ГОСТ на пандусы для инвалидов

Пандусы для инвалидов-колясочников

Коровин Сергей Дмитриевич

Магистр архитектуры, закончил Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет. 11 лет опыта в сфере проектирования и строительства.

Наличие пологих спусков на входах обеспечивают людям с ограниченными возможностями передвижения свободный доступ в жилые и общественные здания наравне со здоровыми людьми. Поэтому такие конструкции должны создавать все необходимые условия для свободного подъезда без каких-либо ограничений.

Согласно существующим нормативам, каждое здание общественного пользования должно иметь хотя бы один вход, оборудованный специальной наклонной поверхностью, которую называют пандус, для проезда инвалидных колясок.

За последние годы в Российской Федерации этим вопросам уделяется большое внимание со стороны законодательных структур. Принятые законодательные нормативы содержат статьи, требующие обязательного строительства специальных конструкций и сооружений для возможности передвижения людей, находящихся в инвалидных колясках.

Существующие виды пандусов

По конструктивным вариантам установки все пологие спуски можно разделить на стационарные и съемные, предназначенные для временного пользования. Стационарные сооружения могут иметь капитальную фиксированную или откидную конструкцию. Неподвижные пандусы для инвалидов в общественных зданиях устанавливают на входах, подъемах на первый этаж и в местах общего пользования.

Откидные системы используют в подъездах или на других лестничных спусках небольшой ширины и длины. В этих случаях поворотные пандусные листы или рамы устанавливаются вертикально у стены, закрепляются защелкой и опускаются в рабочее положение только при необходимости проезда инвалида.

Телескопический пандус.

Съемные модели применяются в качестве мобильных съездов для установки в любом месте при необходимости. Наиболее распространены три переносные конструктивные версии:

  1. телескопические пандусы для инвалидов, с возможностью регулировки по длине;
  2. раскладные рамповые, отличающиеся набольшим весом;
  3. складываемые в рулон ролл-пандусы, легко помещающиеся в багажнике легкового автомобиля.

Рампа.

В качестве отдельной разновидности следует упомянуть о выдвижных конструкциях, установленных на общественном транспорте. Привести в действие такое устройство можно путем простого нажатия кнопки или это сделает водитель транспортного средства со своего места.

Ролл пандус.

Конструкции стационарных спусков

Капитально установленным пандусом для инвалидных колясок называют строительную конструкцию из бетона, каменных материалов или металла, имеющую ровную поверхность с нормативным углом наклона. В верхней и нижней точке такого сооружения расположены горизонтальные площадки для возможной остановки после спуска или подъема. Они значительно облегчают процесс пользования наклонным подъездом.

Требования норм и правил определяют монтаж пандусов во всех случаях несовпадения горизонталей примыкающих поверхностей более 50 мм. При перепаде высот более 200 мм конструкция должна состоять из трех основных элементов:

  1. верхней горизонтальной платформы;
  2. наклонного спуска для перемещения;
  3. нижней площадки или ровной прилегающей поверхности с твердым покрытием.

Размеры остановочных платформ и ширина пандуса должны соответствовать габаритам выпускаемых колясок. В случае длины наклонного спуска более 9 метров, предусматривается промежуточная поворотная площадка, от которой начинается второй маршевый подъем.

При разнице меньше 200 мм, горизонтальные платформы не устанавливаются, а конструкция проезда представляет собой упрощенный перекатный мостик. В отдельных случаях при крайне стесненном пространстве допускается возведение винтовых сооружений или установка механических подъемников.

Дорожка и площадки с внешней стороны должны ограждаться устойчивыми перилами с нормируемой высотой. Для обеспечения устойчивости стационарный пандус, как и любая капитальная строительная конструкция, должен иметь опорный фундамент, способный нести данную весовую нагрузку.

Действующие строительные нормы

Требования к конструкции пандусных спусков для передвижения инвалидных колясок определяются тремя действующими документами:

  • СНиП 35-01-2012;
  • Свод Правил 59.13330.2012;
  • ГОСТ Р 51261-99.

В СНиП подробно изложены все конструктивные требования к размерам пандусов для инвалидов при стационарных условиях монтажа. Указаны необходимые углы наклона маршей, их ширина, предельная длина, размеры площадок и дополнительные установочные элементы в виде перильных ограждений, страховочных бортиков и другого.

Свод Правил (СП) — это более актуальная расширенная редакция СНиП. Указанные в нем нормативы несколько отличаются в сторону уменьшения углов наклона пандусной дорожки и ее предельной длины, увеличения ширины проезда и габаритов площадок, устройства дополнительных элементов для обеспечения большей безопасности и удобного пользования.

Однако следует учесть, что СНиП законодательно выше по техническим указаниям, чем СП. Поэтому, если в технических условиях и проектной документации не оговаривается выполнение работ по требованиям Свода Правил, то выполняются обычные нормативы.

Требования Государственного стандарта и СНиП к устройству пандусов идентичны, но особенность ГОСТ заключается в более подробном изложении к установке перильных ограждений. В нем точно указано, в каких случаях установка перил является обязательной и изложены подробные требования к их конструкции.

Нормативные размеры и конструкции

Высота подъема одного пролета — не более 800 мм. Эта величина обеспечивает горизонтальную длину максимально возможного спуска до 9,0 м. Ширина пандуса для инвалидов-колясочников при движении только в одну сторону — от 1500 мм, в случае встречного пересечения — от 1800 мм.

Оптимальная ширина составляет 2000 мм. По краю дорожки устанавливается бортик высотой 50 мм или металлическая трубка на высоте 100 мм.

Изготовление двухколейных вариантов конструкций допускается только в случаях индивидуального пользования. В зоне общественной застройки пандусные спуски должны иметь единое сплошное покрытие. Для подъема сопровождающего помощника допускается наличие посередине дорожки полосы ступеней шириной до 400 мм.

Предельные углы спуска

Уклон пандуса для инвалидов по новым нормам не может превышать 8%-15%. Это означает, что на один метр горизонтальной длины величина подъема составляет 8-15 см. В практике строительства за оптимальную величину наклона принимают показатель 10% и увеличивают его только при невозможности принятия другого решения.

Предельная величина перепада высот никогда не должна превышать 18%.

На существующие лестницы установка пандусов запрещена из-за несоответствия уклона нормативным требованиям.

Требования к площадкам

Все пандусы оборудуются входными, верхними и, при необходимости, промежуточными площадками. Согласно указаниям СП 59.13330.2012, их размеры должны соответствовать следующим показателям:

  • ширина — не менее 1850 мм;
  • глубина при дверях открывающихся внутрь здания 1400 мм и наружу – 1500 мм;
  • размер места для разворота коляски — от 2200 мм.

При открывании входных дверей наружу, размеры площадки должны учитывать возможность маневрирования инвалидной коляски в этот момент. Поэтому ширина или глубина могут быть увеличены.

Для исключения возможного обледенения конструкций, расположенных на открытом воздухе и не имеющих навеса, их поверхность должна быть покрыта антискользящим материалом или иметь подогрев, работающий в холодное время года.

