Искусство Икебана — как оно появилось и в чем его секрет?

Искусство Икебана — как оно появилось и в чем его секрет?

Фитодизайн интерьера, получивший в последнее время широчайшее распространение, является наиболее динамично развивающимся направлением современного дизайна. Развитию флористики в большой степени способствуют определенные правила и техники создания цветочных композиций.

Искусство икебаны

Считается, что флористика берет свое начало в Японии. В Стране Восходящего Солнца умение составлять изысканные цветочные композиции считалось неотъемлемой частью культуры, искусству создания икебаны обучались не только девочки, но и мальчики.

Старинная японская легенда гласит, что когда-то давно, после сильной грозы, которая уничтожила огромное количество цветущих деревьев, древние монахи обратились к всемогущему Будде с молитвой о том, чтобы он помог возродить то, что было уничтожено стихией. К подножию статуи божества они возложили сломанные ветви цветущих деревьев. И Будда внял их мольбам – сады вскоре опять зацвели, принося радость и красоту. Именно эта легенда положила начало развитию искусства икебаны – в буддистских храмах стали устанавливать изумительно красивые асимметричные композиции, символизирующие оживление цветов.

Именно это искусство цветочной композиции получило название икебана – оживление цветов, или kado – путь цветов.

Западные страны привнесли свою нотку в искусство цветочной композиции, характеризующуюся обилием цветущих растений. Японская же икебана в свою основу ставит строгие линии ветвей и листьев. Цветы в традиционной икебане играют второстепенную роль. Ваза (подставка, контейнер, блюдо) также несет ключевую нагрузку всей композиции. Вся структура японской икебаны основывается на наиболее равновесной геометрической фигуре – треугольнике, три вершины которого символизируют землю, небо и человека.

Икебана – один из наиболее древних видов искусства, его история насчитывает более 6 веков. Само название этого искусства состоит из двух слов: “ике” – жизнь и “бана” – цветы, т.е. дословно икебана можно перевести как “живые цветы”. Начало искусству цветочной композиции было положено буддийскими ритуалами, которые считали цветы символами душ умерших людей. Статуса художественной формы, которая никак не была связана с религией, икебана достигла приблизительно к середине 15 века. Первыми преподавателями и студентами традиционно являлись священнослужители, однако среди них стали появляться и высокопоставленные члены общества. Немного позже, когда на основе традиционной школы цветочной композиции возникло большое количество различных направлений, обучение искусству икебаны стало доступным для любых уровней общества.

Влияние Буддизма

Искусство икебаны зародилось в начале 6-го столетия, приникая к зарождению в Японии буддизма. В то время возложение цветов на алтарь божества являлось обязательной частью церемонии. В Индии статую Будды осыпали лепестками цветов, а подношение цветущих ветвей производилось лишь изредка. Постепенно японская традиция украшения алтаря цветами претерпела некоторые изменения – цветущие растения стали помещать в специальные вазы. Подношение цветов божеству стало почетной обязанностью священнослужителей.

Происхождение Икенобо

Икенобо – наиболее старинная школа икебаны, которая была основана в 15-м веке священником-буддистом по имени Икенобо Сенкеи. Считается, что именно он создал течение “рикка” (постоянные цветы). Этот стиль отражает красоту природы в понимании буддистов: сюда входит семь отделений, которые представляют водопады, долины, холмы и остальные красоты природы, имеющие определенную форму. Аристократы и священнослужители развивали именно этот стиль, делая его все более утонченным, в то время как более простые люди предпочитали менее изысканный стиль, получивший название “shoka” или “seika” . В нем используются лишь три основных понятия: земля, небеса и человек, основывается он не столько на философском осмыслении произведения, сколько на естественной красоте растений.

Наиболее известная школа современности сформировалась в конце 19 века, а именно в тот момент, когда Охара Неголень отделилась от школы Икенобо. Для композиций школы Охара характерна “moribana” – то есть плоская ваза, украшенная сложенными сверху цветами. Стиль морибана часто применяет западные растения, это объясняется влиянием западной культуры на Японию, происходящим в момент открытия данной школы. Художественные движения начала 20-го века стали основой развития композиций «jiyuka». Однако в то время икебана все еще оставалась искусством элиты.

