Класс Брюхоногие моллюски — урок

Методические разработки по теме “Класс брюхоногие моллюски”

Познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток.

Развивать умение внимательно слушать, анализировать информацию.

Активизировать познавательную деятельность учащихся через самостоятельную работу по заданиям.

Продолжать учить детей узнавать на рисунках, схемах органы, системы органов моллюсков и называть их.

Развивать желание познавать животный мир.

раздельный материал «Раковины брюхоногих моллюсков» (по одному на парту)

Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. Биология: Животные. 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008

И.М. Гуфельд. Зоология 7 класс: Рабочая тетрадь, 1997

I. Организационный момент и мотивация деятельности учащихся.

Проверка знаний по теме «Общая характеристика моллюсков»:

  • 1. 1-2 ученика выполняют тест на компьютере. В это время 1-2 ученика рассказывают у доски общую характеристику моллюсков (из параграфа 15 учебника).
  • 2. Фронтальная работа по интерактивной схеме «Строение систем органов моллюсков» и тренажеру «Системы органов моллюсков».

II. Изучение нового материала.

  • 1. Актуализация темы, цель урока (установка учителем актуальности темы и обозначение проблемного вопроса урока. Запись учащимися темы урока и домашнего задания. Слайды 1-2, презентация).
  • 2. Характерные особенности брюхоногих моллюсков. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам: слайд 3 – число видов улиток; слайды 4-12 – среда обитания улиток; слайды 13-15 – строение тела. Работа с раздаточным материалом «Раковины брюхоногих моллюсков» (учащиеся рассматривают раковины брюхоногих моллюсков под номерами, указанными на слайде 16 – раковины брюхоногих моллюсков). Слайд 17 – органы дыхания и специализация питания).
  • 3. Строение и образ жизни прудовика обыкновенного, виноградной улитки и слизня полевого. (Самостоятельная работа по вариантам: прочитать и рассказать текст учебника на странице 64-65 о строении и образе жизни брюхоногих моллюсков. Рассказ учащихся. Обсуждение вопроса: что общего в строении изученных моллюсков. Слайды 19-20).
  • 4. Морские моллюски: хищные улитки конус и мурекс, планктонное брюхоногое – морской ангел. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам: 21-23).
  • 5. Связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. (Фронтальное обсуждение проблемного вопроса: какая связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. Запись учащимися черт приспособленности к среде обитания брюхоногих моллюсков. Слайды 24 – 25.)
  • 6. Значение улиток в природе. (Рассказ-беседа. Слайд 26.)
  • 7. Значение улиток в жизни человека. (Рассказ-беседа. Слайд 27. Самостоятельная работа по заданию: из статьи «Знаете ли Вы?» на с 45 рабочей тетради найти ответ на вопрос, какое значение в жизни человека имеют моллюски каури и мурекс. Слайд 28 – 29.)

III. Закрепление изученного материала (беседа по вопросам: слайд 30. Выполнение теста с последующим самооцениванием: слайды 31-32).

Брюхоногие моллюски имеют спирально закрученную раковину, в которой находится тело, нога и голова, снабженная парой щупалец и двумя глазами. На голове находится и рот моллюска. Устье раковины может быть открытым (у легочных моллюсков – прудовиков, катушек) или закрытым крышечкой (у дышащих жабрами лужанок, битиний). Передвигаются брюхоногие при помощи волнообразных сокращений мускулистой ноги, как бы скользя по субстрату. Могут также ползать снизу по водной пленке.

Легочные моллюски дышат воздухом, за которым они время от времени поднимаются к поверхности.

Питаются все наши пресноводные улитки преимущественно растительной пищей, которую добывают при помощи «терки» (орган на языке), соскребывая ею покровы растений. Так же они поедают и мертвые остатки.

Прудовик обыкновенный встречается почти во всех пресных водоемах. Прудовики – гермафродиты, но при размножении две разные особи оплодотворяют друг друга. Кладка яиц прудовика заключена в прозрачную оболочку и по форме напоминает колбаску. Прудовики могут легко переносить непродолжительные засухи, закрыв устье пленкой, и вмерзание в лед, после оттаивания которого они вновь становятся активными. Кроме обыкновенного, в водоемах можно встретить также ушкового, болотного и овального прудовиков, различающихся по форме устья, а также малого прудовика – промежуточного хозяина (в нем обитают личинки) паразитического червя печеночного сосальщика, который живет в печени рогатого скота.

Брюхоногие моллюски: А – обыкновенный прудовик; Б – катушка роговидная

Катушки отличаются от прудовиков уплощенной, как бы сдавленной с боков раковинкой. Кладки яиц катушек имеют округлую форму.

Лужанки (живородки) и битинии отдаленно напоминают прудовиков, но устье их раковин закрывается крышечкой. Живут на дне илистых водоемов. Лужанка – довольно крупная улитка, ее раковина имеет длину 2-3 см и относительно округлую форму. Битинии мельче и их раковины больше похожи на раковины прудовиков. Битиния откладывает яйца на растения, а лужанка «рожает» маленьких улиточек, выносив икру в теле. Битиния – промежуточный хозяин кошачьей двуустки.

Урок № 2. Брюхоногие моллюски

Расширить у учащихся представление о брюхоногих моллюсках.

Продолжить формировать навыки проведения исследования.

Способствовать развитию у школьников таких качеств, как любознательность, целеустремленность, коммуникабельность.

1. Организационный момент

Учитель произносит для школьников детскую считалку:

Улитка, улитка, Высунь рога, Дам тебе хлеба, Кусок пирога.

Ребята, в моем детстве мы использовали эту считалку в разных играх. На первый взгляд, она простая. Но если внимательно в нее вслушаться, то возникнет сразу несколько вопросов. Попробуйте сами их сформулировать.

  • (Слайд)
  • – Есть ли у улитки рога и для чего они ей нужны?
  • – Откуда высовывает улитка свои рога? Чем защищено ее тело и из чего эта защита состоит?
  • – Какой образ жизни, прикрепленный или подвижный, ведет улитка?
  • – Ест ли улитка хлеб?

Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, мы проведем исследования в четырех мини-лабораториях. Но сначала необходимо познакомиться с объектом исследования.

2. Проверка знаний

На ваших столах в чашках Петри вы видите улиток.

  • – К какому типу относятся эти животные?
  • – На основании чего могут строиться утверждения?
  • – Представителями какого класса являются улитки?
  • 3. Изучение нового материала
  • (слайд) Брюхоногие моллюски весьма разнообразны. В первую очередь они различаются своими раковинами. В пресных водоемах нам часто встречаются прудовики, а объект нашего исследования – обитатель аквариумов катушка. Ее изучением мы сейчас и займемся.

Изучение брюхоногого моллюска

Задание группе №1

Возьмите живую катушку из чашки Петри и поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте, как улитка вытягивает из раковины голову, ногу. Рассмотрите на голове две пары щупалец и глаза на вершине второй пары.

Задание группе №2

Возьмите живую катушку из чашки Петри и поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте за улиткой. Обратите внимание на дыхательное отверстие справа под краем раковины. Посмотрите на катушку снизу стекла и понаблюдайте за сокращением ее мускулистой ноги.