Ширина промежуточной площадки должна совпадать по размеру с подходящими к ней дорожками. Рекомендуемые планировочные решения соответствуют следующим размерам:

  • на едином прямом марше — 900х1400 мм;
  • при ширине дорожки 900 мм и наличии поворота на 90 градусов — 1400х1400 мм;
  • при ширине спуска 1400 мм и изменении направления под прямым углом — 1400х1500 мм;
  • на промежуточных площадках с полным разворотом — 1500х1800 мм.

Для обеспечения более удобного движения коляски, конфигурация поворотной платформы может иметь с одной стороны овальную форму. Края промежуточных площадок, так же, как и дорожки, должны иметь нижнее обрамление в виде бортика или металлической трубы.

Откидная платформа для подъема на площадку первого этажа.

Элементы ограждения

Определение высоты, крепления и типа конструкции ограждений пандуса должно выполняться в соответствии с требованиями изложенными в ГОСТ Р 51261-99. Любая сторона пандуса и площадки при отсутствии примыкающей стены должна быть ограждена. Конструкции ограждений должны предусматривать наличие одинарных или разновысоких парных поручней, перил и ограждающих бортов. Нормативные требования к ограждениям:

  • установка на всех участках наклонных дорожек и горизонтальных площадок;
  • высота расположения основных поручней — 700 мм от поверхности пандуса, вспомогательных — 900 мм;
  • расположение поручней должно быть в виде сплошной линии на одном расстоянии от поверхности спуска;
  • крепление ограждений производится только с наружной торцевой стороны;
  • на окончании нижнего марша перила и поручни должны выступать на 300 мм;
  • сечение поручней круглое, с поперечным диаметром 30-50 мм.

Материал конструкции ограждения должен быть защищен от возможного воздействия коррозии и иметь достаточную механическую прочность для сопротивления боковым нагрузкам.

Как сделать пандус самостоятельно

Установка откидного пандуса для инвалидов в подъезде согласования от жильцов не требует. По закону каждый человек с ограниченной способностью к передвижению имеет право на создание условий, позволяющих ему перемещаться по своему дому. Единственное правило заключается в том, что установленная конструкция не должна создавать помех другим людям, проживающим в этом подъезде.

Чертеж пандуса.

Уклон въезда по направляющим, установленным на стандартный лестничный марш, конечно, не соответствует нормативным требованиям. Но, в присутствии сопровождающего, наличие складного пандуса для инвалидов на лестничный марш намного облегчает процесс подъема в коляске.

К тому же, длина лестничного пролета на первом этаже обычно не превышает 6-ти ступеней. Зато после этого инвалид колясочник сможет свободно въехать в квартиру или воспользоваться лифтом для подъема на верхние этажи.

Необходимые материалы и инструмент

Для изготовления двухколейного откидного пандуса для подъема на площадку первого этажа потребуется приобрести:

  • два гнутых металлических швеллера № 18-24 с толщиной стенки 3-4 мм или 4 неравнополочных уголка 100х65 мм длиной равной длине лестничного марша;
  • профильная труба 25х50 мм длиной ¾ лестницы;
  • 3 стальные дверные петли;
  • 2 метра профильной трубы 25х32 мм;
  • полоса стальная 50х2,5 мм – 0,5 метра;
  • анкерные болты для крепления конструкции к стене;
  • поворотную или сдвижную защелку;
  • сварочные электроды.

Обратите внимание, что для изготовления пандуса рекомендуется использовать не тяжелый горячекатаный, а гнутый тонкостенный швеллер. Он значительно легче, а его жесткости и прочности вполне достаточно для того, чтобы выдержать вес коляски и человека без прогиба. С целью удешевления швеллер можно заменить двумя неравнополочными уголками, сваренными вдоль широкой полки и образующими П-образную конструкцию.

Швеллера.

Из инструмента необходимо иметь сварочный аппарат, болгарку, перфоратор, молоток и монтировку.

Порядок выполнения работ

Положите швеллер на лестницу таким образом, чтобы его плоскость соприкасалась со всеми ступенями, а нижний край упирался в пол входной площадки подъезда. Сделайте отметки уровня верхней ступени, пустого пространства ниже первого и последнего подступенков, а так же в посередине между двумя последними отметками.

В этих трех местах будут приварены соединительные перемычки из профильной трубы, они не должны упираться в ступени лестничного марша. После этого:

  1. приложите второй швеллер к размеченному, скопируйте отметки и обрежьте болгаркой лишнюю длину;
  2. положите швеллера широкой полкой вверх таким образом, чтобы центральные продольные оси соответствовали расстоянию между колесами инвалидной коляски;
  3. измерьте расстояние между внешними краями швеллеров и добавьте к этой величине 300-400 мм, в результате вы получите размер заготовок для соединительных поперечных перемычек;
  4. отрежьте от профильной трубы 25х32 мм три куска необходимой длины и с одного края приварите к ним Т-образные поперечины из такой же трубы, по длине равные размерам поворотных петель;
  5. приварите петли одной стороной к поперечинам;
  6. положите заготовки перемычек на ранее нанесенные отметки так, чтобы один край совпадал с краем швеллера, а второй, с поперечиной, выходил за пределы конструкции на 30-40 см;
  7. приварите перемычки к швеллерам;
  8. положите на лестницу широкой стороной к стене профильную трубу 25х50 мм и с помощью анкерных болтов надежно закрепите ее;
  9. приставьте собранный поворотный каркас пандуса к закрепленной трубе петлями и сделайте несколько сварочных прихваток;
  10. после этого поднимите пандус вертикально и выполните окончательную приварку петель к трубе;
  11. для ровного съезда со швеллера приварите на его краях небольшие плоские пластины по уровню пола;
  12. на последнем этапе устанавливается фиксирующая защелка или задвижка, монтаж которой зависит от ее конструкции;
  13. после окончания монтажа все элементы пандуса необходимо покрыть грунтом и покрасить.

Как видим из инструкции монтаж поворотного пандуса в подъезде пандуса не отличается особой сложностью, но для выполнения работ необходимо обладать сварочными и слесарными навыками.

Видео по теме

Пандусы для инвалидов

10 минут Татьяна Григорьева 3993

Пандусы для инвалидов и остальных маломобильных граждан являются важной составляющей их самостоятельного передвижения или транспортировки. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и так имеют достаточно много различных препятствий, которые снижают качество жизни, и государство должно по максимуму обеспечить им комфортное существование.

Обустройство общественных и жилых помещений пандусами для инвалидов – одно из немаловажных направлений государственной программы, разработанной для создания доступной, так называемой безбарьерной среды для людей с ОВЗ. Такие объекты должны проектироваться с учетом правил ГОСТа, иначе маломобильные граждане попросту не смогут ими воспользоваться.

Основные характеристики пандуса

Под пандусом подразумевается наклонная плоскость, позволяющая соединить горизонтальные поверхности, расположенные на разной высоте. Иными словами, это пологая дорожка без ступеней, предоставляющая возможность маломобильному человеку, который перемещается на инвалидной коляске, подняться вверх либо опуститься вниз.