С начала 30-х годов стал возрастать интерес к искусству цветочной композиции. Открывались специальные школы, привлекающие людей любых социальных слоев. Жены американцев, живших в Японии, помогли искусству икебаны пересечь границы Японии, привлекли к нему внимание людей всего мира. Появилось новое течение – авангардная икебана, которая сделала возможным применение в цветочных композициях стали и пластика.

Сейчас в Японии известно около 3 000 школ икебаны, во всем мире их количество приблизилось к 1000. Икебаной сегодня занимаются около 15 млн молодых японских девушек и юношей.

Искусство икебаны

Икебана (или икэбана) в переводе на русский означает «живой цветок». Это традиционное японское искусство, связанное с использованием цветов в качестве подношений божественным духам. Японцы, исповедовавшие религию синто, считали, что такие духи окружают нас повсеместно и скрываются в растениях, а также в неодушевленных предметах, например, камнях. Из-за этого к цветам в Стране восходящего солнца было принято относиться как к божествам.

Интересно, что когда Япония приняла буддизм, обряд никуда не исчез. Он трансформировался в подношения цветов Будде. Проводить такой процесс должны были монахи мужчины. Тогда же искусство икебана начало формироваться в том виде, в котором оно дошло до наших дней.

Вы также можете попробовать сделать икебану своими руками и подарить её близкому человеку. Или же выберите более традиционный вариант – недорогие букеты кустовых роз .

Становление искусства икебаны

Первая школа икебаны под названием Икэнобо была открыта в 15 веке в городе Киото. Ее основателем стал Икэнобо Сэнкэй.

Первым стилем этой школы стал рикка, который был создан для прославления Будды. Стиль отличался размахом (композиции имели высоту более полутора метров) и идеальной точностью геометрических линий. Неудивительно, что основой для него служили бамбук и сосна, а остальные растения органично их дополняли.

На то, чтобы выполнить одну композицию, требовалось огромное количество сил и времени. Занимались этим всего несколько мастеров, пока об икебане не узнали сначала правящая элита, а потом и простой народ. Так популярность искусства начала стремительно расти.

Дальнейшее развитие

Несмотря на то, что стилю рикка обучалось все больше людей, он продолжал оставаться тяжелым и энергозатратым. В связи с этим в начале 18-го века был разработан стиль под названием сёка. Тремя его центральными элементами стали: Человек, Земля и Вселенная.

Сёка хорош тем, что такие композиции можно ставить не только в высоких, но и в низких вазах. На первых этапах развития стиля в нем и вовсе было принято использовать всего одно растения (травы или деревья). Уже потом, по мере развития, мастера стали сочетать между собой разные дары растительного мира.

Влияние Запада

19 век охарактеризовался началом торговых отношений с Европой и США. В итоге, в Японии появилось множество товаров, о котор ых здесь никогда не знали. Все это повлекло за собой изменения в разных сферах жизни, в том числе и в искусстве икебана.

Завезённые с Запада цветы и растения изначально не допускалось использовать при создании композиций. Но человек по имени Унсин Охара выступил новатором и разработал еще один новый стиль. Речь идет о морибана – разновидности икебана, характеризующейся использованием низких горшков-плошек, нетипичных для Страны восходящего солнца цветов и даже воды (она играет роль дополнительного художественного элемента).

В дальнейшем Охара решил не ограничиваться низким вазами и создал дополнительный подвид своего стиля – хайку. Это все тот же морибана, только в сосудах другой формы.

Современность

Разительные изменения ожидали искусство икебана в конце 30-х годов прошлого столетия. Именно в это время Софу Тэсигахара основал школу Согэцу.

Ранее Тэсигахара, как и его отец, был последователем идей школы Икэнобо. Но он решил пойти дальше и решился на самостоятельное творчество. Более того, совместно с другим мастерами он принимает декларацию «Новой икебаны». Этот документ, по сути, снял с искусства оковы, мешавшие ему развиваться. Пропала необходимость соблюдать строгие и местами устаревшие формы и правила.

Софу Тэсигахара стал использовать в процессе создания композиций не только живые, но и сухие растения, а также металлы, камни, веревки и другие материалы. Его последователи продолжили эту линию, и сейчас школой Согэцу управляет Аканэ Тэсигахара – его дочь.

