Класс Многощетинковые черви (Полихеты) — урок

презентация к уроку “Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви”
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, раздаточный материал: рабочие листы, домино, презентация урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
класс малощетинковые.2.48 МБ
класс малощетинковые.1.19 МБ
конспект урока класс малощетинковые24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе

на тему «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Урок подготовлен учителем биологии МБОУСОШ №62 г. Тулы Балабановой Татьяной Николаевной

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, раздаточный материал: рабочие листы, домино, презентация урока.

  1. Узнавать по рисункам и называть системы органов;
  2. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви, класса Многощетинковые черви;
  3. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

Учитель: здравствуйте ребята! Сегодня как обычно мы будем работать в группах и «зарабатывать» жетоны разных цветов. В конце урока они будут обменены на оценки. Работать мы будем по следующему плану:

  • Повторение ранее изученного материала;
  • Изучение нового материала;
  • Закрепление нового материала;
  • Подведение итогов.
  1. Повторение изученного материала

Учитель: какие типы червей мы изучали на прошлых уроках? (Тип Плоские и Круглые черви)

Учитель: предлагаю вам разгадать кроссворд по этим темам, сам кроссворд вы видите на экране и в рабочих листах. Пока группы отгадывают кроссворд, два человека от каждой группы в это время работают над тестами по подготовке к ГИА. (см. материалы к уроку) Тесты сдаете моему помощнику, он их оценивает и выдает жетоны группе.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали: 1. Хозяин, в теле которого происходит половое размножение паразитов. 2. Половые органы самок. 3. Название рыхлой соединительной ткани, которой заполнены промежутки между органами у плоских червей.

По вертикали: 4. Полость тела у круглых червей. 5. Как называется слой зародышевых клеток, который появляется у червей. 6. Название отверстия, которым у круглых червей заканчивается кишечная трубка. 7. Название класса червей, к которому принадлежит белая планария.

По итогам раздаются жетоны.

  1. Изучение нового материала

Запишите в тетрадь тему урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Учитель: как вы думаете, что мы должны изучить о многощетинковых червях?

(где обитают многощетинковые черви, их многообразие, строение и процессы жизнедеятельности).

Учитель: послушаем доклад вашего одноклассника о многообразии многощетинковых червей. Ваша задача внимательно слушать и делать пометки в таблице «Общая характеристика червей», которую мы начали заполнять на предыдущих уроках. В конце выступления вашего одноклассника, мы подведем итоги.

Тип Кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной, чем представители других типов червей. В настоящее время всех кольчатых червей делят на несколько классов, среди которых широко распространены и известны три.

Многощетинковые черви населяют моря, обитая от мелководья до больших глубин. Некоторые представители встречаются в пресноводных бассейнах, например в озере Байкал.

Большинство морских многощетинковых живут на дне, как например живущие на мелководье нереиды или нереисы.

Форма тела нереиды вытянутая, тело состоит из множества сегментов или колец (отсюда и название типа Кольчатые черви).

Окраска червей данного класса различна: зеленоватая, желтоватая, красноватая. Нереиды служат основной пищей для промысловых морских рыб и поэтому в 1939-1941 гг. они были переселены из Азовского моря в Каспийское, где ранее не водились. Нереиды хорошо прижились в новых условиях и ныне стали в Каспийском море ценным кормом для осетровых рыб. Нереиды хищники и способны активно передвигаться по дну. Органами движения служат мускулистые выросты по бокам каждого сегмента тела, которые называют параподиями. Это прообраз конечностей более высокоорганизованных животных – членистоногих (насекомых, ракообразных и паукообразных). Параподии содержат в себе своеобразную арматуру – многочисленные щетинки (отсюда и название класса Многощетинковые). Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата, и таким образом ползет вперед. Передние сегменты, сливаясь образуют хорошо выраженный головной отдел, на котором расположены рот, пара щупиков (пальпы), пара щупалец (антенны) и усики. Это органы осязания и химического чувства. А кроме того здесь расположены пары глазков. На заднем конце тела – анальная лопасть, там из названия располагается анальное отверстие и зона роста. Своеобразный многощетинковый червь пескожил зарывается в заиленный песок, который пропускает через кишечник и переваривает содержащиеся в нем органические вещества. Длина этого червя от 20 до 40 см. Пескожил также является кормом для рыб, ракообразных, иглокожих, кишечнополостных и птиц.

Среди многощетинковых есть и сидячие формы, которые строят защитную трубку и никогда её не покидают. Это серпула – многощетинковый червь у которого щупальца приобретают перисторазветвленную форму: они выполняют роль жабр и участвуют в добывании пищи. Поверхность их покрыта ресничками, которые гонят воду со взвешенными в ней пищевыми частицами ко рту.

Учитель: а теперь по таблице «Общая характеристика червей», которую мы с вами начинали ещё на прошлых уроках сформулируем более четко общую характеристику Типа Кольчатые черви.

Конспект урока “Кольчатые черви. Дождевой червь”

Разделы: Биология

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
    • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
  2. Развивающие:
    • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
    • формирование критического мышления;
  3. Воспитательная:
    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Тип урока – комбинированный.