Стационарные, то есть несъемные варианты данных приспособлений, которые устанавливаются на крыльце различных помещений, планируются на начальных этапах проектирования различного вида архитектурных построек.

Такие пандусы считаются наиболее надежными сооружениями, так как в основном производятся из бетона или металла. Стационарные приспособления чаще всего проектируются однопролетными, но в отдельных случаях их бывает несколько. Последние конструкции подразделяются на винтовые и П-образные.

Правила установки и размеры

Данными приспособлениями для инвалидов и прочих маломобильных граждан оборудуются участки, где людям, перемещающимся на коляске, требуется спуск либо подъем на различную высоту. Сюда относятся переходы в подземный тоннель, спуски с тротуара, входы в общественные здания и прочие объекты.

Для комфортного пользования пандусы для инвалидов-колясочников должны удовлетворять большое количество требований. К примеру, иметь определенный уклон и ширину конструкции, а также быть оснащены перилами, выполненными согласно установленным нормативам. Эти и остальные важные аспекты регламентируются общепринятыми строительными нормами и правилами – СНиП.

Минимальная разница высот, при которой необходим монтаж пандуса, – 4 см. При этом ГОСТом установлены и размеры, запрещающие его обустройство. В случае если расчетная длина пологой дорожки больше 36 м, то от сооружения пандуса придется отказаться. В такой ситуации для маломобильных людей нужно возводить не пологую площадку, а подъемник.

Это правило относится также к ситуации, если перепад высот, который планируется преодолевать при помощи пандуса, выше 3 м. При расчете ширины пологой дорожки необходимо учитывать количество людей, которые по ней одновременно смогут перемещаться.

Если планируется передвижение инвалидов-колясочников в обе стороны, то ширина лестничного марша (дистанции между двумя горизонтальными площадками) проектируется не менее 1,8 м. Если же планируется только одностороннее движение, то хватит 1,5 м.

Читайте также:  Как правильно сделать грядки из шифера своими руками

Высота одного марша пандуса для людей с ОВЗ не должна превышать 0, 8 м. Длина его тоже имеет рекомендуемое ограничение – максимально 9 м. В отдельных ситуациях, когда не представляется возможным оборудовать прямую пологую дорожку, руководствуясь правилами, прописанными в ГОСТе, сооружают ее винтовой аналог. Данный пандус требуется конструировать так, чтобы его ширина при полном повороте составляла не менее 2 м.

Вдоль края наклонной дорожки необходимо сделать бортик высотой не меньше 5 см или оснастить ее тонкой металлической трубкой, располагающейся на высоте 10-15 см. Расстояние от потолка до пандуса, то есть так называемая минимальная высота проема, равно 2 м, а максимальная длина сооружения, которое не оборудовано специальной площадкой, не более 10 м.

Существуют такие понятия, как «чистая» и «общая» ширина. Первое означает дистанцию между двумя бортами пандуса. Второе – указывает отрезок между наиболее выступающими участками сооружения. Поэтому при создании проекта спуска всегда необходимо учитывать «общую» ширину.

Угол наклона

Основополагающим параметром, на котором базируется проектировка сооружения пологих дорожек для инвалидов, является уклон пандуса. Поверхности, имеющие наклон, необходимо конструировать под углом определенной величины, которая указана в ГОСТе. При несоблюдении требований ГОСТа приспособление становится опасным и некомфортным для людей с физическими отклонениями здоровья.

Расчет уклона пандуса производится путем соотношения его высоты к длине, то есть проецированием на горизонтальную ось, и выражается чаще всего в процентах, хотя иногда его определяют и в градусах. При обустройстве пандусов для инвалидных колясок ГОСТ рекомендует делать угол наклона не более 5 %. Если данную величину вычислять в градусах, то она будет немного меньше 3°, а конкретнее – 2,86°.

Максимальный уклон иногда разрешается увеличить, если пологая дорожка обустраивается на короткое время. Пределом в данном случае является 8 % или 4,8°. Кроме этого, обязательно должны соблюдаться два требования – перепад высот не превышает 0,5 м, а пологая дорожка не длиннее 6 м.

Кроме того, требования СНиП содержат параметры допустимого поперечного уклона, который не должен быть свыше 2 %. Необходимо добавить, что лестницы в большинстве помещений, а также у входов в них, имеют довольно значительный наклон, из чего следует: оборудование их пандусами абсолютно нецелесообразно. Во-первых, подобная конструкция не будет отвечать вышеупомянутым правилам, а во-вторых – подниматься или опускаться по наклонной с углом 30-40° не представляется возможным.

Поручни и перила

Для обустройства безопасного перемещения людей с ОВЗ пологие площадки оснащают поручнями или перилами. Правила, прописанные в нормативных документах, обязывают делать поручни по обеим сторонам лестничного марша, которым пользуются инвалиды. Если сооружение подразумевает двухстороннее движение малоподвижных граждан, то перила следует устанавливать дополнительно и вдоль средней линии пологой дорожки.

Однако если угол наклона не выше 5 %, то присутствие поручней не является обязательным. Нормы ГОСТа предусматривают монтаж поручней с двумя уровнями высоты. Первый уровень должен располагаться на высоте 0,7 м, а если подразумевается, что пандусом будут пользоваться дети-инвалиды, то он может уменьшаться до 0,5 м.

Второй уровень равен 0,9 м, но во время проектирования разрешается подбирать его высоту в интервале 0,85-0,92 м. Данные рекомендации не выходят из рамок СП. Согласно ГОСТу Р51261-99 поручни необходимо устанавливать, если высота подъема имеет размер 150 мм и выше либо горизонтальная проекция наклонной дорожки равна 1800 мм и более.

Также в данном документе немного по-другому указывается первый уровень высоты перил – 0,7-0,75 м. Окончания поручней, то есть участки, которые выходят за границы самой площадки, должны иметь размеры не менее 0,3 м (нормальной считается длина в интервале 0,27-0,33 м). Окончания перил должны быть гладкими и без острых зазубрин, чтобы человек не мог о них пораниться.

Дополнительные требования к установке перил включают в себя следующее:

  • неразрывность их по всей длине дорожки;
  • параллельность друг другу;
  • круглое сечение размером 4-6 см;
  • отступ от шероховатых стен – 6 см, от гладких – 4,5 см.

Бортики и горизонтальные площадки

Верно сконструированный и установленный пандус для людей с ОВЗ должен быть оснащен специальными ограничителями, которые имеют вид бортиков. Данное дополнение предоставит возможность больным людям безопасно передвигаться по наклонной дорожке. По ГОСТу необходимо устанавливать ограждения, имеющие размеры в высоту 5 и более сантиметров.

В местах, где пандус ограничен сплошными перилами либо близкорасположенной стеной, правила по установке бортиков не являются актуальными. Все наклонные поверхности для людей с ОВЗ оснащаются горизонтальными площадками, расположенными в начале подъема и спуска. Их минимальные габариты, согласно нормативу, равны 1,5×1,5 м.

