Лошади цыганские: роль лошадей в жизни цыган

Цыганская лошадь. Описание, особенности, уход и цена цыганской лошади

Особенность и характер цыганской лошади

Цыганская порода лошадей или по-другому называют их тинкеры создавались на протяжение долгих лет. Их родиной является Ирландия. Цыгане всегда славились отличным умением в верховой езде и знали толк в лошадях.

Хороший конь для цыгана был подтверждением его происхождения, они ими гордились. Благодаря многолетним усилиям цыганской нации появилась эта уникальная, красивая и очень выносливая порода лошадей.

В крови цыганских лошадей присутствуют множество британских пород. На протяжение долгого времени цыганские лошади не были признаны официальной породой. Не официально таких лошадей называют «коб», что означает: невысокая, массивная лошадь.

Цыгане издавна вели кочевой образ жизни, их кибитки, нагруженные скудной поклажей, переезжали с места на место, да и питание цыганского табора не отличалось изобилием. Лошадей они воспринимали, в первую очередь, как рабочею силу.

Определённого рациона питания у коней не было, они ели всё, что найдут вдоль дорог, да то что останется от питания человека. Ухода за ними надлежащего не наблюдалось, в силу того, что образ жизни цыган не отличался аристократизмом. В связи со всем этим тинкеры-кобы стали очень выносливыми и не прихотливыми животными к питанию и погодным условиям.

В 1996 году был официально зарегистрирован жеребёнок, которого назвали Кушти Бок. Именно он стал первым вестником этой роскошной породы. На сегодняшний день цыганские тинкеры набирают активную популярность на территории всего земного шара.

Глядя на фото цыганских лошадей нельзя не заметить их массивный торс, шикарную гриву и чудесные, лохматые ноги. Тинкеры относятся к немногочисленному числу удивительных лошадей планеты. Их образ вызывает чувство уважения любителей и профессионалов.

Цыганская упряжная лошадь, не смотря на свой внушительный размер имеет на удивление спокойный и уравновешенный характер. Ей не свойственно агрессия в отношении человека, они хорошо обучаемы и не сложны в содержании и уходе. Именно поэтому она замечательно подойдёт новичкам, но не смотря на такое тяжёлое тело, тинкеры отличные прыгуны.

Кобыл в основном используют для производства и выкармливания жеребят. У кобыл характер намного спокойнее, чем у цыганских коней. Цыганских лошадей называют универсальными, так как они подходят всем категориям людей, от детей до профессионалов.

Описание породы цыганская лошадь

У цыганской лошади грубые и острые очертания головы, длинные уши, шея довольно сильная и даже присутствует маленькая бородка. Плечи, грудь и ноги очень сильные, крепкие и мускулистые. Пышная грива и чёлка, а ноги имеют красивую волосяную бахрому в области копыт.

Окрас у лошадей чаще всего коричневый с белыми пятнами, где белые пятна преобладают, такой окрас называется пегим. Встречаются цыганские лошади и с другими окрасами масти, но это гораздо реже.

В росте цыганские лошади тяжеловозы максимум достигают до 1.6 м, но бывает рост составляет 1.35 м. Обязательное требование к стандарту – это не отклонение от роста.

Питание цыганской лошади

Правильный рацион питания для лошади — это очень важно. Ведь от этого зависит здоровье и красота животного. Лошадь обязательно должна получать в организм вместе с едой белки, кальций и витамины D, B, С.

Будет полезно давать им морковку или сахарную свеклу. Ежедневно в небольших порциях лошадям надо давать сеяные культуры (овёс, ячмень, кукуруза и т.д.) сочетая несколько культур одновременно. В летнее время полезнее всего для лошади станет обычная, луговая трава.

В рацион питания любой лошади необходимо включить поваренную соль по 30 гр. ежедневно (лошади имеют активное потоотделение и вместе с ним из организма выходит соль). Тем самым нарушается водно-солевой баланс, что может негативным образом сказаться на здоровье животного.

Лошадка обрадуется если дать ей в виде лакомства кусочек сахара, а также не откажется погрызть хлебные сухарики. Внимание! Нельзя лошади давать испорченные, плесневые корма, а также корма содержащие ядовитые травы. Не соблюдение правил кормления и некачественное питание может привести к гибели животного.

Поить лошадь надо ежедневно три раза в день. В жаркое время или после интенсивных работ поить 5 или 6 раз в день. После тренировок или прогулок лошадь нельзя поить. Рекомендуется подождать 1,5, 2 часа. Рекомендуется плавно переводить лошадь на различные виды питания.

Уход и содержание цыганской лошади

Для лошади необходимо построить большое и просторное стойло, оборудованное специальными кормушками и поилками. Влажность в стойле должна быть не меньше 80%.

1. Обязательно следить за чистотой стойла. Для того, чтобы почистить стойло необходимо вывести лошадь на улицу, очистить помещение от корма и навоза, вынести поилки. Тщательно подмести пол и внимательно просмотреть все углы. Помыть пол водой с добавлением чистящих средств. Дать время, что бы помещение высохло. Положить сено. Затем всё расставить на свои места и завести лошадь. Сенную подстилку лошади каждый день нужно стелить чистую.

2. Чистить и расчёсывать лошадь надо ежедневно. Рекомендуется купить две расчёски: с жёсткой и мягкой щетиной. Надо начинать чистить с головы и плавно переходить на спину, такую же процедуру проделать с другой стороны.

3. За копытами нужен внимательный уход. Перед и после прогулок нужно чистить копыта специальным крючком, тем самым вытаскивая не нужную грязь из копыт. По-научному это называется крючкование. Аккуратно взять ногу животного, согнуть в колене и почистить копыта. Ни в коем случае нельзя подходить к лошади со стороны хвоста. Лошадь должна видеть своего хозяина, от испуга она может лягнуть.

4. Мыть лошадь надо по необходимости используя специальный шампунь. Вода должна быть слегка прохладной, чтобы лошадь осталась довольна этой процедурой. Летом лошадей принято купать в открытых водоёмах.

5. Рекомендуется ежедневно давать лошади физические тренировки или просто длительные прогулки.

Цена цыганской лошади

Цыганская лошадь одна из самых дорогих лошадей в мире. Цыганских лошадей на продажу выставляют по фантастически высоким ценам, но они того действительно заслуживают.

Чтобы купить цыганскую упряжную лошадь потребуется выложить от 10 000$ до 25 000 $. Конечная цена зависит от возраста лошади, её родословных корней, окраса, рабочих качеств и конечно же от её экстерьера.

Отзыв о цыганской лошади

Я давно увлекаюсь конным спортом, но была очень удивлена, когда впервые увидела цыганскую лошадь на фото. Затем много про неё читала и изучала. Она просто удивительное создание.

Конечно стоит она слишком дорого, и я не смогу приобрести такого коня, но из множества лошадей мой выбор остановился именно на ней. Надеюсь, что моя встреча с цыганской упряжной лошадью непременно произойдёт в ближайшем времени.

