
    • Берегини — персонажи с неясными функциями (возможно, связаны с растительными культами) [31]
    • Лихорадка — женский дух, вселяющийся в человека и вызывающий болезни
    • Огненный змей — демон в виде огненного шара, залетающий в печную трубу и посещающий женщин, тоскующих по мужьям
    • Кикимора — отрицательный женский персонаж, тип домового
    • Полудницы — женские полевые духи полудня, как рубежного и критического времени
    • Домовой — дух-покровитель дома
    • Банник — дух-хозяин бани
    • Дворовой — дух-хозяин двора
    • Овинник — дух-хозяин овина
    • Водяной — дух-хозяин рек и водоёмов
    • Леший — дух-хозяин леса
    • Баба-Яга

    Примечания

    1. Прокопий Кесарийский.Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами), 14
    2. 12 ПВЛ 1950 I, с. 56.
    3. ПВЛ 1950 I, с. 25, 38-39, 52, 56, 80-81; Новгородская I летопись (989 г.), Новгородская IV и Софийская I летописи; Беседа трёх святителей; Хождение Богородицы по мукам и др.
    4. ПВЛ 1950 I, с. 56; Беседа трёх святителей; Слово о полку Игореве, с. 36; Хождение Богородицы по мукам, 23.
    5. ПВЛ 1950 I, с. 56, 197—198 (Ипатьевская летопись); Слово о полку Игореве, с. 17, 19.
    6. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово о полку Игореве, с. 12.
    7. ПВЛ 1950 I, с. 56; Слово некоего христолюбца; Слово св. Григория… о том, как поганые кланялись идолам и др.
    8. ПВЛ 1950 I, с. 25, 52; Проложное житие св. кн. Владимира
    9. Слово о полку Игореве, с. 7; Хождение Богородицы по мукам, 23; Житие св. Авраамия Ростовского, 221—222.
    10. Слово Исаии пророка, истолковано св. Иоанном Златоустом, о поставляющих вторую трапезу роду и рожаницам
    11. ПВЛ 1950 I, с. 197—198 (Ипатьевская летопись).
    12. Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере и др.
    13. Пропп 1995, с. 81-85.
    14. Впервые упоминается в увещевании св. Тихона Задонского жителям Воронежа, 1763 год; Пропп 1995, с. 81-85.
    15. Пропп 1995, с. 98-99.
    16. Пропп 1995, с. 97.
    17. Слово о полку Игореве, с. 6, 14, 19, 35; Слово и откровение свв. апостол; Хождение Богородицы по мукам, 23.
    18. Гельмольд I, 52; II, 12; Саксон Грамматик XIV, 564.
    19. Эббон III, 1; Герборд II, 32-33.
    20. Титмар VI, 22-23. Другие источники представляют собой, видимо, уже позднейшие компиляции.
    21. Гельмольд I, 52; Книтлингсага, 314. Как противоположность ему, некоторыми исследователями на основании косвенных источников реконструируется Белобог.
    22. Гельмольд I, 52, 69, 83.
    23. Письмо магдебургского архиепископа Адельгольта, 1108 год (некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу его подлинности)
    24. Гельмольд I, 83.
    25. Гельмольд I, 52.
    26. По предположению Р. О. Якобсона, были богами трёх времён года.
    27. Эббон III, 8; Герборд III, 6.
    28. 12 Саксон Грамматик XIV, 577.
    29. 123Зеленин Д. К.Умершие неестественной смертью и русалки
    30. Пропп 1995, с. 89-92.
    31. 12 Слово св. отца нашего Иоанна Златоустого и др.