Если наклонная дорожка слишком длинная, то есть превышает 9 метров, то ее необходимо разделить на несколько лестничных маршей так, чтобы между ними были обустроены горизонтальные площадки. Последние обязательно создаются при каждом изменении направления наклонной линии, которой пользуются инвалиды.

Аппарель и виды пандусов

Аппарели по своей сути представляют то же самое, что и пандус, то есть наклонные площадки, платформы или рампы, соединяющие две горизонтальные поверхности, находящиеся на различной высоте. Тогда как термин пандус, применяемый для детских и инвалидных колясок, зачастую относится к конструкции, состоящей из двух металлических полозьев.

Аппарелью в большинстве случаев называют одну или две широкие площадки, но принципиальной разницы между этими приспособлениями не существует. Любой из обустроенных видов данных конструкций, предназначенных для детей или инвалидов, обязан отвечать основным предписаниям ГОСТа и СНиПа РФ.

Благодаря такому соответствию, сооружения будут абсолютно безопасными для здоровья, жизни, а также имущества окружающих граждан, особенно пожилых, которые тоже относятся к маломобильным. В настоящее время существует множество вариаций пандусов и аппарелей, что позволяет подобрать подходящий для каждого конкретного здания, участка дороги или человека.

Несъемные устройства

Стационарные пандусы – фиксированные конструкции, которые обустраиваются на ступенях с максимальным учетом условий местности и архитектурных особенностей строения. Используемый для их изготовления строительный материал является очень прочным и долговечным и, как правило, достаточно тяжелым.

Данные конструкции бывают как однопролетными, так и многопролетными и обязательно должны дополняться перилами, в противном случае не будут отвечать существующим правилам. Откидные пандусы бывают при необходимости складные, в результате чего не располагаются на лестничной клетке все время.

Это жесткое приспособление поднимается вертикально с помощью специальных петель и закрепляется у стены или стандартных перил защелками. Откидной пандус, стоящий в подъезде многоквартирного здания, обеспечивает свободный проход по ступенькам лестницы и доступ к перилам всем жильцам. Подобные виды конструкций зачастую устанавливаются в общественном транспорте.

Но, к огромному сожалению, легкие и в то же время прочные модели, изготовленные из алюминия, нередко становятся приманкой для охотников за цветными металлами. Выдвижные приспособления устанавливаются в современном общественном транспорте и имеют автоматизированное управление, благодаря чему инвалидам не приходится его самостоятельно разбирать.

Съемные пологие дорожки

Раздвижные телескопические пандусы – это переносные, облегченные универсальные приспособления, созданные из двух отдельных аппарелей. Габариты и вес в разобранном и собранном состоянии для различных моделей отличаются, но все они изготовлены из прочного материала, чаще всего алюминия, имеют противоскользящее покрытие и способны выдержать 200-400 кг.

Переносной телескопический пандус для инвалидов идеально подходит для заезда в транспорт, по лестницам и прочим труднодоступным для коляски подъемам. Его можно раздвинуть на требуемую длину или, наоборот, к примеру, при преодолении порогов, пользоваться в сложенном состоянии. Средняя длина составляет 1,5 м, поэтому такое устройство компактно, но в раздвинутом виде оно достигает 3,5 м.

Рулонные (ролл) пандусы последнее время приобретают популярность, так в рабочее положение они приводятся достаточно легко. А когда в них нет потребности, их можно свернуть в рулон, максимально удобный для хранения. Они могут состоять из одной сплошной аппарели либо из двух отдельных. Такие устройства сверхпрочные, легкие и доступны для использования в любые погодные условия.

Эти конструкции собираются из отдельных модулей, ввиду чего бывают различных габаритов, которые можно изменять по необходимости. На текущий момент это наиболее простая и удобная разновидность съемных приспособлений для инвалидных колясок, которая зачастую используется при проведении публичных мероприятий.

Пандусы для порогов – достаточно небольшие сооружения, которые зачастую изготавливаются из листа металла и могут быть предназначены для конкретного порога либо делаются разборными, подходящими для нескольких незначительных возвышений. Их еще называют перекатные пандусы.

Рампы – это наиболее мобильные сооружения, предоставляющие возможность преодолевать небольшие преграды на пути. Основными их преимуществами являются компактные размеры, малый вес и нестандартное строение.

Заключение

Людям с ОВЗ недоступны многие блага. Свободное и комфортное перемещение – это самое банальное, что они могут себе позволить. Поэтому оснащение лестничных конструкций и входов в большинство зданий должны быть оборудованы пандусами и прочими приспособлениями для удобного передвижения. Не менее важным моментом является строгое следование нормам СНиПа, чтобы инвалиды могли не только беспрепятственно перемещаться, но и были в абсолютной безопасности.

Пандус для инвалидов

Обустройство жилых и общественных зданий пандусами для инвалидов колясочников – часть реализации государственной программы по созданию доступной среды, где доступность понимается как возможность самостоятельного передвижения лиц с ограниченными возможностями. Такие приспособления необходимы на входах в жилые дома, общественные здания, объекты обслуживания. Рассмотрим общие принципы их применения.

Пандус для инвалидов

Общие принципы устройства пандусов

Пандус – пологая плоскость для преодоления вертикальных перепадов (ступеней, порогов) на путях движения. Рассчитан на самостоятельное передвижение инвалидов на колясках. Используется на входах в здания и на перепадах уровней поверхности пола в помещениях. Согласно действующим требованиям, в здания требуется не менее одного входа, оборудованного для лиц с органичными возможностями.

Основное приспособление – это пандус для инвалидов. Предназначен для создания удобных зон перемещения инвалидов в колясках и иных мало мобильных групп населения. Установка обязательна при разницах уровня поверхностей более чем на 40мм. Поэтому устройствами самостоятельного перемещения необходимо дублировать лестницы в местах пользования колясочниками.

По конструктивному типу можно выделить пандусы:

  • стационарные (не меняющие конфигурацию, форму и иные параметры);
  • нестационарные (откидные, приставные (съемные), телескопические, рулонные).

Пандусы для инвалидов желательно выполнять стационарными из долговечных материалов, обеспечивающих стилевое единство конструкции с общим обликом здания.

Стационарные выполняют из железобетонных элементов, реже стальными. Не стационарные выполняют из облегченных металлических частей (профилей, рифленого листа). В каждом случае оптимальный вариант выбирается индивидуально, в зависимости от условий его размещения и требований к эксплуатации.

Правильно выбранный тип пандуса для колясок удобен и эстетичен и не нарушает стилевого решения объекта.

Конструктивные решения

По пространственному решению скатов пандусы бывают:

  • однопролетные;
  • многопролетные;
  • односторонние;
  • и с двусторонней организацией передвижения.

Применимы решения с односторонней организацией движения, т.к. двустороннее решение маршей необходимо только в местах интенсивного потока посетителей в колясках.

Экономично использование простых решений с односторонней организацией движения, однако использование сложных вариантов обусловлено большими перепадами высот, ограничениями по длине пролета или площади. Потребность соблюдения нормативных требований, обеспечения долговечности и прочности конструкции при стесненных условиях размещения возникает в общественных зданиях. По причине больших потоков посетителей и интенсивных нагрузок.