Цыганские лошади: условия содержания и перспективы разведения

Даже если воздержаться от явных стереотипов, цыгане всё равно представляются в определенной степени кочевым народом. Даже одним из национальных символов ромов является колесо от телеги. Ну а кто должен тянуть за собой эту телегу? Разумеется, упряжная лошадь. Появление породы цыганских лошадей было и закономерным, и случайным одновременно, ведь никто не ставил перед собой задачу выведения такой породы. А между тем потребность в таких лошадях у кочевавших по всей Европе таборов была.

Происхождение цыганской породы лошадей

Об истории расселения цыган известно не так уж много. Считается, что в Европу они пришли с территории Византийской империи. Постепенно двигаясь на запад, цыгане, наконец, оказались на Британских островах, и произошло это в начале XV века, а точнее в 1430 году.

Не совсем понятно, почему именно здесь, но процесс выведения новой породы начался и спустя несколько веков успешно завершился на острове Ирландия. Тогдашние цыганские лошади, которые представляли собой довольно пеструю смесь из разных пород, собранных на всем пути из Византии к Атлантике, скрещивались с представителями английских, ирландских и шотландских пород. Особенно значительный вклад в выведение цыганской упряжной лошади сделали клейдесдали, фелпы, дейлы, хайленды и шайры.

Хотя в доиндустриальную эпоху цыгане считались отличными наездниками, им самим верховые лошади были не очень-то и нужны. А вот потребность в упряжных животных была очень высокой. Именно в этом направлении и велась селекционная работа.

Также на характеристики породы повлияла и беспросветная бедность цыган. Ни о каких конюшнях и сбалансированных кормах речи быть не могло. Цыганские кони часто ходили даже неподкованными, а уж питались эти животные лишь тем, что успевали сорвать во время ночной стоянки или двигаясь по дороге с телегой. Также нечего говорить и о ветеринарном уходе для лошадей. Больное животное просто продавали или забивали.

Несколько столетий такой практики привели к тому, что у ирландских цыган появилась собственная порода упряжных лошадей, отличавшаяся выносливостью и неприхотливостью. Ничего другого кочевым ромам не было нужно, и никакая другая порода не могла бы вынести их образа жизни.

Глядя на фото и видео цыганских лошадей, не трудно заметить, что у них преобладает пегая масть. Это также связано с бедностью цыган, выводивших новую породу. Дело в том, что пегая масть продолжительное время считалась «мусорной», поэтому такие лошади, независимо от породы, стоили очень дешево. Даже в кавалерию, где всегда наблюдалась острая нехватка животных, пегих лошадей брали крайне неохотно, поскольку воевать на лошади, окрасом напоминающей корову — сомнительная честь. А вот цыганам было абсолютно всё равно, какой масти животное, главное, чтобы работало хорошо. Вот они покупали пегих коней по бросовым ценам. В итоге сегодня в цыганской породе пегие лошади составляют очень значительную часть.

Поскольку цыгане в основной своей массе всегда были малограмотным народом (и эта тенденция, к сожалению, не преодолена даже сегодня), селекционная работа велась очень хаотично. При этом никакой племенной книги, разумеется, тоже не было. По этой причине о цыганской породе никто ничего толком и не знал вплоть до середины XX века. Ситуация изменилась лишь в 1940-50-х гг., когда в США среди коневодов появилась мода на редкие породы лошадей. Ну а официальный статус лошадь цыганской породы обрела аж в 1996 году, что делает ее одной из самых молодых на планете.

Сегодня используется несколько вариантов названия для этой породы. Универсальное и максимально распространенное — цыганская порода лошадей. Чуть реже используется термин «тинкер», который особенно прижился Германии и Нидерландах. В Ирландии, где «тинкер» — это оскорбительное прозвище самих цыган, используется термин «ирландский коб», что в переводе означает невысокий, но массивный и крепкий конь.

Цыганская лошадь — фото и описание

Поскольку в родословной цыганских лошадей было немало пони, рост представителей данной породы удивительно небольшой: от 135 до 160 см.

Экстерьер довольно необычный и в чем-то напоминает фризскую лошадь: грубая голова с горбоносым профилем и длинными ушами; низкая холка и массивные плечи; сильные ноги с очень прочными копытами. Достаточно лишь раз посмотреть на цыганскую лошадь, чтобы отметить ее очень густые гриву и хвост. От клейдесдалей и шайров им также достались пышные «фризы» (кисточки) на ногах. Еще одной отличительной чертой породы является наличие небольшой бородки, что у лошадей вообще большая редкость.

Как уже было сказано выше, в окрасе цыганских лошадей преобладает пегая масть, но при этом также встречаются любые другие расцветки.

Поскольку долгое время развитие породы шло бессистемно, а в настоящее время тинкеры разводятся по нескольким стандартам, сегодня внутри породы имеются некоторые довольно существенные различия. Например, в США цыганских лошадей делят сразу на три основные группы: «мини» — лошади ростом ниже 142 см, «классик» — от 142 до 155 см и «гранд» — рост более 155 см.

Цыганские лошади тяжеловозы известны довольно спокойным и даже флегматичным нравом. Некоторые заводчики даже уверяют, что порой тинкера нужно растормошить, чтобы он обрел бодрость. По этой причине эти кони часто выбираются для обучения верховой езде. Цыганских кобыл очень охотно берут на роль кормилиц для жеребят верховых пород, поскольку чистокровные верховые кобылы настолько горячи, что даже выкармливать собственных детей порой не могут.

В целом же ирландские кобы характеризуются как сильные, выносливые и неприхотливые животные. Лучше всего они подходят для использования в упряжке, но и под седлом проявляют себя неплохо. Особенно славятся они своим мягким аллюром и, как ни странно, отличной прыгучестью.

Условия содержания и рацион цыганских лошадей

Поскольку порода выводилась в довольно жестких условиях при отсутствии систематического кормления, цыганские лошади тяжеловозы, видео которых здесь представлено, получились очень выносливыми и неприхотливыми как к условиям содержания, так и к составу кормов. По сути, эти лошади изначально приспособлены к тому, чтобы жить под открытым небом круглый год и питаться только травой, которую они сами успеют сорвать на ночной стоянке или во время дневного перехода.

Сегодня же, однако, цыганская лошадь пользуется бешеной популярностью во всем мире и особенно в США. Средняя стоимость одного породистого животного колеблется в пределах от 10 до 25 тысяч долларов. Очевидно, что настолько дорогих лошадей никто не будет держать в открытом загоне и кормить лишь сеном и травой.

Ввиду вышесказанного складывается ситуация, при которой каждый владелец цыганской лошади самостоятельно определяет, насколько комфортные условия для своей подопечной создавать и чем ее кормить. Своего рода золотой серединой будут стандартные условия содержания породистых лошадей: чистая светлая конюшня с хорошей вентиляцией, но без отопления. Кормить же цыганских лошадей тоже можно стандартным рационом: основу составляют сено и трава, плюс зерновые и овощи.