Задание группе №3

Возьмите живую катушку из чашки Петри и поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте за улиткой. Измерьте длину ее тела. Опишите раковину улитки, указав ее форму, цвет, высоту, количество витков. Капните на порошок из растертой раковины немного кислоты и понаблюдайте за происходящим.

Задание группе №4

Возьмите живую катушку из чашки Петри и поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте за улиткой. Положите перед катушкой вначале кусочек хлеба, а затем кусочек моркови. Проследите, как она питается. Какой пище она отдает предпочтение?

После этого каждая группа рассказывает о результатах исследования, составляется общий “портрет” животного. Данные вносятся в рабочие листы.

Тема: Брюхоногие моллюски

Изучение брюхоногого моллюска

Отделы тела катушки: _________________________________________

Размеры животного: __________________________________________

На голове располагаются органы: _______________________________

Движение животного осуществляется с помощью __________________

Охотнее всего животное поедает ________________________________

Как яблонь лепестки, как блики зорь, Валяются на берегу ракушки, У каждой свой особенный узор, По завитку у каждой на макушке. Е. Шевелева

В 1867 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено захоронение первобытных людей. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, одежда. Среди украшений были обнаружены бусы из морских раковин. В Северной Америке в штат Миннесота (США) тоже было найдено захоронение – скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей.

Но не только в качестве украшений человек использовал и продолжает использовать раковины брюхоногих моллюсков.

  • (Слайд) Например, в Индии считали, что в раковине Чанк живет морской демон, которого победил бог Вишну. Раковина стала символом этого бога. Считали, что она имела власть над морем, заставляла стихать морские волны и обеспечивала безопасность путешественнику.
  • (Слайд) И среди мифов Древней Греции есть миф, связанный с раковиной. Это легенда про Пана козлоподобного, бога лесов и рощ, младшего брата Зевса. Когда Зевс стал царем богов, он наградил Пана рогом Тритона. Рог обладал чудесным свойством: он издавал настолько жуткие звуки, что все, потеряв рассудок, обращались в бегство. По имени Пана, трубившего в рог, это бегство было названо паническим, а состояние безрассудного страха – паникой. Пан восстал против богов, но воспользоваться в корыстных целях своим рогом он не смог, раковину подменили. Лишенный своего страшного оружия, Пан погиб.
  • (Слайд) А известно ли вам что такое пурпур? В клетках специальных желез моллюсков, называемых мурекс, есть гранулы, которые содержат красящее вещество. Это и ест пурпур. Существует такая легенда, связанная с его открытием. В один прекрасный день царь финикийского города Тира по имени Феникс прогуливался по берегу моря со своей любимой собакой. Та, в восторге от прогулки носилась по берегу взад и вперед, трепала водоросли, выброшенные на берег штормом, рылась в песке, находя что-то на свой собачий вкус. Как бы в оправдание своего легкомысленного поведения она приносила своему хозяину всякую всячину. Царь рассеянно наблюдал за игрой своего пса, вдруг, принимая от него очередное подношение, обратил внимание, что морда собаки покрыта пятнами кровавого цвета. Царь был человеком любознательным и задался целью выяснить причину появления пятен. Это ему удалось. Так был открыт пурпур.
  • 4. Рефлексия

Сегодня обогатились ваши представления о брюхоногих моллюсках. Судите сами, легко ли им живется. А я хочу закончить урок одной старой притчей.

Притча о моллюске и орле

Однажды два яйца стали рассуждать, кем бы они хотели быть, когда из них кто-нибудь вылупится. Первое яйцо сказало: “Я хотело бы быть моллюском. Лежишь под водой, ничего не делаешь. Что океан дает, то моллюск получает, не больше и не меньше. Мне такая жизнь по душе. Спокойное существование, контролируемое океаном”. Второе яйцо сказало: “Нет, такая жизнь не по мне. Я хотело бы стать орлом. Летать, где хочу, делать, что нравится. Самому добывать пищу. Орел управляет своей жизнью, и никто не управляет им. Не хочу ограничений, не хочу быть рабом океана”. В этой притче есть мораль, или философский смысл. Кем вы хотите быть – моллюском или орлом? Выбор за вами.

Урок в 7 классе “Тип Моллюски. Класс Брюхоногие”
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Данный урок проведен с примененим технологии УУД. Учащиеся, под контролем учителя, изучали новый материал и составляли опорный писуночный конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
publikaciya.docx491.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области

Конспект урока в 7 классе

Тип Моллюски . Класс Брюхоногие.

Урок подготовила и провела

1 квалификационной категории

МКОУ «Александровская СОШ»

Быковского муниципального района

Бондаренко Зинаида Фёдоровна

Конспект урока в 7 классе

Тип Моллюски . Класс Брюхоногие .(применение УУД)

Познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков;

рассмотреть причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток;

показать особенности строения систем органов в связи с их выполняемой функцией

Развитие умений внимательно слушать и анализировать информацию; работать с рисунками, схемами и таблицами ;

способствовать развитию познавательного интереса к животному миру.

Продолжить работу по формированию экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе;

способствовать воспитанию коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Цели для учащихся: знать отличительные признаки класса Брюхоногих моллюсков, представителей.

Уметь : характеризовать особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков связи со средой обитания; обосновывать значение брюхоногих моллюсков в природе и в хозяйственной деятельности человека

Тип урока : изучение нового материала

2.Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

Компьютер, презентация «Тип Моллюски»

Плакаты «Тип круглые черви. Дождевой червь», «Класс брюхоногие моллюски. Большой прудовик»

Раздаточный материал – аквариумные улитки , лупа ручная

1.Организационный момент: (Проверить готовность учащихся к уроку. Самоопределение к деятельности.).

2. Учитель: Добрый день! На прошлом уроке мы с вами начали изучение следующего типа из царства Животные – Моллюски. И начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Вам необходимо вспомнить и записать в тетради как можно больше признаков, характеризующих Тип Моллюски.

Сверим ваши записи (Слайд №3)
Общая характеристика типа Моллюски:

1.включает более 100 тысяч видов, преимущественно водные формы;

2. тело покрыто раковиной, состоящей из 3 слоев: наружный- роговой, средний- известковый, внутренний- перламутровый;

3. тело подразделено на 3 отдела: голову, туловище, ногу. Туловище покрыто складкой кожи – мантией, которая выделяет вещества, необходимые для построения раковины;

4. пищеварительная система состоит из переднего, среднего и заднего отделов. В средний отдел открываются протоки пищеварительной железы печени.

5. кровеносная система незамкнутая;

6. нервная система разбросанно – узловая;

7.размножение половое: раздельнополые( класс двустворчатые и головоногие.) и гермафродиты (класс брюхоногие)

Мотивация урока . Учитель: А теперь я хочу загадать вам загадки и вы сможете угадать, какой класс из типа моллюсков нам сегодня предстоит изучить.

1. Медленно ползёт в траве,

Тащит ношу на спине:

Дом тащить такая пытка,

И зовут её (улитка)

2.Кто она, ответьте мне?

Возит домик на спине,

А вот ползает не прытко.

3.Вижу – домик у дороги.

Не хочу его я трогать.

Ох, и странный, посмотри!

Только, кто же там, внутри?

Кто свой дом с собой несёт?

Где же в нём калитка?