Разрез пандуса по ширине

Важными факторами при выборе типа и количества пролетов является обеспечение требования СП в планируемом пандусе, обеспечить комфортные условия использования. Удобными и долговечными являются стационарные конструкции из железобетона. Устанавливаются на длительный срок с интенсивными условиями эксплуатации (на улице на входе в здание). При устройстве пандуса для инвалидов учитываются габариты въезда и разворота коляски.

Основные параметры

При проектировании пандуса необходимо обеспечить параметры, нормируемые нормативными документами. Это максимальная высота подъема и уклон.

Уклон для пандуса и высота нормативные требования — максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%).
При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%).

При необходимости его устройства на перепадах больших высот выполняют конструкции с несколькими маршами и поворотными площадками размером не менее 140 на 140см исходя из радиуса разворота коляски. Максимальная протяженность одного подъема без площадки — 900см. При одностороннем движении поверхность ската требуется шириной не менее 90см. По краям скатов и площадок важно предусмотреть отбойники для колес в виде ограничивающего бортика высотой – 8-15см. Для исключения соскальзывания колес при подъеме. Наиболее удобна ширина 100см. Максимальная высота, на которую можно обеспечить подъем при помощи пандуса – 3,6м. При большей высоте обязательно применение специализированных подъемников.

Нормы не ограничивают в выборе материалов устройства. Наиболее удобными и долговечными являются стационарные пандусы из железобетона. Их выполняют на длительный срок на объектах с интенсивными условиями эксплуатации.

Поручни и перила

Важной деталью являются поручни. Их необходимо устанавливать с двух сторон от скатов. Требуется устраивать перила на высоте 65см и 90см. Перила важно выполнить из износостойких материалов препятствующих соскальзыванию рук при подъеме. Стальные перила являются не самыми удобными, т.к. в холодное время года ими сложно пользоваться. Лучше всего использовать покрытия перил из пластика, резиновых покрытий или дерева. Поручни и перила устанавливают так, чтобы они не уменьшали размеры зоны использования на плоскостях маршей. Крепление перил выполняется жестко, для условий достаточно высоких нагрузок на них.

Перила ЛО-3 и ОП-4 Перила ОН-1 и ОН-5

Поручнями могут не оборудоваться пандусы для временного пользования и съемные, в остальных случаях устройство перил и ограждений необходимо. Их изготавливают из трубчатых металлических частей, обеспечивая их достаточную жесткость и возможность надежного крепления, и требуемые размеры. Наиболее долговечны варианты из нержавеющей стали. Они не теряют своих эстетических свойств при длительном воздействии осадков интенсивной эксплуатации. При использовании поручней из других материалов необходимо учитывать потребность ухода и периодическую покраску.

Четкое соблюдение нормативных требований к размерам элементов позволяет выполнить конструкцию удобной.

Покрытия поверхностей

Покрытия поверхностей пандусов и поворотных площадок необходимо выполнять из материалов, препятствующих скольжению. Недопустимо наличие швов, порожков, материалов покрытия с крупной структурой, препятствующих подъему и спуску. Уклон пандуса для инвалидов, при его правильном выборе и конструктивном решении обеспечивает естественный сход осадков.

Читайте также:  Забор из вагонки своими руками: фото варианты

Противоскользящие покрытие

При выполнении отделки требуется сохранить нормируемую ширину пандуса для инвалидов колясочников. Для вариантов из железобетона это может быть покрытие из наливных бетонов, различные виды бетонной плитки, рельефная керамическая плитка, рулонные резиновые покрытия и т.д. Отбойники для колес (бетонные или металлические) окрашивают в яркий цвет.

Для металлических конструкций используют нескользящие рулонные резиновые покрытия и материалы из пластика. При выборе покрытий такого типа учитывается износостойкость и возможность замены при необходимости. Поверхности маршей из металлов выполняют из просечного листа, препятствующего скольжению и не требующего дополнительной отделки. Выбирая просечной лист, важно обратить внимание на жесткость. Толщина выбирается из условий отсутствия вибраций и прогибов при движении коляски. Рельеф просечек должен обеспечивать надежное сцепление колес с плоскостью, но не препятствовать перемещению. Лист крепится к несущим элементам (балкам, выполняемым из швеллера или тавра, опорам) прочным сварным швом. На стыках покрытий скатов и площадок из просечного листа недопустимы острые края и перепады. В местах стыков листов монтируют защитные полосы. При этом, ширина пандуса для инвалидов колясочников рассчитывается без допусков на отделочные материалы. Для удобства пользования края (начало и конец подъема) обозначаются рельефными вставками из плитки или сигнальными полосами желтого цвета.

Покрытие укладывается таким образом, чтобы обеспечить поперечный уклон плоскостей около 1% для организации стока дождевых и талых вод. На поверхностях не должно так же образовываться наледи. Для стационарных конструкций допустимо применение подогрева маршей для условий интенсивного использования.

Выбирая покрытие необходимо учитывать простоту монтажа при возможной замене или ремонте, износостойкость, стилевые и эстетические качества. Это продлит срок службы и упростит эксплуатацию.

Нестационарные решения

Нестационарные пандусы, как правило, сочетают в себе большинство вышеуказанных требований, реализуемых в виде простых устройств. Распространенное применение нестационарных типов – помещения входных зон и лестниц существующих жилых домов, подъездов. Прежде всего, это пандусы для колясок в жилых домах. В них невозможно устройство полноценного стационарного решения из-за небольших габаритов пространства, поэтому используют откидные и приставные типы.

Откидные конструкции выполняются в виде универсальных полозьев и скатов с односторонним устройством поручня. Полозья в этом случае выполняют из швеллеров, связанных между собой стальными пластинами. Такое решение используется при необходимости, а в остальное время находится в откинутом положении, не мешая пользованию лестницей в подъезде. Поручни с перилами устанавливают на высоте 65см и 90см. Откидывание скатов предусматривают от стены с поручнем в сторону лестницы. При установке учитывается ширина пандуса для инвалидов колясочников равная в осях полозьев 78см.

Стык образуемый полозьями скатов с переходными площадками выполняется без порогов и зазоров, препятствующих перемещению, а перила обеспечивать условия наличия удобной опоры при подъеме. Он жестко крепится к стене анкерными соединениями, рассчитанными на нагрузку в два раза превышающую вес инвалида в коляске. Простота монтажа позволяет закрепить без нарушения существующей отделки лестниц.

Долговечность и удобство

Прочность и долговечность зависит от надежности конструкции откидывания. Для облегчения веса и простоты откидывания полозья могут быть выполнены из алюминиевого профиля или из дерева. Расстояние между полозьями — не менее 78см (в осях). Выполненные таким образом скаты не требуют дополнительной отделки, кроме покраски. Покраску следует выполнять с учетом цветовых решений помещения, в котором он устанавливается. Он должен иметь нейтральный неброский цвет (например, серый) с сигнальными полосами желтого цвета на поверхностях в начале и конце наклонной плоскости. Они наиболее часто монтируются для колясок в жилых домах.