Читайте также:  Как укрыть на зиму гортензию крупнолистную, метельчатую и древовидную в Подмосковье — видео

А вот на что следует обратить особое внимание, так это на гриву, хвост и фризы коня. Как видно на фото, у цыганских лошадей они всегда очень густые и порой даже вьющиеся. Чтобы поддерживать животное всегда в нарядном виде, нужно регулярно расчесывать эти места и мыть с шампунем.

Преимущества и недостатки лошадей цыганской породы

Несмотря на свою молодость, цыганская порода лошадей пользуется большой популярностью в Европе и Северной Америке. Наряду с фризской лошадью тинкеры являются самыми дорогими в мире. Очевидно, что плохая порода таким спросом никогда бы не пользовалась. Сегодня цыганских лошадей ценят, прежде всего, за:

  1. Эксклюзивность. На данный момент в большинстве стран мира поголовье тинкеров очень невелико, то есть владелец такой лошади имеет отличную возможность похвастаться перед друзьями редким экземпляром.
  2. Красивый экстерьер. На фото цыганской упряжной лошади хорошо видно, что она вобрала в себя многое от клейдесдалей и шайров. Иными словами она обладает очень нарядной внешностью и порой напоминает огромную плюшевую игрушку. На такой лошади приятно кататься, и она хорошо смотрится в упряжке.
  3. Мягкие аллюры. Эта особенность цыганских лошадей опять-таки делает их очень удобными в использовании для верховой прогулочной езды.
  4. Спокойный нрав. Тинкеры на удивление спокойны и покладисты. Чтобы их разозлить, нужно приложить массу усилий. По этой причине лошадь отлично подходит для тех, кто только учится верховой езде.
  5. Неприхотливость. Немного найдется пород лошадей, которые были бы настолько просты в содержании и кормлении. Цыганская лошадь будет благодарна даже элементарному навесу от дождя и самому простому корму.

Недостатки цыганской породы лошадей довольно несущественны:

  1. Дороговизна. Из-за того, что сейчас лошадь пребывает на пике популярности (а возможно, этот пик еще даже и не достигнут), стоимость чистопородных тинкеров довольно высока. По этой причине рядовой коневод зачастую вынужден лишь любоваться фото цыганской породы лошадей, поскольку не может себе позволить такое дорогое животное.
  2. Непригодность для скоростных видов спорта. Хотя цыганская лошадь может хорошо себя показывать в выездке, в скачках она совершенно невыразительна.

Перспективы разведения цыганской лошади

Тинкеры во многом похожи на фризскую лошадь. И речь не только и не столько о внешнем виде, сколько о вариантах использования этих лошадей. По сути это декоративные породы, которые отлично смотрятся запряженными в красивую карету во время различных торжественных мероприятий.

Как и фризские лошади, тинкеры могут использоваться для катания туристов в каретах или верхом по городским паркам, но вот в настоящую загородную природу их лучше не выпускать. Причина проста: пышная грива, хвост и фризы на ногах очень быстро засоряются растительным мусором, и потом после каждой такой поездки лошадь приходится долго вычесывать и приводить в порядок.

А вот для обучения верховой езде или просто для частных прогулок по ухоженной загородной территории цыганские лошади подходят вполне. Комфортные для всадника движения и мягкий характер животного делают тинкеров очень подходящими для этого.

В спортивных соревнования цыганских лошадей используют крайне редко, поскольку чистокровные верховые породы по скоростным характеристикам очень сильно превосходят низкорослых и коротконогих тинкеров. Единственный вид спорта, где эта порода показывает себя очень хорошо — это выездка.

Наконец, нет необходимости долго объяснять, почему низкорослая и очень дорогая лошадь не может использоваться в качестве мясо-молочного скота.

А вот для разведения на продажу лошадь подходит неплохо. Учитывая растущий спрос на эту породу в России и ее малочисленность, разведение цыганских лошадей в Великом Новгороде или другом крупном городе может стать хорошим бизнесом.

Особенности цыганских лошадей

Тинкер, или цыганская порода лошадей, считается одной из самых популярных в мире. Её представители отличаются чрезвычайной выносливостью, крепким иммунитетом и очень красивым внешним обликом. В чём ещё преимущества описываемых лошадей и как их правильно содержать — давайте разберёмся.

Историческая справка

Цыганские лошади (ирландские упряжные, тинкеры или кобы) являются результатом десятилетних скрещиваний и мутаций многих пород. Родиной этих животных считается Ирландия, на территории которой начали скрещивать местные породы лошадей с разновидностями, привезёнными кочующими племенами — ромами или цыганами.

Сегодня трудно точно указать генетическую основу тинкеров. Принято считать, что в их жилах течёт кровь представителей ирландских, шотландских и английских пород. Долгое время из-за большой генетической «смеси» лошади не признавались официально.

Полноценным разведением этих упряжных коней начали заниматься относительно недавно, в 1996 году, когда был официально зарегистрирован жеребёнок по имени Кушти Бок. Однако данная порода сформировалась ещё в начале прошлого века.

Стоит отметить, что на основные характеристики цыганской породы повлияло множество внешних аспектов, в частности:

  • кочевой образ жизни цыган и их потребность в упряжных лошадях;
  • бедность ромов, за счёт которой кони редко получали нормальный корм и, как следствие, адаптировались к окружающим условиям.

Благодаря этому лошади описываемой породы получили крепкое здоровье, сильный иммунитет, выносливость и мощную конституцию.

Общая характеристика

Цыганские лошади обладают чрезвычайно запоминающейся внешностью и конституцией, благодаря которым их легко отличать от представителей других пород.

Внешний вид и телосложение

Поскольку одним из прародителей тинкеров считаются пони, то современные цыганские лошади не могут похвастаться высоким ростом. В среднем их высота в холке варьируется от 135 до 160 см. Животных ростом от 155 см принято называть «грандами», от 142 до 155 см — «классик», а ниже 142 см — «мини».

Что касается массы коней, то она может колебаться в пределах от 240 до 700 кг. Такая большая разница между величинами объясняется, опять-таки, многогранностью генетической основы и является нормой. Кобы обладают чрезвычайно удивительным экстерьером. Они отличаются крепким, отлично развитым мощным корпусом, на котором хорошо прослеживается сильный мышечный корсет, имеют сильную, но не длинную спину, плавно перетекающую в довольно высокий круп.

Эти животные имеют небольшую холку, изящную, но в то же время мощную, толстую шею, немного грубоватую, массивную голову и длинные уши. Отличительной чертой представителей описываемой породы считается наличие аккуратной маленькой бородки, расположенной под нижней челюстью.

Представители породы обладают поистине роскошной шевелюрой, гладкой, блестящей гривой и таким же хвостом. Их массивные крупные конечности покрыты превосходным волосяным покровом. В окрасе кобов преобладает пегая масть — светлое или, наоборот, тёмное тело покрыто пятнышками противоположного окраса. Однако нередко можно встретить лошадей других расцветок.