Кто в том домике живёт? –

Там живёт . (Улитка)

Учитель : Молодцы, ребята. Сегодня мы будем изучать с вами Класс Брюхоногие, к которому относятся все улитки – их около 90 000 видов. (Записать тему урока на доске «Тип Моллюски. Класс Брюхоногие »Показать Слайд презентации с различными представителями Класса Брюхоногие.)

Цели нашего урока : Познакомиться с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков и научиться устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток

В течении урока, вам необходимо заполнить таблицу самостоятельно (Таблица нарисована на доске заблаговременно. Последняя графа заполняется в ходе изучения нового материала)

голова, туловище, нога

зрения, равновесия, осязания

тип кровеносной системы

внешние жабры либо лёгкие

3.Этап изучения нового материала:

Учитель : Чтобы вам было интереснее изучать новую тему, я приготовила сюрприз. (каждому на парту ставят стакан с водой, улиткой и увеличительной лупой)

Откройте ваши учебники и тетради и мы приступим к изучению класса Брюхоногие. При этом, чтобы вам было интереснее , мы создадим с вами рисуночный опорный конспект ( Слайд презентации №6 ) . Внешнее строение (рис.99 стр.72, объяснение с одновременным показом на плакате).

Представители этого класса встречаются почти повсеместно и являются нашими спутниками : на озерах, прудах, заводях – большой прудовик, в лесной подстилке, лугах, садах и огородах – голый слизень.(Рисуем схематическое изображение воды и суши) Но, не смотря на большое разнообразие, можно выделить общие черты:

(Ученики ищут ответ в учебнике, называют признаки и записывают и рисуют в тетради) (ответ учащихся: Раковина спирально закручена, а, следовательно, и тело тоже . Тогда какой тип симметрии будет характерен для них? ( ассиметричное строение. ). Раковина имеет начальный узкий и слепой конец- вершина и открытый широкий- устье. Отделы тела такие же, как у всех моллюсков , какие? ( голова, нога и мешковидное туловище ) Сверху тело моллюсков покрыто особой складкой кожи -мантией . (Рисуем раковину, голову, щупальца на голове,ногу. Сделаем запись на туловище: мантия, мантийная складка)

Скажите, а можно ли выделить отдельный класс только на основе внешнего строения, что ещё нужно знать?

(ответ детей: Внутреннее строение)

Учитель : Сейчас мы рассмотрим внутреннее строение брюхоногого моллюска, и дополним наш рисунок строением систем органов.

а) Пищеварительная система ( слайд №7 ,рис 73 стр 101)- учащиеся читают самостоятельно, выделяя главное, учитель рисует и пишет на опорном конспекте органы пищеварительной системы: Растение – рот- глотка-язык-терка – пищевод – желудок – кишечник -анальное отверстие. Рисуем печень и соединяем с желудком. ). Новые термины: радула, печень (значение).Возьмите увеличительное стекло и вы сможете увидеть язык с теркой (радулой).

б) Дыхательная система.

Учитель : Часто вы наблюдали большого прудовика на прудах, который поднимается на поверхность, прикрепляясь к водным растениям. Как вы думаете, зачем? Тогда, что является органом дыхания? (лёгочная полость = мантийная полость + сеть капилляров).Понаблюдайте, через какой период времени улитка поднимается на поверхность, чтобы сделать вдох? (Подсказка: 6-7 раз за 1 час поднимается улитка на поверхность из воды ) Запись на рисунке : 1левое легкое, атмосферный О2, обмен газов.

Динамическая пауза Физминутка .

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться

в) Кровеносная система (стр.101 рис.74) незамкнутая. А что это означает?

( Ответ учащихся: это означает, что кровь из сосудов поступает в полость тела )

(20-40 сокращений в минуту)

2 камеры: 1 предсердие и 1 желудочек

Аорта, артерии, вены

(рассказ о движении крови по сосудам Рис.74) Записать на рисунке: Незамкнутая, 2-х камерное сердце и сосуды, кровь –бесцветная.

Учитель : А вы знаете сколько камер сердца у человека ? (ответ: Четыре )

И сколько раз в минуту сокращается наше сердце? (ответ: 60-70ударов в минуту )

г) Выделительная система .

Зачем нужна такая система ? (ответ детей : Для выведения «удаления» вредных веществ «продуктов обмена» из организма) , как называется орган выделения? (ответ: Почки ) А если тело ассиметричное, то сколько их? (ответ: Одна. Левая. )Так и запишем на рисунке:- 1 почка.

Рассказ учителя о работе почек: В связи с ассиметрией тела у Брюхоногих только одна левая почка. Одним концом эта почка сообщается с околосердечной сумкой, где собираются продукты обмена веществ, а другим открывается в мантийную полость сбоку от анального отверстия.

Принцип работы почки схож с таковым у кольчатых червей, а о чём это может свидетельствовать?( Ответ детей : моллюски берут начало от предков, общих с кольчатыми червями)

д) Нервная система. ( Работа в парах. Задание на отдельном листке)

Учитель :Вставьте пропущенные слова в тексте и вы узнаете строение нервной системы:

«Не имеет принципиальных отличий, то есть состоит из……,……, имеет органы чувств: …….. (вставить : из нескольких (3 парных) крупных нервных узлов, соединенных между собой нервными перемычками и многочисленных нервов; осязания, обоняния, равновесия) Запишем в опорном конспекте: Н.С.- 3 пары н.узлов, нервы.

е) Размножение и развитие (стр. 102, рис 75 )

Учитель : Эти животные гермафродиты (что означает термин?), но оплодотворение перекрёстное. Из отложенных яиц развиваются маленькие моллюски, похожие на взрослых (у морских развитие с превращением: яйцо- личинка (парусник)- взрослое).Сделаем последнюю запись в нашем рисуночном конспекте: гермафродиты, значки обоеполых особей, указываем перекрестное оплодотворение, яйца на подводных растениях.

Учитель : Посмотрите на улиток и скажите: Какое значение они могут иметь в природе и в жизни человека? (слайд № 8 )(ответ детей : Они имеют огромное значение в природе (входят в цепи питания), широко используются человеком (в пищу, раковины каури использовались аборигенами в качестве монет), по раковинам ископаемых моллюсков можно определить возраст горных пород, могут являться промежуточными хозяевами для паразитов человека

Это основные особенности строения представителей класса брюхоногих моллюсков. А теперь, изучив строение, скажите, с какими системами органов тесно связана кровеносная система? (ответ детей: дыхательная, выделительная, пищеварительная системы ). Какая система регулирует деятельность всего организма?( ответ детей: нервная система. )Почему улитка является промежуточным хозяином для паразитов человека?(ответ: в теле прудовика происходит бесполое размножение личинок печеночного сосальщика)

4.Этап домашнего задания :

Учитель: Хочу задать на дом задачу: « Бабушка улитки живет в домике, построенном на вершине столба. Высота столба – 10 метров. Улитка собралась в гости к бабушке. Скорость улитки такова, что за день она проползает вверх 2 метра. Вечером улитка засыпает и во сне за ночь сползает на 1 метр вниз.

Вопрос. За сколько дней улитка доползет до вершины столба? (ответ: В итоге 8,5)

– Знать: строение систем органов в связи с выполняемой функцией;

– Уметь: показывать системы на рисунке, объяснять значение систем органов

Как самостоятельный не выделяется, проходит в ходе урока, сопровождаясь ответами учащихся на поставленные вопросы (диалог учитель- ученик) и многократным проговариванием учебного материала. Резервом является:

– обозначить стрелками к какой системе органов относится определённый орган

Биология

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Общая характеристика моллюсков

Загадочные и ужасные спруты стали героями многих легенд и невероятных рассказов. Современные режиссеры не обошли их стороной и создали множество фильмов об этих существах.