Важно обратить внимание на решение механизма откидывания, который обеспечивает надежность и простоту эксплуатации для всей конструкции.

Передвижные конструкции

В ряде случаев удобно использование телескопических и складных вариантов, их преимущество в изменении геометрических параметров марша при необходимости. При этом требуемая ширина пандуса для инвалидов колясочников обеспечивается без проблем.

На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками — не более 6,0 м.

На перепадах высот на путях инвалидов в помещениях применимы перекатные площадки из рифленого листа. Они выполняются стальными или алюминиевыми, с большим ресурсом по срокам эксплуатации, поэтому могут быть могут применяться в специализированных учреждениях. Рифление обеспечивает хорошее сцепление колес с поверхностью. Такие решения не требуют установки перил и ограждений, т.к. используются при незначительных перепадах высот. Они просты в монтаже и не требуют дополнительной отделки.

Переносной пандус на лестнице

Для подъема колясок в автомобиль в случае необходимости использования переносного варианта. Применимы новые рулонные и приставные «аппарели». Они решены из легких алюминиевых сплавов, не требуют монтажа и могут быть использованы в различных ситуациях. Их достоинство – малый вес и возможность транспортировки на любой объект.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Размеры пандуса для инвалидов по ГОСТу

Пандус для инвалидов представляет собой наклонную конструкцию для безопасного спуска и заезда на лестничные площадки лиц с ограниченными возможностями. Состоит пандус из двух горизонтальных площадок, которые располагаются на разных уровнях. Поскольку предназначены такие сооружения для инвалидов и мам с колясками, к таким конструкциям предъявляются довольно жесткие требования. Требования к размерам пандусов для инвалидов по ГОСТу установлены на законодательном уровне, поэтому их важно знать.

Особенности конструкции

Большинство современных пандусов делятся на несколько типов, в зависимости от конструктивных особенностей:

  • съемные – такие конструкции легко снимаются с лестничной площадки;
  • стационарные – их устанавливают на длительный срок;
  • откидные – такие изделия обычно крепятся на петли, благодаря чему их можно откидывать при необходимости;
  • выдвижные или телескопические;
  • рампы.

Независимо от того, насколько сильны различия между пандусами для инвалидов, требования к таким конструкциям предъявляются одни. Их следует рассмотреть более внимательно.

Угол наклона

Начать обзор основных требований к пандусам следует с определения угла наклона. Такой показатель является очень важным для повышения безопасности эксплуатации. От выбора правильного угла наклона зависит легкость перемещения колясок в обоих направлениях. Такое значение указывают в процентах.

Этот показатель часто определяется метрической системой мер. При выборе 10% уклона каждый метр пролета превышает по высоте предыдущий на 10 см. Наклон, по ГОСТу, должен отвечать таким требованиям:

  • при высоте подъема около 80 см допустимым является угол наклона – 5%.
  • При небольшом перепаде плоскости (не больше 20 см), угол увеличивают до 10%.

При высоте конструкции не более полуметра и длине до 60 см, можно выполнить угол наклона равным 8%. В таких случаях ГОСТ определяет, что подобные сооружения не выполняются стационарными. Их монтируют на определенный срок.

Размеры

Такой важный параметр, как размеры конструкции, должен учитываться в первую очередь. В государственном стандарте такой параметр прописан довольно четко:

  • Необходимо, чтобы пандус был снабжен двумя горизонтально расположенными площадками. Одна должна располагаться снизу, а вторая – вверху. Размеры площадок следует выполнять таких размеров, чтобы они оказались немного больше габаритов площадок. Это обеспечит легкость перемещения инвалидов на колясках.
  • Можно разделить все конструкции на две большие группы. За основу принимается ширина пролета. Если перемещение по пандусу организовывается одностороннее, минимально необходимое расстояние должно быть 90 см. При необходимости обеспечить двустороннее движение этот показатель увеличивают в два раза.

Такие размеры пандусов для инвалидов установлены в законодательном порядке. Если соблюдать эти требования, коляски удобно будет закатывать и скатывать с лестничного пролета. Требования ГОСТ к пандусам для инвалидов достаточно четко приписаны в соответствующе документации, поэтому узнать их не составит труда.

Перила

Не на каждый пандус необходимо монтировать ограждение. Однако при высоте подъема более 15 см и при длине пролета больше 1,8 м перила следует устанавливать в любом случае. Их необходимо размещать с двух сторон. Перила должны быть длиннее дорожки минимум на 30 см. Ограждение выполняется из металла. Трубы для изготовления поручней необходимо выбирать от 30 до 50 мм диаметром.

Высота ограждения для взрослых должна иметь два уровня – 60 и 80 см. В случае с детскими пандусами этот показатель составляет полметра. В нижней части пролета обязательно устанавливают ограждение – бортик или бордюр. Он предназначается для противостояния движению коляски задним ходом. Бортик выполняется высотой 5 см.

Различия в конструкциях

При монтаже уличных пандусов необходимо учитывать, что лучшим вариантом является создание стационарных моделей. Чаще всего их возводят из бетона. Такое сооружение является прочным и надежным. Оно будет служить довольно долго при условии правильной эксплуатации.

Может быть выполнена и конструкция из металла. Для ее создания понадобится подготовить металлические профили. В качестве рабочего инструмента используют сварочный аппарат. Такой вариант сооружения пандуса довольно требовательный. Металл, находясь на открытом воздухе, быстро начнет покрываться ржавчиной. Чтобы этого избежать, его придется регулярно окрашивать.

Пандусы из дерева чаще встречаются при устройстве частных домов. Это обуславливается необходимостью сочетать внешний вид строения остальными постройками на участке. В этом плане пандус представляет собой довольно функциональную пристройку, как, например, входная лестница.

Существуют и более простые варианты. К примеру, на лестничный пролет могут быть установлены металлические профили. Их называют швеллерами. Такие элементы просто крепят на ступени анкерами. При этом необходимо соблюдать определенные требования.

  • Между профильными изделиями необходимо сделать расстояние, которое равно промежутку между колесами колясок.
  • Ширина швеллера должна превышать ширину колеса коляски.

При этом следует монтировать пролеты из металла таким образом, чтобы они не препятствовали свободному перемещению по лестнице ходячих людей. Стоит помнить, что большинство современных производителей реализует готовые устройства, которые можно использовать для создания отличных пандусов. При этом большинство таких изделий отвечает требованиям ГОСТов. Изготавливаются подобные пандусы из стали, алюминия или пластика.

Многие домашние мастера собирают пандусы из дерева, чтобы устанавливать их в подъездах многоэтажных зданий. Их устанавливают на ребро к стене. При необходимости подняться или спуститься такие конструкции укладывают на лестничный марш. В этом положении по нему можно свободно передвигаться на коляске. Затем пандус снова устанавливают на ребро к стене.