    Литература

    • Гельмольд.Славянская хроника. М ., 1963.
    • Мансикка В. Й.Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005.
    • Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.- Л. : Изд-во АН СССР, 1950. Ч. I.
    • Пропп В. Я.Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). М.: Терра, 1995.
    • Слово о полку Игореве. М., 1800.
    Славянская мифология • Список славянских богов
    БогиБелобог 1 • Божич • Велес

    Волос • Дабог • Даж(д)ьбог • Девана • Жива • Лада 1 • Леля 1 • Марена • Мать — Сыра Земля • Мокошь (Макошь) • Переплут • Перун • Поревит • Поренут • Прове • Радегаст 1 • Род 2 • Рожаницы 2 • Ругевит • Сварог 1 • Сварожич • Святовит • Семаргл (Симаргл) • Стрибог • Триглав • Троян • Хорс • Чернобог • Ярило 2 • Яровит

    Мифические существаАлконост • Анчутка • Асилки • Баба Марта • Баба-Яга • Бабай • Банник • Берегиня • Бес • Болотник • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Вила • Водяной • Волколак • Гамаюн • Герман • Денница • Доля • Дворовой • Домовой • Заложные покойники • Заря • Злыдни • Змей Горыныч • Иван-да-марья • Кикимора • Коляда • Коргоруши • Кострома • Кострубонька • Кощей • Купала • Лель 1 • Леший • Лихо • Лихорадка • Мавка • Мороз • Овинник • Огненный змей • Полевой • Полудницы • Пятница • Рарог • Русалка • Сирин • Соловей-разбойник • Упырь • Чёрт • Чугайстер • Чудо-юдо • Чур • Шишига • Юда • Ящер
    Мифические землиАлатырь • Беловодье • Буян • Ирий • Калинов мост • Китеж • Лукоморье • Лысая гора • Смородина Река • Тридевятое царство
    Примечания: 1 историчность божества спорна; 2 божественный статус спорен.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое “Список славянских богов” в других словарях:

    Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

    Удар русских богов — Удар русских богов книга писателя Владимира Алексеевича Истархова. Первое издание книги было сделано в 1999 году Институтом экономики и связи с общественностью (г. Москва). За распространение, в том числе продажу этой книги, было возбуждено … Википедия

    Языческие святилища древних славян — Список обнаруженных славянских капищ, в прошлом расположенных на территории нынешних России, Украины, Германии, Польши и Белоруссии, а также Чехии и Болгарии. Аркона на острове Рюген, Германия городище святилище IX XII вв., расположено на мысу… … Википедия

    Славянская мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · … Википедия

    Перун — У этого термина существуют и другие значения, см. Перун (значения). Перун (др. рус. Перунъ, укр. Перун, белор. Пярун … Википедия

    Святовит — «Световид», илл. из « … Википедия

    Лель — … Википедия

    Русалка — Эта страница посвящена мифологическому существу. О других значениях см. Русалка (значения). Русалка Русалка в традиционном славянском представлении (рисунок Билибина) Мифоло … Википедия

    Мокошь — (Макошь) богиня в восточнославянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с кумирами других богов. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести… … Википедия

    Лада (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лада. Михаил Нестеров. Два лада Лада по мнению некоторых исследователей (А. … Википедия

    Языческие боги – главные божества в славянской мифологии

    Язычество является традиционным мировоззрением, в основании которого находится огромный жизненный опыт древних славян. С его помощью люди осваивали окружающий мир и познавали себя. Пантеон славянских богов огромен и многие из них были со временем забыты.

    Языческие боги древних славян

    Точное число славянских божеств определить нельзя. Связано это с тем, что у одного бога было несколько имен, которые были распространены в равной степени. Можно выделить основной пантеон языческих богов, которые занимали важную часть жизни людей. У каждого представителя были силы, позволяющие управлять импульсами природных явлений, но только в своей стихии. Славяне использовать разные тотемы и кумиры, которые были неким передающим звеном, позволяющим общаться с Высшими силами.

    Главный языческий бог славян

    Божество, которое отождествляют с Зевсом и Юпитером, и занимающее лидирующие позиции в пантеоне восточных славян – Перун. Еще он был покровителем грома, молнии и воинской доблести. Это младший сын Лады и Сварога. Перуна считали покровителем князя и княжеской дружины и ассоциировали с несокрушимой силой Света. Днем, когда славяне проводили огромное празднование, считалось 20 июня.