Всего в Японии насчитывается несколько сотен школ икэбана, однако наибольшее влияние все еще имеют – Икэнобо, Охара и Согэцу.

Уроки японского. Искусство икебаны

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

Читайте также:  Рейтинг кормов для собак 2020

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Икебана в стиле морибана

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.

Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.

Когда все раздражает… составь икебану!

Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.

От такого презента сложно отказаться

Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.

Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

История икебаны

С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения.

Считается, что принц Сётоку (574-662), содействовавший установлению буддизма в Японии, положил начало и цветочной аранжировке.

Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икэбаны. Последняя настолько глубоко была пронизана религиозно-философским смыслом, что даже и в наши дни, спустя много веков и сильно изменившись, она не освободилась от символики и некоторых традиционных постулатов восточных религий. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икэбана основывалась на философии противостояния двух сил – света и тьмы, символизирующих Небо и Землю.

Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икэбаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека

Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые строил Сэнму и ставил в храме, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов).

Дом Сэнму называли “хижиной у пруда” – икэнобо. Этим именем через восемь столетий была названа перваяшкола искусства икэбаны. Трехветочная икэбана заложила основу для старейшего стиля рикка (стоящие цветы). Позднее появились формы этого стиля из пяти, семи и девяти композиционных элементов. В икэбане нашел свое отражение и один из основных постулатов буддизма об эфемерности и недолговечности высоко ценимой красоты мира, краткости и бренности человеческой жизни.

Большое влияние на искусство икэбаны оказало учение буддийской школы Дзен (1141-1215), которое утверждает значимость бытия в его непосредственной данности и сиюминутности, отрицает пышные религиозные обряды и ритуалы, считает, что высший смысл жизни кроется в самом обыденном. Под влиянием этого учения хэбана переставала быть только религиозным атрибутом, а процесс ее создания священнодействием. Композиции Рикка, достигшие к XII в. монументальности и помпезности, становятся теперь меньше по размеру, более тонкими в расцветке. Икэбана постепенно оказывается частью повседневного быта человека, она начинает создаваться не только для храмов, но и для дворцов аристократов а затем для военной знати. Сегун (правитель) Асикага Ёсимицу (1358-1408) прославился своим покровительством искусствам в стране. Развитие икэбаны тех лет также в значительной степени обязано именно ему. Он вошел в историю Японии как “изящный Сегун”. Им был воздвигнут известный храм Гиннаку-дзи, ставший достопримечательностью города Киото. Особый интерес в период его правления вызывают достижения в области так называемых искусств повседневной жизни: икэбана, чайная церемония, театр. Но, садовое искусство, архитектура. Благодаря его поддержке многие художники смогли создать в то время свои прекрасные произведения.

Читайте также:  Растение сафлор красильный: состав и калорийность, полезные свойства и противопоказания, отзывы о применении

Архитектура в те годы внесла в интерьер жилого помещения существенное новшество. В известном смысле, воспроизводя монашескую келью дзенского монастыря, архитекторы ввели в жилище стенную нишу (токонома), имевшую культурно-религиозное назначение. С ней связано развитие многих форм икэбаны. Тогда же в икэбане закрепились более строгие старинные правила и каноны стиля Рикка.

Творчество икэбаны сосредоточивалось главным образом в храмах и монастырях, где этим делом занимались монахи, а во дворцах – слуги феодалов. В истории сохранились имена многих знаменитых мастеров икэбаны, таких как Рюами, Соами, Ноами и др. Особое место среди них занимает выдающийся монах Икенобо Сенкей, настоятель храма Какудо под Киото.

Именно этот священнослужитель положил начало всемирно известной династии мастеров Икенобо. В 1462 г. Сенкей по просьбе правителя устроил аранжировку из растений в стиле Рикка в золотой вазе. Его великолепное мастерство произвело сенсацию среда населения Киото, с тех пор слава постоянно сопутствовала ему. Связи икэбаны с религиозным обрядом постепенно ослабевают, она проникает в повседневный быт, все чаще воспринимается как предмет эстетического наслаждения. Именно в этот период икэбана становится подлинным искусством. Этому способствуют и ежегодные состязания в аранжировке цветов, введенные Асикага Ёсимицу, страстным любителем цветов: его дворец называли “домом цветов”.

К началу XVII в. школа Икенобо сильно упрочилась и пользовалась, по существу, монополией в области цветочного искусства.