Методы:

  • Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
  • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы);
  • Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология и история.

Оборудование: Компьютеры класса Pentium III и СD-диски («Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.», «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.), ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms), Интернет, портрет Ч. Дарвина, опорный конспект (Приложение №1).

Ход урока

I. Актуализация знаний. Введение в тему.

Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они – наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

Каких животных вы видите на экране?

Многие ли из вас видели их в природе?

Где они обитают?

Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

  • озвучивает тему урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 1) (Приложение №3.)
  • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)
  • подводит к цели урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №2) (ребята предположительно формулируют цели урока)

По ходу урока ученики заполняют опорный конспект.

II. Изучение нового материала

1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки. (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №3)

Систематика дождевого червя(демонстрация «Кольчатые черви» слайд №4)

Тип Кольчатые черви – Annelida

Подтип Поясковые – Clitellata

Класс Малощетинковые – Oligochaeta

Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

Семейство Люмбрициды – Lumbricidae

ВидДождевойчервь – Lumbricus terrestris

Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №5)

*** Дополнительная информация:

Экологические группы (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №6, интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/)

2. Происхождение малощетинковых.

От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

3. Образ жизни

Дождевые черви – существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

Дождевые черви – типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

4. Внешнее строение.

Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу на компьютере.

Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms).

Цель: найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.

Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают в опорных конспектах (задание №1).

Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и ответить на вопрос. Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)

5. Внутреннее строение

Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?

(Электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г).

Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №7), тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).

Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо развиты настоящие ткани.

А) Пищеварительная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», пищеварительная система) органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба – вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

Б) Выделительная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», выделительная система) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

В) Кровеносная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», кровеносная система) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – “сердца”, расположенные в 7-13 сегментах).

В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

Д) Нервная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», нервная система)

Е) Размножение: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», система размножения или половая система)

В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

Оплодотворение: (flash-анимация «Размножение» с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс») у малощетинковых червей перекрестное.

Учитель. Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

Учитель. Вернемся к эпиграфу урока. Обсуждение. Ответы учеников.

Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные.

6. Роль дождевых червей в природе и жизни человека.

Учитель. Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.

А какой вред может нанести человек дождевым червям? (Ответы учеников.)

  • использует их для рыбной ловли,
  • в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,
  • строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,
  • режет при перекопке земли,
  • скармливает скоту и т.д.

Некоторые виды дождевых червей занесены в Красную книгу (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8).

Учитель: Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/).

Сообщение «экскурсоводов» (два обучающихся выполнявших опережающее задание):

1 экскурсовод.Музей Дождевого червя создан по общественной инициативе для просветительских целей. Задача экспозиции – дать посетителю посмотреть на дождевых червей другими глазами и понять красоту и сложность любого проявления жизни. Музей базируется в Москве, но способен путешествовать.

2 экскурсовод. Этот сайт является электронной версией Музея дождевого червя – передвижной экспозиции, рассказывающей о замечательных животных – дождевых червях. Об их полной риска жизни, сложном поведении, удивительных способностях, друзьях и врагах, о рождении, любви и смерти. А также о том, как они устроены и что значат эти великие созидатели и преобразователи почвы для жизни на Земле. Посетители могут изучить странички:

Для организации виртуального путешествия обучающиеся делятся на пары и изучают разделы музея. Совершая экскурсию необходимо ответить на вопросы и заполнить задание №3 опорного конспекта:

  1. Какую роль играют представители разных типов червей в природных сообществах?
  2. Какую роль играют дождевые черви в природе?

Обобщение, ответы учеников (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 9, роль дождевых червей в природе).

Учитель. Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.

В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение уделяется изучению и разведению дождевых червей.

Сообщение учеников о научно-исследовательском институте дождевого червя, расположенном в городе Владимире (Интернет сайт http://www.green-pik.ru/), ученики заполняют задание №3 опорный конспект о роли дождевых червей в жизни человека.

Данный информационный сайт содержит современную научную и практическую информацию о дождевых червях, их биологии, физиологии, биохимии и молекулярной биологии, а также о роли и месте дождевых червей в экосистеме, о современных технологиях переработки органических отходов с помощью дождевых червей. В нем помещена ценная практическая информацию о том, как выращивать дождевых червей и как ухаживать за ними, как получить вермикомпост из органических отходов.

В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.

  1. Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;
  2. По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевыечервине имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.

Обобщение, (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №10, роль дождевых червей в жизни человека).

Учитель цитирует слова Ч. Дарвина «археологи, вероятно, не знают, как много они обязаны дождевым червям за сохранение большого количества древних предметов, монет, золотых украшений, каменных орудий. Попадая на поверхность земли, они в течение нескольких лет непременно погребаются благодаря червям и тем самым надежно сохраняются».

Обращает внимание учеников к эпиграфу и задает вопрос. Действительно ли дождевые черви сыграли важную роль в истории мира? (Ответы учеников.)

Подведение итога урока. Общий вывод.

Закончить рассказ, об этих замечательных организмах, я хотела бы словами: «Дождевые черви являются ангелами-хранителями всего живого на земле, хотя и обитают под землёй».

III. Закрепление – выполнение теста (Приложение №2).

Домашнее задание (в опорных конспектах).