    Бог славян Перун внешне был представлен высоким статным воином, у которого были светлые волосы и голубые глаза. Он носил золотые доспехи и просторный красный плащ. Появлялся он на мощном коне, держа в руках стопудовую палицу, которая была подарена ему Сварогом. Символом этого языческого бога считается топор, который называют Секирой Перуна, а еще руна Сила. Кумир – мощный дубовый столб, на котором вырезали условное лицо и божественный символ.

    Языческий бог любви

    За теплые любовные чувства у древних славян отвечал Лель, который приходится сыном Ладе. Он символизирует собой красоту и любовь. Представляли его младенцем с крылышками и золотыми волосами, что схоже с внешностью знакомого многим Купидона. Славянский бог Лель символизирует страсть, горячую и пылкую любовь, поэтому его часто представляли вооруженным искрами, которые он метал из рук, разжигая в людях пламенные любовные чувства.

    Птицей, которая символизировала Леля, является аист, в результате чего появилось еще одно название – «лелека» Празднование этого бога приходилось на ночь Ивана Купала. В некоторых легендах языческого бога любви представляли пастушком с русыми волосами. Покровительство Леля приносит людям удачу в любви, помогая найти вторую половинку, чтобы стать счастливей.

    Языческий бог солнца

    Древние славяне считали солнце главной силой, которая дает жизнь на земле, поэтому было три основных ее покровителя: Ярило, Даждьбог и Хорс. Первые языческие боги отвечают за весеннее и летнее солнце, а последний – за зимнее. Представляли его мужчиной средних лет, который имел румяные щеки. Хоть его часто изображали улыбчивым, он грустил из-за того, что не мог уберечь людей от зимних морозов.

    Бог славян Хорс обладал силами, позволяющими управлять природой, так он может успокоить метель и снежный буран. Он способен повышать и понижать температуру. Еще это божество считали покровителем озимых, поэтому он находился в особенном почете у людей, деятельность которых связана с землей. У этого божества есть темное воплощение – Черный Хорс, который был сотворен Нави и отвечал он за лютые морозы и снежные метели. Почитали бога зимнего солнца 22 сентября.

    Языческий бог плодородия

    Божество весеннего плодородия у древних славян – Ярило, который является покровителем солнца. Он приходится младшим братом Хорсу и Даждьбогу. Считали Ярило богом страсти, деторождения и расцвета человеческих сил и природы. Среди других он выделяется своей искренностью, чистотой и яркостью характера. Славянский бог Ярило был представлен молодым и статным парнем с красивыми голубыми глазами. На многих картинах божество изображали по пояс без одежды и со светлыми волосами.

    Как и многие другие языческие боги были у Ярило собственные атрибуты, так в правой руке у него находится чучело головы человека, а в другой – колосья ржи. Голову этого божества украшал венок весенних полевых цветов. Символ Ярила – пятиконечная звезда с равными сторонами и руна Уд. Древние славяне отмечали день этого бога 21 марта, когда начинался первый месяц языческого года.

    Языческий бог огня

    У Сварога было несколько сыновей, и одним из них был Сварожич, которого считали более приземленным божеством, то есть материальным воплощением своего отца. Древние славяне поклонялись ему, как олицетворению земного огня. Еще бог Сварожич считался идолом, который помогает заручиться удачей в войне. В некоторых источниках есть информация, согласно которой это божество еще называли Радогостом. Исследования показали, что Сварожич не является важным членом языческого пантеона.

    Языческий бог неба

    Главный среди почитаемых божеств является Сварог на счету, которого много деяний, за что славяне любили и уважали его. Он был покровителем неба, а также создателем земли. Некоторые ученые считают, что первое утверждение неверно, поскольку основная сила Сварога – огонь и кузнечный молот. Самое главное деяние – создание других богов. Славяне воспринимали Сварога, как олицетворение мудрого воина-отца, который защищает свой род.