Рикка олицетворяла величественную природу растения, в ней линии устремлялись прямо вверх, к небу. Стиль базировался на строго канонизированных правилах расстановки растений. Наряду со стилем Рикка и в противовес ему существовал и другой, собирательный, стиль аранжировки нагеирэбана, который в раннем периоде развития искусства включал любой тип аранжировки, устраиваемой не в стиле Рикка. Нагеирэ отражает естественный рост растений, цветы стоят в вазе непринужденно, не стесненные какими-либо правилами; стебли их свободно опираются о края сосуда. Нагеирэ имеет очень много форм, она бывает прямостоячей, наклонной, свисающей, настенной, лежачей и т. п. Особое развитие получили висячие композиции в лодкообразных вазах. Такие аранжировки были доступны каждому человеку и потому любимы, особенно среди широких слоев населения.

Композиции типа тябана, называемые иногда икэбаной одного цветка, были непременными спутниками чайной церемонии. Тябана, в соответствии с особой атмосферой, в которой проходила чайная церемония, отличалась простотой, скромностью и самих цветов, и вазы: они не могли быть яркими и броскими, всего 1-2 цветка и листик. Основатель чайной церемонии и тябана Сен-но Рикю (1520-1571) положил начало развитию оригинального стиля икэбаны, популярного среди простых людей. Тябана процветает и в настоящее время и не только для чайной церемонии.

Стиль нагеирэ, у которого до конца XIX века никаких фиксированных правил расстановки растений в вазе не было, в наши дни является весьма популярным и используется во всех существующих школах как традиционных, так и современных.

Сейка, или Сёка, появившаяся в начале XVIII века, в период Эдо, как реакция на закостенелый и строгий стиль Рикка, представляет собою упрощенную Рикку. И количество, и ассортимент растений стали минимальными, техника установки растений в вазе значительно упростилась. В конце XVIII века Сейка, сочетая в себе благородство рикки и простоту нагеирэ, завладела местом в токономе. В основе трехлинейной асимметричной структуры стиля – разносторонний треугольник, представляющий хорошо известное отношение небо-земля-человек. Аранжировщик при этом стал более свободным в выборе количества и качества материала, но изобилие его и разнообразие ассортимента не допускалось.

Появление этого стиля стимулировало возникновение ряда новых школ икэбаны. Среди них выделяется Корю, существующая и поныне и в своем развитии давшая много дочерних ответвлений. Все эти школы действовали, главным образом, в период Эдо. Тогда же центр цветочной аранжировки переместился из Киото в Эдо (старинное название г. Токио), где устраивалось много выставок, а Сейка ставилась в ресторанах и других общественных местах. Требовалось упрощать форму икэбаны, чтобы легче было аранжировать и обучать этому делу.

К началу XIX века относится и возникновение хорошо известной школы Мисё. Каждая из появлявшихся школ привносила свои понятия в развитие стиля Сейка. В 1868 г после буржуазной революции и столетия государственной изоляции, Япония под руководством молодого императора Мейдзи открыла свои двери Западу. Столица была перенесена из Киото в Токио. Феодальная система была нарушена, появились новые социально-экономические и политические институты, включая парламент, университет, банки и т. д. В течение 25 лет периода Мейдзи японцы осваивали западные пути развития общества. Усиливалась критика традиционной икэбаны, стиль нагеирэ стал более приемлемым для общества. Большинство школ было связано с храмами, поэтому их популярность падала, они приходили в упадок. Многие школы, в первую очередь те, что были под покровительством военной касты (сегунаты), терпевшей крах вместе с феодализмом, стали исчезать. Мастера разъезжались в провинции в поисках стабильной жизни. И сейчас еще можно встретить там остатки старых школ.

Все же в обновленной стране от феодальной системы оставались многие традиционные обычаи, включая икэбану, хотя и измененную, часто искаженную. В 80-е годы прошлого века начали бурно восстанавливаться национальные духовные ценности, искусство, в том числе и икэбана.