Учебник стр.128-13. Заполните таблицу «Внутреннее строение» в опорных конспектах.

Ответь на вопросы:

  1. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
  2. Какую роль играют дождевые черви в почвенных сообществах Мурманской области?

Урок №18 Дата: 09.11.2046г. Тема урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема урока: «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями; дать характеристику среды обитания, познакомить с многообразием и значением в природе многощетинковых кольчатых червей, их внешним и внутренним строением и процессами жизнедеятельности;

Развивающие: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать в группах; продолжить формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, рисунками;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

  • Оборудование: таблицы, компьютер,проектор.
  1. Узнавать по рисункам и называть системы органов;
  2. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви, класса Многощетинковые черви.

– умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

– умение вести наблюдение;

-умение понимать различие между теоретическими моделями и реальными объектами

– умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

– умение соотносить учебные действия с известными правилами;

-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.

– умение формулировать высказывание;

– умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами

– умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

– проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

– проявление творческого отношения к процессу обучения

И планируемый результат

I.Организационный момент (1-2 мин)

  1. Организационный момент
  2. Опрос
  3. Рассказ учителя о кольчатых червях
  4. Сообщения учащихся
  5. Закрепление:
    а) тест
    б) фронтальный опрос
  6. Итоги, выставление оценок

Отвечают на вопросы опроса.

II. проверка знаний (10 минут)

  1. Тест и самопроверка
  2. 2. Вопросы опроса:
  1. Какие организмы называют паразитами?
  2. Сравните строение аскариды и бычьего цепня
  3. Как человеческая аскарида влияет на здоровье человека?

Как предотвратить заражение острицами детей?

Слушают рассказ учителя, записывают в тетрадь.

– умение выполнять учебное задание в соответствии с целью

III. Изучение нового материала ( 20 минут)

Изучение нового материала

Рассказ учителя о кольчатых червей с применением проектора

1.Общая характеристика типа, деление на классы, признаки каждого класса, местообитание

2. Строение кольчатых червей

а) внешнее строение

б) разнообразие кольчецов

в) значение в природе, для человека

(дополнительный материал на слайдах показывается по проектору)

Тип кольчатых червей охватывает около 9 тыс. видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Определенные черты строения личинок кольчатых червей (тело не разделено на сегменты и покрыто ресничным эпителием) позволяет предположить, что кольчатые черви произошли от плоских червей.

Это произошло более 600 млн. лет назад.

Кольчатые черви, подобно плоским и круглым червям, трехслойные животные с двусторонне – симметричным телом. Имеют длинное членистое тело. Членики тела похожи на кольца (отсюда и название типа). Их полость тела выстлана одним слоем покровных клеток.

Членистое тело состоит из трех отделов: головной лопасти, сегментированного туловища и задней лопасти, где расположены зона роста и анальное отверстие. У некоторых имеются мелкие глаза.

Внутреннее строение более сложное, чем плоские и круглые черви.

Имеют кровеносную систему, кровообращение замкнутое, движению крови способствуют сокращение кольчатых сосудов – “сердца”.

Дышат атмосферным или растворенным в воде кислородом всей поверхностью тела.

Размножаются 2-мя способами- бесполым и половым. При бесполом размножении черви размножаются путем регенерации: восстановлением утраченной части. Почти все кольчатые черви являются гермафродитами. Половое размножение перекрестное – в размножение вступают 2 особи.

Слушают учителя, делают записи в тетради.

– проявление интереса к поставленной проблеме

– умение объяснять значениее в природе;

-умения вести наблюдения, делать выводы;

-умение работать с информацией.

К типу относится 3 класса:

Ознакомимся с характеристиками классов кольчатых червей, с их значением в природе.

Урок 10. Тип Кольчатые черви, или Коль­чецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты

Тип урока – комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Общая характеристика типа Кольчатые черви, понятия: параподия, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка. Замкнутая кровеносная система. Полихеты. Щетинки.. Забота о потомстве.

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите все правильные ответы

1. Круглые черви характеризуются

А. плоской формой тела Б. круглой формой тела

В. сквозной пищеварительной системой Г. дыханием с помощью жабр

2. Представители класса сосальщиков обитают, как правило, в среде

А. водной Б. организменной В. почвенной Г. наземно-воздушной

3. Регуляция функций организма осуществляется системой

А. выделительной Б. нервной В. пищеварительной Г. размножения

4. Для представителей типа кольчатых червей характерны

А. щетинки, торчащие из стенки тела Б. кожный эпителий, богатый железами

В. первичная полость тела Г. замкнутая кровеносная система

5. К классу ленточных червей относятся

А. свиной цепень Б. бычий цепень

В.человеческая аскарида Г. пескожил

6. У ленточных червей, как и у сосальщиков:

А. отсутствуют органы чувств Б. тело длинное, лентовидное

В. организменная среда обитания Г. развитие со сменой хозяев

7. Большая плодовитость печеночного сосальщика объясняется

А. обитанием в бескислородной среде Б. паразитическим образом жизни

В. разветвленным кишечником

Г. возможностью размножения на личиночной стадии

9. Паразитические круглые черви, как и сосальщики

А. ведут паразитический образ жизни Б. питаются веществами тела хозяина

В. отличаются большой плодовитостью Г. обитают в бескислородной среде

10. Распределите представителей плоских червей по классам

А. Ресничные черви 1) бычий цепень 2) кошачья двуустка

Б. Сосальщики 3) белая планария 4) свиной цепень

В. Ленточные черви 5) печеночный сосальщик

6) морская планария

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы

КЛАСС МНОГОЩЕТИНКОВЫЕ, ИЛИ ПОЛИХЕТЫ

Общая характеристика. Среди различных червей кольчатые — наиболее прогрессивная группа. Ее представители преимущественно свободноживущие черви. На их теле можно выделить головной от­дел, туловище и хвостовой отдел. Туловище состоит из колец — сегментов, число которых различно у разных видов. Дли­на тела от 0,5 мм до 3 м.

Кольчатые черви имеют двустороннюю симметрию. Тело состо­ит из трех слоев клеток и разделено перегородками вдоль и поперек тела (рис. 155). Внутренняя полость червя разделена перегородками на отдельные сегменты. Внутри находится жидкость. Движение обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц, а также особыми парными выростами тела, расположенными на боках каж­дого сегмента, — параподиями (похожими на ноги), которые есть не у всех кольчатых червей.

Кольчатые черви имеют органы чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия.

У большинства кольчатых червей замкнутая кровеносная система, т. е. кровь не выливается свободно в полость тела, а дви­жется только по сосудам. Сердца нет, его функцию выполняют со­кращающиеся стенки сосудов.

К пищеварительной системе относятся рот, глотка, пищевод, средняя и задняя кишки, анальное отверстие. Дыхание осуществ­ляется через влажную поверхность тела или с помощью жабр (рис. 156). Выделительная система находится в каждом сегменте тела червей. Нервная система характеризуется скоплением нервных клеток над глоткой — окологлоточным кольцом (это примитив­ный головной мозг) и брюшной нервной цепочкой с ответвления­ми нервов в каждом сегменте.

Существуют кольчатые черви раздельнополые и гермафродиты. Размножение возможно бесполым и половым путями. При бесполом размножении тело червя распадается на несколько частей, а затем каждая из них достраивает недостающие головные и хвостовые отделы. Половое размножение протекает с участием двух особей даже у гермафродитов. Соприкасаясь, они обмениваются половыми клет­ками. После оплодотворения яйца поступают в специальное образо­вание на теле — поясок, который затем, как муфта, сползает с пе­реднего конца тела и остается в почве.

Тип кольчатых червей разделяют на несколько классов, среди которых наиболее значимые три: Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

Класс Многощетинковые, или Полихеты. Эти черви — типич­но морские животные, лишь отдельные виды полихет обитают в пресной воде. Свое название получили за многочисленные щетинки, расположенные на параподиях.

Образ жизни. Большинство многощетинковых кольчатых чер­вей ведет свободный образ жизни. Однако известны среди них живу­щие в теле губок, моллюсков, на морских звездах, рыбах. Они встре­чаются на разных глубинах в теплых и холодных водах, достигая наибольшего разнообразия в прибрежной зоне тропических морей. Многие кольчатые многощетинковые черви обитают на морском дне в большом количестве, например, в Баренцевом море плотность насе­ления кольчецов доходит до 90 тыс. экземпляров на 1 м2.

Полихеты обитают среди водорослей, рифов, в песке, мягком иле, некоторые из них строят роговые, песчаные и известковые труб­ки и живут в них.

Параподии со щетинками позволяют хорошо перемещаться в воде, на поверхности и в толще грунта, внутри трубок.

Среди многощетинковых червей есть хищники, питающиеся рачками, моллюсками, кишечнополостными и червями. Есть всеяд­ные, фильтрующие воду и питающиеся растениями.

Свободноживущие полихеты всю жизнь плавают в толще воды, переносимые морскими течениями. Придонные кольчецы обитают на дне моря и питаются органическими остатками водных растений и животных.

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Развитие полихет происходит с чередованием жизненных форм. Их личинки не похожи на взрослых особей. Каждая жизненная фор­ма выполняет различные функции: воспроизведение, расселение, са­мосохранение. У некоторых полихет наблюдается забота о потом­стве, например они охраняют отложенные яйца. Забота о потомстве тем активнее, чем меньше яиц откладывает самка. Среди полихет есть живородящие.

Значение многощетинковых червей в природе достаточно вели­ко: они фильтруют воду, очищая ее; служат пищей для рыб и других видов водных животных, являются санитарами водоемов, уничто­жая массу разлагающихся остатков; отдельные представители ведут паразитический образ жизни.

Рубрика «Знаете ли вы, что…»

Червь палоло — один из видов многощетинковых, достигаю­щий в длину 1 м. Один из представителей многощетинковых червей рода Нереис был специально завезен в Азовское море для улучшения кормовой базы рыб.

Ответить на вопросы

1.Каковы различия в строении круглых и кольчатых червей?

2.Почему многощетинковые получили такое название?

3.Каково значение полихет в природе?