Фильм «Щупальца» Источник

Так ли ужасны и опасны эти существа? Где, правда, а где вымысел? Остановимся на этих загадочных животные и познакомимся с ними поближе.

Все эти необычные животные относятся к моллюскам. Это многочисленный тип животных, включающий приблизительно 130000 организмов. Казалось бы, что этих организмов можно встретить только в морях и океанах. Однако это совсем не так! Прогуляйтесь по берегу реки, и вы встретите там беззубок и перловиц. В озерах часто встречаются прудовики. В саду и огороде можно встретить слизней и улиток.


Виды наземных моллюсков Источник

Независимо от местообитания, все представители этого типа имеют общие черты.

Туловище моллюсков мягкое, поэтому и название типа, в переводе с латыни, мягкотелые. Часто мягкое тело прикрыто раковиной. В зависимости от наличия и формы раковины моллюски разделены на три класса.


Классы моллюсков Источник

Моллюски имеют мускулистое тело, на котором можно увидеть голову туловище и ногу. Голова моллюсков несет на себе ротовое отверстие, глаза, щупальца. Не у всех организмов типа есть голова, например у двустворчатых моллюсков она редуцирована, то есть исчезла в процессе эволюции.

У моллюсков нога способна выполнять различные функции, поэтому выделяют несколько видов ног. Внешнюю форму ног можно рассмотреть на рисунке.


Внешнее строение моллюсков Источник

Нога двустворчатых моллюсков похожа на язык. С помощью ее они медленно передвигаются по дну водоема, роют песокили ил на дне водоема.

У брюхоногих нога имеет вид подошвы, очень похожа на стопу человека. Название этих моллюсков как бы говорит нам – «нога растет из брюха», то есть является продолжением туловища. Моллюск ползает на ноге, оставляя за собой слизистый след.

У головоногих нога превратилась в щупальца, которые окружают голову. Вот отсюда и все легенды о спруте с большим количеством щупалец.

Большинство моллюсков заключено в раковину, имеющую различные формы. Строение раковины моллюсков представлено на рисунке.


Внутреннее строение раковины Источник

По внешнему виду раковины моллюсков различаются, для каждого класса характерен свой тип. Раковина, состоящая из двух створок характерна для двустворчатых. У брюхоногих – одностворчатая, завитая в спираль раковина. Для головоногих характерно отсутствие раковины.

Все моллюски так не похожи друг на друга, но, как и всем живым организмам, для них характерно наличие внутренних органов. Общая характеристика классов моллюсков позволяет выявить общие черты в строении основных систем органов.

  1. В начале урока мы познакомились не только с водными, но и наземными моллюсками. Процесс дыхания должен у них отличаться. Одни дышат кислородом воздуха, а другие растворенным в воде кислородом. Познакомимся с органами дыхания на рисунке, представленном ниже.


Органы дыхания моллюсков Источник

  1. Органы кровообращения – это «транспортная» система, которая доставляет ко всем органампитательные вещества. Представлены сердцем и сосудами, которые незамкнуты.
  2. Набор органов пищеварения зависит от типа питания моллюсков.

Фильтраторами считаются двустворчатые моллюски, причем такой тип питания привел к исчезновению у них головы в процессе эволюции.


Источник

Растительноядные и хищные формы имеют специальное образование – терку. Такой тип питания характерен для брюхоногих и головоногих моллюсков.


Пищеварительная система брюхоногих и головоногих моллюсков Источник

  1. Взаимосвязь всех систем органов осуществляет нервная система. Наиболее сложно она устроена у головоногих.


Нервная система основных классов Моллюсков Источник

  1. Органы размножения моллюсков представлены парой половых желез. Особый интерес представляют способы размножения моллюсков разных классов. Двустворчатые и головоногие моллюски раздельнополые, а брюхоногие – гермафродиты. У последних есть совокупительный орган и особый пузырёк, наполненный сперматозоидами – сперматофор. Размножение и развитие двустворчатых моллюсков отличается от всех других классов.


Жизненный цикл двустворчатого моллюска Источник

Самцы выбрасывают сперматозоиды в воду, через вводной сифон или ротовое отверстие они попадают в организм самки. Здесь происходит оплодотворение. Из яиц выходят личинки – глохидии, которые через сифон выходят в воду. Развитие личинок двустворчатых моллюсков происходит в том случае, когда глохидий прикрепится к жабрам или плавнику какой-нибудь рыбы. В течении некоторого времени продолжается эта паразитическая стадия развития моллюсков. В определенный момент времени опухоль прорывается и молодой моллюск начинает свободное существование.

У брюхоногих моллюсков есть свои особенности размножения. В весенний период происходит копуляция или спаривание особей. Сперматозоиды попадают в клоаку – выводное или «анальное» отверстие, где и происходит оплодотворение. Яйца покрыты белковой оболочкой, в стенках которой содержится известь.


Цикл развития брюхоногих моллюсков Источник

После оплодотворения улитка вырывает ногой небольшую ямку, куда откладывает до 100 яиц. Через несколько недель вылупляются молодые улитки.

У головоногих моллюсков оплодотворение внутреннее, причем роль совокупительного органа играет одно из щупалец, переносящее сперматозоиды к половому отверстию самки. Здесь осуществляется оплодотворение.


Источник

Яйца выходят из тела моллюсков и прикрепляются к различным подводным предметам. Развитие моллюсков происходит в водной среде.


Источник

Классификация моллюсков

К типу Моллюски принадлежат семь классов, представляющих большое внешнее разнообразие. Остановимся на классах двустворчатых и брюхоногих моллюсков, заключающих в себе виды, наиболее обычные в нашей фауне. В данной классификации из морских моллюсков разберем головоногих, имеющих большой биологический интерес.


Классификация типа Моллюски Источник

  1. Класс Двустворчатые моллюски – приблизительно 20000 видов.

Строение двустворчатых моллюсков оправдывает их название. Их туловище и нога заключены в раковину, имеющую две створки. Это малоподвижные, вялые животные, спокойно и медленно ползающие по дну пресноводных водоемов. В наших реках часто можно встретить перловиц и беззубок. Их используют как пищевой продукт, а раковины для корма птиц и в качестве удобрения.


Перловица Источник

Особый вид моллюсков данного класса представляют устрицы. Они ведут неподвижную жизнь – нижняя створка раковины прирастает ко дну. Устрицы селятся большими обществами, образуя так называемые устричные банки. Наиболее богаты этими организмами берега Франции, Ирландии, Англии. В России встречаются в Черном море, вместе с мидиями являются объектами морского промысла.


Колония устриц Источник

  1. Класс Брюхоногие представлен 75000 видов, считается самым многочисленным в типе Моллюски. Среди большого числа видов самыми известными стали морские типы из-за красивых раковин. Эти раковины представляют внешний скелет брюхоногих моллюсков. Системы органов наиболее развиты из всех классов у брюхоногих моллюсков.

Остановимся на классификации брюхоногих моллюсков, выделяют три подкласса в зависимости от вида и расположения органов дыхания.