В 1889 г. восстановлена школа Икенобо, ее филиалы по стране, школа Корю и др. Икэбана стала обязательной для элементарного образования женщин. По всей Японии она приобретает разнообразные и очень энергичные формы. Но ее архитектоника осталась прежней – треугольник, образуемый тремя главными элементами (Син, Соэ и Хикаэ) Вместе с развитием культурно-экономических связей с Западом икэбана стала обновляться и обогащаться новыми идеями и новым ассортиментом растений, дотоле невиданных в Японии (роза, гвоздика, стрелиция, тюльпан и др.).

В 1897 г. была основана шкала Охара, обогатившая искусство икэбаны совершенно новым стилем морибана (растение в плоских вазах на наколках), позволяющим создавать целый природный ландшафт в сосудах. В 1926 г. под влиянием авангардистских течений в изобразительном искусстве возникает современная школа Согецу, которая показала возможности использования в икэбане сочетания живого и неживого растительного материала, но и диапазон размеров, форм композиций и мест установки их в интерьерах и на свободных открытых пространствах.

Таким образом, в течение нескольких веков икэбана развивалась и изменялась в соответствии с общественно – политическими, экономическими и культурными переменами, происходящими в жизни общества. Но особенно большое влияние она постоянно испытывала от перемен в искусстве архитектуры.

Развитие икэбаны шло в сторону демократизации: большей доступности широким слоям населения, упрощения техники расстановки растений в вазе и обучения этому искусству; приспособления стилей и форм икэбаны к условиям современной жизни, к интерьерам жилых и общественных помещений; по пути расширения ассортимента растений и использования инородных материалов. Аранжировщикам предоставлялось все больше свободы в выборе средств и материала для творческого самовыражения в этом искусстве.

Икебана 生 花

Икебана — это японский вид искусства, занимающийся аранжировкой цветов. Икебана — это создание цветочных композиций, поэтому ее также называют искусством («путь цветов»). Вместе с кодо (ладан) и чадо (чай), кадо образует так называемые «три классических японских искусства утонченности». Икебана буквально означает «живые цветы».

Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину.

Икебана — не единственная форма искусства, которая фокусируется на цветах. Но, в отличие, например, от западного цветочного искусства, Икебана фокусируется не на качестве самих цветов, а на создании красивой «композиции». Так что это больше о цветочной композиции в целом, а не о самих цветах. Форма искусства существует уже почти тысячу лет и основана на буддийских ритуалах. С момента создания формы были разработаны бесчисленные различные стили, также называемые школами, каждый из которых имеет свои собственные характерные и уникальные характеристики.

Что используется в икебане?

Как говорилось ранее, Икебана — это не только сами цветы. Вот почему много разных материалов, растений и других вещей используются для цветочных композиций. В основе икебаны лежат цветы, ваза, листья, стебли и ветви. Вокруг него можно разместить мох, фрукты, опавшие листья, травы, почки или другие природные материалы. Использование материалов зависит от сезона. Летом вы видите, например, цветочные композиции с яркими цветами и фруктами и бутонами, а осенью вы видите цветочную композицию с мертвыми листьями и мхами.

Каждый цветок и лист имеют свое значение

Каждый цветок и лист в икебане имеет свое значение. Возьмите, к примеру, цветок лотоса или бамбук. Лотос означает подлинность и чистоту, бамбук — устойчивость. Используя различные цветы в цветочной композиции, выражается множество значений и чувств для достижения определенного баланса.

В отличие от западной культуры, цвет в икебане не очень важен. В Японии важна форма, а не цвет. Подумайте о форме и размере вазы или форме определенного листа. Создание цветочной композиции также учитывает человека, который его увидит. Во время цветочной композиции вазу ставят на высоте, на которой цветочная композиция должна быть видна. Кроме того, соляная кислота или серная кислота используется во время аранжировки цветов. Таким образом, цветы хранятся хорошо.

Основной инструмент, необходимый для практики икебаны:

  • специальные икебаны ножниц
  • разные японские вазы
  • разные цветы, растения, листья или другие органические материалы

Конечно, мы уже знали, что японцы без ума от природы после просмотра всех прекрасных японских садов.

История Икебаны

Растения всегда играли важную роль в японской культуре. Растения и цветы — важная часть оригинальной японской религии, называемой синто. Считалось, что растения могут достигнуть духов предков. В настоящее время вы можете увидеть это в основном в новогодние праздники: многие японцы ставят новогоднюю икебану у своих входных дверей, чтобы приветствовать разных духов. И, конечно, период сакуры, который вызывает много эмоций у простых японцев.