1.Дайте общую характеристику кольчатых червей по плану.

Длина и форма тела:

2.Установите черты приспособленности дождевых червей к жизни в по­чве и назовите их.

3.Укажите, какие органы в организме дождевого червя выполняют функции:

удаления из организма жидких вредных веществ

регуляции работы органов, их взаимосвязи:

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Класс Многощетинковые черви. Класс Пиявки

Урок 17. Беспозвоночные животные [биология 7 класс]

Конспект урока “Класс Многощетинковые черви. Класс Пиявки”

Класс Многощетинковые, или Полихеты – черви, у которых по бокам каждого сегмента располагаются многочисленные пучки щетинок.

К многощетинковым относятся свободноживущие виды, большинство из которых обитают в морях. Некоторые ведут донный образ жизни – они ползают по дну (нереис, лепидонотус, палоло).

Многие ведут роющий образ жизни (например, пескожил). Он проделывает в песке длинные норы. Серпула ведёт сидячий образ жизни, живёт в спиральных известковых трубках, высовывая из трубки головной отдел.

По дну свободно ползают черви-афродиты, похожие на ежей, со щетинками всех цветов радуги. Известны виды, которые являются паразитами губок, рыб, моллюсков. Встречаются многощетинковые на разных глубинах в тёплых и холодных водах.

Тело многощетинковых состоит из члеников. Но в отличие от малощетинковых червей, у многощетинковых есть глаза, челюсти, щупальца и мускулистые выросты – лопасти, с помощью которых черви передвигаются в воде.

Многощетинковые черви имеют размеры от 1 мм до 3м. Тело вытянутое, цилиндрическое, слегка сплющенное, состоящее из головной лопасти, сегментированного туловища и хвостовой лопасти. Число сегментов может быть от 50 до 800.

Строение многощетинковых рассмотрим на примере морского червя нереиса. Имеет размеры до 30 см. Каждый сегмент тела несёт органы движения – парные параподии. Параподии – это выросты кожно–мускульного мешка, имеющие спинную и брюшную ветви, каждая из которых несёт пучок щетинок. Параподии со щетинками позволяют хорошо плавать в воде и ползать по дну. На головной лопасти расположены рот, органы зрения – глаза, органы осязания – усики и щупальца.

Внутреннее строение такое же, как и у малощетинковых червей.

· вторичную полость тела – целом;

· пищеварительная система состоит из трёх отделов переднего (рот, глотка, пищевод, зоб), среднего (трубчатый желудок и средняя кишка) и заднего (задняя кишка и анальное отверстие);

· выделительная система представлена метанефридиями;

· нервная система представлена надглоточным и подглоточными узлами, окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой;

· Кровеносная система замкнутая. Кровь часто окрашена в красный цвет. Имеется два главных сосуда: спинной и брюшной, соединённые в каждом сегменте кольцевыми сосудами. По спинному сосуду кровь движется от заднего конца тела к переднему, по брюшному — спереди назад.

У нереиса нет органов дыхания, он дышит всем телом. Но у некоторых многощетинковых впервые появляются органы дыхания – жабры.

Все многощетинковые раздельнополые. Самки выделяют яйца в морскую воду, где и происходит оплодотворение. Из яиц образуется личинка, которая покрыта ресничками, с помощью которых она передвигается. Личинка живёт в воде, плавает, растёт, изменяется и постепенно превращается во взрослого червя.

Питается нереис органическими остатками животных и растений, мелкими водорослями. Среди многощетинковых встречаются и хищники, питающиеся моллюсками, рачками и другими червями.

· они фильтруют воду;

· служат пищей морским животным, ими питаются рыбы (осётр, треска);

· Служат пищей для человека (тропический червь палоло).

Особое место среди кольчатых червей занимают пиявки.

Представители этого класса – хищники или паразиты, встречающиеся на коже других животных и питающиеся их кровью. Имеют чаще черную, коричневую или зеленоватую окраску. Тело уплощённое, реже цилиндрическое. К тканям жертвы пиявка прикрепляется двумя присосками (передней, или ротовой, и задней), с помощью присосок происходит и питание кровью пиявок. В ротовой полости есть зубцы, разрезающие кожу жертвы при питании. Пиявки сосут кровь рыб, птиц, млекопитающих, иногда даже человека, но вред от них небольшой.

Снаружи тело покрыто плотной кутикулой. Органов дыхания и передвижения у них нет. Дыхание происходит всей поверхностью тела. Пиявки передвигаются, как бы шагая, присасываясь к поверхности попеременно то передней, то задней присоской.

Пиявки – гермафродиты. После оплодотворения они откладывают коконы с яйцами во влажную землю на берегу водоёма. Из коконов выходят молодые пиявки.

Слюнные железы пиявок выделяют гирудин – вещество, препятствующее свёртыванию крови.

Большинство пиявок – пресноводные животные, известны и наземные виды, например наземные тропические пиявки, живущие во влажных местах.

Медицинская пиявка имеет мощные челюсти, с помощью которых прокусывает кожу человека. За одно кормление голодная пиявка массой 2 грамма способна высосать до 15 мл крови за один раз, увеличиваясь при этом до 9 раз по массе. Название это пиявка получила за то, что используется в медицине в лечебных целях. Гирудин разжижает кровь, препятствует образованию тромбов.