Нрав и повадки

Несмотря на свой мощный, крепкий и немного грубоватый экстерьер, лошади цыганской породы обладают спокойным, миролюбивым, даже слегка флегматичным нравом, что даёт возможность применять их для обучения верховой езде. Они тихие, дружелюбные, быстро привыкают к людям, положительно реагируют на маленьких детей.

Благодаря такому характеру животные легко поддаются управлению и дрессировке. Кобыл тинкеров нередко используют в качестве кормящих матерей для жеребят верховых пород, так как чистокровные кобылы из-за своего буйного нрава часто отказываются выкармливать собственных детёнышей.

Ознакомьтесь также с характеристиками других пород лошадей:

Использование

В целом, ирландские кобы характеризуются как выносливые, спокойные, миролюбивые и нетребовательные лошади, которые прекрасно подходят для использования в упряжке и под седлом. Тинкеры славятся своим мягким аккуратным «аллюром» и великолепной прыгучестью.

Ирландские лошади являются универсальными, они широко применяются для:

  • верховой езды;
  • применения в упряжке;
  • выращивания на фермах;
  • реабилитации людей, страдающих различными недугами.

Описываемая порода коней станет превосходным вариантом как для профессиональных коневодов, так и для тех, кто только начинает своё знакомство с этими удивительными и добрыми животными.

Достоинства и недостатки

  • Цыганские упряжные лошади обладают рядом преимуществ, среди которых опытные коневоды отмечают:
  • выносливость, крепкую конституцию, массивность;
  • спокойный, уравновешенный, миролюбивый нрав;
  • красивый, эстетически привлекательный внешний облик;
  • неприхотливость в питании и уходе;
  • лёгкость и простоту в дрессировке и обучении;
  • универсальные рабочие свойства, возможность применения под седлом и в упряжке;
  • мягкий, благородный аллюр.
  • Впрочем, не лишена порода и некоторых недостатков:
  • высокая стоимость племенных коней;
  • низкие скоростные качества лошадей;
  • флегматичный характер.

Содержание и уход

Несмотря на нетребовательность к содержанию, для поддержания хорошего здоровья и самочувствия у этой породы лошадей им необходимо организовать комфортные условия.

Конюшня

Прежде всего, коней описываемой породы нужно содержать в чистоте и сухости. Конюшня должна быть максимально просторной, чистой, с хорошей вентиляционной системой и без сквозняков, которые могут спровоцировать развитие различных недугов. Влажность в помещении должна быть не менее 80%.

Животные негативно относятся к слишком высоким температурным показателям, поэтому устанавливать в конюшне дополнительные источники отопления нет необходимости. Оптимальной температурой считается +15…+18°С. Что касается освещения, то лошади не любят очень яркий свет. При установке осветительных приборов следует руководствоваться нормами: соотношение окон и площади помещения должно равняться 1:15.

Конюшню необходимо оборудовать яслями, кормушками и поилками, в качестве которых использовать изделия из натуральных материалов, максимально безопасных для здоровья животных. В качестве посуды для корма подойдут прямоугольные, довольно глубокие корыта, которые располагают недалеко от осветительных приборов на высоте не менее 50 см от пола.

Специалисты советуют использовать автоматические поилки, которые позволяют избавить персонал конюшни от лишней работы. Если поить лошадей предполагается из ведра, то нужно следить за тем, чтобы оно было надёжно зафиксировано и не переворачивалось. В помещении обязательно нужно организовать отдельные стойла для каждого скакуна.

Стандартным размером стойла на одну особь считается 3×3 м, однако, если позволяет площадь, его желательно увеличить до 4×4 м. Традиционным подстилочным материалом при содержании тинкеров считается солома, которой равномерно покрывают пол в конюшне. Допускается применение древесных опилок или сена. Важно следить за чистотой подстилок и регулярно осуществлять их частичную замену.

Вырастить крепкого, здорового и сильного скакуна невозможно в антисанитарных условиях. Именно поэтому чистке конюшни, поилок и кормушек необходимо уделять максимум внимания.

Для проведения уборки нужно:

  • вывести из помещения коня;
  • полностью освободить кормушки от корма и поилки от воды, инвентарь тщательно вымыть, засыпать свежие продукты, обновить воду;
  • вилами убрать мокрый подстилочный материал и вывезти его тележкой;
  • на напольное покрытие, после его полного высыхания, равномерно засыпать сено, опилки или солому.

Особое внимание следует уделить уходу за лошадью:

  1. Грива и хвост. Регулярного осмотра требуют грива, хвост и фризы — их рекомендуется систематические расчёсывать, распутывать волосяной покров, тщательно вымывать, используя специально разработанные зоошампуни. Непосредственно перед выгулом животному заплетают косу, а вечером — распускают.
  2. Шерсть. Тинкеры обладают красивым блестящим шерстяным покровом, который нужно регулярно расчёсывать — сначала жёсткой, затем мягкой щёткой по направлениям от головы к спине, поочерёдно от одного бока к другому.
  3. Копыта, зубы и ноздри. После каждой прогулки необходимо внимательно осматривать копыта, чистить их специальным крючком, затем мыть и вытирать насухо. Также нужно ежедневно вечером протирать влажной тряпочкой ноздри животного и проверять ротовую полость на наличие/отсутствие воспалительных процессов.

Чтобы как можно дольше сохранить здоровье лошадям, им необходимо обеспечивать регулярные физические нагрузки в виде тренировок, длительных прогулок.

Правильное кормление

Питание лошадей цыганской породы во многом будет определяться их активностью, а также временем года.

В тёплый период в рационе животных должны преобладать зелёные корма и свежие овощи:

В холодный сезон лошадей кормят сеном, зерновыми смесями — овсом, кукурузой, комбинированными кормами, подкармливают овощами. Обязательно в зимнее меню дополнительно включают витаминно-минеральные комплексы на основе витаминов B, D, C и кальция. Каждый день следует угощать тинкеров небольшой, в 30 г, порцией соли, которая позволяет восстановить водно-щелочной баланс организма.

Во время высокой активности, тренировок или прогулок кони много потеют и, как следствие, теряют много влаги. Чтобы предупредить обезвоживание организма, необходимо обеспечить ирландских скакунов свободным доступом к воде.

Тинкеры — удивительно красивые, добрые и спокойные лошади, которые сегодня пользуются чрезвычайно большой популярностью во всём мире. Они отличаются необычным экстерьером, выносливостью, крепким, массивным телосложением, и при этом абсолютно нетребовательны в питании и уходе, являются идеальными иноходцами для верховой езды.