    Бог работал своими руками, а не при помощи магии или мысли, поэтому его часто считали олицетворением труда. Символ этого божества – Сварогов Квадрат с восемью лучами. Славянский бог Сварог изображался стариком с седой головой, но при этом он был сильным и непобедимым богатырем, который защищал свой род. В своих руках он держит огромный молоток. Согласно одной из легенд у этого божества было четыре лица, которые смотрели во все стороны горизонта, что только подчеркивало его важность.

    Языческий бог смерти

    В язычестве одно божество имело сразу несколько способностей, которые могли даже и не быть связанными друг с другом. Семаргл – бог смерти, первородного огня и плодородия. Согласно одной из легенд он приходится старшим сыном Сварогу, который появился после удара небесного молота. Считалось, что бог славян Семаргл много раз помогал своим собратьям в борьбе с темными силами. Он был вестником богов и имел способности концентрировать в себе силы других жителей пантеона.

    Считается, что Семаргл обладает способностью менять свой облик, так он представал перед людьми в виде воина, которого окружали языки Ирийского пламени, но чаще он выбирал для себя облик большого пса с крыльями, оставлявшим за собой огненный след. Некоторые исследователи считают, что Семаргл воплощает в себе сразу семь верховных богов, поэтому кумиры, посвященные ему, имеют семь условных «лиц». Днем этого божества считали 14 апреля.

    Языческий бог ветра

    У древних славян у каждой стихии был свой покровитель, не стал исключением и ветер, которым управлял Стрибог. Считали, что он имеет силу над всем, что связано с воздухом, например, птицами, стрелами и так далее. Почитали Стрибога не только земледельцы, ожидавшие от него дождевых туч, но и моряки, рассчитывающие на успешное плавание. Люди считали, что он обладает крутым нравом. Славянский бог Стрибог изображался в виде деда с большой бородой, но при этом он не был дряхлым. В руках у него был золотой лук, а одежды лазурного цвета как небо. Его символом является руна Стрибога.

    Языческий бог богатства

    Божество, которое отвечало за плодородие, и богатство – Велес. Его считали мудрецом, покровителем искусств и богом-оборотнем. Он был единственным представителем славянского пантеона, который познал в равной степени и светлые, и темные силы. Славянский бог Велес обладал тайными знаниями, что давало ему возможность управлять стихиями и изменять законы мироздания. Он долгое время помогал людям, обучая их разным ремеслам.

    Еще Велеса считали покровителем удачи и путешествий. Представляли его сильным мужчиной с длинной бородой, а одет он был в дорожный плащ. В руках у него был магический посох, который выглядел, как древесная ветвь. В качестве оборотня Велес мог превращаться в медведя, поэтому отпечаток этого животного долгое время считался печатью божества. Символом этого божества является звезда с шестью концами и руна Ветер.

    Языческая богиня любви

    Главная богиня семейных отношений, плодородия и любви Лада. Ее считали матерью всех месяцев в году. Лада является женой Сварога. Представляли ее молодой и красивой женщиной со светлыми волосами. Ее голову украшал венок из роз. Славянская богиня Лада обладает силой, которая может подарить самое главное – жизнь. Обращались к ней люди с разными просьбами. Обозначали эту богиню кругом, внутри которого находится треугольник. Праздную день Лады 22 сентября.

    Языческая богиня плодородия

    Покровительницей семейного очага и хорошего урожая считается Макошь. Наибольшей популярностью она пользовалась среди женщин, которые считали ее главной богиней семейного счастья и материнства. Являясь заступницей хозяек, она была покровительницей традиционных женских занятий. Древние славяне верили, что в руках Макошь находились нити жизни всех людей на земле, поэтому она в любой момент может произвести любые изменения в мире. Обращались к ней люди, чтобы наладить свою собственную жизнь.