Большая ложноконская пиявка имеет длину до 15 см, на голове расположено 5 пар глаз. Питается кровью водных животных и для человека не опасна, так как она не может прокусить его кожу своими челюстями. Ложноконскими пиявками питаются хищные рыбы и водоплавающие птицы.

Улитковая пиявка – небольшая пиявка до 2-3 см, с плоским широким телом буроватого цвета, часто со сложным узором из пятен и полос на теле. Они нападают на моллюсков, чаще на прудовиков. Отсюда и происходит их название.

Рыбьи пиявки – это паразиты рыб. Длина их тела до 5 см. Это единственные виды пиявок, которые могут жить в морях и океанах.

У представителей типа Кольчатые черви впервые появляются:

Биология

Тип Кольчатые черви (Annelida, аннелиды)

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Особенности строения кольчатых червей


Источник

Строение кольчатых червей поражает своим многообразием, но в то же время подчиняется единому плану. Их тело – это последовательность почти одинаковых участков – сегментов. Снаружи кажется, что оно состоит из множества колец. Отличаются лишь передняя и задняя части тела.

Передняя часть называется головная лопасть или простомиум, в ней находятся мозг и органы чувств. Задняя часть тела – это анальная лопасть или пигидий, на ней расположен анус.

Защита, жилище и движение

Мощная мускулатура состоит из наружного слоя кольцевых мышц и внутреннего слоя продольных. У некоторых червей есть примитивные ножки – параподии. Благодаря этому многощетинковые черви очень подвижны.

В движении участвует ещё и кожа. Снаружи у червей она покрыта эластичной кутикулой. Под ней лежат эпидермис и дермис. Из эпидермиса наружу торчат щетинки, состоящие из разновидности хитина. Вероятно, у предков кольчатых червей щетинки служили для защиты, а потом черви стали цепляться ими за песок, землю, дно и продвигаться вперёд.

В эпидермисе есть железистые клетки. Их секреты и слизь:

  • увлажняют тело червя;
  • образуют кокон для защиты кладок яиц;
  • образуют защитные трубочки, в которых живут некоторые морские виды;
  • выстилают и укрепляют норки, которые роет червь.

Пищеварение и выделение

Кольчатые черви питаются органическими частицами, мелкими животными, кровью млекопитающих, всё зависит от вида. В строении пищеварительной системы тоже есть интересные варианты. Например, есть черви, которые выворачивают глотку через рот,


Источник

у других в ротовой полости находятся челюсть с зубчиками.

Глотка продолжается в пищевод, это две части передней кишки. Далее следуют средняя и задняя кишки. Продукты обмена веществ выводятся через органы выделения, которые есть в каждом сегменте.

Кровеносная система и дыхание

Цвет крови может быть зелёным, розовым, вишнёвым, красным. Цвет создают молекулы, которые переносят кислород в крови. Гемоглобин, как и у человека, делает кровь красной. Кислород поступает от жабр или всей поверхности тела.

Кровь течёт по замкнутой системе сосудов благодаря движению всего тела или сокращениям крупного спинного сосуда. Другой крупный сосуд – брюшной – соединён со спинным мелкими сосудами (капиллярами) и кольцевыми сосудами.

Нервная система и органы чувств

В самом простом случае червь воспринимает сигналы окружающей среды телом, по всей его поверхности разбросаны чувствительные клетки. У некоторых видов (особенно у морских червей) на головной лопасти есть подвижные органы чувств и даже глаза.

Сигналы, которые поступают от внешней среды, обрабатываются в нервной системе. Она состоит из ганглиев (нервных узлов) и нервов.

Мозг состоит из двух надглоточных ганглиев. Ниже лежат два подглоточных ганглия, они соединены с мозгом нервными волокнами. От каждого подглоточного ганглия вдоль тела тянется по длинному нервному стволу. В каждом сегменте есть пара ганглиев, нервные стволы проходят сквозь них. От каждого ганглия к стенке тела отходят нервы. По нервам к мозгу идут сигналы от внешней среды, по ним от мозга приходят команды к мышцам.

Но есть отклонения от общего строения. Например, два нервных ствола сливаются в один, а мозг состоит из трёх отделов. У некоторых червей в брюшных сегментах есть гигантские нервные волокна, которые очень быстро проводят сигналы. Благодаря этому червь двигается с высокой скоростью.

Вторичная полость тела

У кольчатых червей есть вторичная полость тела – целом. Она складывается из целомических мешков с жидкостью, которые парами лежат в каждом сегменте. В передней и задней лопастях целома нет.

Какие преимущества червям даёт вторичная полость тела:

  1. При движении стенки тела сдавливают целом, но целомическая жидкость противодействует этому давлению, поэтому тело червя остаётся упругим. Если червь вытягивает тело или роет норки, жидкость целома перетекает из одной части тела в другой.
  2. В целомической жидкости распространяются питательные вещества, поступающие из кишечника. В ней же накапливаются продукты обмена веществ.
  3. В целоме созревают половые клетки – спермии и яйца.