Классификация Брюхоногих моллюсков Источник

Раковины моллюсков используются в ювелирной промышленности. Виноградную улитку в некоторых странах используют в пищу. Слизни являются вредителями культурных растений. Некоторые представители могут быть промежуточными хозяевами для паразитических червей. Например, личинки печеночного сосальщика развиваются в малом прудовике.

  1. Класс Головоногие моллюски – около 650 видов. Строение головоногих моллюсков несколько отличается от всех других. Их организм устроен более сложно. Голову окружают от 8 до 10 щупалец. Система кровообращения головоногих моллюсков замкнутая, по сосудам течет гемолимфа имеющая голубой цвет.

У этого класса появилось необычное средство защиты – «чернильная бомба». В организме головоногих моллюсков есть чернильный мешок с особым веществом – чернилами. Моллюск, увидев врага, темнеет и выбрасывает чернила, которые окрашивают воду.


Черная каракатица выбрасывает чернила Источник

Эта «дымовая завеса» позволяет незаметно скрыться от врага, который еще долго не может чуять запах других животных.

Наиболее известные современные виды головоногих – это осьминоги, каракатицы и кальмары. Вопреки всем историям и легендам, самые крупные особи достигают 3м в длину.


Источник

В истории фактов нападения на человека очень мало. Такое может случиться только с водолазом или аквалангистом при осмотре затонувших кораблей. Темные закоулки таких кораблей головоногие моллюски используют как убежище. Встретившись один на один с человеком ему некуда уйти, и он атакует – это способ самозащиты моллюска.

Всех головоногих моллюсков с давних времен используют в пищу, поэтому они являются объектами промысла.

Общая характеристика иглокожих

Многие люди любят смотреть на звездное небо. Знаете ли вы, что звезды есть не только в небе? В темных глубинах океана можно увидеть причудливые формы иглокожих – звезды, лилии, ежи. Давайте познакомимся с еще с одним типом морских обитателей – Иглокожими.

К типу Иглокожие относятся обитатели моря, являющиеся донными животными. Этих организмов насчитывается около 6500 видов. Поверхность тела покрыта известковым скелетом, от которого отходят шипы или иглы. Характерна лучевая или радиальная симметрия тела.


Радиальная симметрия иглокожих Источник

Только иглокожим животным свойственны особые органы передвижения, так называемая воднососудистая система. Другое ее название амбулакральная система, в переводе с латыни ambulacrum – место для хождения, хождение.


Амбулакральная система иглокожих Источник

Помимо трех представленных функций эта система трубочек-ножек иглокожих ощупывает различные предметы и является органом осязания.

Эти животные донного сообщества являются раздельнополыми. Размножаются яйцами, из которых выходят личинки, отличающиеся от взрослого животного двусторонней симметрией. В дальнейшем происходит развитие личинки, и она становится похожа на взрослую особь иглокожих.


Источник

В характеристике иглокожих нужно отметить еще одну интересную особенность. Все представители типа способны к регенерации, то есть к восстановлению утраченных частей тела.


Источник

Классификация иглокожих

Все разнообразие видов и форм необходимо распределить на классы, перейдем к классификациям иглокожих.


Классификация типа Иглокожие Источник

  1. Класс Морские звёзды – 1600 видов. Яркие и красивые морские звезды обитают в прибрежной зоне и отличаются слабой способностью к передвижению.


Источник

Однако, они считаются хищниками и для ловли добычи у них есть интересное приспособление. Морская звезда выворачивает желудок, который выделяет соки, убивающие и парализующие добычу. Процесс пищеварения идет как бы вне тела самого хищника.


Морская звезда ест анчоуса источник

Не только моллюски являются героями книг и фильмов. Морская звезда по имени Патрик стала героем мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны».


Источник

  1. Класс морские ежи – 800 видов. По своему облику морской еж представляет немного сплющенный шар, покрытый длинными колючими иголками. Морской еж обитает на средних глубинах и является донным животным. На месте обитания морских ежей можно увидеть целые скопления организмов.


Морские ежи Источник

По типу питания считаются хищниками. Чаще всего охотятся на мелких животных, но могут нападать и на крупных раков.

Яичники или молоки морских ежей считаются большим лакомством, и рыбаки побережья Средиземного моря в значительном количестве вылавливают и продают их.

  1. Класс Офиуры – 2000 видов. Другое название этого класса – «змеехвостки». В переводе с греческого Ophiura – змея, хвост. Передвигаются, морские офиуры, с помощью длинных, ветвящихся лучей. Эти лучи извиваются как змеи. За что ветвистые офиуры и получили свое название. По внешнему описанию офиуры схожи с морскими звездами.


Офиура черная Источник

Для офиур характерно половое размножение. Все особи раздельнополые. Однако есть и гермафродиты, имеющие в своем теле мужские и женские половые органы. Некоторые виды способны к бесполому размножению – делением тела на части.

Офиуры имеют положительное значение в природе. Эти морские организмы являются звеном в цепи питания, а также регулируют число планктона. По типу питания являются фильтраторами и основную масс у пищевого рациона составляет планктон.

  1. Класс морские лилии – 700 видов. Внешне морская лилия напоминает растение. Ее тело расположено на длинном стебельке. От тела отходят «лепестки» – щупальца. Их обычно бывает пять, но они способны ветвиться. Стебельчатая морская лилия прикреплена ко дну.


Стебельчатая морская лилия Источник

Есть и бесстебельчатые формы морских лилий, они свободно перемещаются в водах океана, как все животные.


Бесстебельчатая морская лилия Источник

Так все-таки, морская лилия – это животное или растение? На этот вопрос можно ответить однозначно – животное, так как для них характерны все признаки этого царства. Вспомнить основные признаки животных поможет следующий рисунок.


Источник

  1. Класс Морские огурцы или голотурии – 1150 видов. Тело их кажется голым, так как лишено игл и вытянуто в виде огурца. Встречаются на малых и больших глубинах. Интересная особенность этих организмов при раздражении судорожно сокращать свое тело и выпячивать внутренности через рот или анальное отверстие. Очень часто внутренности обрываются и особь погибает.

Голотурии считаются большим лакомством и широко используются для приготовления блюд. Огромные массы морских огурцов – трепанги, вылавливаются в Тихом океане.


Трепанг Источник

Интересно применение голотурий в косметологии. Например, черный морской огурец используют для производства омолаживающих кремов и сывороток. Такие средства оказывают положительный эффект благодаря способности к регенерации голотурий.


Черный морской огурец Источник

Класс Брюхоногие моллюски — урок

В этой теме школьники ознакомятся с общей характеристикой моллюсков, их разнообразием, ролью моллюсков в экосистемах и их значением для человека.

Тема. Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов).

Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой моллюсков, их разнообразием, значением в природе и жизни человека, рассказать о класс Брюхоногие моллюски.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

Базовые понятия и термины: моллюски, раковина, наружный скелет, брюхоногие моллюски.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I этап .Організаційний

Проверка домашнего задания

Учитель поверочное в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 8 « Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов). Спрашивает, что осталось непонятным, были ли трудности в ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.

II .Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Вероятно, каждый из вас видел раковину моллюска. А кто знает, из чего она сделана и для чего служит?

III .Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика типа Моллюски

Вопрос о ракушку позволит привлечь внимание школьников к самих моллюсков, многие из которых раковины не имеют.