Цыганский барон Степан Юзепчук рассказывает о связи цыган и лошадей

Но, пожалуй, самое трепетное отношение к лошадям у цыган. Мужчины этой народности почитают коня не просто другом – существом почти культовым, и любовь эта, похоже, взаимна. Кто лучше цыган знает секреты лошадей, и какими тайными знаниями об этих животных обладают ромалы? Накануне Нового года мы решили поговорить о лошадях с настоящими цыганами.

Дорогой длинною…

По преданию, цыгане – выходцы из Индии, в древности они покинули свою исконную родину и на протяжении столетий, как истинные кочевники, искали себе новую. Странная, беспокойная, всегда в движении жизнь-дорога сформировала характер этой народности и отношение к ней окружающих – настороженное, недоверчивое. Но с конца ХХ века ромалы в Беларуси стали вести оседлую жизнь, 23 года назад в д. Городец Кобринского района поселилась семья Степана Юзепчука, вслед за ним приехали другие, и сегодня в окрестных селах несколько десятков цыганских дворов.

– У нас нормальные цыгане живут, многие работают, криминалом не грешат, – рассказывает председатель Городецкого сельисполкома Мария Зданевич. – Есть и те, кто занимается с лошадьми. А Степан Юзепчук у них – барон.

Читайте также:  Мята для мужчин: польза и вред, как влияет на потенцию

К нему мы и заглянули в первую очередь. «Почему цыгане так любят лошадей? – переспрашивает он и с ностальгией отвечает: – Когда ромалы переезжали с места на место, у них ничего не было, только конь, воз, кнут и подушка. Без лошади воз не поедет, так как же цыгану не любить своего коня?»

Степан Степанович сам когда-то кочевал вместе с родителями, дедом и бабкой. В их таборе было примерно полсотни подвод, у каждой семьи – как минимум одна лошадь. Они и по России, и по Украине колесили, до сих пор помнит цыган, как останавливались в поле, жгли костры, в праздник девушки танцевали, а молодые мужчины устраивали скачки. Дед, Владимир Григорьевич Юзепчук, кузнецом был, миллион коней за свою жизнь подковал, а женщины по материнской линии заговоры знали, мама, Ольга Владимировна, и теперь умеет животных лечить, многим в своей деревне помогает.

Степан и Светлана Юзепчук уже 12 года живут в д. Городец.

Ой да конь мой вороной!

– А правда, что цыгане язык лошадей знают?

– Правда, – улыбается Николай Батура, сборщик молока с городецких подворий. – Мой дед знал лошадиный язык, разговаривал с конями, понимал их, и они его понимали, слушались.

Дед Сергей Афанасьевич и обучил Николая всем премудростям – как выбирать лошадей, как воспитывать и ухаживать за ними. Было это пару десятков лет назад, еще во время кочевой жизни в таборе. В молодости Николай даже в соревнованиях участвовал – специально с дедом на скачки в Казахстан ездили и даже призы брали. А 7 лет назад, когда приехал в Городец и предложили взять коня, чтобы молоко собирать, без колебаний согласился – взыграла давняя страсть.

Николай Батура иногда «воспитывает» своего Филю, но чаще хвалит. Он знает повадки лошадей и умеет лечить животных.

– Лошадь с цыганом едина, она и кормилец, и транспорт, и друг, – говорит конюх, нежно поглаживая своего мерина Филю по холке. Крепкий вороной конь согласно кивает – привык доверять хозяину. Да и как иначе, если тот по глазам может определить, какое у него настроение, не болит ли чего, ни разу не огрел, чтобы заставить неподъемную телегу тащить, не гнал так, чтоб пар из ушей валил, балует сахарком и заботится, как о малом дитяти.

Видно, кони мне попались привередливые…

– А лошади действительно, как дети, добрые или еще и умные? – интересуюсь у Николая.

– Очень умные, – со знанием дела говорит собеседник. – Куда коня ни заведи, домой вернется в любом случае, но в болото или глубокую воду ни за что не пойдет – чувствует опасность. И людей чувствует, причем и по запаху, и нутром – плохого человека не подпустит, а вот своего хозяина никогда не ударит, но если с ним плохо обращаются, перегружают или бьют, начинает брыкаться, шугаться, может понести или даже сбросить седока. Первый признак, что лошади что-то не нравится, – она складывает уши, прижимает к голове.

– Лошади легко поддаются дрессировке? И какой метод лучше – кнута или пряника?

– Укротить можно любую лошадь, но только делать это надо умело, сочетать ласку и требовательность, проявлять настойчивость и поощрения, – уверен Николай Батура. – А если коня сильно наказывать, он, может, и покорится, но будет нервным, норовистым.

А как он сам «воспитывает» своего Филю? Когда надо, говорит, погладишь, приласкаешь – и он начинает радостно играть, а бывает, что и прикрикнешь строго – конь понимает: баловаться нельзя, голову опустит и стоит.

– А кнут у вас есть? – спрашиваю цыгана. – Доводилось применять?

– Нет, – отвечает, – теперь их мало, а вот у деда моего был.

Я коней своих нагайкою стегаю

Кнут для цыгана – не просто хлыст, это предмет гордости, признак состояния и положения в таборе. Да и не хлыст это вовсе, и не плетка – цыганский кнут изготавливается особым способом: на полуметровом деревянном кнутовище закрепляется от 4 до 24 кожаных ремешков разной длины, которые переплетаются так, чтобы вначале кнут был с ладонь толщиной, а к концу постепенно утончался, пока не оставался один ремешок. И длина кнута была – не поверите! – и 10, и 20 метров. Использовали его для обучения лошадей, для выпаса, для ловли – как лассо. Кнут постоянно мог носить не каждый цыган, а только лошадник, кузнец либо знатный рома. Украшения на кнутовище и длина кнута были признаками богатства и сословия. Увидишь цыгана с шикарным кнутом, знай: он из свиты барона или имеет мини-табун. У деда Степана Юзепчука был кнут длиной 5 метров, как у кузнеца, а у деда Николая Батуры – 11 метров, как у лошадника. Кнут для цыгана был настолько знаковым предметом, что его передавали по наследству как ценность. Дед, говорит Николай Сергеевич, его отцу свой кнут отдал.

Владимир Юзепчук недавно приобрел собственную лошадь и с удовольствием катает на ней племянника.

Повысить свой престиж, а заодно и благосостояние мужчина мог еще одним способом – украсть лошадь. Более того, молодой цыган должен был это сделать – проявить удаль и бесстрашие, чтобы на него посмотрели в таборе как на взрослого. «Чтобы увести лошадь, парень брал лисью шкуру, надевал на себя и подкрадывался к стаду, – рассказывает Степан Юзепчук. – Подползет вплотную, найдет нужного, вскочит на него – и был таков, никто его уже не догонит». Степан Степанович знает не понаслышке, о чем говорит, а Николай Сергеевич подтверждает: не от лихости или тяги к криминалу коней уводили – национальный обычай такой, иные цыгане 5-6 лошадей имели исключительно благодаря своему таланту.

Цыгане. Тайны жизни и традиции (23 стр.)