    Славянская богиня Макошь изображалась красивой женщиной в возрасте и иногда на ее голове были рога. В руках она часто держала рог изобилия или же пряла. Считали Макошь покровительницей родников, поэтому дары ей приносили к источникам воды. Ее идолы ставились возле каждого колодца. Многие языческие боги имели своих вестников, так и у Макоши они были: пауки, пчелы и муравьи, отсюда возникло поверье, что нельзя убивать насекомых, поскольку это к неудачам.

    Пантеон Славянских Богов. Список

    Вы смешали в один винегрет разные культы разных племен и разных времен. ))
    Вдобавок не учли тотемизм, анимизм и культ деревьев.. )

    Земля, Золотая Баба- это матриархальные женские божества..(там ещё и Баба-Яга с русалками)
    Коляда с Купалой- из солнечной религии, празднование солнцеворотов..
    Перун- божество громовой религии, причем патриархальной..
    Флинц- это имя даже не славянское.. Немецкое.. ))
    Велес- аналогичен латышско-балтскому Велсу, богу скота и царства мертвых..

    У римлян-греков, германо-скандинавов, финно-угро – значит правильные пантеоны Богов, а у славян – неправильные?)) Както это непатриотчино)) Вы славянин или казачок засланый?))

    Т.е. вы не допускаете, что славяне одновременно славили-поклонялись Сватовиту и Живе?))
    Вы слишком начитались псевдоученых со своими терминами-рамками, классификациями. Они ведь тоже люди и вполне могут нести – бред сивой кобылы сво своими патриархально-матриархальными рамками))

    у меня он тоже под вопросом, но опубликован вместе с иллюстрацией – в “Славянской хронике”

    может быть, но меня смущает как стали балты(позднее кривичи) описывать Велеса после прихода к власти жреца Криве-Кривайтиса. Этот жрец все испохабил т.е. искривил, заменил солнечный культ – лунным т.е культом Тьмы. Есть инфа, что среди троицы его Главных богов, был Пиколло – бог ада.

    Тотемизм- культ священных животных (особо почитался медведь, также и волк), и вера в оборотней.
    Что человек может превратиться в березу, в волка, и во что угодно.
    Анимизм- вера в существование души, и одушевление всего и вся, в том числе явлений природы.
    Вера в духов умерших предков, вера в одушевленные горы, реки, деревья, животные.
    Была и вера в священные деревья (у германцев высоко чтились дуб и ясень (мировое дерево),
    у славян- береза и дуб). Финно-угорские народы тоже чтили священные деревья. И коми, и марийцы.

    Не так буквально наверное т.е. непосредственно в оборотней. Просто к примеру воин для успеха военных действий пытался применить тактику какого-нибудь зверя- пытался вжиться в его образ т.е наблюдал за ним, за его охотой – из этой информации брал что-то для себя и для учеников.

    Согласен. Но как это вступает в противоречие с списком Богов?

    Согласен. В Навь – обитель духов умерших – славяне верили. В одушевленные реки, деревья и т.д тоже. Что противоположно моему списку конкретно?

    Попробуйте составить список божеств для конкретной археологической культуры.
    Например, реконструировать религию для культуры псковских длинных курганов 5-11 веков.
    Интересно, что у вас получится. ))

    Nord, символы в виде рисунков, узоров на разных кувшинах всегда есть. )
    В могилу в языческой Руси загружали ведь кучу вещей, подобно Древнему Египту. )))

    1.Скелет человека и жертвенное животное. Лунный культ – кровавое жертвоприношение, скелет(не урна).
    2. Знаки символы нужны. По форме ничего не могу сказать – пустой это горшок или погребальная урна -непонятно.

    А вот оно и правильно: есть хоть какое-то “божество” из “пекла”, точно – темные души мутят воду в чистых прудах страдателей от ведитеческого прошлого славян (а, можа, и не славян вовсе – какая, впрочем, разница?!). Чем больше мутной водицы с экивоками на продвинутый “забугор”, тем крепче должна быть вера. (Религия здесь сааавсем ни при чем, однако).