Восьмое столетие.

В VI веке буддийские монахи подносили букеты цветов на алтарь божества.
Однако, только в восьмом столетии начали делать икебану. В японской поэзии также было много разговоров о цветах и ​​растениях. Причиной этого является рост буддизма в Японии. Они возлагали цветы на буддийские жертвенники. Вначале это делалось случайным образом, но с годами люди фактически начали расставлять цветы. Так были созданы первые «стили» икебаны.

В 15 х веках икебана превратилась в искусстве

Долгое время аранжировка цветов не рассматривалась как вид искусства. Это произошло в 15 х веках. Ашикага Йошимаса, тогдашний «сёгун», был большим поклонником аранжировки цветов и признал икебану искусством. Он даже придумал несколько правил, которые люди должны были соблюдать адепты при оформлении цветов!

После этого периода развитие в области японских видов искусства набирает обороты. Повсюду были разработаны новые стили, каждый со своими характерными чертами. Самыми важными из них были рикка и нейегерабана. Рикка была очень формальной и жесткой, в то время как neigerabana была более органичной и более естественной. Первоначально Икебана была на самом деле риккой, но более неформальная нейгерабана становилась все более популярной. Это в конечном итоге привело к расколу: neigerabana отделился и стал собственным видом искусства.

Читайте также:  Когда обрезать пионы на зиму в Подмосковье

Кстати, Икебана была предназначена не только для художников. Нет, многие стремились овладеть этой формой цветочной композиции. Это было также очень популярно среди японских офицеров и генералов. Они видели в этом идеальный способ прояснить свои мысли во время войны.

Сегодня

Сегодня эту форму аранжировки цветов практикуют тысячи людей во всем мире. В одной только Японии существует более тысячи школ, где преподается этот вид искусства.

Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны.

Изучите искусство Икебаны

Если кто-то хочет овладеть этим видом японского искусства, ему нужно будет обучаться в одной из школ. Во главе этих школ стоит имотото или сенсей (учитель-гроссмейстер). Эта роль часто передается от родителя к ребенку. Я думаю изучить икебану на любительском уровне можно и по интернету. Это, конечно, не тот случай, когда после нескольких уроков вы сразу знаете, как это сделать. Чтобы понять это искусство, нужны годы, и даже тогда вы продолжаете развиваться.

Идея, лежащая в основе цветочной композиции

Недаром Икебана — одна из самых известных и любимых форм классического искусства Японии. Люди не просто делают это как хобби. За этим стоит гораздо более глубокая идея. В основном это создание внутреннего мира и содействие самореализации. Вы учитесь смотреть на природу по-другому, создавая маленький кусочек природы самостоятельно. Простота процесса означает, что для этого требуются годы дисциплины, понимания и практики.

Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Фитодизайн, флористика, декорирование интерьера – для нас это новомодные слова, однако они обозначают то, чем успешно занимаются японцы уже не один век. Предлагаем вам сегодня прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство икебана.

Статья ниже кратко, но емко расскажет, что это такое, как возник данный вид искусства и как он менялся с течением времени, перетекая из одной школы в другую. Изучив статью, вы научитесь разбираться в основных элементах и стилях икебаны, а еще узнаете красивую легенду, которая заставляет поверить в волшебство.

Что это такое

Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:

  • «ике», или «икеру» – переводится как «живой»;
  • «бана», или «хана» – в переводе означает «цветы».

«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.

Икебана – это искусство составления цветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.

Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:

  • растения;
  • ветки;
  • цветы;
  • плоды;
  • листья
  • сухая трава;
  • земля;
  • песок;
  • камни;
  • стекло;
  • вода;
  • пластик – используется в наше время все чаще.

Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.

Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.

Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.

Икебана на чайной церемонии в Древней Японии

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.

Особенности искусства

Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.

В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.

«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.

Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.

Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.

Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.

Школы

Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:

Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.

Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.

Морибана

Название школы переводится как «трава и луна».

Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.

Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.

Икебана в метро Киото

Стили

Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.

Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.

Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.

По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.

Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.

Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.

Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.

Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.

В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.

Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.

Современность

В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.

Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.

Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась полезной и вы узнали из нее много нового.

Мы будем благодарны, если вы поддержите наш блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы поучать новые интересные посты себе на почту!

Ссылка на основную публикацию