Однако с такой задачей инвалиды не могут справиться самостоятельно. Однако чаще всего других вариантов просто нет. Главное – чтобы пандус соответствовал всем требованиям СНиП и ГОСТов. Это позволит обеспечить безопасность инвалидов.

Пандус в подъезде должен быть безопасным при перемещении как инвалидных колясок, так и детских. Нередко подобные конструкции монтируются на входах в общественные здания. Конструкция обычно монтируется на входах в общественные здания. Конструкция таких изделий довольно проста. Она представляет собой наклонную поверхность. Пандус предназначен для соединения верхней и нижней площадки лестничного марша. Существует множество вариаций подобных изделий.

Виды пандусов

Существует несколько основных разновидностей пандусов для инвалидов. Каждый тип изделий следует рассмотреть подробнее. Это объясняется их существенными различиями как в особенностях устройства, так и в стоимости.

Стационарные

Подобные изделия предназначаются для продолжительной эксплуатации. Их сооружение предусматривается еще на стадии проектирования дома. Подобные конструкции обычно монтируются на входах в жилые дома и магазины. Такие изделия могут иметь один или два пролета. Довольно часто они выполняются П-образными.

Основные материалы для их изготовления – бетон и металл. Они довольно прочные и могут прослужить не одно десятилетие.

Откидные изделия

Пандусы откидного типа не могут быть сняты с лестничного пролета при необходимости. Однако их можно свободно сдвинуть для обеспечения свободного перемещения ходячих людей. Подобные конструкции монтируют в многоэтажных жилых домах. Откидные пандусы могут быть представлены в виде параллельно расположенных полотен или платформ. Изготавливают подобные изделия из алюминия.

Съемные

Пандусы съемного типа можно отнести к группе мобильных. Их изготавливают из дюралюминия, учитывая специфику подобных устройств. Такие изделия обычно делятся на несколько подгрупп:

  • Телескопические устройства. Такие пандусы могут выдвигаться, увеличиваясь в размерах. Они очень удобны при заезде в транспортные средства. Изготавливаются телескопические пандусы разных размеров. Они отличаются средним показателем грузоподъемности 400 кг.
  • Рампа – подобные изделия обычно монтируются при необходимости преодоления бордюра или порога. Их просто устанавливать ввиду небольших габаритов. Конструкция рампы является складной. Изготавливают рампы из резины и металла. Пандусы подобного типа обычно выполняются не более 85 см. С помощью таких устройств могут преодолеваться препятствия до 15 см высотой.
  • Ролл-пандусы являются современными конструкциями, которые придуманы для удобства перемещения инвалидов-колясочников в различных местах, не оборудованных стационарными изделиями. Такие пандусы отличаются небольшими размерами и массой. Для их изготовления применяется авиационный алюминий.

Такие виды пандусов довольно распространены, поскольку их используют повсеместно.

Технические требования

Создание любой конструкции подразумевает разработку проекта. Для изготовления качественного пандуса потребуется сделать его таким, чтобы он соответствовал основным требованиям. Чертеж такой конструкции обычно подчиняется определенным нормам. Требования к пандусам освещены в ГОСТе Р51261-99. Такие изделия должны соответствовать следующим нормативам:

  • Максимальным является угол наклона не более 8%. Этот показатель следует высчитывать при делении высоты проема на длину горизонтальной проекции конструкции.
  • Рельсовые направляющие следует располагать на таком расстоянии, чтобы коляски и инвалидные кресла можно было свободно перемещать.
  • В случае с односторонним движением ширина конструкции не должна быть меньше 90 см. при оборудовании двустороннего пандуса этот показатель увеличивается до 180 см.
  • Ограждающие элементы конструкции следует устанавливать при высоте подъема более 15 см. Их необходимо монтировать и в случае с длиной пролета более полутора метров. Максимальная высота поручней должна составлять 80 см. поручни для взрослых оборудуются двухярусного типа. Первый ярус должен располагаться на уровне 60 см.
  • Учитывая, что к пандусам предъявляют определенные требования, соответствующие нормативы закреплены в документации.

Такие требования стоит учитывать при оборудовании пандусов для инвалидов. Эти нормы установлены законодательно, поэтому в случае их нарушения могут последовать серьезные взыскания.

Пандус для инвалидов: размеры, требования, ГОСТ

Что собой представляет пандус для инвалидов? Это наклонное устройство, соединяющее между собой две горизонтальные площадки, расположенных на разных уровнях. Так как этой конструкцией пользуются инвалиды, а также родители маленьких детей в колясках, то к ней предъявляются достаточно жесткие требования. И эти требования узаконены ГОСТом.

Начнем с того, что современные пандусы делятся по конструктивным особенностям на несколько видов.

  • Стационарные.
  • Съемные.
  • Откидные.
  • Телескопические или выдвижные.
  • Рампы.

В независимости от сильных различий этих видов, требования ко всем одинаковые. Итак, давайте рассмотрим, что требует от пандусов для инвалидов государственный стандарт (ГОСТ).

Угол наклона

Начнем именно с угла наклона пролета, потому что это самый важный показатель в плане безопасной эксплуатации, от которого зависит простота и легкость движения колясок вверх или вниз. Измеряется данное значение в процентах. Кстати, процент можно определить через метрическую систему измерений. Если говориться о 10%, то это на один метр длины пролета верхний его край должен быть выше нижнего на 10 см. Итак, что требует от наклона ГОСТ:

  • Если высота подъема пандуса – 80 см, то максимальный угол будет составлять – 5%. Или если перевести в градусы, то 2,9°.
  • Если перепад плоскости не очень большой – 20 см, то показатель угла можно увеличить до 10%, это приблизительно 5,7°.
  • Если высота пандуса не превышает полметра, а его длина не очень большая – до 60 см, то угол уклона может быть выбран 8%, это 4,8°. При этом ГОСТ точно определяет, что такое сооружение не должно быть постояннодействующим. То есть, оно устанавливается на какое-то определенное время.

Это второй важный критерий, на который необходимо обращать особое внимание. Что об этом сказано в государственном стандарте.

  • Пандус должен обязательно снабжаться двумя горизонтальными площадками: одна снизу при въезде, вторая вверху. Их размеры должны быть немного больше габаритов колясок для инвалидов в плане свободного перемещения на них. И это минимальные размеры.
  • Существует два вида конструкции пандусов, в основе которых лежит ширина пролета. Если будет организовываться по устройству одностороннее движение, то минимальная ширина должна составлять 90 см. Если движение планируется двусторонним, то размер увеличивается вдвое.

  • В том случае, если пандус – это конструкция из нескольких пролетов, то между маршами обязательно сооружается площадка. Ее назначение – возможность свободно разворачивать инвалидные коляски. Так вот размеры площадки таковы: длина минимум 1,5 м, ширина минимум 1,8 м или 3,6 м. То есть, первая ширина для одностороннего движения, вторая для двустороннего.
  • Перила (ограждения)

    Не на всех пандусах для колясок устанавливаются ограждения в виде перил. Но если высота подъема сооружения превышает 15 см, и при этом длина пролета больше 1,8 м, то перила устанавливаются однозначно. Их обычно монтируют с двух сторон дорожки, причем длина ограждения должна быть длиннее пролета на 30 см, это с каждого конца. Сама оградительная конструкция изготавливается из металла, причем диаметр труб под поручни должен быть в пределах 30-50 мм.