    Ну что ж вы так то, не осторожно? ))) То там, то тут дырочку нечаянно проткнете да бы “свет истины” вошел и озарил души заблудшие новоявленные молодые, не зрелые. Главное ведь что? Главное – довести дело до откровенного абсурда и покивать на счастливо устроившихся соседей. Вот ведь, и до чехов дело дошло. Нешто снова эти самые чехи подлежат очередному форматированию, как когда-то?

    Так кого же тут, на картинке, так захоронили то? С конем прямо. Или, все-таки, с ослом? С какими “новыми откровениями” пришли “небожители” к молодым душам? Нешто, душа, не успевшая выйти из утробы матери, должна начать сразу стремиться обратно, в задницу к Вселенскому Творцу? Причем, не просто стремиться, а следовать по вполне себе обозначенному и оцепленному колючей проволокой: “мудрыми наставниками” коридору? Потому так рьяно именно за молодняк взялись? Ну и как? Получается?

    . Даааа, мне, например, все-таки хотелось бы узнать: а какие народы принято относить к “белой расе”? И, уж, конечно, кто же это, у которых души однозначно черные? (Брррр!) Хочу прикинуть: к которым я то отношусь?

    ЗЫ: А вообще-то, честно говоря, создается такое впечатление, что человек, который выдает здесь подобную информацию о “славянском пантеоне”, весьма подвержен смене настроения и чужему влиянию. То, что он “начитал”, в том числе и о “методах ведения не желательной дискуссии”, выдает как будто под диктовку, собственное же “творчество” – такая “сборная солянка” из всего, что “плохо лежало”, это что-то.

    ——————–
    По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути

    Nord,
    50. Дива Додола. Богиня грозы. Супруга Перуна.
    51. Леля. Богиня Весны.
    52. Земун (Зимун). Небесная Богородица в образе Коровы. Тут есть какая то связка с индусами, где корова до сих пор считается священным животным.

    Когда то давно. пантеон уже обсуждали. прицепился тогда к слову пантеон. оно заимствовано и в русском языке аналогов не имеет, что очень странно. есть слово Род. “от Богов свой Род ведем”, а это означает наличие как мужского, так и женского начала. Парность. На примере Перун-Додола. Перуница это вертикальная молния, а Додола горизонтальная (от дола до дола). Напрашивается такая же парность и с другими Богами и Богинями. Это похоже утеряно или никто всерьез этот вопрос не изучал. некоторые славянские Богини именуются Богородицами.
    Например:
    53. Кибела (Цибела, Кибеба, Кубаба и еще куча разных имен. ). Богиня-Мать и Мать Ужаса прямо напрашивается в пару с Чернобогом. Встречается в древнегреческой мифологии и на этом основании многие делают вывод о греческом ее происхождении. При этом никого не волнует, что следы ее почитания обнаружены при раскопках трипольской культуры.

    Матриархат-Патриархат. термины введены в обиход на основе предположений (гипотез). Что там и как было фактически не известно. У первобытных племен обнаруженных во времена Великих географических открытий (начиная с аборигенов Америки и Австралии) ничего подобного не наблюдалось.

    ——————–
    По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути

    Трипольская культура- это не славянская. )) В те времена славян ещё не было. )
    Или вы думаете, что если какая-то археологическая культура обнаружена на Украине, то она непременно славянская? )

    Насмешили. ) В антропологии расы классифицируются не по народностям, а по внешним признакам.
    Тех же американцев США или бразильцев расклассифицируют на множество рас и переходных межрасовых вариантов. Европеоидная. Монголоидная. Негроидная. Метисы. Мулаты.

    Смех, говорят, продливает жизнь – смейтесь на здоровье.)))) Однако, вопрос я задала конкретный и сформулировала его в соответствии с тем, что приходится читать здесь в последние дни:

    Могу только добавить: . в свете последних изобретений в сфере трактовки расовой эдентичности и расового превосходства. Каким “языческим богам” надобно верить дабы вписаться в “семью славянских народов”?)))