Моллюски – достаточно большой по числу видов тип животных. Он насчитывает 130 тысяч видов. Живут они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, ставковики, живородки), реже – во влажном наземном среде (виноградная улитка, слизень).

Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются – от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них – малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

К основных характерных черт строения моллюсков относятся следующие черты:

1. Тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие). Отделами тела является голова с расположенными на ней глазами и 1-2 парами щупалец, туловище, в котором расположено большинство внутренних органов, и нога – мускулистая брюшная часть тела, что служит для передвижения. У двустворчатых моллюсков голова редуцирована.

2. Тело моллюсков заключено в раковину, что защищает животное. Внешний слой раковины роговой, а средний (фарфоровый) и внутренний (перламутровый) – известняковые. В брюхоногих моллюсков раковина сплошная в виде колпачка или спирально завитой башенки. У двустворчатых она состоит из двух створок, соединенных эластичным связкам, зубцами «замка» и мускулами-замыкателями. Большинство головоногих моллюсков черепашку потеряли.

3. Туловище моллюсков покрыто кожной складкой – мантией, что и образует раковину. Между мантией и телом образуется мантийная полость, в которой располагаются жабры, некоторые органы чувств, анальное отверстие, отверстие выделительных органов.

4. Полость тела вторичная (целом), однако сильно редуцирована и сохранившаяся лишь в виде околосердечной полости и полостей половых желез. Остальное пространство между внутренними органами заполнено рыхлой тканью – паренхимой.

5. Пищеварительная система состоит из трех отделов: передней, средней И задней кишки. В большинства моллюсков (кроме двустворчатых) в глотке имеется терка, покрытая многочисленными зубчиками. Ею брюхоногие моллюски измельчают растительную и животную пищу. В глотку открываются протоки слюнных желез, а в желудок – проток особой пищеварительной железы – печени. Двустворчатые моллюски питаются пассивно, отфильтровывая через жабры пищевую суспензию (водоросли, бактерии), поступает в мантійну полость с водой через вводной сифон.

6. Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и сосудов. Сердце имеет желудочек и 1-2 (реже 4) предсердия. Кроме сосудов, часть пути кровь проходит через щелевидные полости между органами.

7. Органы дыхания у водных моллюсков – жабры, у наземных – легкое, что представляет собой участок мантийного полости. В стенке легкого является густая сетка кровеносных сосудов, через которые осуществляется газообмен. Легкое открывается наружу дыхательным отверстием – дихальцем.

8. Выделительная система представлена 1-2 почками. Они являются видоизмененными метанефридіями. Лейка почки открывается в навколосерцеву сумку, а видільний отверстие – в мантійну полость.

9. Нервная система разбросано-узлового типа: пять пар больших ганглиев расположены в жизненно важных органах (голове, ноге, мантии, органах дыхания и внутреннем мешке) и соединены между собой нервными стволами. Из органов чувств наиболее развиты органы химического чувства, осязания, равновесия, а в подвижных хищников – зрения.

10. Размножение у моллюсков происходит половым способом. Большинство моллюсков – раздельнополые животные, реже – гермафродиты (легочные брюхоногие моллюски). В роздільностатевих моллюсков оплодотворение наружное, в гермафродитних – внутреннее, перекрестное. В пресноводных и наземных легочных, а также головоногих моллюсков развитие прямое, у морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков – с неполным метаморфозом, то есть с планктонною личиночной стадией, что способствует их расселению.

2. Особенности жизнедеятельности и поведения моллюсков

Особенности жизнедеятельности моллюсков можно рассмотреть на примере кальмара и осьминога.

В кальмара различают два главных отдела – голову и туловище, на голове – десять щупалец («ног») – восемь коротких и два длинных (ловчих), ротовое отверстие и глаза. Кальмар, обитатель открытого моря, – великолепный пловец, он может мчаться во водой со скоростью поезда – почти 50 км/ч., используя принцип реактивного движения.

Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Догнав добычу, кальмар достает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает другими щупальцами возле рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Затем пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радул сих. Заглатывать жертву целиком и даже кусками кальмар не может, потому что в нь o го узкий пищевод.

Весь туловище кальмара покрывает мантия, от раковины осталась только роговая пластинка на спинной стороне тела. Исчезновение раковины у головоногих связано с развитием хищного образа питания, переходом к очень подвижному образу жизни и соответствующим развитием мускулатуры.

Щупальца кальмара также имеют мощную мускулатуру и усаженные рядами сильных присосок. В кальмара есть чернильный мешок, содержимое которого выводится через кишку и лейку мантийного полости в воду. Защищаясь, моллюск выбрасывает черную жидкость и скрывается за занавесом, что образовалась. Кальмар способен менять свою окраску в зависимости от цвета дна и воды благодаря пигментным клеткам, залегающих в покровах тела. Спасаясь от погони, кальмар может взлетать в воздух и в планеруючому полете проноситься над волнами десятки метров.

Осьминоги широко распространенные как в холодных морях, так и в тропических водах, среди коралловых рифов. Осьминог (спрут) в отличие от кальмара не может долго плавать и держится у дна, где прячется в расщелинах скал, подстерегая свою добычу. Туловище осьминога, сжатое в спинно-брюшном направлении (почти шаровидный), как мешок. На голове восемь похожих друг на друга щупалец, за помощью которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, двигаются реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч.

В спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в раковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, расслабляет запирающий черепашку мышцу. В глотке осьминога также есть терка, которая перетирает пищу.

Черепашка осьминога (точнее, ее остаток) имеет вид двух хрящевых палочек, спрятанных под кожей спины, или отсутствует совсем. Не имея своей раковины, осьминоги всегда стремятся найти себе какое-то убежище. Они влезают во всевозможные щели, в пустые раковины моллюсков, панцири крабов (предварительно съев законных хозяев), а также в предметы, брошенные на дно моря человеком. Очень любят осьминоги прятаться в сосудах с узким горлышком, потому что их лишено ракушки и скелета тело может сжиматься и как бы просачиваться сквозь совсем маленькие отверстия. В некоторых странах даже осьминогов ловят, специально разбрасывая по дну такие узкогорлого сосуда.

Спрут, как и кальмар, может менять окраску, а при опасности выпускать чернильную жидкость, которая вступает в воде форму самого осьминога, который сбивает врага с толку. У осьминогов есть еще одно интересное защитное приспособление – автотомія: схвачены врагом щупальце может оторваться за счет сильного сокращения мышц, которые в этом случае сами себя разрывают.

Осьминоги – самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит.

К типа Моллюски включает три класса: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

3. Класс Брюхоногие моллюски

Это самый многочисленный класс моллюсков. Размеры тела варьируют от 2 мм до 60 см. Брюхоногие приспособились к жизни в морях, пресных водоемах и на суше. Раковина у головоногих моллюсков коническая или спиральная, у активных хищников и части наземных видов подвергается редукции. Тело состоит из хорошо обособленной головы, что несет 1-2 пары щупалец и парные глаза, ноги (разной формы) и туловища. Туловище спирально закрученный и асимметричный, как и раковина. В глотке есть подвижный мускулистый вырост – язычок, покрытый теркой, и челюсти. Дыхание осуществляется с помощью жабр или легкие. Брюхоногие являются раздельнополыми и гермафродитами.

Представители брюхоногих моллюсков.