    Что касается высоты поручней (ограждения), то для взрослых инвалидов устанавливается два уровня: 60 и 80 см. Для детей данный показатель – 50 см. Обязательно в нижней части пролета монтируется ограждение в виде бордюра или бортика. Его назначение – противостоять движению вниз задом коляски, если инвалид не смог справиться с подъемом. Высота бортика – 5 см.

    Предназначение разных конструкций пандусов для колясок

    Если разговор идет об уличных пандусах, то оптимальный вариант – это стационарные сооружения. Их чаще всего строят из бетонного раствора с заливкой его в опалубку. Это прочное и надежное устройство, которое прослужит много лет. К тому же оно простое по производству работ своими руками.

    Можно сделать и металлическую конструкцию, для чего потребуется металлические профили разного вида и сварочный аппарат, которым будет работать специалист. Неплохой вариант, но требовательный к себе. Все дело в том, что под открытым небом такой пандус начнем ржаветь, так что его придется периодически подкрашивать. Деревянные пандусы можно встретить в частном домостроении, когда есть необходимость сочетать экстерьер дома с другими видами пристроек. В этом плане пандус и будет выполнять функции пристройки, так же, как и входная лестница с крыльцом.

    Есть более простые варианты. К примеру, установка прямо по лестничному маршу двух металлических профиля, а именно швеллеров. Их прямо устанавливают по ступенькам и крепят к ним анкерами. При этом строго надо соблюдать два требования:

  • Расстояние между профилями должно быть равно расстоянию между колесами колясок.
  • Ширина швеллера должна быть больше ширины колеса инвалидного кресла.

    При этом необходимо установить металлические пролеты так, чтобы они не мешали передвигаться по лестнице другим ходячим людям. Добавим, что сегодня многие производители предлагают готовые устройства, с помощью которых можно быстро соорудить неплохой пандус для инвалидов. При этом производители строго учитывают требования, предъявляемые ГОСТами. Такие изделия могут быть стальными, алюминиевыми и пластиковыми.

    Конечно, умельцы выкручиваются, как могут, поэтому в подъездах многоквартирных домов можно встретить и деревянные конструкции, которые устанавливаются на ребро около стены. Чтобы по ним спуститься или подняться, необходимо уложить пандус на лестничный марш, проехать по нему, а затем поставить заново около стенки. Справиться самим инвалидам с таким процессом не всегда под силу. Но другого варианта иногда просто не бывает.

    И главное – чтобы обеспечить полную безопасность для инвалидов колясочников, необходимо придерживаться требований и норм СНиП и ГОСТов.

    Свод правил СП 59.13330.2012 “СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605) (с изменениями и дополнениями)

    Информация об изменениях:

    Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. N 798/пр (в редакции приказа Минстроя России от 10 февраля 2017 г. N 86/пр) настоящий Свод правил признан не подлежащим применению с момента введения в действие СП 59.13330.2016, за исключением пунктов настоящего Свода правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521, до внесения соответствующих изменений в названный Перечень

    Свод правил СП 59.13330.2012
    “Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”
    Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001
    (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605)

    С изменениями и дополнениями от:

    21 октября 2015 г., 14 ноября 2016 г., 10 февраля 2017 г.

    Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility

    Дата введения 1 января 2013 г.

    ГАРАНТ:

    ГАРАНТ:

    Настоящий документ был включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений

    1 Исполнители – Автономная некоммерческая организация “Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи” (АНО “Оргкомитет “Сочи 2014”); Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация “Российская ассоциация спортивных сооружений” (ОФСОО “РАСС”); Общероссийская негосударственная некоммерческая организация “Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство” (“Национальное объединение строителей”); Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (ОАО “ЦНИИПромзданий”); Открытое акционерное общество “Институт общественных и жилых зданий, сооружений и комплексов” (ОАО “Институт общественных зданий”); Общество с ограниченной ответственностью “Институт спортивных сооружений” (ООО “ИСС”). Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 – ООО “Институт общественных зданий”

    2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

    3 Подготовлен к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики. Изменение N 1 к СП 59.13330.2012 подготовлено к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

    4 Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. N 605 и введен в действие с 01 января 2013 г. В СП 59.13330.2012 “СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения” внесено и утверждено изменение N 1 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. N 750/пр и введено в действие с 26 октября 2015 г.

    5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

    Актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил проведена в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент “О безопасности зданий и сооружений”, а также п. 2 Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

    Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип “универсальный проект (дизайн)”, который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

    Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

    В настоящем нормативном документе реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ “Градостроительный кодекс Российской Федерации”, Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”, Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

    Актуализация выполнена авторским коллективом: “Национальное объединение строителей” (руководитель темы – канд. экон. наук С.В. Пугачев); ОФСОО “РАСС” (зам. руководителя темы – д-р психол. наук В.Б. Мяконьков, технический директор Л.Б. Гутман, ведущий специалист И.П. Камчаткин); ОАО “Институт общественных зданий” (зам. руководителя темы по научной работе, общая редакция – канд. архитектуры A.M. Гарнец); ООО “ПожМонтажГрупп” (инженер А.В. Апаков); Департамент социальной защиты населения г. Москвы (специалист А.В. Варсанофьев); ГУП “МНИИТЭП” (нач. электроотдела А.В. Кузилин); ФГОУ ВПО Госуниверситет по землеустройству (д-р архитектуры М.Ю. Лимонад); ОАО “МосОтис” (инженер С.М. Ройтбурд); Минрегион России (канд. экон. наук, нач. отдела технического регулирования и нормирования в строительной отрасли Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики К.А. Жиляев); ОАО “ЦНИИПромзданий” (канд. архитектуры Д.К. Лейкина); ООО “ИСС” (ведущий научный сотрудник Э.Н. Асылгараева); АНО “Оргкомитет “Сочи 2014” (директор функционального подразделения по подготовке олимпийских объектов и инфраструктуры С.А. Красноперов, старший менеджер по подготовке олимпийских объектов Д.Б. Шишонков), при участии Всероссийского общества инвалидов (зам. председателя О.В. Рысев).

    Изменение N 1 к настоящему своду правил выполнено ООО “Институт общественных зданий” (канд. архитектуры A.M. Гарнец).

    1 Область применения

    1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее – маломобильных групп населения – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах “универсального проекта” (дизайна).

    1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

    В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках “разумного приспособления” при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

    1.3 Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

    1.4 Требования нормативного документа не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов.

    1.5 Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:

    досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

    безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

    эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

    своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

    удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

    1.6 Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

    2 Нормативные ссылки

    Нормативные документы, на которые в тексте настоящего свода правил имеются ссылки, приведены в приложении А.

    Примечание – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Термины и определения

    Не применяется с 15 мая 2017 г. – Приказ Минстроя России от 14 ноября 2016 г. N 798/пр

  • Ссылка на основную публикацию