Да, лучший друг цыгана – лошадь, тем не менее почти в любой цыганской семье есть и собака (“джукел”). Обычно это так называемые собаки‑ищейки – помеси борзой с различными породами овчарок. В первую очередь это охотничьи собаки, с ними цыгане охотятся на различную дичь: на фазанов, зайцев, кроликов, даже на ежей. Если к лошади в цыганском обществе относятся с почтением и цыган, не сомневаясь, станет пить в том месте, где пила лошадь, то собака – это моккади, нечистое животное, как и кошка. Почему? Потому что собаки и кошки умываются, сами себе вылизывая шерсть.

Шувано из Шотландии рассказал мне о любовном заклинании, которое, по его словам, неотразимо. Нужно набросить кусок ткани на двух спаривающихся собак. Затем дать эту ткань тому, в кого вы влюблены, со следующими словами:

“Я кобель, она сука
(или “Он кобель, я сука”),
Я топорище, она топор,
Я петух, она курица,
Которую я желаю”.

Многие женщины, получившие такую ткань и знающие о заклинании, делают из неё наволочку или что‑то другое, что можно всегда иметь при себе, сохраняя таким образом связь с мужчиной, подарившим заговорённую ткань.

Если собака катается на земле у ступеней вар‑до, значит, за ней пристально наблюдают. Считается, что с той стороны, куда обратится собака после того, как перестанет кататься и встанет, придёт посторонний.

Лучший друг цыгана

Кошек (“матчико”) в цыганских семьях встретишь не часто. Конечно, порой можно видеть, как цыганские дети играют с котёнком, но это животное не приживается у кочевников. Возможно, причина в том, что у цыган все заняты делом: взрослые работают, дети работают, лошади работают – но попробуй заставь работать кошку!

Говорят, что если кошка сидит хвостом к огню, то наступят холода. Внести бродячую кошку в вардо – к несчастью, и детей предупреждают не делать этого. Некоторые цыгане разделяют старинное поверье, по которому кошка может сесть у колыбели ребёнка и “высосать дыхание”, поэтому к совсем маленьким детям это животное не подпускают.

Из птиц цыгане любят дроздов, ворон и грачей. Но особенно благоприятным знаком у них считается увидеть ворона. Сороки, по их поверьям, предупреждают о проблемах, совы приносят несчастье. Если в первую неделю декабря видно много малиновок, то зима будет суровой.

Встречу со змеёй цыгане, как правило, считают счастливым предзнаменованием. Как уже отмечалось, с помощью змеиной кожи они лечат ревматизм и онемение суставов. Венгерские и румынские цыгане часто на зиму устраиваются в пещерах высоко в горах. Там они часто находят сушёных змей и ящериц, из которых делают порошок, обладающий, по их убеждению, волшебной силой. Если, например, посыпать им постель новобрачных, то жених и невеста будут жить долго и счастливо.

На Ионе и других северных шотландских островах в Михайлов день (29 сентября) цыгане устраивают скачки. Предполагается, что этот обычай обеспечивает удачу и плодородие всему племени на протяжении последующего года. По традиции, цыгане не скачут на своих лошадях. Они крадут их у соседей. На этих скачках цыгане не пользуются седлом, а за своей спиной сажают жену или невесту. После скачек они едят особые пироги, их называют “Михайловыми пирогами”.

На острове Канна скачки проводятся на кладбище, и опять‑таки цыгане сажают у себя за спиной женщин. Только здесь заведено брать не свою жену, а жену соседа. Потом они все вместе направляются к древнему каменному менгиру .

Они трижды объезжают его по часовой стрелке, а затем галопом скачут в деревенский трактир, чтобы отведать большой, круглый пирог.

До недавних времён считалось, что если свадебная процессия по пути домой встречает человека верхом на лошади, то это к удаче. В одной из статей в журнале “North‑East Corner of Scotland” за 1886 год отмечалось: “Если первое, что встречала свадебная процессия по пути домой, была лошадь, то это считалось знаком счастливого брака”. Многие цыгане пользовались этим и направляли своих лошадей в сторону свадебной процессии, где им были гарантированы серебряные монеты.

Когда любимая лошадь цыгана умирает, он может повесить её копыта в своём вардо в качестве священных предметов, отгоняющих неудачу.

Если носить в кармане или в путей лошадиный зуб, то это принесёт богатство и преуспеяние, утверждают цыгане, с которыми я общался на западе Англии.

Если незамужняя женщина найдёт выброшенную подкову, то она должна сосчитать количество дыр на месте выпавших гвоздей. Через столько лет она выйдет замуж.

Лошадь играет важную роль в цыганской жизни, поэтому её всегда защищают. На протяжении столетий цыгане вешали на этих животных различные талисманы. Среди них особенно популярны бубенцы. Их можно увидеть на всех основных породах рабочих лошадей. Бубенец обычно делают из меди и подвешивают на упряжь. Иногда несколько бубенцов подвешивают на кожаную полоску, называемую мартингал. При изготовлении бубенцов используют десятки различных символов. Самые древние и наиболее популярные – солнце, луна, звезда, сердце, крест, солнечное колесо с тремя “хвостами”; бывают и геометрические узоры, а также колокольчики, лошадки, жёлуди – всё, что обладает каким‑то значением для их создателя.

Бубенцы для лошадей

Изначально бубенцы должны были охранять лошадей от злых духов и дурного глаза. Их также вешали, чтобы обеспечить плодовитость, выносливость и силу лошадей. Наиболее популярными остаются бубенцы в виде солнца и луны, трёх полумесяцев и полумесяца со звездой.

Согласно древним поверьям, изображение сердца на животном вселяет в него жизненные силы. Некоторые цыгане и сами носят медные украшения в форме сердца – чтобы привлечь к себе любовь. Среди них и конский бубенец, его нередко можно видеть свисающим с ремня на цыганке или цыгане. Остаётся поверить, что он и впрямь помогает.

Глава 15. Инструменты колдовства. Полезные приспособления.

Поскольку цыгане, как правило, пользуются тем, что у них есть под рукой, то не существует стандартного набора инструментов для занятий цыганским колдовством. Однако некоторые предметы у шувано и шувани встречаются часто.

Путси, похоже, наиболее распространённый предмет среди цыганских магических атрибутов. Это мешочек, размеры которого варьируются: он может быть как маленьким, 3×5 сантиметров, так и большим, 10×15 сантиметров. Путей в основном делают из ткани – используют старые занавески, платья и даже ковры; бывают и кожаные путей. Цыгане украшают эти мешочки бусинами, пуговицами или вышивкой. Многие носят их на шее, подвесив на верёвку, некоторые прикрепляют к поясу.