    Единственно что, вопрос адресован был вполне конкретной сущности (Я уж и не знаю, из глубин какой “нави” его занесло, а вдруг?! Чем черт не шутит, когда бог отдыхает, кто знает. )

    А что касается археологии, то ты не допускаешь, что с развитием ремесел, обменных процессов, городов, наконец, (первых городов, имею ввиду) могли происходить заимствования и обмен не только языками? К примеру: над “денисовской культурой” долго головы ломали, а теперь утверждают, что их гены нашли в. китайцах и прочих азиатах. Вон, аж где “наследил” европеоид. Германцы и китайцы – братья?!)))

    ——————–
    По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути

    Да ты, чучело, лучше продолжай “языческих богов” перечислять, да кривичей новгородских с неграми из Костенок равнять.)))) Еще “приглашенные мухи” будут, или пока сделаешь перерыв? Да и “мухи” все какие-то примитивные, не интересные. Треску много, а в результате – Калка, “слава князю” и Костенки. Плюс личное лягушачье творчество. (Что, лавры Ярослава Гашека покоя не дают?) Дааааа, еще про казаков забыла, но про то в другой раз. А пока. Во что они, говоришь, там у тебя очередной раз уперлись? В Тянь-Шань?

    P.S. Так что говоришь, Алоис Ирасек на полке стоит, и по нему можно славянское язычество изучать? В инете фамилию открыли, а заглянуть в книжку забыли?))) Что ж, надеваю очки, открываю книжку и для тебя читаю посвящение: “Благородному господину Франтишеку Бартошу в знак искреннего уважения!” с эпиграфом к первому же (в данной книжке) сказанию:
    “Размышляю о днях древних, о летах веков минувших” Псалом 76,6

    . Мне очень понравилось, когда в ходе “беседы” тебя сравнили с трепливым конем Юликом, от которого даже цыгане избавились, не торгуясь.

    ——————–
    По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути

    Куйаба, матерь городов русских

    Прям в точку к той теме https://www.perunica.ru/forum/topic_1815/1
    Вот, тогда сочинение ещё мелькнуло:

    и ведь это не шутка.

    А вот вам и Урал.

    Куйаба – Челяба, поезд следует со всеми остановками

    ———-
    Летопусец переименовал, да и всё:
    1) Мать-Моржиху в топку вместе с Куйбабой;
    2) Приставочки посовременней. Куев Ну. Тоже как-то не очень. Что же делать, что же делать.
    3) Киев!
    Во! Отлично! Отныне и вовеки. А уж почему самаритяне называют ЕГО матерью, ну. вот такие они затейники. А кто старое помянет.

    И в довесок сказочку про Князя-основателя и его любимых братьев Ромула и Рема Всё. История написана, Владыка!

    зря ты на её удочку клюнул. разве не замечаешь, как она спецом загаживает темы своими хамскими простынями: то глумится типа захоронение не то, то оскорбление Вселенского творца, то расовое превосходство, то какой-то бред про молодежь и т.д. С кем она разговаривает? Где её аудитория?
    Нас в активных дискуссиях здесь на форуме 4 человека : ты, я , Квака и sb.
    Про расы и славян создам отдельную тему.

    Добавил в список+вспомнил про Леля и Полеля. Насчет Коровы – есть в Индии такое божество – Говинда.
    Напоминает слово Говяда. Маленьких телят русские раньше называли говядами. Еще читал, что после Всемирного Потопа – корова очень помогла оставшимся людям выжить – с тех пор стала священным животным. Также у египтян есть божество-корова.

    Говядиной до сих пор зовут мясо коров.

    А Перун разве не бог грома? ))
    Тогда богу Таре места не найдется в этой системе, если оно уже занято Перуном. ))
    *******************************************************************

    А про мужского Леля ничего не слышали? )
    Он есть в пушкинской поэзии. )

    У Александра Островского в “Снегурочке”. Действительно – языческая сказка, и очень красивая.)))