Образ жизни кольчатых червей

Предки аннелид когда-то жили в море. И до сих пор океан – это основной дом для них. Некоторые виды покинули родную среду, освоили пресные водоёмы и почву.

Кольчатые черви роют землю или дно водоёма, перемещаются по дну или в толще воды, живут в затвердевших трубках. Часть видов перешла к хищному и паразитическому образу жизни.

Размножение кольчатых червей происходит половым и бесполым путём. Кольчатые черви – гермафродиты, то есть одновременно имеют мужские и женские половые органы. Органы размножения кольчатых червей есть в нескольких сегментах тела. После оплодотворения либо развивается личинка, либо созревает червь.

Если червь теряет сегменты, они восстанавливаются полностью или с небольшими изменениями. Некоторые черви способны восстанавливаться всего из одного сегмента. Способность к восстановлению называется регенерацией. Она используется как способ бесполого размножения.

Класс I. Многощетинковые (полихеты, Polychaeta)

Многощетинковые черви – это красивые жители океанского дна, спустившиеся на глубину до 8 км. Хотя и в озере Байкал они встречаются. Другое их название «полихеты» происходит от греческих слов «polys» — «много», «chaete» — «волос».


Источник

Полихеты заселили разные «этажи» водной среды. Они роют себе норки в песчаном дне, плавают. Хищные бродячие полихеты питаются мелкими морскими животными. Некоторые черви стали паразитами.

Самые интересные из них – это сидячие черви. Они сами создают трубочки, в которых и живут. Их кожа выделяет секрет, который затвердевает вокруг тела. Некоторые черви дополнительно прикрепляют к себе мелкие камни и песчинки.

Есть виды, которые строят трубочку заново, если она повредилась. Другие виды носят жилище с собой.

На головном конце сидячих червей есть щупальца, которыми они собирают и подгоняют микроорганизмы и органические вещества ко рту. Но двигаться с такими органами трудно, поэтому они стали жить в трубчатых укрытиях.

Особенности строения многощетинковых червей

Пожалуй, полихеты ярче других кольчатых червей воспринимают мир благодаря разнообразным органам чувств. Например, у них могут быть несколько глаз на передней лопасти. Только многощетинковые черви обладают нухальными органами, которые воспринимают химические сигналы.

Червь с необычным названием «тихоокеанский палоло» реагирует на изменения фаз луны. На рассвете в конце октября и начале ноября, когда лунный цикл идёт на убыль, он всплывает на поверхность океана. Точнее, всплывают задние половины тела червя. В них находятся половые клетки, которые выбрасываются в воду для оплодотворения.

У них очень развиты органы движения – параподии – своеобразные простейшие ножки. Внутрь параподий заходит целомический мешок, а управляются они специальным ганглием.

При половом размножении черви выбрасывают половые клетки в воду, где и происходит оплодотворение. Зародыш развивается из яиц через стадию личинки. Есть виды, которые заботятся о потомстве: покрывают яйца слизистой оболочкой или носят кладку яиц на себе.

У некоторых видов многощетинковых кольчатых червей есть явление последовательного гермафродитизма. Сначала червь выделяет мужские, а затем женские половые клетки. Бесполый путь размножения – это выращивание нового организма из одного или нескольких сегментов. Может восстановиться даже головной конец.

Пескожил и нереиды

У берегов морей Северной Атлантики и Ледовитого океана можно встретиться с крупным (до 20 см в длину) червём пескожилом. Параподии передних отделов его тела мало развиты, а в хвостовом отделе их нет. У него маленький мозг, есть глаза и чувствительные нухальные органы, дышит он жабрами.


Источник

Пескожил роет для себя норки в песке или иле. Он выворачивает глотку и заглатывает песок, который содержит много органических веществ. Реснички на поверхности глотки загоняют в кишку частицы из грунта.

Периодически пескожил перестаёт питаться и пятится к выходу из норки, чтобы избавиться от кишечного содержимого.

Пескожил может крепко держаться за стенки норки. Если его ухватит хищник, то даже после утраты нескольких задних сегментов тело червя восстановится.

Другой червь – нереида – отличается хорошо развитым мозгом и органами чувств. У них есть глаза, нухальные органы, пальпы, антенны. Пальпы и антенны – это органы с чувствительными клетками.

Их параподии имеют много придатков и несколько мышц. Благодаря развитой мускулатуре нереиды «шагают» по грунту, а также ползают и плавают. Глотка у нереид мускулистая, несёт пару крепких челюстей. Нереиды могут выворачивать передний конец тела так, что он становится похожим на хобот.

Нереида Nereis diversicolor. Глотка и челюсть вывернуты.


Источник

Класс II. Малощетинковые (олигохеты, Oligochaeta)


Источник

Малощетинковые кольчатые черви населяют почву и пресные водоёмы, в морях живёт гораздо меньше видов. У них нет жабр и параподий, а щетинок мало. У дождевого червя на одном сегменте есть всего 8 щетинок. Также их называют олигохетами от греческого «oligos» – «мало» и «chaete» — «волос».