Цыганский путей. Румыния, ок. 1850 г. Фото Д. Детчера

Хотя “магические посохи” в колдовской практике цыган обычно не используются, некоторые шувано и шувани применяют палки вроде посоха, которые они старательно вырезают, украшают и полируют, а во многих случаях и специально освящают. Такие посохи бывают около полуметра длиной; их можно делать как из мягких, так и из твёрдых пород деревьев. Многие колдуны и ведьмы используют для их изготовления ветку, которая отломилась от дерева после удара молнии: считается, что молния придаёт посоху особые свойства.

Посох, или “кош” (что буквально значит “палка”), обычно чуть сужается к концу. Некоторые посохи полностью очищают от коры, а иногда оставляют её на толстом конце, который служит рукоятью. Я видел посохи, обвитые медной и даже золотой проволокой, идущей спиралью от рукояти до конца. К одному посоху были прикреплены кристаллы кварца, Цыганский кош, но обычно украшением или магический посох (если оно вообще есть) служит вырезанный или выжженный орнамент. В орнаменте используют различные символы – их выбор зависит от предпочтений владельца.

Читайте также:  Левретка — маленькая Итальянская борзая, фото, уход, болезни

Чтобы освятить кош, нужно погрузить его в проточную воду. При этом произносят разные слова. Один шувано открыл мне, что говорит следующее:

“Катар рук,
Катар пув,
Катар маму с ‑
Акай сор ми рузлапен”,

(“От дерева,
От земли,
От матери ‑
Вот вся моя сила”.)

Некоторые коши оканчиваются развилкой. Их используют почти так же, как и атамы в викке, то есть в качестве “проектора силы” (желания, магического влияния). При произнесении отдельных заклинаний шувани очень эффектно размахивают этим посохом, указывая им в тех направлениях, куда устремляют свой мысленный взор.

Многие цыганки носят фартук – “джодда‑каи”. Его носят и шувани, но у них он представляет собой часть магического одеяния. Фартук шувани бывает насыщенных цветов – тёмно‑зелёного, тёмно‑синего, густо‑оранжевого, – с поясом и карманами контрастного цвета. Карманы большие и, как кажется, могут вместить всё, что потребуется. На с. 210 показана выкройка типичного джоддакаи.

gipsylilya

Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Лошади-кони традиционно были очень значимы в цыганском быте и (по этой причине) в культуре.

Лошади были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган.

А не глядите так удивлённо. Вы знаете, что у британских цыган долгое время лошадь в быту была огромной редкостью? В отличие от трэвеллаз, своё имущество они передвигали в тележках. А азиатские и “арабские” цыгане традиционно предпочитают осликов (без пошлых ассоциаций, пожалуйста).

Итак, кони были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган, в том числе у хорошо знакомых вам (и мне) рома, о которых и пойдёт речь в этом рассказе.

Прежде всего, это было, конечно, связано с тем, что значительная, если не большая, часть цыган-рома вела кочевой образ жизни. В отличие от британских цыган, восточноевропейские и российские предпочитали жить с комфортом, и поэтому имущество их плохо умещалось на тачке, требовалась телега, а телегу на своём горбу не протащишь. Кстати, именно на основе телеги ставился шатёр у руска рома и некоторых других цыган. То есть, для нормального цыганского быта были просто необходимы лошадь (конь) и телега, и они считались центром всего этого быта. Именно поэтому в цыганскую культуру то и другое вошло как символ семейной жизни. Однако, нахождение лошади и в цыганском быте, и в цыганской культуре этим не ограничивалось.

Прежде, чем углубиться в тему, давайте вы, дорогие читатели, вспомните, что знаете о связи между цыганами и лошадьми?

1) На лошадях цыгане кочевали.
2) Русские цыгане жили за счёт торговли и обмена лошадьми.
3) Цыгане воруют коней.

Это, в общем, и всё, что известно среднему русскому человеку. И отсюда мы будем плясать, как от печки 🙂

Про тему кочевья я написала выше, а как в цыганском быте и цыганской культуре выглядели остальные два пункта?

Итак, русские цыгане (так же, как ловари в Венгрии) жили по большей части за счёт торговли и обмена лошадьми. В связи с этой деятльностью, непременным атрибутом взрослого мужчины считался кнут – по своей социальной значимости (как атрибута), кнут можно сравнить с ножом на Кавказе. По своей практической значимости – тоже 🙂 Поскольку кнут был не только знаком лошадника и взрослого мужчины, но и оружием. Причём им можно было не только ловко щёлкать, но и бить кнутовищем, как дубинкой (на конец кнутовища традиционно было деревянное утолщение, кроме того, на случай серьёзной драки в само кнутовище бывал залит свинец; использовать в драке между цыганами “залитые” кнутовища запрещалось, только для защиты жизни от нападения извне).

В принципе, кнуты были важны и не лошадникам, поскольку кони были важной частью жизни многих кочевых цыган.

Кнуты делали сами цыгане, покупные не котировались. Свой первый кнут мальчик делал уже в раннем подростковом возрасте, готовясь перейти в разряд юношей (которым, в отличие от мальчиков, можно жениться и которым необходимо заниматься мужской работой), ведь юношу от мальчика отличают именно кнут и сапоги! Сам хлыст плёлся из кожаных ремешков, а кнутовище украшалось замысловатой геометрической резьбой.

Делали кнуты не только подростки, но и мужчины. Хороший кнут считался ценным подарком. Помимо красоты, в нём ещё ценилась удачливость. Считалось, что хороший барышник “заражает” удачливостью свой кнут, а кнут, в свою очередь, может “заразить” удачливостью другого барышника. Из этих соображений кнуты иногда выторговывали при мене, и часто – оставляли в наследство, и наследству такому радовались так же, как, например, горшку золотых монет, а почёту в нём видели гораздо больше.

Сапоги как атрибут юноши и мужчины, опять же, были значительно связаны с тем, что кони – мужская забота. Потому как у коней копыта, копыта твёрдые, кони тяжёлые, на босую ножку лошадка наступит – пиздец босой ножке, а сапоги некоторым образом от инвалидности предохраняют. Таким образом, лошади напрямую повлияли на мужской цыганский костюм.

UPD: поправка от loybukanah , как человека более искушённого:
“В этом случае их сапоги напоминали бы ботинки рудокопа из самой жесткой кожи.
даже если лошадь наступит на ногу, обутую в сапог – мало не покажется. Поэтому любой опытный конник просто не даст лошади наступать себе на ногу.
А сапоги носятся: а) чтобы предохранять голень от потертостей при частой езде на лошади (особенно, если со стременами). В том числе – предохранять штаны от протирания в этих местах – это сейчас штаны синтетические и всегда можно купить новые.
б) чтобы оказывать большее управляющее воздействие на лошадь – каблук.”

Если вспомним русский фольклор, то обнаружим, что продажа цыгана лошади связана с обманом, надувательством (порой в самом прямом смысле слова, через соломинку). При этом, если мы посмотрим на литературу XIX века и на исторические факты, мы обнаружим, что цыгане были поставщиками лошадей для армии и что у них дворяне искали красивых горячих коней. Нет, в этом нет никакого противоречия.