    ——————–
    По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути

    sb_,
    Ничего не слышал про “сухой гром”. метеорологи как то про такое говорили, но самому слышать не доводилось.
    Это когда облаков нет, молний не видно, но что то гремит. возможно за горизонтом.
    Может это Тара и есть?

    P.S. Смотрю на Службу много женщин стали брать. Интересно, Замполитки среди них есть? А то тут одна кандидатура давно кудахтает и командовать пытается, тряся своими застарелыми филейными частями с морщинами. заматриархатилась.

    Из материалов исторического музея:

    Первое письменное упоминание о Курске датируется 1032 годом. Курск входил в Черниговское, затем в Переяславское и Новгород-Северское княжества. В 1095 году правителем Курска был сын Владимира Мономаха Изяслав 8; в 1185 году – один из героев “Слова о полку Игореве” Всеволод Трубчевский. Куряне участвовали в битве на Калке. В XIII веке город был центром удельного княжества, в 1238 город разорен монголо-татарами. Княжеством фактически управлял ханский баскак, откупавший у хана Золотой Орды дани княжества. В 1284 город вторично опустошен татарами за оскорбление, нанесенное баскаку. Во второй половине XIV века при князе Ольгерде Курск вместе с землями княжества отошел к Литве. Как литовский город он упоминается в договоре с Тевтонским орденом 1402 года. В XV – начале XVI века набеги крымских татар и ногайцев привели к запустению города. Фактически спустя столетие город возник заново на новом месте.

    В 1503 году территория Курского княжества вместе со всей Северщиной была возвращена в состав Российского государства. Современный Курск развился из пограничного городка, впервые упомянутого в документе от 22 марта 1582 года (12 марта по юлианскому календарю). Это указ Ивана Грозного о мерах, которые надо принимать к лжесвидетелям: “а которой в жалобнице 9 или в суде лжет и составит ябеду, ино того казнити торговою казнью, да написати в казаки в украйные 10 города Севск и Курск”. Царь Федор Иванович приказал построить в Курске новую крепость на пути набегов крымских татар (1597). Эта крепость переживала неоднократные осады в Смутное время, последнюю – в апреле 1634 во время набега 12 тыс. запорожских казаков во главе с гетманом Ильяшем Чёрным.
    http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA

    . Воооо, какиииие интересные и замечательные корни, однако.

    . Я тут буквально на днях вишневую настойку фильтровала, и не хватило мне тары на самый последний остаточек. Всех соседей достала в поисках “красивых бутылок”. В конце концов плюнула да и залила этот остаток в темную банку с винтом. А что ей сделается? Нехай стоит. Потом, коли нужда и приспичит, можно будет и в “парадную тару” перелить. Мдаааа,С, действительно, от пустой посуды тот еще “гром”, причем, от бутылок и от банок – разный. А уж искала так, что чуть не молилась.

    ——————–
    По пути поиска Пути не сбиться бы с Пути

    внес №54 Лель и Полель – сыновья Лады, еще их сравнивают с Кастором и Полуксом.

    В Храме Ретра была статуэтка этого Бога, вот описание из книги:
    2. ТАРА – Таран (у кельтов – Доннер): ему молились в Ретре. Бог грома, по древним представлениям Скандинавии почитался как Тор и раньше был более почитаем, чем Один. Наше славянское изображение этого бога представляет его обнажённым. Сопровождающая деталь – стрела.

    У германцев Тор – с молотом – т.е. гром – это одно явление. Еще кто-то должен сверкнуть молнией – т.е. стрела-перуница – электрический разряд -это второе явление. Ну а 3 явление – это дождь. Должны ли все эти 3 явления принадлежать только одному божеству или нескольким (в том числе и женскому напр. Додола) – не знаю. Очень сложный вопрос. Мало информации.

    Ссылка на основную публикацию