Если условия меняются на неблагоприятные (замерзает или пересыхает почва), малощетинковые черви уходят глубже и переживают неблагополучное время в анабиозе или диапаузе [1] .

Особенности строения малощетинковых червей на примере дождевого червя

Дождевой червь – самый популярный представитель малощетинковых червей. На самом деле, существует 18 семейств дождевых червей. Самые маленькие виды не достигают и 2 см в длину, а есть огромные трёхметровые черви. Они живут на всех континентах, кроме Антарктиды.

Ещё во второй половине XIX века Дарвин писал о той колоссальной пользе, которую дождевые черви приносят почве и растениям. Что произойдёт если дождевые черви исчезнут. Без их норок почва лишится воздуха и дополнительного объёма воды. Некому будет её перемешивать и удобрять, ведь черви уносят с собой кусочки растений и каловых масс травоядных животных.

Кожа дождевого червя должна быть всегда влажной, это улучшает газообмен с окружающей средой, ведь специальных органов дыхания у них нет. Поэтому в сухую погоду червь уходит в землю. Кроме этого, кожа увлажняется слизью и целомической жидкостью. Целомическая жидкость просачивается из тела на поверхность через особые поры.

При засухе дождевые черви сворачиваются в клубок и переживают неблагоприятное время в диапаузе – оцепенении.

«Сердец» у дождевого червя несколько. Это мускулистые участки околокишечных кольцевых сосудов.

Если в питании дождевого червя много кислот, то уже в пищеводе специальные известковые железы выделяют карбонаты из крови. Таким образом выравнивается кислотно-щелочное равновесие кишечного содержимого.

Дождевые черви различают свет, но не глазами, а специальными клетками, разбросанными по всему телу.

Размножается червь половым и бесполым путём. Мужские и женские половые органы одновременно находятся в специальных сегментах. Половые клетки созревают в семенниках и яичниках и выводятся через семяпровод и яйцеводы.

На середине тела червя хорошо видно утолщение – поясок из одноклеточных желёз. Они выделяют слизь, которая пригодится для оплодотворения и созревания зародыша.

Во время спаривания поясок образует для червей единое кольцо из слизи. Сначала через неё черви обмениваются спермой. Только потом они отложат в слизистое кольцо яйца и семя другого червя.

В итоге червь сбросит получившийся слизистый кокон с яйцами, семенем и запасом питательных веществ. Через 3 месяца в нём созреет следующее поколение.

Тело червя может разделиться на две части. Передняя часть восстановит свой задний конец, а задняя – головной. В таком бесполом размножении участвуют нейрогормоны – вещества, выделяемые нервной системой. И если повредить передние ганглии, передняя часть не сможет восстановить задние сегменты.

Класс II. Пиявки (Hirudinea)


Источник

Лечение пиявками (гирудотерапия) используется с древних времён. Слюна медицинской пиявки содержит не только белок гирудин, который препятствует свёртыванию крови, но и вещества с антибактериальным действием. Эти два эффекта – консервация крови и уничтожение бактерий – используют даже при трансплантации тканей.

Но есть множество других видов пиявок. Их объединяют происхождение от малощетинкового предка и хищный образ жизни. Не все пиявки пьют кровь млекопитающих, отдельные виды питаются моллюсками или мелкими червями. И хотя большинство из них предпочитают пресную воду, некоторые виды есть в морской воде и тропических лесах. Зимой пиявки впадают в анабиоз.

Тело у пиявок сплющенное; оно бывает коричневого, чёрного, зелёного или красного цвета. На его концах есть по присоске. Наружных колец очень много, но на самом деле сегментов меньше.

Пиявки различают свет глазками на головном конце и светочувствительными клетками всего тела.

Мускулатура дополняется средним диагональным слоем мышц. Она настолько сильная, что животное может стоять на задней присоске и раскачиваться в поиске опоры или пищи, крепко присасываться и дышать в воде. Так пиявка и двигается – одной присоской прикрепляется к опоре, а другой находит новую поверхность и присасывается к ней.

Пиявки обладают мощной системой пищеварения. Их разделяют по строению глотки. Один тип строения глотки – это хоботок, который выдвигается через рот. Глотка другого типа не выдвигается, но снабжена челюстью с зубчиками.

В глотку открываются слюнные железы. Средняя кишка образует несколько боковых выпячиваний.

Пиявки не имеют вторичной полости тела, мощных систем дыхания и кровообращения. От вторичной полости тела у них остались только каналы, которые заменили собой кровеносную и дыхательную системы.

Пиявки гермафродиты, они не могут размножаться бесполым путём. Мужские органы: семенники, семяизвергательный канал, предстательные железы, совокупительный орган. Женские половые органы: яичники, яйцеводы, матка и влагалище.

Оплодотворение происходит внутри тела пиявки. Во время спаривания животные обмениваются семенем. Подобно дождевым червям пиявки создают кокон для развития яиц. Его они оставляют на дне, в водорослях или в сырой почве берега.

Словарь

1. Диапауза – период покоя, во время которого замедляется обмен веществ. Позволяет пережить неблагоприятные условия, например, холод, засуху.

Читайте также:  Как сделать поилку для перепелов своими руками: чертеж, методика
Ссылка на основную публикацию