Дело в том, что цыгане торговали как отменными, первостатейными конями, так и замаскированными задохликами. Концепции “специально продавать самое говнище” у цыган никакой не было, просто, как всякий российский купец, каждый товар, который был, он хотел продать с выгодой. А о выгоде покупателя, как тогда полагала купеческая общественность, должен заботиться сам покупатель. Вот и получалось, что для одних (заядлых лошадников) “цыганский конь” был символом лошадиного качества, а для других (менее искушённых) он же становился время от времени символом надувательства и паршивой лошадёнки.

Но зарабатывали цыгане лошадьми не только путём продажи и обмена. Как я уже писала, зимой руска рома становились на постой в деревню. В качестве основной валюты тут шли конский навоз и вспашка крестьянской земли по весне. Т.е. не только летом, но и зимой от лошади зависело наличие домашнего уюта у цыганской семьи.

Неудивительно, что наличие своего коня стало обязательным условием для того, чтобы парень мог жениться. Нет коня – нет дома, нет семьи.

Это жёсткое условие было одной из причин такого явления, как увод лошадей. Конечно, обычно коня парень заводил, просто заработав на него в ходе работы с семьёй, либо даже получив в подарок от старшего родственника (отца, крёстного, деда). Но семья могла быть и бедной, или парень мог быть сиротой, или вовсе старшее поколение могло артачиться, говоря, что молод он жениться (поскольку женитьба сына, особенно не-младшего, значило скорое его отделение, а значит, уход из семьи рабочих рук). В этом случае парни решались на увод. Уводился, как правило, барский конь, причём старались его найти подальше от нынешней стоянки табора; мальчишка поленивей или не рассчитывавший на богатую невесту мог увести и крестьянского, но это было, надо сказать, гораздо опасней, поскольку у крестьян был обычай забивать конокрада насмерть, невзирая на возраст. Таким образом, парень и добывал себе право жениться, и затыкал рот старшим родственникам, поскольку после такого громкого поступка говорить, что он недостаточно взрослый, уже не было никакой возможности.

Цыганский парень уводит коня. Иллюстрация Н.Бессонова к рассказу Г.Цветкова “Цыганская любовь”

Однако, любовь к девушке была не единственной причиной конокрадства в цыганской среде.

Увод лошадей был также способом показать молодеческую удаль, в основном, среди подростков и молодых мужчин. Сначала это, по-видимости, одобрялось цыганами, но со временем стало восприниматься взрослыми, как хулиганство, представляющее опасность для табора. Как ни странно, обычай уводить лошадь из озорства прошёл сквозь советское время и сохранился посейчас. Широко известна байка про двух весьма немолодых городских (!) цыган, которые, после пары рюмочек друг с другом, резко вспоминали о том, что они цыгане, и шли искать себе подвигов. Так, они умудрились упереть по разу коняшек не только из близлежащего колхоза и с конноспортивной базы, но даже у местной конной милиции. Стариков-разбойников каждый раз ловили вечером того же дня. в одной и той же рощице, где они за шашлычком обмывали свой подвиг 🙂 Входя в ситуацию, пострадавшие забирали и лошадей, и заявления, а для милиции старички были чем-то вроде ходячего анекдота.

Увод лошадей встречался также и из любви к самим лошадям. Например, цыган мог увидеть коня у какого-нибудь барина, тот отказывался продать-поменять, или же цыгану было не на что произвести куплю-обмен, а сердце уже горело, ибо цыгане – народ влюбчивый, вот и получалось, что в одну прекрасную во всех отношениях ночь барский конь покидал своё стойло. Большинство цыганских песен, посвящённых конокрадству (хотя это и не самый популярный жанр, но всё же), обычно описывают такой случай.

Наконец, существовали профессиональные конокрады, одиночки либо семейные, потомственные. Русские цыгане, рассказывая о них, отмечают, что такие чаще встречались в Сибири, чем в европейской части России. Возможно, причина в том, что в Сибири многие цыгане были потомками арестованных за конокрадство цыган – не знаю. Впрочем, в любом случае не стоит наговаривать разом на всех цыган-сибиряков, были среди них вполне нормальные конезаводчики, вроде небезызвестной семьи Бузылёвых.

Особенностью как профессиональных конокрадов, так и случайных уводчиков коней было то, что цыгане не имели обычая сводить сразу табун лошадей, воруя их по одной-две штуки. Причина ли в каких-то особых “понятиях” или просто в специфике кочевой жизни, теперь уже непонятно.

Однако, раскрытыми выше темами роль лошадей в цыганской традиционной культуре не ограничивается.

Из-за того, что вся цыганская жизнь зависела от коня (или коней) семейства, то лошади и всё, что с ними было связано, были в цыганских глазах сакральны.

Так, в одной цыганской сказке цыгане видят истинный облик чёрта, глядя на него сквозь хомут. Обычай призывать подковой удачу на жилище происходит, скорее всего, именно от цыган; во всяком случае, он у цыган был распространён и встречается порой и сейчас. Многие цыгане традиционно считали и считают табу есть конское мясо. Конь в сказке, песнях выступает прямо как волшебный помощник: предупреждает о беде, уносит от беды, спасает, защищает. Даже самих себя цыгане ассоциировали с конями, и назвать мужчину конём, а женщину – кобылой в цыганской культуре всегда было не только не оскорбительно, но даже наоборот – считалось хорошим, поэтическим сравнением. Если вы отмотаете назад по метке цыгане, вы увидите ряд пословиц, где “цыгане” называются “конями”, а цыганки – “кобылами”.

В наше время место коня в жизни и цыганском сознании заняли автомобили. Каждый парень стремится обзавестись автомобилем в знак своей “самостоятельности”, как прежде стремился обзавестись конём. Во многих семьях жизнь до сих пор зависит от коня, уже железного. Это не только семьи “бомбил” и грузоперевозчиков, но также – что особенно заметно на Балканах – семьи, занимающиеся сбором и сдачей металлолома и бумаги и частенько живущие на свалке (экс-Югославия, Чехия, Словакия). Их “железный конь” не только перевозит материалы; автомобильный аккумулятор также используется как источник электроэнергии в самодельных лачугах, при помощи которых работают телевизор, лампочки, электроплитки и даже иногда маленькие стиральные машинки. Таким образом, их “конь” до сих пор является центром быта.

Однако и настоящих коней не забывают. У иных цыган одно время было модно дарить девочкам на счастье кулончики в виде золотых подковок, и до сих пор многие городские цыгане, в жизни видевшие живую лошадь может, раз, может два, любят признаться в любви к коням, а некоторые воплощают эту любовь, коллекционируя фигурки лошадок или их изображения.

Считаю монеты на ладони:
О О О O О О O О O О О О O O O O O O O O О О O О О О О O O O O O

UPD: в комментах, процитировав первую строку, мне попеняли, что не рассказываю страшную правду – что цыгане крали коней 😀

Ссылка на основную публикацию