Ставковик обычный – типичный обитатель прудов, озер, тихих заводей год. На голове расположена пара щупалец, дыхание легочное. Питается путем зішкрябування теркой мягких тканей растений. Ставковики – гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное. Яйца откладываются в виде слизистых шнуров прикрепляются в водяных растений. Из яиц развиваются молодые особи. Ставковик малый является промежуточным хозяином печеночного сысуна – опасного паразита человека и сельскохозяйственных животных.

Виноградный улитка – наземный черевоногий моллюск. Объедая почки и листья виноградной лозы, он наносит вред виноградникам. В некоторых странах Европы виноградного улитки используют в пищу.

IV .Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Школьники рассматривают рисунки на с. 118-120, знакомятся с внешней и внутренней строением моллюсков. Затем они читают текст о брюхоногих моллюсков на с. 118-120 и отвечают на вопросы 1-4 на с. 121.

Выполнить задания в тетради [3, с. 40-45].

V .Самостійна работа учащихся

Пользуясь тетрадью [2],или тетрадкой [3, вкладыш, стр. 9] ученики выполняют лабораторную работу № 8 «Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов).

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 121, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

В учебнике [1] прочитать § 28, ответить на вопросы 5, 6 после параграфа на с. 121, пользуясь тетрадью [2], подготовиться к лабораторной работе № 9 «Сравнение и определение раковин моллюсков».

Урок «Тип Моллюски. Общая характеристика типа»

Урок биологии в 7 классе. «_____»_____________________ 20____ г.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа.

Цель. Способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.

Образовательные: познакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: продолжить формирования бережного отношения к живой природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Учащиеся должны знать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни и биологическое значение.

Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Познавательные УУД Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие

Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования

Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами, послушав интересные факты. (слайд 1)

1. Самый большой когда-либо пойманный весил около 340 килограмм. Он был выловлен в Окинаве, Япония в 1956 году.

2. Возраст можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде.

3. Основным видом пищи является планктон, который они отфильтровывают из воды.

4. У самого большого животного в мире длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Их в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые этих животных смогли ученые Японии в 2007 году.

5. История жемчужин связана с историей человечества. Не все знают, что жемчуг – первое из известных людям драгоценных украшений. За десятки тысячелетий до нашей эры первобытный человек в поисках еды случайно нашел на побережье нечто прекрасное, спрятанное внутри раковины.

– Про каких животных говорится?

(Моллюски) (слайд 2,3)

Моллюски – от латинского слова «molluskus», что в переводе означает – мягкий. И Действительно тело этих животных очень мягкое. Есть даже целая наука, которая занимается изучением этих животных – малакология.

Изучение новой темы.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд 4)

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

Моллюски – трёхслойные двустороннесимметричные животные. Однако у некоторых моллюсков, например, у катушки, прудовика, в связи со смещением внутренних органов, тело асимметрично. (слайд 5)

Тело моллюсков подразделяется на голову, туловище и ногу. У некоторых моллюсков отсутствуют голова или нога. Нога представляет собой непарный вырост брюшной стенки тела. У некоторых двустворчатых моллюсков нога отсутствует, например у мидий.

У головоногих моллюсков нога преобразована в щупальца.

Кожная складка вокруг туловища образует мантию. Между мантией и туловищем имеется пространство – мантийная полость.

Тело большинства моллюсков прикрыто раковиной.

Снаружи раковина покрыта рогоподобным веществом, а изнутри перламутром и состоит из углекислого кальция.

Наука, изучающая раковины моллюсков — конхиология.

У таких моллюсков как кальмары, осьминоги, корабельный червь раковина отсутствует. (слайд 6)

Внутреннее строение моллюсков сходно с другими изученными беспозвоночными животными, но имеет и свои особенности.

Например, в процессе индивидуального развития у моллюсков вторичная полость тела, подвергается редукции, образуя остатки целома, окружая сердце и половые железы.

(слайд 7) Пищеварительная система моллюсков состоит из передней, средней и задней кишки.

У многих моллюсков в глотке имеется радула или тёрка с зубчиками, с помощью которой измельчается пища.

Глотка переходит в пищевод, который переходит в желудок. Далее расположен кишечник. В пищеварительной системе имеются пищеварительные железы – слюнные, печень. У моллюсков, питающихся взвешенными частицами, например у мидии, в пищеварительной системе отсутствуют глотка, тёрка и слюнные железы.

(слайд 8) Кровеносная система у представителей типа незамкнутая. Кровь незамкнутой кровеносной системы движется между внутренними органами. Сердце моллюсков состоит из предсердия и желудочков.

(слайд 9) Дыхательная система беззубки состоит из жабр, а виноградной улитки из лёгкого.

Почему у этих моллюсков разные органы дыхания? Различие в органах дыхания зависит от среды обитания моллюска. Виноградная улитка обитает в наземно-воздушной среде, а беззубка – в водной.

(слайд 10) Нервная система у моллюсков узловая: три пары нервных узлов с отходящими нервами. Наиболее сложное строение нервной системы у Головоногих моллюсков.

(слайд 11) Выделительная система усложняется по сравнению с кольчатыми червями.

Она образована парными почками, соединенными с околосердечной сумкой.

(слайд 12) Развитие органов чувств связано с образом жизни моллюска. У быстро плавающих моллюсков хорошо развиты глаза.

У кальмаров и осьминогов строение глаза схоже с глазом млекопитающего животного.

У моллюсков развиты органы химического чувства, равновесия и осязания.

Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

Развитие : прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

Первичное закрепление знаний.

Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

в) сосчитайте число оборотов раковины;

г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

Наличие годичных колец на раковине.

Наличие оборотов на раковине.

Блиц- опрос. (слайд 14,15,16)

1. Среда обитания моллюсков:

Моря, пресные водоёмы, суша.

2. Симметрия тела большинства моллюсков:

3. Тело большинства моллюсков защищено:

4. Тело покрыто кожной складкой:

5. Между телом и мантией находится:

6. Тело большинства моллюсков состоит из:

Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.

7. Кровеносная система:

8. Органы дыхания:

Лёгкое или жабры.

9. В пищеварительной системе появляются органы:

Радула (тёрка), печень, слюнные железы.

10. Органы выделения:

11. Нервная система:

Нервные узлы, нервные стволы, нервы.

12. Органы чувств:

Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.

13. По способу размножения моллюски:

Раздельнополые и гермафродиты.

Итоги урока. Рефлексия.

• Что нового сегодня узнали на уроке.

• Как оцениваете свою работу на уроке

§11, сообщение о любом представителе типа

В презентации использованы слайды из презентации учителя биологии Щирской Виктории Петровны и презентации с сайта «Инфоурок

Класс Брюхоногие моллюски

Урок 19. Беспозвоночные животные [биология 7 класс]

Конспект урока “Класс Брюхоногие моллюски”

Брюхоногие моллюски, или улитки, – самый многочисленный класс моллюсков. Большинство из них обитает в морях и океанах, но многие виды освоили пресные водоёмы и сушу. Небольшое число видов ведут паразитический образ жизни. Размеры улиток разнообразны и изменяются в широких пределах: от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Самые крупные виды обитают в морской воде. Например, морской моллюск хемифусус имеет раковину длиной 60 см, морской заяц – свыше 25 см.

Известны и наземные крупные улитки, например, африканская улитка ахатина, имеет раковину высотой до 10 см.

Тело состоит из трёх отделов: головы, ноги и туловища. Туловище обособлено от ноги и располагается вверху от неё в виде спирально закрученного мешка. Тело покрыто цельной раковиной. Раковины могут быть самых разнообразных форм. Для всех улиток характерна асимметрия тела.

На голове расположены одна или две пары щупалец и одна пара глаз. У виноградной улитки глаза находятся на концах щупалец, у некоторых видов – лежат у основания щупалец. На голове также расположено ротовое отверстие.

Нога хорошо развита и образует широкую уплощенную поверхность – подошву, с помощью которой улитка ползает. Животное медленно передвигается по поверхности с помощью сокращений мышц подошвы.

Кожные железы улиток выделяют густую клейкую слизь, которая удерживает моллюска на гладкой поверхности даже в перевёрнутом состоянии, и защищает от механических повреждений в процессе движения. Ползущая улитка оставляет за собой заметный блестящий след. В случае опасности нога втягивается внутрь раковины. Живородки, втянув тело и ногу в раковину, запечатывают её плоской пластинкой – крышечкой.

Над туловищем располагается кожная складка – мантия. Вспомним, между туловищем и мантией образуется пространство – мантийная полость. Мантия образует раковину.

Раковина имеет слепо замкнутую вершину и расширенную нижнюю часть, которая открывается отверстием – устьем.

Некоторые виды брюхоногих не имеют раковины. Например, слизни.

Рассмотрим внутреннее строение брюхоногих моллюсков.

Пищеварительная система. На нижней поверхности передней части головы находится рот. За ним следует глотка, с расположенной в ней языком с тёркой. Тёрка покрыта твёрдыми зубцами. В процессе питания улитки, язык вместе с тёркой прижимается к поверхности растения и обратным движением втягивает язык обратно, при этом происходит соскабливание пищи. За глоткой следует пищевод. За пищеводом идёт желудок. Желудок окружает пищеварительная железа – печень. От желудка отходит средняя кишка, которая переходит в заднюю кишку, заканчивающуюся анальным отверстием, которое открывается в мантийную полость.

Дыхательная система представлена жабрами (у некоторых водных видов). Жабры располагаются в мантийной полости. У наземных и пресноводных улиток газообмен происходит в воздушной среде, поэтому вместо жабр у них появляется одно лёгкое. Воздух поступает через дыхательное отверстие. Лёгкое оплетено сетью капилляров. Через них и происходит газообмен: кровь обогащается кислородом, а из неё выделяется углекислый газ. Водным моллюскам, которые имеют лёгкое, периодически необходимо подниматься на поверхность воды за порцией воздуха.

Кровеносная система брюхоногих, как и у всех моллюсков, незамкнутая, состоит из сердца и кровеносных сосудов. Кровь чаще всего бесцветная.

Выделительная система представлена почками.

Нервная система разбросанно-узлового типа. Имеют несколько нервных узлов, соединённых нервными стволами. Органы чувств хорошо развиты: органы осязания (щупальца, глаза), органы равновесия и химического чувства.

Половая система. Улитки – гермафродиты с внутренним оплодотворением. Они откладывают скопления яиц на подводных предметах и растениях, наземные улитки откладывают яйца в почву. Развитие прямое: из яиц выходят маленькие моллюски. Некоторые водные моллюски имеют стадию личинки.

Прудовик обыкновенный. Это пресноводный моллюск размером около 5 см. Имеет спирально закрученную раковину. Питается растительной пищей, соскабливая тёркой ткани растения. Имеет лёгкое и дышит атмосферным воздухом.

Виноградная улитка – наземный моллюск. Питается она листьями, в том числе и виноградными. При этом она может наносить существенный вред культурным растениям. На зиму улитки зарываются в почву. В природе виноградная улитка живет около 8 лет, но нередко может дожить и до 20 лет, если не будет съедена хищником.

Слизни – наземные моллюски, которые не имеют раковины. Название получили из-за того, что образуют много слизи, которая защищает их тело от высыхания и облегчает движение. Питаются листьями, сочными плодами растений. Наносят значительный вред культурным растениям.

Слизни, как и все улитки, любят тепло и влагу. В такие периоды они активно размножаются и поедают много растительной пищи. Слизнями питаются жабы, ежи.

Улитка физа — пресноводный аквариумный моллюск. Имеет очень малый размер: в природе редко вырастает более одного сантиметра в длину Цвет раковины — грязно-желтый или желто-коричневый. Живёт в прудах, болотах, реках, питается листьями. Отличительной чертой этого моллюска являются щупальца: они не похожи на щупальца других моллюсков (щупальца физы очень тонкие, подвижные, расположены далеко друг напротив друга).

Катушка – пресноводный моллюск, получивший широкое распространение в аквариумах любителей. Взрослые моллюски обладают дисковидными раковинами.

Морских видов брюхоногих гораздо больше, чем пресноводных и сухопутных. Рассмотрим несколько видов морских брюхоногих.

Морские блюдечки хорошо видны в отлив на обнажающихся камнях, с которых они соскребают водорослевую пленку. От хищников они защищены низкой конической раковиной, которая плотно прижата к камню. Нога-присоска притягивает ее так сильно, что оторвать моллюска практически невозможно.

Каури, или фарфоровые улитки питаются водорослями. Живут только в тёплых морях. Каури имеют множество вариантов рисунка и расцветки. Прячутся в щели обломков мёртвых кораллов, зарываются в песок, а во время новолуний и полнолуний выползают оттуда и держатся на скалах.

Конусы – ночные хищные моллюски, днём прячутся в песке. Своих жертв, в роли которых обычно выступают многощетинковые черви и моллюски, конусы парализуют с помощью яда. Укус некоторых представителей смертельно опасен для человека. Наиболее опасен для человека географический конус. В Тихом океане от укусов конуса ежегодно погибает 2 – 3 человека, а от акул – лишь один человек.

Очень интересный внешний вид имеет брюхоногий моллюск глаукус. Проглотив пузырёк воздуха, глаукус плавает на поверхности воды и не любит опускаться на морское дно. Яркая окраска говорит о том, что он ядовит. Имеет небольшие размеры, около 4 см. Питается кишечнополостными. Он прикрепляется к медузе (чаще всего к португальскому кораблику) снизу и откусывает кусок её паруса.

Значение брюхоногих в жизни человека относительно невелико. Некоторые виды используются во многих странах в пищу. Например, в западной Европе употребляют виноградную улитку в вареном или жареном виде.

Прудовик малый является промежуточным хозяином печёночного сосальщика –опасного паразита человека и животных.

Раковины улиток, содержащие перламутровый слой, очень красивы, и некоторые из них используются как украшения.

Еще в Древнем Риме из пурпурной железы хищных улиток мурексов добывали красящее вещество пурпур, которое использовали при окраске тканей.

В старину раковины морских моллюсков каури использовались в качестве денег в Китае, Японии, Индии 3500 лет назад.

Многие моллюски служат кормом для животных (рыб, птиц, земноводных).

Виноградные улитки и слизни наносят существенный вред культурным растениям.

Читайте также:  Абрикос Саратовский рубин: описание сорта, характеристика плодов, профилактика поражения болезнями и вредителями, отзывы, почему опадают
Ссылка на основную публикацию